Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:25, реферат
Криминология конца XX века, бесспорно, сформировалась как самостоятельная наука. Криминология начала XX века была более эмпирична, чем криминология конца XX века. Криминология начала XX века была более плюралистична, чем криминология конца XX века.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Развитие криминологии в России……………………………………..…4
2. Современные криминологические теории……………………………...8
Заключение………………………………………………………………….…..21
Список использованной литературы…………………………………………23
7.Радикальные теории.
Разобраться с этими теориями,
на мой взгляд, очень трудно, особенно
в настоящее время. Их создание датируется
70-мы годами (США и Западная Европа).
Их сторонниками главным вопросом является
конфликт между классами, т.е. господствующий
класс криминализирует рабочий класс
с помощью "классовой структуры"
общества и "классовой юстицией".
Многие представители этих теорий называют
себя марксистами, но огораживаясь при
этом от криминологии социалистических
стран, считая, что СССР и бывшие страны
соц. лагеря не социалистические, а государственно-
- преступность - "негативное благо", которое урезает права и шансы, перераспределяет имеющиеся в обществе ресурсы;
- девиантность - это выражение разноликости, разнообразия людей;
- основной конфликт в
капиталистическом обществе
- преступность возникает из противоречий капитализма, которые все время растут;
- традиционная криминология - наука, которая не ставит под вопрос отношения господства, а пытается их оправдать;
- уголовное законодательство
и его применение при
- инстанции социального контроля общества, т.е. полиция, суды, тюрьмы или исправительные учреждения, являются "органами набора рекрутов в каторгу девиантных элементов";
- применение санкций к
разным слоям населения
Своей главной задачей радикалы видят - ликвидацию капиталистической системы. Естественно, что радикальные теории подвергаются критике по следующим основаниям:
- основные постулаты
- общества, называющие себя социалистическими, ни к коей мере не свободны от преступности и противоправности;
- радикальные теории полны
морализаторства, т.е.
- эти теории излишне переоценивают экономику;
- существует большая группа преступлений, которая совершенно не затрагивает интересы капиталистов;
- совершенно не затрагивается вопрос жертвы преступления
Одним из примеров несостоятельности этих теорий могут служить эмпирические исследования, в ходе которых установлено, что рабочие больше привязаны к своей собственности, чем средний слой, что они резче обсуждают имущественные преступления, что они больше поддерживают полицию и требуют увеличения ее численности и более жестких мер в отношении преступников.
Социально-психологические теории преступности.
Общепринято, что на поведение человека влияет его ближайшее и более широкое социальное окружение. Однако и сам человек своим поведением влияет на это окружение, формируя его; человек отнюдь не пассивен по отношению к своей среде, к группе. Самыми мощными по силе связей группами в обществе являются семья, школа, группа сверстников, профессиональный коллектив и группа свободного времени (досуга, ибо большую часть своего времени человек проводит в этих группах и в них соиализируется. Центральным понятием социально-психологических теорий преступности является социализация, целью которой служит адаптация и вживание индивида в принятые в обществе нормы поведения. Обратимся теперь к некоторым из криминологических теорий этого (социально-психологического) направления.
1.Теория обучения.
Она объясняет преступное поведение так: преступником может стать любой человек. Прирожденных преступников не бывает. Унаследовать можно лишь способность к обучению. Эта "предрасположенность" позволяет усваивать любые мыслимын формы поведения - как социально преемлимые так и декиантные, делинквентные и преступные. Первым, кто выдвинул эту теорию был Габриэль Тард. Он предложил три основные закономерности подражательного обучения:
-легче и лучше всего
перенимают поведение друг
-подражание широко
- прежнее поведение человека при этом перекрывается новым, которое может либо усилить старое, либо целиком заменить его. Но при этом прежнее поведение являет собой переход к новому.
Применительно к окружающей среде люди используют три основные системы реагирования - рефлексы, инстинкты и усвоенные реакции. Обучение (усвоение) - самая важная система реагирования в процессе адаптированного поведения человека. Его личностное развитие начинается с момента оплодотворения яйцеклетки. При этом активно взаимодействуют генетические компоненты обоих родителей. После рождения в дело вступает социальная Среда (уже здесь новорожденные отличаются друг от друга - одни много спят, другие много кричат и т.д. За телесным рождением человека следует духовно-социальное становление, т.е. человек учится быть человеком. Ученые предлагают три различных подхода к обучению нормам поведения, которые взаимодействуют друг с другом:
- вырабатывается классический
условный рефлекс, открытый
- вторым подходом к
обучению нормам поведения
- третьим подходом является социальная теория обучения, которая рассматривает обучение человека как активный, познавательный, управляемый духовный процесс переработки опыта и знаний. Человеческое поведение - это не автоматическое, рефлекторное реагирование; в его основе лежит активный процесс, в котором решающую роль принадлежит мотивациям, чувственному восприятию и сложным мыслительным процессам. Эта теория была разработана в основном Альбертом Бандурой (1979), которую он строит на учете процессов познания, протекающих в мозгу между воздействиями раздражителя и реакции на него, т.е. на учете восприятий, воспоминаний, представлений, предчувствий и ожиданий. (Не каждый человек видел в своей жизни тяжкое преступление, но читал о них, видел на сцене театра, в художественном или документальном фильме; тесное общение с осужденными к лишению свободы также представляется не каждому, но мысленное "знакомство" с этой категорией граждан имеет каждый. Но насколько это нравиться или не нравится определяет для себя каждый).
2.Теория дифференциальной ассоциации.
Эта теория изначально предназначена для объяснения индивидуального преступного поведения. Исследования в этой области проводились известными криминологами Клиффордом Шоу (1930), Эдвин Сазерленд (1939) и его ученик Дональд Кресси. Теория включает в себя восемь основных постулатов: 1. Преступному поведению учатся, а не наследуют; 2. Преступное поведение усваивается в ходе взаимодействия с другими людьми в процессе общения; 3. Важнейшая часть обучения уголовному поведению совершается в группах, связывающих своих членов тесными личными отношениями. Внеличностные средства коммуникации (теле-, кино- и видеофильмы, газеты и журналы) играют в процессе усвоения криминального поведения не столь важную роль; 4. Овладение криминальным поведением включает в себя изучение способов совершения преступлений, которые бывают и сложными, и простыми, а также специфических мотивов, влечений, оправданий и установок; 5. Рассматривая закон в положительном и отрицательном свете, преступники усваивают особую направленность мотивов и влечений. В одном обществе индивидуум контактирует с людьми, которые единодушно относятся к нормам закона, как к неукоснительно исполняемым правилам жизни, а в другом - оказываются в окружении людей, которые в своих оценках отдают предпочтение нарушению законов; 6. Человек становится преступником, когда усваиваемые им определения, благоприятствую-щие преступности, перевешивают в его сознании образцы законопослушного поведения; 7. Усвоение преступного поведения не ограничено только процессом имитации, подражания; и последний постулат этой теории 8. Хотя преступность - это выражение общих потребностей и ценностей, объяснять ее только этими потребностями и ценностями нельзя, ибо и непреступное поведение также является выражением тех же самых потребностей ценностей. Из этой теории (дифференцированной ассоциации) Кресси сделал следующие выводы:
- необходимо существенно улучшить практику и условия воспитания в семье, школе, профессиональном коллективе и группах совместного проведения досуга;
- нельзя вместе содержать впервые осужденных вместе с рецидивистами;
- группы ресоциализации нужно организовывать по принципу "...чтобы кого-то в чем-то убедить, нужно убедиться в этом самому...";
- можно создать и сохранять общество, лишенное преступности, благодаря системе поощрений.
Опросы ведущих криминологов показывают, что теория Сазерленда имеет очень большое влияние, хотя и вызывает споры. Мы с Вами будет за ними наблюдать, а пока перейдем к рассмотрению следующей теории
3.Теории контроля.
Согласно теориям контроля, которые были впервые предложены криминологами Альбертом Рейссом (1951), Ф.Айвеном Наем (1958) и Мартином Гоулдом (1963,1970), социально конформному поведению надо обучать. Для изучения такого поведения и его усвоения решающее значение имеют формальный и неформальный контроль, а также онтроль внешний и самоконтроль. Неформальный контроль по крайней мере столь же важен, как и формальный, который вследствие ценностных конфликтов между социальными группами в плюралистическом обществе имеет сравнительно большое значение, выполняет в этом обществе не только функцию устрашения, но и функцию формирования ценностей. Внешний контроль за счет процесса интернационализации превращается во внутри личностный контроль, или самоконтроль. При успешной социализации родительский надзор замещается "психологическим присутствием" родителей. Для удовлетворения самоконтроля решающим моментом является самооценка и устойчивая связь с обществом. Все теории контроля исходят из того, что обыденное и вульгарное медленнее неотделимы от преступных действий и обусловливают друг друга. Несомненно, большое влияние на постулаты теории контроля оказывает психоанализ Зигмунда Фрейда. Фрейдовская внутри психическая динамика уже давно переведена в понятие социальной психологии и тем самым сделана операционной, наблюдаемой и эмпирически доказуемой.
4.Теория устойчивости
Ее основоположник Уолтер Реклес (1961,1973,1981) задался вопросом:"Почему живущий в крупном городе подросток, несмотря на высокий уровень преступности, не становится правонарушителем?" По его мнению ответ заключается в следующем - социальную устойчивость личности определяет внешний и, особенно, внутренний контроль, выражающийся во внутренней устойчивости. Ее отличают пять признаков:
1. Самовоспитание, то есть оценка себя как личности, заключается в способности самоконтроля, в умении оценить себя со стороны, в чем большую роль играет уважение закона;
2. Целеустремленность выражается
в личном желании сделать
3. Самоконтроль может
быть эффективным только тогда,
4. Стойкость - это свойство
человека, позволяющее ему не
предаваться гневу или