Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 18:47, курсовая работа
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития человеческое общество столкнулось с рядом проблем, от успешного разрешения которых зависит, в конечном счете, его дальнейшее существование. Не последнее место среди этих угроз занимает проблема роста наркомании. Хотя история употребления человеком различных наркотических средств насчитывает не одно тысячелетие, именно в настоящее время вопрос о противодействии незаконному обороту наркотиков стоит особенно остро. Во второй половине двадцатого века уровень потребления наркотиков неизмеримо вырос, главным образом за счет роста активности наркобизнеса.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Становление и развитие положений права в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ…………………………………………………………...4
2. Социально-экономические детерминанты, обуславливающие незаконный оборот наркотических средств……………………………………12
3. Проблемные вопросы правового регулирования противодействия незаконному обороту наркотиков в законодательстве Российской Федерации………………………………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………..26
Список использованной литературы…………………………………….27
Кроме того, несмотря на то, что значительная угроза, которая исходит от наркобизнеса, осознается на всех уровнях французского общества, в настоящее время решение данной проблемы в рамках Франции не может быть осуществлено в отрыве от остального Европейского Союза по объективным причинам.
В условиях открытых
границ и беспрепятственного
перемещения по территории
Так, логичным выводом
при анализе ситуации с незаконным
оборотом наркотических средств
во Франции является необходимость
повышения эффективности взаимо
Вместе с тем, в современной
России ситуация во многом схожа с
положением во Франции – достаточно
либеральный порядок
Правовые предписания, принятые во Франции в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, содержат ряд положений, которые могут быть заимствованы российским правом и эффективно применяться на практике. Прежде всего, значительный интерес представляет практика использования мер медицинской помощи лицам, страдающим наркоманией, в том виде, в каком данные меры используются во Франции.
В условиях достаточно большого количества уголовных дел, возбуждаемых в отношении лиц, незаконно употребляющих наркотики, а также в отношении лиц, совершающих преступления с целью получения средств для покупки наркотиков, возможность добровольного прохождения полного курса лечения как альтернатива наказанию в виде лишения свободы является чрезвычайно интересным нововведением.
С помощью таких мер достигается, прежде всего, эффективность использования ресурсов профильных медицинских учреждений, в которые направляются лица, остро нуждающиеся в помощи и к тому же с высоким уровнем мотивации, поскольку в случае отказа продолжить курс лечения такому лицу может быть назначено наказание в виде лишения свободы. С другой стороны, отчасти снижается нагрузка на уголовно-исполнительную систему.
Кроме того, значительный интерес представляет Правительственный план противодействия незаконному обороту наркотиков и токсикомании на 2008-2011 годы, который по степени проработанности основных положений, а главное – по совокупности заложенных в него механизмов, обеспечивающих контроль над его исполнением, опережает отечественный аналог – Целевую программу «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту»4 и может учитываться при ее реформировании и при принятии новой программы.
Несмотря на достаточно длительную историю совершенствования правовых предписаний в области борьбы с наркоманией в нашей стране, выработка эффективных методов противодействия современным формам наркобизнеса в Советском Союзе, а затем и в Российской Федерации проходила с некоторым отставанием от аналогичных процессов в странах Западной Европы, столкнувшихся с глобальной проблемой наркомании значительно раньше. Кроме того, развитие отечественного права в указанной области не всегда проходило последовательно и поступательно, что негативно сказывалось и продолжает сказываться на эффективности антинаркотической политики, проводимой государством.
2. Социально-экономические детерминанты, обуславливающие незаконный оборот наркотических средств
Россия на протяжении нескольких десятков лет подвергается массированному воздействию со стороны международного наркобизнеса. Угрожающими темпами растут потоки контрабандно перемещаемых через границу России наркотических средств.
Наркотическая преступность представляет собой совокупность общественно опасных противоправных деяний, связанных с наркоманией и наркотизмом, ответственность за которые предусмотрена уголовным законодательством Российской Федерации и международно-правовыми документами, и лиц, совершивших эти деяния за определенный период времени на определенной территории.
Высокая доходность наркобизнеса, как вида преступного промысла, приводит к активному внедрению в сферу незаконного оборота наркотиков организованных преступных групп, криминальных структур, зачастую состоящих из членов этнических диаспор, которые обеспечивают организацию контрабандных поставок наркотиков из государств дальнего (Афганистан, Пакистан, Иран) и ближнего (Таджикистан, Киргизия, Казахстан) зарубежья.
Признание группы организованной предполагает ее обязательные признаки: устойчивость и предварительное объединение участников с общей целью совершения любых преступлений, направленных на получение прибыли от деятельности в сфере незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ.
Понятие организованной группы раскрывается в ч. 3 ст.35 УК РФ, а устанавливается путем выявления следующих признаков: стабильность состава группы, длительный срок ее существования, наличие постоянных и тесных связей между ее участниками.
Помимо этого, в организованной группе, как правило, наличествует иерархия членов группы и наличие в ней лидерства (одно, два или несколько лиц), специализация участников в группе с распределением ролей, наличие дисциплины, планирование своей преступной деятельности, использование конспирации, осведомленность членов преступной организованной группы о противоправных действиях друг друга.
Каждый год фиксируется рост преступлений, связанных с наркобизнесом (на 20-30%)5. Растут групповые преступления, которые носят более организованный характер и устойчивые межрегиональные связи. Это диктует необходимость перейти к более интенсивным формам исследования организованной преступности в наркобизнесе, развитию и усилению роли эмпирического материала, прогнозирования роста преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.
Без фундаментальных исследований закономерностей функционирования и развития механизмов совершения рассматриваемых преступлений малоэффективна и деятельность правоохранительных органов по их раскрытию, расследованию и предупреждению.
Раскрытие и расследование преступлений, связанных с наркобизнесом, сопряжены со значительными трудностями. Они обусловлены спецификой борьбы с данным видом преступлений, его групповым характером, изощренностью способов, механизмов их совершения и сокрытия, многоэпизодностью преступного поведения.
Основная цель политики в сфере борьбы с наркопреступностью - защита жизни и здоровья граждан и всего общества от угроз, которые несет незаконный оборот наркотиков.
Системная работа правоохранительных органов и спецслужб позволяет оперативно вскрывать и пресекать каналы оптовых поставок наркотиков в Россию. В 2008 году выявлено более 8 тысяч таких поставок - на 15,4% больше, чем в 2007 году. Пресечено поступление в криминальный оборот свыше 10 миллиардов рублей и предотвращено нанесение экономического ущерба обществу в размере порядка 200 миллиардов рублей. К уголовной ответственности привлечено 117 тысяч организаторов и участников наркоторговли.
Анализ оперативных данных и уголовных дел ФСКН России показывает, что почти 95% афганских наркотиков завозится к нам через российско-казахстанскую границу. 60% из них - автомобильным транспортом под прикрытием сельхозпродукции из стран Средней Азии, 35 -железнодорожным и морским транспортом и 5 - авиацией.
Обращение к имеющейся статистике и материалам архивных уголовных дел показывает, что воспрепятствование опасности распространения негативных тенденций в развитии контрабанды наркотиков, его эффективность изначально может базироваться только на адекватной оценке этой опасности компетентными государственными структурами, призванными создавать жесткую систему противодействия.
По данным ФТС России в 2007 году из 1068 случаев задержаний (722 случая в 2008 году) в 220 случаях страной-отправителем являлась Украина (245 случаев в 2008 году), в 90 случаях - Казахстан (94 случая в 2008 году), в 56 случаях - Таджикистан (50 случаев в 2008 году), 33 случаях - Молдова (51 случай в 2008 году), 20 случаях - Грузия (в 2008 году - нет данных), в 15 случаях - Литва (7 случаев в 2008 году). На Азербайджан, Узбекистан, Армению, Латвию, Эстонию, Туркменистан и Белоруссию «приходится» 23 случая (14 случаев в 2008 году). Из стран дальнего зарубежья безусловным лидером является КНР - 74 случая (137 случаев), затем Польша - 19 случаев, Нидерланды - 15 случаев, Германия - 15 случаев, другие государства дальнего зарубежья - 54 случая, Афганистан - 2 случая6.
Что касается общероссийской ситуации в 2009 и 2010 годах, то наркотики активно поступали из стран СНГ и ближнего зарубежья, при этом наибольшее количество задержаний, как и в прежние годы, приходится на Украину, Казахстан, Таджикистан, Киргизию, а также Китай7.
Неизменным остается и тот факт, что Россия превращается в крупный перевалочный пункт транспортировки наркотиков в страны Европы. Компетентные органы должно беспокоить то, что с 1992 года объем незаконного оборота наркотиков в Россию увеличился в 26 раз. При этом качественные изменения, как в уровне, так и в структуре наркооборота произошли после распада Советского Союза.
По интенсивности поступления и номенклатуре наркотических средств страны Ближнего зарубежья можно поделить на четыре устойчивых группы, имеющие определенные исторические традиции в наркобизнесе. Это - восточная (Средняя Азия и Казахстан), южная (Закавказье), юго-западная и западная (славяномолдавская), северо-западная (Прибалтика) группы.
В восточной группе фиксируется наибольший объем контрабанды наркотиков (Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Туркменистан, Кыргызстан), который составляет 54,4% от общей контрабанды наркотиков странами бывшего СССР. По номенклатуре - это опий (73,7%), препараты из конопли (73,5%), морфий (60,8%), героин (46,8%).
Особую роль в транзите наркотиков в Россию занимает Таджикистан. Уникальное сочетание исторических и географических факторов предопределило поток наркотиков, хлынувших в этот регион. По данным Совета по внешней и оборонной политике к 1998 году перевозка опия через эту страну возросла в 13,5 раза8. На сегодняшний день до 60% героина, поступающего в Россию, - таджикского производства9.
По этой информации, на территории Таджикистана имеется несколько перевалочных пунктов наркотиков, поступающих из, так называемых, стран «Золотого полумесяца» (Иран, Афганистан, Пакистан), а также Индии и Саудовской Аравии в Российскую Федерацию и государства Восточной и Западной Европы,
Из Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана наркотики переправляются в Ош и Бишкек в Киргизии, Андижан и Ташкент в Узбекистане, Алма-Аты в Казахстане. Оттуда по целому ряду хорошо налаженных каналов они доставляются в Россию и Европу. Сырье поступает в Таджикистан, главным образом, через Пяндж, где афганские дилеры перерабатывают и продают его своим таджикским партнерам, которые, в свою очередь, перевозят его в Душанбе, а затем отправляют в Москву. Торговля наркотиками настолько распространена в Таджикистане, что спичечные коробки с гашишем заменили деньги в качестве подарков на праздники, что подтверждается материалами международного семинара «Великий шелковый путь: борьба с наркотизмом в Центральной Азии», состоявшимся в Бишкеке 19-20 мая 1999 г.10
Центрально-азиатские государства унаследовали от СССР целый ряд условий, благоприятствующих для трансграничной деятельности, как законной, так и незаконной. В свое время все они были республиками в составе Советского Союза, разделяли общую советскую идентичность, говорили на общем языке, через родственные и иные отношения имели огромное количество связей с людьми за пределами республик. С крушением Советского Союза они получили в наследство хорошо организованное авиационное и автомобильное сообщение, связывающее их с Россией и Западом, а также сети личных связей с чиновниками в других бывших республиках. После распада Советского Союза границы стали более открытыми, а заграничные поездки более легкими. Возросший объем трансграничных сообщений означал для контрабандистов большие возможности в плане установления контактов с заинтересованными сторонами в регионе.
Вместе с новыми независимыми государствами появились новые границы, требующие охраны с помощью дополнительных сил пограничников, которых нужно этому научить. Новые границы оставались практически прозрачными до тех пор, пока в 1993-1994 гг. не были созданы новые национальные пограничные службы. Именно относительная прозрачность границ, подстегнула интерес деятелей международного наркотрафика к региону.
Наркоиндустрия представляет собой, в общем виде, совокупность действий ее участников - «производителей», «поставщиков», «участников розничной торговли», направленных на достижение единственной цели -получение прибыли от оборота наркотических средств и психотропных веществ.