Криминологический прогноз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 09:06, реферат

Описание работы

Преступность как общественное явление представляет систему, состоящую из отдельных элементов (видов, подсистем), обладающих относительной самостоятельностью. Эти подсистемы могут быть вычленены по различным основаниям. В первую очередь по специфике детерминации наиболее отчетливо вся преступность делится на две большие, но неравные подсистемы: умышленную и неосторожную преступность. Эти два вида преступности характерны для любого общества. Обе подсистемы могут быть разделены, опять-таки в зависимости от специфики детерминации на отдельные подвиды, которые имеют место не в каждом обществе. Организованная преступность — подвид умышленной преступности, присущ не всем государствам.

Файлы: 1 файл

Сем 11 кримин.docx

— 42.73 Кб (Скачать файл)

По длительности существования преступные формирования могут создаваться на ограниченный и неопределенный срок.

Состояние организованной преступности отдельно учитывается  по двум ее направлениям: политической и корыстной (общеуголовной и  экономической). Проявления политической организованной преступности в России носят единичный характер. Преступная энергия активных россиян сублимируется, в основном, в корыстной преступности. Это резко отличает конец XX в. от конца XIX—начала XX в. Насильственные действия, революции, гражданские войны пока отторгаются и в силу исторической памяти. Поскольку в мире преступности существует система сдержек и противовесов, корыстная организованная преступность ослабляет потенциал организованной политической преступности. И есть надежда, что XXI в. мы встретим без насильственных политических потрясений. Признаки организованной преступности. Выделяются следующие признаки организованной преступности:

  1. наличие организатора или руководящего ядра;
  2. определенная иерархическая структура, отделяющая руководство от непосредственных исполнителей;
  3. корысть – это общий родовой признак всей организованной преступности в целом;
  4. более или менее четкое распределение ролей (функций), которые реализуются при выполнении конкретных задач;
  5. жесткая дисциплина с беспрекословным подчинением по вертикали, основанная на собственных законах и нормах;
  6. система жестких наказаний, вплоть до физического устранения;
  7. финансовая база для решения «общих» задач;
  8. сбор информации о выгодах и безопасных направлениях преступной деятельности;
  9. нейтрализация и возможное коррумпирование правоохранительных и других государственных органов для получения необходимой информации, помощи и защиты;
  10. профессиональное использование основных государственных и социально-экономических институтов, действующих в стране и мире, в целях создания внешней законности своей преступной деятельности;
  11. распространение устрашающих слухов о своем могуществе;
  12. создание такой структуры управления, которая избавляет руководителей от непосредственного участия или организации конкретных преступлений;
  13. совершение любых преступлений при доминирующей мотивации достижения корыстной цели и контроля в какой-либо сфере или на какой-либо территории для той же наживы и безопасности;
  14. политизация преступной деятельности, т. е. стремление членов преступных сообществ к власти или к установлению таких отношений с отдельными представителями органов власти и управления, которые позволяли бы влиять на местную финансово-хозяйственную и уголовную политику с целью расширения масштабов своей преступной деятельности и ухода от социального контроля;
  15. масштабный, межрегиональный или даже международный характер преступной деятельности;
  16. огромный бюджет преступного сообщества;
  17. наличие «зонта безопасности» организованных преступных групп за счет создания структур, обеспечивающих внутреннюю безопасность преступного сообщества (групп вооруженной охраны, боевиков и т. д.);
  18. осуществление криминально-контрольных функций над легальной банковско-коммерческой деятельностью на определенной территории.

3. ДЕТЕРМИНАНТЫ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Формы и виды организованной преступности спаяны гибкими подвижными контактами, семейными узами, необходимостью ведения  бизнеса и взаимозависимостью отдельных  видов деятельности, которые способствуют развитию этой системы. Сверхприбыли организованной преступности вновь поступают в  систему, используемую для получения  новых прибылей. Так складывается самоохраняющаяся порочная система, наживающаяся за счет разложения общества, наносящая ему невосполнимый материальный ущерб.

Для успешной борьбы с организованной преступностью важно знать причины  и условия, ее порождающие.

Анализ юридической и  специальной литературы, а также  практической деятельности органов  внутренних дел по борьбе с организованной преступностью позволяет выделить основные причины и условия, порождающие  организованную преступность и отметить, что социальные отношения непреступного  характера перерастают в преступность при недостатках ее прогноза, выявления и борьбы с социальными отклонениями.

Преступность – продукт общества и относительно самостоятельное социальное явление, имеющее свои специфические характеристики, закономерности, логику развития. Преступность при недостатках борьбы с ней способна к самодетерминации и оказанию обратного отрицательного влияния на породившие ее обстоятельства, в том числе на экономику, социальную ситуацию, политику, духовную сферу, а также на социальные отклонения, усугубляя их и придавая им новые характеристики.

Организованная  преступность – это своего рода итог взаимодействия прежних состояний преступности и неблагоприятных социальных условий, сложившихся в том числе и под ее воздействием.

Развитию организованной преступности прежде всего способствует экономическая ситуация, характеризующая недостаточностью решения вопросов, касающихся собственности, полномочий по отношению к государственной собственности (например, самого государства и тех юридических лиц, в ведении которых она находится).

Существенное значение в  развитии организованной преступности имеет рассогласованность роста  денежных доходов населения и  их товарного обеспечения, возникновение  и усугублениедефицита денежных средств на все более широкий круг товаров и услуг, а также различия в оплате одного и того же труда, выполняемого работником государственного сектора производства и коммерческого.

На проявление преступности влияют также обстоятельства социального плана. Это и отстаивание социального развития от экономического, и усиливающееся в результате перераспределения доходов социально-экономическое расслоение общества на две полярные группы – одни материально обеспечены значительно лучше, другие – заметно хуже. Представляется, что наличие таких полярных групп в обществе связано, во-первых, с особенностями доходов и гораздо меньше – с расходами; во-вторых, с нарушением принципов справедливости в экономике.

Лучшая материальная обеспеченность отдельных лиц объясняется прежде всего тем, что они по месту работы имеют доступ к материальным ценностям. Сосредоточение значительных материальных средств у небольшой части населения крайне опасно, так как это противоречит принципам справедливости, подрывает значимость трудовой деятельности и ее общественной оценки, дает возможность определенной части населения демонстрировать такой уровень жизни, который не может быть достигнут законным путем, позволяет в первоочередном порядке получать доступ к ряду благ на основе подкупа соответствующих лиц, подрывает престиж закона, доверие к государству, создает социальную напряженность.

Значительно худшая материальная обеспеченность другой категории граждан  объясняется их плохой социальной защищенностью, низкой зарплатой. Многие из них не имеют постоянной работы. Часть этих людей злоупотребляет спиртными напитками, уклоняется от общественно полезного труда. Нахождение в люмпенизированной среде, возможно, и заслуженно для тех, кто не желает трудиться и пьянствует, но обществу следует подумать о членах их семей, несовершеннолетних детях, которые поставлены в условия, не способствующие их умственному и физическому развитию, и обречены на то, чтобы пополнять в дальнейшем криминогенную среду.

Организованная преступность стремится к расширению сферы  своей деятельности за счет контрабанды  наркотиков, оружия и т.п., использованию  зарубежного криминального опыта  организованных преступных групп.

К основным социальным условиям живучести криминальных организованных форм следует отнести:

– противоречия в распределительных  отношениях;

– ослабление отдельных нравственных и социальных институтов;

– недооценку общественной опасности организованной преступности и ее последствий;

– отстаивание форм и методов  работы правоохранительных органов  от изменений качественной стороны  преступности.

Противоречия в распределительных  отношениях выражаются в такой опасной  форме неравенства, когда отдельные  граждане разными способами обирают  общество, живут прямо или косвенно за счет честных тружеников. Несправедливая, искусственно складывающаяся ситуация материального неравенства является причиной возникновения многих негативных социальных явлений.

Ослабление некоторых  социальных и нравственных институтов обусловлено, прежде всего, снижением  социальной роли семьи и изменением взглядов на ценности морального характера, установленные нормы поведения. Действие этих факторов приводит к  омоложению уголовной среды.

Недооценка правоохранительными  органами общественной опасности организованной преступности и ее последствий нередко  создает видимость благополучия в борьбе с преступностью и  не позволяет принимать правильные управленческие решения.

Отставание форм и методов  работы правоохранительных органов  от качественных изменений преступности выражено, в первую очередь, в:

– потере профессионального  ядра, несоблюдении принципа преемственности  поколений сотрудников правоохранительных органов, преимущественно полиции, в борьбе с преступностью;

– слабой качественной информационно-аналитической  базе, что не позволяет учитывать  профессиональных преступников, правильно  оценивать криминогенную обстановку;

– децентрализации оперативно-служебной  деятельности органов внутренних дел, препятствующей надлежащему взаимодействию служб и подразделений в борьбе с преступностью.

Ситуация в духовной сфере характеризуется присутствием явлений эгоизма, частнособственнических проявлений, недоверия к официальным институтам государства, их возможностям удовлетворить насущные потребности.

Особо следует сказать  о просчетах в самой стратегии и тактике борьбы с преступностью.

Во-первых, недооценивалась  и практически не реализовалась  последовательно такая сторона  борьбы с преступностью, как ее общая  организация: анализ положения, определение  направлений главных ударов, программно-целевое  планирование, его долж-ное ресурсное обеспечение.

Во-вторых, до сих пор не разработано четкого правового  документа борьбы с организованной профессиональной преступностью: криминологическая  ситуация изменяется быстро, действующий  закон ее полностью «не перекрывает».

В-третьих, правильный тезис  о предупреждении как главном  направлении борьбы с преступностью  иногда понимался так, что предупреждение могут заменить правоохранительные меры. Между тем, предупреждение и  правоохранительная деятельность –  это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие  виды деятельности.

В-четвертых, предупреждение преступлений зачастую сводилось к  общим беседам, предостережениям и  т.п., без грамотного объяснения причин и условий их совершения соответствующего воздействия на факторы, способствующие совершению тех или иных преступлений. Психологическая и профессиональная подготовка работников правоохранительных органов не соответствует требованиям  жизни. Призывы к усилению борьбы с преступностью, в частности  с ее организованными формами, не подкрепляются в организационно-ресурсном  отношении, связанные с:

– недооценкой проблемы организованной преступности. Она выражается в первую очередь, в слабом знании, получении  достаточной информации практическими  работниками на местах общей картины, отражающей процессы консолидации, кооперирования, профессионализации криминальной среды;

– недостаточно активным и  целенаправленным оперативным поиском  лиц;

– возможными участниками  организованного преступного сообщества, в том числе и в местах лишения  свободы;

– отсутствием опережающего поиска со стороны органов внутренних дел сфер приложения преступной активности;

– недостатками в контроле за деятельностью особо опасных лидеров в местах лишения свободы;

– недочетами в работе по развенчиванию деятельности особо  опасных лидеров преступных сообществ, как в условиях свободы, так и  в исполнительных учреждения.

Причинами и условиями  существования организованной преступности также являются:

– безнаказанная жизнедеятельность  лиц, обладающих значительными денежными  средствами за счет паразитирования. Они, как правило, формулируют психологию сверхличности («Мы люди особой категории, имеем право и должны жить только таким образом»), организуют относительно широкую пропаганду своих убеждений;

– возникновение подпольной незаконной собственности. У боссов теневой экономики сосредотачиваются  гигантские денежные суммы. Может возникнуть резонный вопрос: куда же деваются эти  громадные деньги? Исследования показывают, что они распределяются по четырем  главным каналам. Первый и второй каналы – создание условий для  функционирования теневой экономики (сырье, фондодержатели, товароведы, грузчики и пр.; защита от нежелательного вмешательства ревизоров, налоговой и таможенной службы и пр.); третий канал – сверхпотребление; четвертый – превращение денег в сокровища. Основной метод функционирования теневой подпольной экономики – систематическое отсасывание из оборота наличных денег;

– создание организованной преступностью условий для обеспечения  своей деятельности и безопасности.

Против правоохранительных органов организованная преступность ведет работу по трем направлениям:

1) умышленная дискредитация  и ослабление позиций правоохранительных  органов;

2) слежка за мероприятиями,  проводимыми правоохранительными  органами по борьбе с преступностью;

3) стремление втянуть в  преступные махинации отдельных  сотрудников правоохранительных  органов.

Действующее уголовное законодательство Республики Казахстан позволяет  правоохранительным органам вести  борьбу не только с низшим уровнем  преступных организаций, но и осуществлять активное уголовное преследование  лидеров организованных сообществ.

Непринятие мер по своевременному выявлению причин и условий функционирования организованной преступности может  привести к ослаблению правопорядка и стать серьезным фактором, тормозящим процессы преобразований в республике.


На местах борьба с организованной преступностью  осуществляется непосредственно федеральными полицейскими подразделениями (объединениями "Ударные силы"), территориальная  юрисдикция которых распределена таким  образом, чтобы в совокупности охватить контролем всю страну. Эти подразделения, подчиненные министерству юстиции, действуют в тесном контакте с  другими правоохранительными органами. Немаловажное значение имеет и создание в городских полицейских управлениях  специализированных подразделений  по борьбе с организованной преступностью.

Опыт  специализации подразделений правоохранительной системы в борьбе с организованной преступностью имеется и в  нашей стране. Так, в конце 80-х гг. в МВД СССР было создано управление по борьбе с организованной преступностью, по инициативе которого образованы межрегиональные, а в ряде МВД, УВД - соответствующие региональные подразделения. Была разработана и концепция борьбы с организованной преступностью, предусматривающая решение следующих основных задач:

- проведение разведывательно-поисковых мероприятий, направленных на добывание, сбор и анализ сведений об организованных преступных сообществах, оперативно-розыскное проникновение в их структуры, выработка мер противодействия;

- борьба с устойчивыми преступными сообществами и их коррумпированными связями;

- направление соответствующей информации в аппараты уголовного розыска, борьбы с экономической преступностью и совместное проведение крупномасштабных операций по разоблачению организованных преступных сообществ;

- информирование органов власти и управления о состоянии и тенденции развития организованной преступности.

Концепция достаточно четко определила и главные  направления работы, а именно:

- выявление и разоблачение преступных структур, возникших в результате сращивания общеуголовной и экономической преступности; недопущение возможности отмывания денег, добытых преступным путем; документирование преступной деятельности членов организаций, предприятий, созданных на незаконно нажитые средства;

- разоблачение бандитских группировок; обнаружение и перекрытие каналов сбыта за рубеж партий оружия, антиквариата, драгоценных камней и металлов, других предметов, представляющих для страны культурную и историческую ценность;

- документирование преступной деятельности членов организованных преступных групп, занимающихся наркобизнесом;

- изобличение коррумпированных лиц в органах власти и управления;

- противодействие проникновению преступных организованных формирований из зарубежных стран на территорию России; проведение совместно с другими правоохранительными органами и иными организациями мероприятий, защищающих интересы Российской Федерации по заключенным договорам об экспорте-импорте продукции; документирование деятельности преступных сообществ, имеющих международные связи;

- сбор информации о "ворах в законе", авторитетах уголовного мира и "теневой" экономики, способных организовывать и финансировать преступные сообщества, документирование их противоправной деятельности и противодействие вырабатываемой ими преступной стратегии;

- пресечение попыток использовать организованные преступные группы в террористических и экстремистских акциях.

Задачей межрегиональных подразделений, кроме  того, стали выявление и изобличение  организованных преступных сообществ, имеющих межобластные, межреспубликанские, а также международные связи. На них же было возложено создание информационно-поисковых систем, банка  данных о проявлениях организованной преступности для обмена информацией  в регионе и за его пределами  в интересах изобличения организаторов  и участников преступных сообществ, крупных дельцов "теневой" экономики  и наркобизнеса, экстремистских формирований, быстрого и полного раскрытия  совершаемых ими тяжких преступлений. Созданные подразделения проводили  анализ информации о процессах в  преступной среде, определяли на этой основе стратегию и тактику борьбы с преступными сообществами в  регионе, разрабатывали предложения  по устранению причин и условий, способствующих организованной преступной деятельности.

Важное  значение в борьбе с организованной преступностью имело образование Главного управления по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД России. В настоящее время в его составе функционируют объединенные в оперативно-розыскные бюро подразделения по борьбе: с коррупцией в органах власти, с международными преступными структурами, с легализацией преступных доходов, с этническими организованными преступными группами, с лидерами преступных структур, с межрегиональными преступными структурами; с терроризмом и похищением людей. В состав ГУБОП также входит организационно-зональное управление, осуществляющее штабные функции (информационно-аналитическую, оперативно-зонального контроля, оперативного реагирования).

Повышение статуса и дальнейшее совершенствование  системы этих подразделений органов  внутренних дел создали новые  возможности для наступления  на наиболее опасные проявления организованной преступности. С учетом местных условий были осуществлены мероприятия по консолидации всей системы правоохранительных органов в целях укрепления правопорядка, ужесточения противодействия вооруженным организованным преступным группам; выработан механизм взаимодействия региональных подразделений с другими оперативными службами и милицией общественной безопасности; созданы условия для широкого обмена информацией, проведения совместной подготовки и самих операций против вооруженных преступных групп; разработаны меры по дальнейшему укреплению оперативных позиций в преступной среде, глубокому проникновению в вооруженные организованные преступные группы, включая внедрение в установленном порядке специально подготовленных штатных сотрудников органов внутренних дел. ГУБОП усилено специальными подразделениями быстрого реагирования, оснащенными современными средствами передвижения, связи, защиты, вооружения. На эти подразделения возложена задача предупреждать и пресекать противоправные действия вооруженных преступных групп, изымать незаконно хранящееся оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, наркотики и т.п.

В последние  годы ГУБОП, региональные управления по борьбе с организованной преступностью  органов внутренних дел составляют единую централизованную систему специализированных подразделений. Ее образование осуществлено прежде всего для документирования деятельности организованных преступных формирований и принятия адекватных мер противодействия на различных уровнях государственного управления. Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

- пресечение деятельности преступных сообществ (организаций), банд и организованных групп;

- проведение разведывательно-оперативных мероприятий с целью получения сведений о процессах и тенденциях, происходящих в преступной среде, документирование противоправной деятельности лидеров преступных формирований;

- выявление и привлечение к ответственности коррумпированных лиц, использующих служебное положение в интересах преступных формирований;

- предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие конкретных преступлений, совершенных организованными группами.

Для реализации названных задач ГУБОП обеспечивает оперативно-розыскное предупреждение создания и функционирования межрегиональных  и международных организованных преступных групп, организаций (сообществ), а специализированные аппараты субъектов  Федерации - предупреждение фактов бандитизма, похищений и незаконного лишения свободы людей, захватов заложников, вымогательства, незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ, совершенных организованными группами.

Руководители  региональных органов внутренних дел  обеспечивают взаимодействие аппаратов  по борьбе с организованной преступностью  с другими подразделениями криминальной милиции, для чего определяют систему  обмена информацией, периодического совместного  анализа оперативной обстановки и вырабатывают меры по противодействию  организованным преступным формированиям, предотвращению и раскрытию особо  тяжких и тяжких преступлений, проведению оперативно-розыскных мероприятий  по конкретным делам оперативного учета, внедряют другие оправдавшие себя формы  совместной деятельности и обеспечивают использование личного состава подразделений по борьбе с организованной преступностью строго для решения задач, определенных положениями о них.

При этом особое значение имеет организация  и осуществление взаимодействия правоохранительных органов России. Продолжающийся рост организованной преступности обусловливает необходимость привлечения  к борьбе с нею Федеральной  службы безопасности (в том числе  пограничной службы), органов таможенной службы. Расширение круга субъектов  этой деятельности требует их большей  согласованности, лучшего взаимодействия, усиления роли органов прокуратуры. В этих целях на основании совместного  решения Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ России созданы следственно-оперативные  группы (СОГ), объединяющие усилия следственных, оперативных, технических и других служб и подразделений соответствующих  органов по пресечению и расследованию  деятельности организованных преступных группировок. Эти группы комплектуются  из наиболее квалифицированных следователей и оперативных сотрудников.

Информация о работе Криминологический прогноз