Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 10:34, контрольная работа
Наиболее часто по отношению к взаимоотношениям государства, общества и преступности применяется термин «борьба с преступностью». Так, ООН проводятся конгрессы по борьбе с преступлениями и обращению с правонарушителями. Термин «борьба» толкуется в словарях как активное противостояние неких групп, имеющих противоположно направленные интересы. А. И. Долгова указывает, что именно понятие «борьба» наиболее полно отражает характерные особенности данного вида государственной и общественной деятельности.
1Понятие борьбы с преступностью………………………………………………3
2 Содержание борьбы с преступностью…………………………………………8
3 Задачи и основополагающие начала борьбы с преступностью……………..19
Библиографический список………………………………………………………..23
Координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляют в России Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" они координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, органов налоговой полиции, таможенной службы и других правоохранительных органов. При этом прокуроры созывают координационные совещания, организуют рабочие группы, истребуют статистическую и другую необходимую информацию, осуществляют иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
Борьба с наиболее опасными проявлениями преступности ведется в рамках обеспечения безопасности.
В России Совет Безопасности
определяет жизненно важные интересы
общества, государства и выявляет
внутренние и внешние угрозы объектам
безопасности; разрабатывает основные
направления стратегии
Выделяется также
Перспективно создание на
федеральном уровне и в субъектах
Федерации при органах
7. Организация и развитие научных исследований борьбы с преступностью
Речь идет и о развитии
сети научно-исследовательских
Внедрение научных исследований
в практику – это двусторонний
процесс, который зависит как
от результативности криминологических
исследований, качества научных рекомендаций,
так и от готовности, умения практических
работников их воспринять и применить.
Но важно еще одно звено – сотрудничество
научных и практических работников
в "привязке" научных рекомендаций
к конкретным условиям их применения,
их "доводка". Это этап нормального
технологического процесса на производстве.
Аналогичное положение
Таковы некоторые черты
общей организации борьбы с преступностью.
Вопросы предупреждения преступности
разрабатываются только криминологами,
а потому их подробному изложению
посвящены две последующие
8.Правоохранительная
Применительно к преступности она включает применение предусмотренных законом мер к лицам, совершающим преступления, и мер по восстановлению нарушенных преступлениями прав и законных интересов жертв этих преступлений, возмещению причиненного вреда.-Соответственно в правоохранительной деятельности выделяются две стороны:
- действия по выявлению, пресечению, раскрытию преступлений, применению мер уголовной ответственности и наказания к лицам, совершившим преступление, либо заменяющих их предусмотренных законом мер (условно здесь можно применять термин "карающая деятельность");
- деятельность по восстановлению нарушенных преступлением прав и законных интересов, возмещению ущерба или правовосстановительная деятельность.
Правоохранительная
Очень важно не смешивать понятия "правоохранительная деятельность" и "деятельность правоохранительных органов", ибо содержание последней шире, так как на правоохранительные органы возлагаются и функции, вытекающие из предупреждения преступности, общей организации борьбы с ней.
Задачи и основополагающие начала борьбы с преступностью
Какова же даже задача борьбы с преступностью? Можно ли всерьез рассчитывать на окончательную победу над ней? Эти вопросы задавали себе многие авторы на протяжении всей истории человечества.
Дж. Флорита считал, что преступность, как и грех, – нормальное явление в обществе, ненормальны придуманные людьми санкции и законы. Американский ученый В. Фоке полагал, что "преступность – побочный продукт цивилизации" и соответственно может расти с развитием цивилизации.
Так можно ли добиться над ней абсолютной и окончательной победы?. Ясно одно: человечество не помнит себя без преступлений и преступности. Другое дело – уровень преступности и масштабы ее противостояния обществу. Вся история человечества доказала, что ослабление борьбы с преступностью, а тем более ее отсутствие, ведет к безудержному росту преступности и криминализации общества.
Наиболее важными
а) примат предупредительной
деятельности над правоохранительной,
а в предупредительной
б) применение мер, ограничивающих права и свободы граждан, только по фактам нарушения закона и в предусмотренных законом случаях;
в) обеспечение неотвратимости
предусмотренной законом
г) осуществление борьбы всем обществом, всем населением. Государству принадлежит важнейшая роль, ибо только в руках государства находятся средства и институты принуждения. Государство определяет направления борьбы с преступностью. Однако нельзя забывать, что усилия государства могут увенчаться успехом только во взаимодействии с усилиями всех институтов гражданского общества, граждан. Это признано криминологами всего мира и закреплено в ряде резолюций ООН, в частности в материалах специальной сессии IV Конгресса ООН по борьбе с преступностью и обращению с правонарушителями формулируется вывод о том, что в разных странах мира различны пределы использования института участия общественности в борьбе с преступностью, эти различия имеют объективную политическую и социально-экономическую основу, но суть закрепленной в резолюции позиции сводится к тому, что без помощи всего населения, всего общества успех в борьбе с преступностью невозможен;
д) осуществление борьбы с преступностью в режиме законности, только в рамках Конституции государства, не противоречащих ему других законов и подзаконных актов, с соблюдением международно-правовых норм. Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации "1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (...);
е) подконтрольность народу органов, участвующих в борьбе с преступностью. В соответствии со ст. 3 Конституции РФ, "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ", а ст. 10 Конституции РФ предусматривает, что "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". Одной из актуальных задач является разработка эффективных механизмов контроля народа за деятельностью органов судебной власти, как и других правоохранительных органов;
ж) комплексное осуществление борьбы с преступностью:
з) обеспечение равенства всех физических и юридических лиц перед законом;
и) экономия уголовной репрессии и применение наказания в виде лишения свободы, а тем более исключительной меры наказания – смертной казни только в случаях, когда иное решение чревато опасностью появления новых жертв преступлений и иного значительного вреда;
к) использование новейших научных и научно-технических достижений, опережение преступников;
л) международное сотрудничество и двустороннее сотрудничество государств в борьбе с преступностью.
Стратегическими задачами борьбы с организованной преступность являются:
1)Ликвидации основных
организованных преступных
2)Устранение причин и
условий, способствующих
3)Затруднение вовлечения
в преступную деятельность
В борьбе с существующими
организованными преступными
Помимо реагирования на совершаемые преступления и выявления их непосредственных исполнителей, основной задачей является установление личности лидеров преступных формирований и привлечение их к ответственности; для этого может использоваться в том числе содействие менее опасных членов преступных группировок, которым в обмен на сотрудничество с правоохранительными органами значительно смягчаются сроки наказания (вплоть до полного отказа от привлечения к ответственности).
Важными составляющими мер по борьбе с организованной преступностью являются финансовый контроль, направленный на затруднение производства операций по легализации преступных доходов, использованию преступных капиталов, и антикоррупционные меры, направленные на очистку правоохранительных органов и других государственных структур от лиц, содействующих организованным преступным формированиям.
Предупреждение организованной преступности осуществляется на основе комплекса мер общесоциальной и специально-кримино-логической профилактики. Значение имеет подрыв экономических корней организованной преступности, разработка и последовательное осуществление комплекса организационно-управленческих, финансовых, налоговых и других мер, создающих затрудняющие условия для преступного бизнеса и направленных на вытеснение из производства криминальных методов регулирования экономических отношений, пресечение легализации преступных капиталов.
Наряду с уголовно-правовыми запретами в УК РФ для борьбы с организованной преступностью необходимо принять специальные законы, как во многих зарубежных странах, регулирующие борьбу с организованной преступностью. Особое значение в этой борьбе придается специализированным подразделениям по борьбе с организованной преступностью. Борьба должна быть сосредоточена на подрыве авторитетов, создании конфликтных ситуаций, ведущих к распаду группы или сообщества, т.е. разрушении целостности, устойчивости - качественного признака преступной системы.
Библиографический список
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Кон-ституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. - N 7. - 21.01.2009.
2. Федеральный закон от
17.01.1992№2202 – 1 (ред. от 23.07.2013) "О
прокуратуре Российской
3. Аванесов Г.А., Иншаков С.М., Лебедев С.Я., Эриашвили Н.Д., Криминология./под ред. Г.А. Аванесова. 5 изд., перераб. и доп. М: ЮНИТИ – ДАНА, 2010.
4. Долгова А.И., Криминология: учебник для вузов – 4-е изд., перераб. и доп. (ГРИФ)/ Долгова А.И. ИНФРА – М, Норма, 2010.
5. Иншаков С.М., Криминология: практикум/ С.М.Иншаков. – М.: Юриспруденция, 2003.
6. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е..Криминология:учебник / подред. В.Н. Кудрявцева, В.Е.Эминова. – М.: Норма : Инфа, 2010.
7. Малков В.Д., Криминология: учебник для вузов. – М: Изд – во Юстицинформ, 2011.
8. Ревин В.П., Рыхлов О.А., Ревина В.В. Криминология. М.: МИПП, 2012.
9. Алиев Оглы Н.Т. Современный грабеж: криминологические проблемы./ Н.Т. Алиев Оглы // Эксперт – криминалист, - 2009.
10. Вишневецкий К.М. Место виктимологической теории в криминологии. / К.В. Вишневецкий // Общество иправо. – 2010.- №1.
11. Дерюга А.Н. О соотношении административной деликтологии и криминологии. / В.М. Довыденко // Журнал российского права. – 2011. - №2.
12. Истомин П.А. Предлагаемые
перспективы развития
Информация о работе Общая характеристика борьбы с преступностью