Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 17:33, курс лекций
Криминология – это самостоятельная наука, имеющая свои историю, предмет, методы исследования. Общее представление о содержании криминологии можно получить уже из ее названия. Оно состоит из двух частей: crimen (от лат. – преступление) и logos (от греч. – учение). Буквальный перевод сочетания этих двух слов на русский язык означает учение о преступлении . Также можно сказать, что криминология – это наука о преступности . Если уголовное право изучает преступление, ответственность и наказание за него в законодательной форме и правоприменительной практике, то криминология исследует преступность, ее причины и условия, личность преступника и предупреждение преступлений как массовые социальные явления.
Введение
Общая часть
Тема 1. Предмет криминологии
Тема 2. Система криминологических знаний. Взаимосвязь криминологии с другими науками
Тема 3. История криминологии и ее современное состояние
Тема 4. Методы криминологических исследований. Цели, задачи и функции криминологии
Тема 5. Преступность, ее основные количественные и качественные характеристики
Тема 6. Причины преступности
Тема 7. Причины индивидуального преступного поведения
Тема 8. Личность преступника
Тема 9. Предупреждение преступности
Тема 10. Основные концепции причин преступности
Особенная часть
Тема 11. Криминологическая характеристика преступлений против собственности и их предупреждение
Тема 12. Криминологическая характеристика и профилактика рецидивной преступности
Тема 13. Криминологическая характеристика профессиональной преступности
Тема 14. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений несовершеннолетних и молодежи
Тема 15. Женская преступность
Тема 16. Организованная преступность, ее характеристика и предупреждение
Тема 17. Криминологическая характеристика преступлений, совершенных по неосторожности
Тема 18. Криминологическая характеристика преступлений против здоровья населения и общественной нравственности
18.1. Понятие и виды преступлений против здоровья населения и общественной нравственности
18.2. Состояние преступности, связанной с посягательством на здоровье населения
18.3. Криминологическая характеристика личности преступника, действующего в сфере незаконного оборота наркотиков
18.4. Факторный комплекс преступности в сфере незаконного оборота наркотиков
18.5. Меры предупреждения незаконного оборота наркотиков
Тема 19. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
Среди условий, способствующих наркотизации психоактивными веществами и ее распространению, необходимо выделить следующие.
1. Неконтролируемая демонстрация сцен в кино– и видеофильмах, издание книгопечатной продукции, в которых употребление одурманивающих веществ рассматривается как естественный атрибут молодежной культуры, составная часть досуга, отношений между полами.
2. Повсеместная реклама лекарственных препаратов, содержащих в качестве компонентов наркотики и сильнодействующие вещества. Например, в состав препарата «беллатаминал» входит сильнодействующее вещество фенобарбитал, а в состав препаратов «пенталгин» и широко рекламируемый «солпадеин» входит наркотическое средство кодеин. Трансформация основного предназначения лекарства как средства излечения от различных болезней в товар широкого потребления зачастую обусловливает их выбор не по строго индивидуальным врачебным предписаниям, а в соответствии с предпочтениями потребительского вкуса, формируемого распространением рекламных материалов в отношении наркотикосодержащих препаратов. Возникновение лекарственной зависимости от употребления навязанных рекламой препаратов может явиться причиной перехода к употреблению других одурманивающих веществ наркотического ряда.
Например, сравнение эффекта наркотически действующего лекарственного препарата (что обусловливает его сильнодействующий эффект) со сходным, но менее эффективным препаратом, не содержащим наркотиков, нередко детерминирует переход к приему наркотических средств. Согласно результатам исследований в 6,9 % случаев причиной наркотизации явилось начальное потребление сильнодействующих веществ, при этом среди мотивов перехода к приему наркотиков в 49 % случаев было любопытство, а в 30,3 % – отсутствие ожидаемого эффекта.13
3. Наличие очагов государственной нестабильности (Северный Кавказ), этнические и межгосударственные конфликты в регионах с традиционным наркопроизводством (Афганистан, Средняя Азия) и, как следствие, слабый контроль над наркотрафиком. При этом многие неправительственные организации в рамках оказания гуманитарной помощи пострадавшему населению нередко осуществляют поставку находящихся под международным контролем веществ.
4. Общий рост потребительских возможностей населения, что благоприятно сказывается на конъюнктуре нарко-рынка, росте доходности на единицу товара и, соответственно, на его привлекательности в качестве объекта экспансии со стороны транснациональных преступных сообществ.
Высокая прибыльность наркосделок рассматривается частью населения как эффективное средство получения желаемых материальных благ при минимальных физических и интеллектуальных усилиях, особенно в условиях насаждаемых ценностей и норм, оправдывающих любой способ достижения материального благополучия.
Приобретение психической и физической зависимости в результате немедицинского потребления наркотиков характеризуется возрастанием частоты их приема и количества, а также требуемых для этого материальных средств. Постоянная материальная зависимость нередко заставляет наркомана (токсикомана) умышленно вовлекать в число потребителей других лиц, не имеющих криминального опыта приобретения наркотиков, чтобы за счет их средств выступать посредником у нелегального продавца. По утверждению ряда авторов, один наркоман, если он не изолирован от общества, может способствовать заболеванию 10–17 человек, что приводит к расширению социальной базы наркобизнеса и, как следствие, к увеличению объема потребляемых наркотиков. Следует также учесть, что начало приема наркотиков, как правило, связано с коллективным досугом, причем в 22,5 % случаев он проходил вдвоем, а в 63,8 % случаев – в компании из трех и более человек.
5. Низкая эффективность уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за легализацию наркодоходов, отсутствие как вида наказания конфискации имущества, полученного в результате совершенных преступлений в отношении одурманивающих веществ. К тому же если незаконное хранение наркотиков рассматривается с позиции оконченного состава преступления и влечет наказание, связанное с лишением свободы, то аналогичные действия с сильнодействующими веществами или прекурсорами не подлежат уголовной ответственности. Несоответствие в режимах уголовно-правового контроля разных видов веществ, предназначенных для одурманивания, со всей очевидностью означает фактическую легализацию незаконных изготовления, переработки, приобретения, хранения, перевозки или пересылки сильнодействующих веществ для целей личного потребления. Выведение незаконного оборота сильнодействующих веществ и прекурсоров из-под уголовного и административного контроля представляет собой по сути дела ликвидацию всяких барьеров на пути возникновения и распространения токсикомании в среде потребителей одурманивающих веществ.
По уровню профилактического воздействия принято выделять общие и специальные меры предупреждения.
В первом случае позитивная направленность
в развитии общества и всех его
институтов объективно способствует социальному
оздоровлению и снижает риск разрешения
внутренних и межличностных конфликтов
путем противоправного
• осуществление социально ориентированных экономических преобразований по вытеснению нищеты и бытовой неустроенности;
• формирование нравственных стандартов достижения духовного комфорта, обеспечение реальной доступности научных и культурных ценностей;
• пропаганда и поддержка здорового образа жизни, воспитание устойчивого неприятия к использованию психостимулирующих веществ в любых жизненных ситуациях;
• установление жесткого пограничного контроля за поступающими и транзитными грузами, а также миграционными потоками.
Специальные меры предупреждения направлены
на ограничение незаконного
• международное сотрудничество и совместные усилия по охране государственных границ, проведение совместных спецопераций по уничтожению наркопосевов, унификация законодательства в сфере противодействия наркопреступности;
• установление уголовной ответственности за незаконные действия с прекурсорами, сильнодействующими и ядовитыми веществами, совершенные общим субъектом без цели сбыта; восстановление такого вида уголовного наказания, как конфискация имущества; распространение норм уголовной ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, на случаи непредставления документальных подтверждений законного характера происхождения имущества;
• развитие мер эффективного лечения и реабилитации больных наркоманией и токсикоманией. Реабилитация наркоманов пока осуществляется в отсутствие выработанных и одобренных государством единых программ и подходов к их реализации, а также обобщенных критериев оценки их эффективности;
• совершенствование мер по ограничению незаконного оборота, в том числе безразличных для уголовного права веществ, с учетом вероятности замещения немедицинского потребления одних веществ, вызванного их малодоступностью, другими, например алкоголем и продукцией на его основе;
• осуществление контроля над легальным оборотом веществ в сфере индустрии профессионального спорта. По данным ВНИИ физкультуры и спорта, от 10–12 % до 38 % молодежи, занимающейся массовыми видами спорта, потребляют так называемые анаболики (стимуляторы, сравнимые по действию с наркотиками);
• запрет рекламы и свободной продажи лекарственных препаратов, содержащих в качестве составных компонентов наркотические и психотропные вещества;
• разработка комплекса законодательных мер, предусматривающих принудительное лечение наркоманов и токсикоманов.
Таким образом, использование всего
комплекса мер экономического, социально-культурного,
правового, нравственного и организационно
Преступность в современном научном представлении – это сложное социальное явление с признаками системности, являющееся следствием взаимодействия множества отрицательных по своей направленности факторов экономического, общественного, психологического, юридического и иного свойства. Качественные и количественные характеристики преступности раскрывают ее состояние, структуру и динамику, позволяют судить о ее размерах, степени криминализации общества, служат основой для разработки стратегии и тактики предупреждения преступности, выбора средств и методов борьбы с нею. Уровень, темпы роста преступности, особенно наиболее опасных ее видов, могут служить индикаторами устойчивости развития государства и общества.
Сложность борьбы с преступностью определяется рядом обстоятельств. Прежде всего это связано с тем, что ее причины носят как национальный, так и региональный и международный характер. Поэтому разработка стратегических направлений борьбы с таким негативным явлением, как преступность, должна опираться в первую очередь на анализ причин внутреннего свойства. Вместе с тем нельзя не учитывать и причины регионального и международного уровня.
На национальном уровне на состояние преступности, ее динамику оказывает влияние ряд факторов, характеризующих социально-экономическое, политическое, духовное развитие государства и общества (в том числе состояние нравственной и культурной, правовой сфер и др.). В свою очередь, преступность, характер и степень криминализации и виктимизации общества оказывают серьезное влияние на его устойчивое развитие, в том числе в названных сферах. Поэтому стратегия устойчивого развития предполагает разработку комплекса мероприятий, направленных на обеспечение всестороннего контроля за преступностью с целью минимизировать степень ее отрицательного влияния на развитие государства и общества в новых социально-экономических условиях.
По признанию международного сообщества, преступность все больше приобретает транснациональный характер. Это относится прежде всего к таким ее видам, как экономическая и организованная преступность, легализация преступных доходов, незаконный оборот наркотиков, незаконное обращение оружия и ряд других. В целях координации усилий государств международным сообществом разработаны стандарты и нормы, как универсальные (на уровне ООН), так и региональные (на уровне Совета Европы). Кроме того, в рамках ООН разработаны и заключены договоры о борьбе с международными преступлениями (военными, апартеидом, геноцидом и др.).
Названные документы имеют большое значение для разработки и реализации стратегии устойчивого развития Российской Федерации. Поэтому, с одной стороны, они должны стать предметом рассмотрения соответствующих ветвей власти с точки зрения выработки отношения к ним (путем ратификации, присоединения), а с другой – соответствующие положения этих документов должны быть учтены в национальном законодательстве, разрабатываемых концепциях и программах предупреждения преступности.
На международном уровне необходимо активизировать деятельность государства и его органов в области борьбы с преступностью, в том числе нужно решить такие вопросы, как:
• присоединение к основным международным договорам в области борьбы с преступностью и уголовного правосудия;
• включение основных положений международных договоров в действующее национальное законодательство;
• осуществление тесного сотрудничества с соответствующими структурами ООН в области борьбы с преступностью (ЭКОСОС, Программа развития ООН, Программа ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, Международная программа ООН по контролю за наркотиками, научно-исследовательские институты ООН по предупреждению преступности и др.), межправительственными и неправительственными организациями с доведением информации о таком сотрудничестве до широкой общественности;
• обеспечение активного сотрудничества в области практики борьбы с преступностью и отдельными наиболее опасными ее видами на межведомственном уровне;
• обеспечение решения вопросов технического сотрудничества, особенно в информационной сфере и в области информационных технологий, используемых в борьбе с преступностью;
• более активное привлечение экспертов ООН, Совета Европы для разработки конкретных программ борьбы с преступностью и отдельными ее видами (в частности, для разработки модели пенитенциарной системы, а также системы исполнения иных наказаний, не связанных с изоляцией преступника от общества, и программ ресоциализации таких лиц);
• организационное и финансовое обеспечение выполнения Межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств – участников Содружества Независимых Государств.
В последние годы в связи с ускорением интеграционных процессов в мире, взаимным упрощением порядка въезда и выезда значительно активизировалось международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Углубление международного сотрудничества в этой сфере объясняется и тем фактом, что проблема международной преступности приобретает все более глобальный характер. Рост преступности отмечается практически во всех развитых государствах. Идет процесс интернационализации преступности, когда возрастает число преступных проявлений, имеющих международный характер (например, совершение преступлений на территории других государств, перевод доходов от преступной деятельности за рубеж). Опасность для международного сообщества представляют и незаконный оборот наркотиков, культурных ценностей, оружия, радиоактивных материалов, нелегальная миграция людей. По имеющимся сведениям, из 3 тыс. преступных формирований, действующих на территории Российской Федерации, каждое десятое имеет связи с зарубежной криминальной средой. Борьба с такими видами преступлений может быть эффективной только при единстве действий правоохранительных органов большинства государств, выработке общего правового механизма, позволяющего реально осуществлять принципы международного сотрудничества в противодействии преступности, поддержании правопорядка, охране прав и законных интересов граждан.