Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:58, контрольная работа
Основной целью данного исследования является изучение механизма индивидуального преступного поведения, его стадий и звеньев, а также взаимодействия личности и ситуации как основных причин, движущих личностью при совершении преступления.
Введение …………………………………………………………………… 3
1. Понятие и общая характеристика …………………………………. 4-7
2. Стадии (звенья) механизма преступного поведения ……………... 8-10
3. Анализ взаимодействия личности и ситуации как причин преступления………………………………………………………… 11-19
Заключение ………………………………………………………………… 20
Список литературы ………………………………………………………... 21
Рисунок 2 - Механизм совершения преступления.
Выбор путей и средств удовлетворения мотива осуществляется лишь применительно к конкретной жизненной ситуации. Она дает возможность субъекту осуществить мотивационный выбор, который проявляется в формировании конкретной цели. Последняя выглядит как образ будущего результата действий лица, его мысленное предвосхищение. Цель избирается в результате взаимодействия по меньшей мере трех факторов: мотива, жизненной установки личности и образа конкретной ситуации, в которой происходит событие.
Дальнейшее взаимодействие
различных психологических
Существенным элементом механизма поведения является воля. Под нею понимается сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей. Волевой акт характеризуется количеством энергии, затрачиваемой на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Без него все указанные элементы механизма поведения могут не сработать, и преступление не будет совершено. Волевые свойства личности проявляются в ее целеустремленности, решительности, настойчивости, выдержке, самостоятельности и др.
Завершается причинная цепочка реализаций принятого решения о совершении преступления в конкретном преступном деянии.
Важно заметить, что все
указанные звенья причинной цепочки
содержат большие возможности
3. Анализ взаимодействия
личности и ситуации как
В причинном комплексе совершения конкретного преступления роль криминогенной ситуации весьма значима. Под криминогенной ситуацией понимается событие или состояние, вызвавшее у лица решение совершить преступление.
Иначе говоря, это совокупность
обстоятельств, в которых оказывается
человек перед совершением
Криминогенная ситуация, не являясь непосредственной причиной совершения преступления, занимает как бы промежуточное место между личностью преступника, средой и преступлением. Она предшествует преступлению и является его непременным "спутником". Никакое преступление не может быть совершено, если в реальной действительности для этого нет подходящих условий.
По источникам возникновения криминогенные ситуации можно разделить на заранее создаваемые самим преступником; создаваемые им же, но непреднамеренно (например, путем приведения себя в состояние опьянения); возникшие в результате аморальных и правонарушающих действий других лиц; создаваемые потерпевшими от преступлений; вызванные стихийными силами природы; возникшие по стечению случайных обстоятельств (рисунок 3).
┌─────────────────────────────
┌┤ Классификация криминогенных ситуаций (по источнику возникновения) ├┐
│└────────────────────────────
┌─┴──────────────┐
┌───────────┐
┌─────────────────────────────
│Созданные людьми │ │Смешанные│ │ Вызванные естественными силами │
│ ├──►│ ◄──┤природы, неблагоприятным стечением│
│ │ │ │ │ обстоятельств │
└───────┬─────┬─┘ └──────────┘ └────────────────────────┘
┌────────────────┐
┌───────────┐ ┌─────────────────────────────
│ Созданные │ │ Созданные │ │ Созданные иными людьми, в том │
│ преступником │ │ обоюдными│ │ числе потерпевшими, │
│ ├► действиями ◄ ┤ виктимологические ситуации │
│
│ │преступника│ │
│
│ │ и жертвы │ │
└───────┬────────┘
└─────┬─────┘ └───────────────────────────┬─
│
▼
│ ┌─────────────────────────────
└► │ Неправомерными и аномальными действиями │ ◄─┘ │
┌─────────────────────────────
│ Правомерными действиями │ ◄─┘
└─────────────────────────────
Рисунок 3 - "Классификация криминогенных ситуаций (по источнику возникновения"
Другими основаниями классификации криминогенных ситуаций могут быть: время их возникновения (кратковременные, возникающие в момент совершения преступления, и длительные, возникающие задолго до преступления); пространственная распространенность (общие и локальные); их содержание (проблемные, конфликтные, экстремальные); характер воздействия (провоцирующий, сопутствующий, соблюдающий, разряжающий, затрудняющий) .
Любая криминогенная ситуация
по своему содержанию объективна, включает
особенности объекта и предмета
посягательства, его время и место,
климатические и иные условия. Элементами
такой ситуации могут быть и обстоятельства,
способствующие совершению преступления
(например, недостатки в охране объектов
собственности, сложности дорожного
движения, виктимное поведение
Будучи объективной, криминогенная ситуация имеет и своеобразный субъективный характер, воспринимается как таковая конкретной личностью. При этом такое восприятие зависит от нравственно-психологических качеств личности, определяющих ее негативное либо позитивное поведение в сложившихся условиях, в конкретной криминогенной ситуации.
Однако следует учитывать, что даже самая неблагоприятная ситуация не обязательно приводит к совершению преступления. Решающее значение, безусловно, принадлежит конкретному человеку с его системой взглядов, наклонностей и стремлений.
Своевременное обнаружение криминогенных ситуаций и принятие мер к их ликвидации имеют важное значение в предупреждении преступлений.
Соотношение социального и биологического в причинах конкретного преступления
Соотношение социальных и
биологических факторов в генезисе
преступного поведения имеет
не только теоретическое, но практическое
значение: акцент в ту или иную сторону
определяет цели и методы борьбы с
преступностью. Главное в том, чтобы
правильно оценить как
Сложность данной проблемы состоит в том, что соотношение социального и биологического в поведении человека не является постоянным и одинаковым. Оно различно в разных звеньях причинной цепочки: в начальной стадии развития человека, ведущей к акту сознательного поведения; в процессе развития конкретного организма и жизни индивидуума; в процессе его общественного развития.
Первое звено, как сказано, относится к начальной стадии развития человеческого организма и далеко от преступного поведения. Однако с криминологической точки зрения важно установить, действуют ли на данном этапе какие-либо биологические факторы, которые в дальнейшем могут повлиять на развитие личности в криминогенном направлении.
Здесь прежде всего необходимо учитывать, что биологическое развитие индивидуума является сложным взаимодействием трех групп факторов: генетических (наследственных), экологических (влияние внешней среды) и индивидуальных, которые являются продуктом взаимодействия всех названных факторов.
Не прибегая к подробному
анализу существующих точек зрения,
можно с уверенностью констатировать,
что современной наукой не доказано
существование каких-либо прирожденных
программ социально одобряемого
или преступного поведения. Не установлены
также наследственные признаки такого
поведения. Современная генетика доказала,
что приобретенные при жизни
признаки наследовать невозможно. Это
отнюдь не означает, что при изучении
причин конкретного преступления следует
избегать всего того, что относится
к биологической структуре
Биологическое, естественное
начало в личности, такие ее свойства,
как эмоции, черты характера, особенности
нервной системы, реакции на внешние
раздражители (ситуации), темперамент,
интеллектуальные и умственные способности,
память и т.д., тесно переплетаются
с социальным. Генетический код человека,
взаимодействуя с внешней средой,
получает широкий путь развития, который
в основном определяется жизнью и
деятельностью конкретного
Второе звено рассматриваемой причинной цепочки связано с соотношением социального и биологического в процессе формирования личности. Следует сразу же заметить, что биологический элемент в этом звене выражен гораздо слабее, чем в предыдущем, а социальный - значительно сильнее [6, с.167].
Из числа биологических качеств в процессе формирования личности существенное значение имеют пол, возраст, состояние физического и психического здоровья, а также наличие патологических отклонений. Наибольшее влияние на формирование личности оказывают возрастные признаки. На разных возрастных этапах воздействие социальной среды на личность далеко не одинаково. Так, незрелость нервной системы в раннем возрасте, неподготовленность организма ко многим психическим проявлениям, особенности юношеского восприятия окружающей действительности, повышенная эмоциональность и неумение реально оценить возможные последствия при неблагоприятных обстоятельствах могут способствовать совершению преступления.
Информация о работе Механизм индивидуального преступного поведения