Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 09:06, реферат
Преступность как общественное явление представляет систему, состоящую из отдельных элементов (видов, подсистем), обладающих относительной самостоятельностью. Эти подсистемы могут быть вычленены по различным основаниям. В первую очередь по специфике детерминации наиболее отчетливо вся преступность делится на две большие, но неравные подсистемы: умышленную и неосторожную преступность. Эти два вида преступности характерны для любого общества. Обе подсистемы могут быть разделены, опять-таки в зависимости от специфики детерминации на отдельные подвиды, которые имеют место не в каждом обществе. Организованная преступность — подвид умышленной преступности, присущ не всем государствам.
По длительности существования преступные формирования могут создаваться на ограниченный и неопределенный срок.
Состояние организованной преступности отдельно учитывается по двум ее направлениям: политической и корыстной (общеуголовной и экономической). Проявления политической организованной преступности в России носят единичный характер. Преступная энергия активных россиян сублимируется, в основном, в корыстной преступности. Это резко отличает конец XX в. от конца XIX—начала XX в. Насильственные действия, революции, гражданские войны пока отторгаются и в силу исторической памяти. Поскольку в мире преступности существует система сдержек и противовесов, корыстная организованная преступность ослабляет потенциал организованной политической преступности. И есть надежда, что XXI в. мы встретим без насильственных политических потрясений. Признаки организованной преступности. Выделяются следующие признаки организованной преступности:
3. ДЕТЕРМИНАНТЫ ОРГАНИЗОВАННОЙ |
Формы и виды организованной преступности спаяны гибкими подвижными контактами, семейными узами, необходимостью ведения бизнеса и взаимозависимостью отдельных видов деятельности, которые способствуют развитию этой системы. Сверхприбыли организованной преступности вновь поступают в систему, используемую для получения новых прибылей. Так складывается самоохраняющаяся порочная система, наживающаяся за счет разложения общества, наносящая ему невосполнимый материальный ущерб. Для успешной борьбы с организованной
преступностью важно знать Анализ юридической и
специальной литературы, а также
практической деятельности органов
внутренних дел по борьбе с организованной
преступностью позволяет Преступность – продукт общества и относительно самостоятельное социальное явление, имеющее свои специфические характеристики, закономерности, логику развития. Преступность при недостатках борьбы с ней способна к самодетерминации и оказанию обратного отрицательного влияния на породившие ее обстоятельства, в том числе на экономику, социальную ситуацию, политику, духовную сферу, а также на социальные отклонения, усугубляя их и придавая им новые характеристики. Организованная преступность – это своего рода итог взаимодействия прежних состояний преступности и неблагоприятных социальных условий, сложившихся в том числе и под ее воздействием. Развитию организованной преступности прежде всего способствует экономическая ситуация, характеризующая недостаточностью решения вопросов, касающихся собственности, полномочий по отношению к государственной собственности (например, самого государства и тех юридических лиц, в ведении которых она находится). Существенное значение в развитии организованной преступности имеет рассогласованность роста денежных доходов населения и их товарного обеспечения, возникновение и усугублениедефицита денежных средств на все более широкий круг товаров и услуг, а также различия в оплате одного и того же труда, выполняемого работником государственного сектора производства и коммерческого. На проявление преступности влияют также обстоятельства социального плана. Это и отстаивание социального развития от экономического, и усиливающееся в результате перераспределения доходов социально-экономическое расслоение общества на две полярные группы – одни материально обеспечены значительно лучше, другие – заметно хуже. Представляется, что наличие таких полярных групп в обществе связано, во-первых, с особенностями доходов и гораздо меньше – с расходами; во-вторых, с нарушением принципов справедливости в экономике. Лучшая материальная обеспеченность отдельных лиц объясняется прежде всего тем, что они по месту работы имеют доступ к материальным ценностям. Сосредоточение значительных материальных средств у небольшой части населения крайне опасно, так как это противоречит принципам справедливости, подрывает значимость трудовой деятельности и ее общественной оценки, дает возможность определенной части населения демонстрировать такой уровень жизни, который не может быть достигнут законным путем, позволяет в первоочередном порядке получать доступ к ряду благ на основе подкупа соответствующих лиц, подрывает престиж закона, доверие к государству, создает социальную напряженность. Значительно худшая материальная обеспеченность другой категории граждан объясняется их плохой социальной защищенностью, низкой зарплатой. Многие из них не имеют постоянной работы. Часть этих людей злоупотребляет спиртными напитками, уклоняется от общественно полезного труда. Нахождение в люмпенизированной среде, возможно, и заслуженно для тех, кто не желает трудиться и пьянствует, но обществу следует подумать о членах их семей, несовершеннолетних детях, которые поставлены в условия, не способствующие их умственному и физическому развитию, и обречены на то, чтобы пополнять в дальнейшем криминогенную среду. Организованная преступность
стремится к расширению сферы
своей деятельности за счет контрабанды
наркотиков, оружия и т.п., использованию
зарубежного криминального К основным социальным условиям живучести криминальных организованных форм следует отнести: – противоречия в распределительных отношениях; – ослабление отдельных нравственных и социальных институтов; – недооценку общественной опасности организованной преступности и ее последствий; – отстаивание форм и методов работы правоохранительных органов от изменений качественной стороны преступности. Противоречия в Ослабление некоторых социальных и нравственных институтов обусловлено, прежде всего, снижением социальной роли семьи и изменением взглядов на ценности морального характера, установленные нормы поведения. Действие этих факторов приводит к омоложению уголовной среды. Недооценка Отставание форм и методов
работы правоохранительных органов
от качественных изменений преступности – потере профессионального
ядра, несоблюдении принципа преемственности
поколений сотрудников – слабой качественной информационно-аналитической базе, что не позволяет учитывать профессиональных преступников, правильно оценивать криминогенную обстановку; – децентрализации оперативно- Ситуация в духовной сфере характеризуется присутствием явлений эгоизма, частнособственнических проявлений, недоверия к официальным институтам государства, их возможностям удовлетворить насущные потребности. Особо следует сказать о просчетах в самой стратегии и тактике борьбы с преступностью. Во-первых, недооценивалась и практически не реализовалась последовательно такая сторона борьбы с преступностью, как ее общая организация: анализ положения, определение направлений главных ударов, программно-целевое планирование, его долж-ное ресурсное обеспечение. Во-вторых, до сих пор не разработано четкого правового документа борьбы с организованной профессиональной преступностью: криминологическая ситуация изменяется быстро, действующий закон ее полностью «не перекрывает». В-третьих, правильный тезис о предупреждении как главном направлении борьбы с преступностью иногда понимался так, что предупреждение могут заменить правоохранительные меры. Между тем, предупреждение и правоохранительная деятельность – это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие виды деятельности. В-четвертых, предупреждение
преступлений зачастую сводилось к
общим беседам, предостережениям и
т.п., без грамотного объяснения причин
и условий их совершения соответствующего
воздействия на факторы, способствующие
совершению тех или иных преступлений.
Психологическая и – недооценкой проблемы организованной преступности. Она выражается в первую очередь, в слабом знании, получении достаточной информации практическими работниками на местах общей картины, отражающей процессы консолидации, кооперирования, профессионализации криминальной среды; – недостаточно активным и целенаправленным оперативным поиском лиц; – возможными участниками
организованного преступного – отсутствием опережающего поиска со стороны органов внутренних дел сфер приложения преступной активности; – недостатками в контроле за деятельностью особо опасных лидеров в местах лишения свободы; – недочетами в работе по развенчиванию деятельности особо опасных лидеров преступных сообществ, как в условиях свободы, так и в исполнительных учреждения. Причинами и условиями существования организованной преступности также являются: – безнаказанная – возникновение подпольной
незаконной собственности. У боссов
теневой экономики – создание организованной
преступностью условий для Против правоохранительных органов организованная преступность ведет работу по трем направлениям: 1) умышленная дискредитация
и ослабление позиций 2) слежка за мероприятиями,
проводимыми 3) стремление втянуть в
преступные махинации Действующее уголовное законодательство Республики Казахстан позволяет правоохранительным органам вести борьбу не только с низшим уровнем преступных организаций, но и осуществлять активное уголовное преследование лидеров организованных сообществ. Непринятие мер по своевременному выявлению причин и условий функционирования организованной преступности может привести к ослаблению правопорядка и стать серьезным фактором, тормозящим процессы преобразований в республике. |
На местах
борьба с организованной преступностью
осуществляется непосредственно федеральными
полицейскими подразделениями (объединениями
"Ударные силы"), территориальная
юрисдикция которых распределена таким
образом, чтобы в совокупности охватить
контролем всю страну. Эти подразделения,
подчиненные министерству юстиции,
действуют в тесном контакте с
другими правоохранительными
Опыт
специализации подразделений
- проведение разведывательно-поисковых мероприятий, направленных на добывание, сбор и анализ сведений об организованных преступных сообществах, оперативно-розыскное проникновение в их структуры, выработка мер противодействия;
- борьба с устойчивыми преступными сообществами и их коррумпированными связями;
- направление соответствующей информации в аппараты уголовного розыска, борьбы с экономической преступностью и совместное проведение крупномасштабных операций по разоблачению организованных преступных сообществ;
- информирование органов власти и управления о состоянии и тенденции развития организованной преступности.
Концепция достаточно четко определила и главные направления работы, а именно:
- выявление и разоблачение преступных структур, возникших в результате сращивания общеуголовной и экономической преступности; недопущение возможности отмывания денег, добытых преступным путем; документирование преступной деятельности членов организаций, предприятий, созданных на незаконно нажитые средства;
- разоблачение бандитских группировок; обнаружение и перекрытие каналов сбыта за рубеж партий оружия, антиквариата, драгоценных камней и металлов, других предметов, представляющих для страны культурную и историческую ценность;
- документирование преступной деятельности членов организованных преступных групп, занимающихся наркобизнесом;
- изобличение коррумпированных лиц в органах власти и управления;
- противодействие проникновению преступных организованных формирований из зарубежных стран на территорию России; проведение совместно с другими правоохранительными органами и иными организациями мероприятий, защищающих интересы Российской Федерации по заключенным договорам об экспорте-импорте продукции; документирование деятельности преступных сообществ, имеющих международные связи;
- сбор информации о "ворах в законе", авторитетах уголовного мира и "теневой" экономики, способных организовывать и финансировать преступные сообщества, документирование их противоправной деятельности и противодействие вырабатываемой ими преступной стратегии;
- пресечение попыток использовать организованные преступные группы в террористических и экстремистских акциях.
Задачей
межрегиональных подразделений, кроме
того, стали выявление и изобличение
организованных преступных сообществ,
имеющих межобластные, межреспубликанские,
а также международные связи.
На них же было возложено создание
информационно-поисковых
Важное значение в борьбе с организованной преступностью имело образование Главного управления по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД России. В настоящее время в его составе функционируют объединенные в оперативно-розыскные бюро подразделения по борьбе: с коррупцией в органах власти, с международными преступными структурами, с легализацией преступных доходов, с этническими организованными преступными группами, с лидерами преступных структур, с межрегиональными преступными структурами; с терроризмом и похищением людей. В состав ГУБОП также входит организационно-зональное управление, осуществляющее штабные функции (информационно-аналитическую, оперативно-зонального контроля, оперативного реагирования).
Повышение статуса и дальнейшее совершенствование системы этих подразделений органов внутренних дел создали новые возможности для наступления на наиболее опасные проявления организованной преступности. С учетом местных условий были осуществлены мероприятия по консолидации всей системы правоохранительных органов в целях укрепления правопорядка, ужесточения противодействия вооруженным организованным преступным группам; выработан механизм взаимодействия региональных подразделений с другими оперативными службами и милицией общественной безопасности; созданы условия для широкого обмена информацией, проведения совместной подготовки и самих операций против вооруженных преступных групп; разработаны меры по дальнейшему укреплению оперативных позиций в преступной среде, глубокому проникновению в вооруженные организованные преступные группы, включая внедрение в установленном порядке специально подготовленных штатных сотрудников органов внутренних дел. ГУБОП усилено специальными подразделениями быстрого реагирования, оснащенными современными средствами передвижения, связи, защиты, вооружения. На эти подразделения возложена задача предупреждать и пресекать противоправные действия вооруженных преступных групп, изымать незаконно хранящееся оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, наркотики и т.п.
В последние годы ГУБОП, региональные управления по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел составляют единую централизованную систему специализированных подразделений. Ее образование осуществлено прежде всего для документирования деятельности организованных преступных формирований и принятия адекватных мер противодействия на различных уровнях государственного управления. Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- пресечение деятельности преступных сообществ (организаций), банд и организованных групп;
- проведение разведывательно-оперативных мероприятий с целью получения сведений о процессах и тенденциях, происходящих в преступной среде, документирование противоправной деятельности лидеров преступных формирований;
- выявление и привлечение к ответственности коррумпированных лиц, использующих служебное положение в интересах преступных формирований;
- предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие конкретных преступлений, совершенных организованными группами.
Для реализации
названных задач ГУБОП
Руководители
региональных органов внутренних дел
обеспечивают взаимодействие аппаратов
по борьбе с организованной преступностью
с другими подразделениями
При этом
особое значение имеет организация
и осуществление взаимодействия
правоохранительных органов России.
Продолжающийся рост организованной преступности
обусловливает необходимость