Наркотизм на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития человеческое общество столкнулось с рядом проблем, от успешного разрешения которых зависит, в конечном счете, его дальнейшее существование. Не последнее место среди этих угроз занимает проблема роста наркомании. Хотя история употребления человеком различных наркотических средств насчитывает не одно тысячелетие, именно в настоящее время вопрос о противодействии незаконному обороту наркотиков стоит особенно остро. Во второй половине двадцатого века уровень потребления наркотиков неизмеримо вырос, главным образом за счет роста активности наркобизнеса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3

1. Становление и развитие положений права в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ…………………………………………………………...4
2. Социально-экономические детерминанты, обуславливающие незаконный оборот наркотических средств……………………………………12
3. Проблемные вопросы правового регулирования противодействия незаконному обороту наркотиков в законодательстве Российской Федерации………………………………………………………………………..19

Заключение………………………………………………………………..26
Список использованной литературы…………………………………….27

Файлы: 1 файл

Лариса Криминология и профилактика преступлений.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

Не случайно экономический  подход к проблеме незаконного оборота  наркотиков имеет место в работах  многих западных ученых. Еще в 60-е  годы двадцатого века стали появляться работы по так называемой «экономической теории преступлений и наказаний». Основоположником «экономики наркотиков» стал американский экономист С. Роттенберг, опубликовавший в 1968 г. статью «Тайное распространение героина, его обнаружение и подавление». Так называемая «экономика наркотиков» (economie de la drogue), не ограничивается количественным анализом наркобизнеса, но считает своей целью более амбициозную задачу -сформулировать рекомендации, по обеспечению арсенала необходимых репрессивных мер, направленных на поддержание употребления наркотиков на том уровне, который рассматривается как оптимальный для данного общества».

Тот факт, что наркоиндустрия является весьма прибыльным делом, подтверждается данными МВД России о стоимости  наркотиков, согласно которым стоимость  наркотика стремительно увеличивается по мере его продвижения от иностранного производителя к российскому потребителю.

Согласно данным МВД  России, один кг опия в 2007 году в Файзабаде (Афганистан)) стоил 50$, в Хороге (Таджикистан) - 200$, в Оше (Киргизия) его цена составляла уже от 500 до 1000$, а в Москве - 10000$. На таджикской границе 1 кг героина стоит 7-10 тыс.$, в Москве, его цена поднимается до 50-100 000$11.

Анализируя итоги деятельности таможенных органов годы, можно отметить, что наркокурьерами применялись  достаточно традиционные способы сокрытия контрабандных наркотиков, в числе которых специально оборудованные тайники в ручной клади и багаже, автотранспортных средствах, укромные места в технологических полостях железнодорожных вагонов и автомобилей, других транспортных средств, а также предметах утилитарного предназначения, продуктах питания, промышленных грузах:. По-прежнему активно применялся способ внутриполостного сокрытия на теле человека.

Злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконный оборот приобрели в последнее время глобальные масштабы и самым серьезным образом влияют не только на состояние социально-психологической атмосферы в обществе и правопорядка в стране, но, и, прежде всего, на социально-экономическую, социально-нравственную составляющую нации, генофонд населения, особенно последующих поколений.

 

 

 

 

 

3. Проблемные  вопросы правового регулирования  противодействия незаконному обороту  наркотиков в законодательстве  Российской Федерации 

 

Из особенностей российского  уголовного права следует отметить введение в текст Уголовного кодекса понятия «аналоги наркотических средств и психотропных веществ». Несмотря на то, что использование этого понятия продиктовано желанием обеспечить механизм оперативного реагирования на достаточно быстро расширяющийся состав средств, употребляемых в качестве наркотиков, его применение способно оказать и негативное влияние на состояние дел в области противодействия незаконному обороту наркотиков.

Отсутствие строгих  и конкретных указаний в действующем законодательстве относительно того, какие вещества подпадают под определение аналогов наркотиков, приводит к тому, что на практике ответ на этот вопрос всецело зависит от заключения экспертизы. При этом достаточно велика роль собственно эксперта, велик субъективный, оценочный фактор, что теоретически может привести к злоупотреблениям.

В то же время, при существующей формулировке отнюдь не исключается  появление и открытое обращение  новых наркотических средств. Особенно показательна ситуация с так называемыми «легальными наркотиками» – разнообразными жевательными и курительными смесями, на законных основаниях распространявшимися в 2006-2009 годах и признанными наркотиками лишь в начале 2010 года.12

Причина бездействия  правоохранительных органов на протяжении нескольких лет кроется не в отсутствии информации, а в отсутствии критериев отнесения вещества к аналогам наркотиков. В результате в каждом конкретном случае отсутствовала уверенность в том, что если задержать продавца наркотического средства, направить курительную смесь на экспертизу, то результат будет положительный.

Как следствие, за неполных четыре года ни разу такой вопрос перед  экспертами не ставился, хотя некоторые  из «легальных наркотиков» содержали  в себе уже запрещенные к тому времени вещества. Оборот курительных смесей был приостановлен лишь после того, как они были внесены в список наркотических средств, то есть на практике в существующем виде норма УК РФ, предусматривающая борьбу с незаконным оборотом аналогов наркотиков, не сработала должным образом.

Как представляется, сделать  указанную норму рабочей можно  путем включения в действующую  систему источников перечня аналогов наркотических средств. Такой подход к указанной проблеме уже рассматривался в литературе. Однако в отличие  от ранее предлагавшихся вариантов такой перечень, в нашем представлении, не должен быть просто списком, перечисляющим собственно химические вещества и их соединения, которые могут быть использованы в качестве наркотиков.

 Перечень аналогов  должен включать в себя необходимые и достаточные критерии, позволяющие лицу, не являющемуся специалистом в области химии, сделать предварительный вывод о том, относится ли вещество либо соединение к аналогам наркотика – среди таких критериев можно упомянуть способ применения (курение, путём введения внутривенно, и т.д.), воздействие на организм человека, уровень токсичности и прочие признаки.

Такой перечень должен служить  не только для повышения эффективности  действий правоохранительных органов  и качества экспертизы, но и для  информирования населения о том, какие вещества могут считаться  аналогами наркотических средств.

В настоящее время  в Российской Федерации употребление наркотиков не является преступлением, тем не менее, на практике лицо, употребляющее наркотические средства, может быть осуждено за их незаконное хранение. При этом следует отметить, что декриминализация употребления наркотиков не полностью соответствует тенденциям, существующим в зарубежном праве, прежде всего, в праве государств Западной Европы.13

Безусловно, наркотическая  зависимость является болезнью, но при этом болезнью особого рода, сочетающей целый ряд особенностей, выделяющих ее среди других заболеваний. В первую очередь, наркомания – болезнь добровольная.

Во-вторых, наркомания как  заболевание несет в себе повышенную общественную опасность. Заболевание  наркозависимостью не может пройти без профильного лечения, при  отсутствии лечения такое заболевание во всех случаях разрушает человека и, как правило, приводит его к гибели. Наконец, следует различать собственно заболевание и незаконное употребление наркотических средств и принимать во внимание, что второе не всегда и не обязательно следует из первого.

Таким образом, уместно  предположить, что в Российской Федерации  следует признать незаконное потребление  наркотических средств преступлением  и предусмотреть обязательное профильное лечение для такой категории  преступников.

Эти изменения потребуют также изъятия из текста Кодекса об административных правонарушениях статьи 6.9 «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача».

Существенным недостатком  действующего правового регулирования  представляется то, что ответственность за деяния, предусмотренные статьей 228 УК РФ, наступает только при наличии крупного или особо крупного размера наркотического средства или психотропного вещества.

Помимо того, что количество наркотика, принятое за крупный размер, многократно превышает среднюю разовую дозу, употребляемую наркоманами, особенно на начальных этапах наркомании, создается лазейка для представителей наркобизнеса, которые могут без опаски иметь при себе для целей последующей продажи количество наркотика, меньшее предписанного минимума.

При этом продажа может  осуществляться в несколько этапов. Как представляется, логичным шагом  должно стать изъятие ссылки на крупный  размер наркотических средств из текста статьи 228 УК РФ. При этом из текста Кодекса об административных правонарушениях должна быть изъята статья   6.8 «Незаконный   оборот   наркотических   средств,   психотропных веществ или их аналогов».

Результатом такого решения  станет криминализация указанных в  статье 228 УК РФ деяний, независимо от количества наркотического средства, что, с одной стороны, позволит более эффективно задействовать механизм государственного принуждения, учитывая при этом особенности каждого конкретного случая. С другой стороны, пропадёт лазейка в действующем законодательстве, эффективно используемая ныне наркодилерами.

Другим обстоятельством, способным негативно отразиться на эффективности политики противодействия  незаконному обороту наркотиков, является тот факт, что размеры  наркотических средств, являющиеся крупными и особо крупными, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Сама ситуация, при  которой нормы Уголовного кодекса  применяются исходя из решений органа исполнительной власти, не вносит предсказуемости  в регулирование вопросов борьбы с наркоманией. Кроме того, с трудом можно представить себе, что размеры наркотических средств, представляющие общественную опасность в настоящее время, способны существенно измениться даже в долгосрочной перспективе.

В этой связи действенным  решением могло бы стать введение Приложения к Уголовному кодексу, устанавливающего крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ.

Дополнительным доводом  в пользу законодательного закрепления  крупного и особо крупного размеров наркотических средств служит то обстоятельство, что практика Правительства Российской Федерации в установлении данных величин лишена последовательности. Так, с 2004 по 2006 годы количество наркотического средства, достаточное для возбуждения уголовного дела, в соответствии с Постановлениями Правительства изменилось в два раза, что вызывает справедливый вопрос об эффективности деятельности Правительства в данной сфере.

Значительным пробелом действующего уголовного законодательства в области противодействия незаконному  обороту наркотиков следует признать отсутствие механизмов, направленных на излечение лиц, страдающих наркозависимостью.14

Как показывает практика, аналогичные нормы в зарубежном праве эффективно действуют и  вносят большой вклад в снижение как объёмов незаконного оборота  наркотических средств, так и количества преступлений, связанных с незаконным оборотом и употреблением наркотиков. При этом использование лечения как альтернативы уголовному наказанию за совершение преступлений, предусмотренных, в частности, статьей 228 УК РФ, может не только способствовать снижению уровня наркомании, но позволит уменьшить нагрузку на уголовно-исполнительную систему.

Несмотря на достаточно высокий уровень правового регулирования  вопросов противодействия незаконному  обороту наркотических средств  и психотропных веществ, российскому праву в данной области свойственны отдельные недостатки, ликвидация которых способна повысить эффективность антинаркотической политики.

Так, необходимо пересмотреть систему федеральной и региональных целевых программ, посвященных проблеме противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, с учетом аналогичных документов, принятых и успешно действующих в Великобритании и Франции, а также на уровне Евросоюза, детально раскрыть в измененной федеральной целевой программе необходимые для достижения поставленных целей меры, указать ответственные органы и должностных лиц, предусмотреть порядок отчетности и доведения промежуточных результатов до сведения общественности, прописать четкий порядок контроля на всех стадиях реализации целевой программы.

Аналогичным образом  необходимо пересмотреть региональные целевые программы, обеспечив действительное исполнение данных документов, взаимное дополнение федеральной и региональных целевых программ, введение механизмов контроля и доведения результатов исполнения региональных программ до сведения общественности.

Необходимым условием повышения  эффективности антинаркотической  политики в России является достижение высокого уровня сотрудничества с другими  государствами, и, прежде всего, с государствами-членами СНГ. В условиях чрезвычайно либерального режима пересечения государственных границ Российской Федерации и других членов СНГ желательно принять на вооружение принципы и механизмы взаимопомощи, доказавшие свою эффективность в рамках ЕС.

Прежде всего, большой  положительный эффект может дать принятие единой для СНГ стратегии  в области противодействия наркомании и наркобизнесу, разработанной по образцу Стратегии ЕС в области  наркотических средств на 2005-2012 годы и Плана ЕС в области борьбы с наркоманией на 2009-2012 годы и предусматривающей конкретные мероприятия и направления деятельности в области борьбы с наркоманией и наркомафией.

Главной особенностью такого документа должен стать четкий механизм отчетности, объективной и регулярной оценки достигнутых результатов и обязательного доведения этих результатов до сведения населения всех государств СНГ. К сожалению, в действующей Программе сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на 2008-2010 годы подобные механизмы отсутствуют, а отдельные положения проработаны недостаточно подробно.

Информация о работе Наркотизм на современном этапе