Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:58, контрольная работа
Основной целью данного исследования является изучение механизма индивидуального преступного поведения, его стадий и звеньев, а также взаимодействия личности и ситуации как основных причин, движущих личностью при совершении преступления.
Введение …………………………………………………………………… 3
1. Понятие и общая характеристика …………………………………. 4-7
2. Стадии (звенья) механизма преступного поведения ……………... 8-10
3. Анализ взаимодействия личности и ситуации как причин преступления………………………………………………………… 11-19
Заключение ………………………………………………………………… 20
Список литературы ………………………………………………………... 21
С увеличением возраста в
поведенческой реакции
Третье звено причинного
комплекса индивидуального
Подчеркивая решающую роль
в этом звене социальной среды, нельзя
не учитывать значение биологических
моментов. К числу постоянных биологических
факторов относятся прежде всего
те, что действовали в предыдущих
стадиях: пол, возраст, индивидуальные
особенности физического и
Уголовная статистика, например,
показывает, что большинство преступлений
насильственного характера
Не являются причинами
преступного поведения и
В поведение человека включаются, помимо целеполагания и мотивационных основ деятельности, также воля, творчество, эмоциональная сфера. Для индивидуальной специфики поведенческой реакции существенное значение имеют особенности биологии человека - нейродинамические процессы, связанные с проявлением элементарных поведенческих реакций. Но даже они опосредуются социальными условиями по многоканальным связям с внешней средой.
В последние годы в криминологической
литературе получили дискуссионное
отражение проблемы хромосомных
аномалий. Криминогенными признаются
две хромосомные аномалии, такие,
как синдром Клайнфельтера (хромосомное
половое нарушение у мужчин типа
47/ХХY) и синдром Y-дисомии (хромосомное
половое нарушение у мужчин типа
47/ХYY). Нормальный набор половых хромосом
у мужчин - 46/ХY. Здесь бросается
в глаза крайняя спорность
по существу и весьма слабая эмпирико-статистическая
обоснованность выдвигаемых положений.
Несовершенство методик исследования,
малое число наблюдений в каждом
из них - все это привело к тому,
что различия в оценках разных
ученых степени распространенности
лишней хромосомы среди преступников
достигают двадцатикратных
Как отмечается в криминологической литературе, динамика преступности несопоставима по своим темпам с генетической эволюцией человека. Генотип современного человека сложился еще 40 тыс. лет назад. Это, безусловно, не означает, что естественный отбор уже окончен: генетическое развитие - процесс по существу бесконечный, но весьма длительный, преступность же изменяется гораздо более динамично, буквально за годы и десятилетия. Однако некоторых ученых подкупает заманчивая простота подмены изучения социальных факторов исследованием биологических структур человека, т.к анализ социальных факторов гораздо сложнее, чем биологических. Поэтому и изучение причин преступности переносится в область генетических законов.
Результаты исследований
на "криминогенность" хромосомных
нарушений показали, что среди 1868
обследованных только пять оказались
аномалами, четверо из которых были
невменяемыми, а один - с психопатическими
чертами и интеллектуальной ограниченностью.
Отечественная наука пока располагает
информацией о шести тысячах
преступников, среди которых обнаружено
около двадцати человек с хромосомными
аномалиями. Почти все они признаны
невменяемыми или имеющими серьезные
психические отклонения. Эти данные
не подтверждают утверждение ряда ученых
о большой криминогенности
Некоторые ученые в подтверждение
того, что биологические факторы
могут сами по себе приводить к
преступному поведению, что предрасположенность
к такому поведению биологически
детерминирована и может
Действительно, как показывают
исследования, среди преступников,
особенно совершающих насильственные
преступления, высок (достигает 30%) удельный
вес людей, имеющих психические
аномалии в рамках вменяемости. Положения
психологии, психофизиологии, психиатрии,
некоторые криминологические
Однако это вовсе не означает, что аномалии психики являются причиной совершения преступлений. Во-первых, среди всей массы преступников субъекты с такими аномалиями не составляют большинства. Во-вторых, даже наличие психических аномалий у конкретного лица далеко не всегда свидетельствует о том, что они сыграли криминогенную роль в его противоправном поведении. В-третьих, как доказано многими эмпирическими исследованиями, не сама аномалия психики предопределяет совершение преступления, а то воспитание, те неблагоприятные условия формирования индивида, которые породили его криминогенные личностные черты. Разумеется, такие аномалии могут способствовать их возникновению и развитию, как и самому противоправному поведению, но лишь в качестве условия, не определяющего это поведение в целом.7
Констатация какой-то психической аномалии (например, психопатии, олигофрении в степени дебильности, органического поражения центральной нервной системы и т.д.) отнюдь не объясняет, почему данный человек совершил преступление. Мотивация, внутренние причины преступного поведения не представлены в диагнозе, который лишь определяет наличие того или иного расстройства, его степень, тяжесть и т.д. Поэтому понять субъективные причины преступления, представленные в мотиве, можно лишь путем психологического изучения личности. Дефекты психики, если, конечно, они имеются, вовсе не представляют мотивов преступного поведения, хотя и могут влиять на них.
Как установлено, психопатии, например, являются одним из факторов, способствующих совершению насильственных преступлений. В то же время давно известно, что психопаты успешно работают и выполняют многие другие обязанности. Поэтому основное значение имеет не аномалия сама по себе, а социальный облик лица, сформированный обществом.
Криминологами предпринимались попытки выявить значение биологических факторов в личности преступника и путем изучения близнецов. Это изучение ориентируется на единое генетическое начало, а именно на сходство (идентичность) генотипа, и направлено на выяснение степени совпадения иных, в том числе криминологических признаков. Значение близнецового метода состоит в том, что однояйцевые близнецы имеют идентичный генотип. Они рождаются в виде двух мальчиков или двух девочек. Сравнивая таких близнецов и оценивая величину внутрипарной корреляции (соответствия), можно установить, какие их особенности детерминированы генотипом и какие - воздействием среды. Сопоставление данных различных исследований показывает частоту преступности второго близнеца, если первый был преступником. При этом, как оказалось, частота преступного поведения однояйцевых близнецов в два раза выше, чем у двуяйцевых. Однако это не может служить доказательством биологического происхождения преступлений. Преступное поведение лиц, обладающих сходным генотипом, может объясняться как общей средой формирования личности, так и сходными психофизическими особенностями изученных лиц. К тому же однояйцевых близнецов среди населения очень немного, а среди преступников практически единицы, что не позволяет сделать какие-либо однозначные выводы.
Таким образом, когда речь идет о личности, о роли биологических факторов, можно говорить лишь о личностном, психологическом уровне. Личность, ее психика являются, образно говоря, ареной, на которой происходит взаимодействие социальных и биологических факторов. Вне психики их соотношение понять невозможно. Поэтому научный анализ указанной проблемы может быть плодотворным только в том случае, если рассматривать действие этих факторов в структуре личности, поскольку человеческое поведение зависит от того, на какой личностной основе они функционируют. Интенсивность проявления социальных и биологических обстоятельств зависит от того, какова сама личность. Однако и здесь мы имеем в виду именно личность, т.е. субъекта и объекта общественных отношений, социальное качество человека, сформированное воспитанием, средой.
Тем самым подчеркивается, что преступность, как и конкретные преступления, в любом обществе имеет социальный характер, социально обусловлена. Это не означает игнорирования биологических факторов, однако они могут носить лишь характер условия, способствующего преступному поведению, но отнюдь не его причины8 .
Заключение
Таким образом, совершение конкретного
преступления является результатом
взаимодействия образовавшихся под
воздействием неблагоприятных жизненных
условий негативных, нравственно-психологических
свойств личности и внешних объективных
обстоятельств, образующих криминогенную
ситуацию. На уровне неблагоприятных
условий нравственного
Центральным звеном в причинной цепочке поведения является мотив. В качестве первоосновы формирования мотива выступают потребности. Именно через призму потребностей воспринимается внешняя ситуация, а сами потребности являются продуктом связи человека с внешней средой. По мере того как потребности осознаются человеком, они становятся интересом. Устойчивый интерес в свою очередь становится стремлением. Потребности, интересы, стремления в аккумулированном виде составляют основу мотива. Любая криминогенная ситуация по своему содержанию объективна, включает особенности объекта и предмета посягательства, его время и место, климатические и иные условия. Элементами такой ситуации могут быть и обстоятельства, способствующие совершению преступления. Такие обстоятельства выступают в качестве не причин, а условий совершения конкретных преступлений.
Будучи объективной, криминогенная ситуация имеет и своеобразный субъективный характер, воспринимается как таковая конкретной личностью.
При этом такое восприятие зависит от нравственно-психологических качеств личности, определяющих ее негативное либо позитивное поведение в сложившихся условиях, в конкретной криминогенной ситуации.
Список литературы:
1. Аванесов Г.А. Криминология. Прогностика. Управление: Учеб. пособие. Горький, 2005. - 364 с.
2. Баев О.Я. Основы криминалистики. М., 2001. - 451 с.
3. Баев О.Я., Баева Н.Б. Реализация преступлений., 2004. - 348 с.
4. Варчук Т.В. Криминология: учебное пособие. М., 2002.
5. Карпец И.И. "Преступность". - М. 2001. - 432 с.
6. Криминалистика/под ред. А.Ф. Волынского. М., 1999. - 355 с.
7. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. Е.Ф. Эминова. - М., 2002. - 378 с.
8. Ларин А.М. Криминалистика и паракриминалистика. М., 2001. - 451 с.
9. Образцов В.А. Криминалистика: курс лекций. М., 1996. - 388 с.
10. Ратинов А.Р. Судебная
психология для следователей.М.
1 . Аванесов Г.А. Криминология. Прогностика. Управление: Учеб. пособие. Горький, 2005.
Информация о работе Механизм индивидуального преступного поведения