Общая характеристика борьбы с преступностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 10:34, контрольная работа

Описание работы

Наиболее часто по отношению к взаимоотношениям государства, общества и преступности применяется термин «борьба с преступностью». Так, ООН проводятся конгрессы по борьбе с преступлениями и обращению с правонарушителями. Термин «борьба» толкуется в словарях как активное противостояние неких групп, имеющих противоположно направленные интересы. А. И. Долгова указывает, что именно понятие «борьба» наиболее полно отражает характерные особенности данного вида государственной и общественной деятельности.

Содержание работы

1Понятие борьбы с преступностью………………………………………………3
2 Содержание борьбы с преступностью…………………………………………8
3 Задачи и основополагающие начала борьбы с преступностью……………..19
Библиографический список………………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

Астапенко_АД_Криминология_Контр1.docx

— 50.14 Кб (Скачать файл)

В-четвертых, обеспечение  сквозного учета движения данных о преступном поведении, начиная  с регистрации сообщения, заявления  о признаках преступления и кончая завершением исполнения наказания  и иного судебного решения (об иске и т. п.).

2.Криминологическое прогнозирование.

Криминологический прогноз -– это оценка будущего состояния преступности и иных криминологически значимых последствий тех или иных управленческих решений.

Прогнозирование основано на познании закономерностей преступности, ее детерминации, причинности, реагировании на различные меры борьбы с ней.

Реализация этой функции  требует сочетания оперативного анализа преступности с фундаментальными исследованиями ее закономерностей. Поэтому  необходимо создание и функционирование специальной криминологической  службы как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации.

В России первой попыткой прогнозирования  структуры и динамики преступности на пятилетку (1971–1975 гг. ) была работа Г. А. Аванесова и С. Е. Вицина. Затем наиболее серьезные криминологические прогнозы осуществлялись во ВНИИ МВД РФ и Научно-исследовательском институте проблем укрепления законности и правопорядка. Во ВНИИ МВД РФ внимание акцентировалось на количественной стороне будущей преступности и применялись в первую очередь методы экстраполяции – распространения установленных в прошлом тенденций на будущее. Например, в 1968 году с использованием метода прогнозирования был осуществлен расчет ожидаемого количества лиц, которые могут повторно поступить в исправительно-трудовые учреждения. В 1971 году число поступивших отличалось от прогнозируемого на 2,4%.

 

 

В Научно-исследовательском  институте проблем укрепления законности и правопорядка такие исследования также проводились в указанное  время, но позднее преимущественно  применялись методы экспертных оценок, так как решались задачи по определению  направления дальнейшей борьбы с  преступностью, проведению криминологической  экспертизы программ борьбы, законопроектов. А при решении таких задач  важно прогнозирование не столько  точных количественных показателей  преступности, сколько направлений  качественных изменений в связи  с изменением количественных характеристик.

В основе таких прогнозов  всегда лежат глубокие криминологические  исследования, обязательно включающие фундаментальные наряду с прикладными, выявление закономерностей преступности, ее детерминации и причинности в  определенный исторический период. При этом учитывается реагирование преступности на принимаемые меры борьбы.

Широко используются опросы экспертов с последующей обработкой их результатов.

Специфический метод криминологического прогнозирования – коллективное изложение взглядов на изменения  преступности специалистами-криминологами, собирающимися на свои форумы для  обсуждения конкретных аспектов преступности, ее детерминации и причин. Такие  форумы (конференции, семинары) регулярно, не реже. одного раза в год, проводятся в России с 1991 года под эгидой Криминологической ассоциации (ранее они проводились под эгидой Координационного бюро по криминологии). Криминологи практикуют приглашение других специалистов для всестороннего рассмотрения проблемы, затем коллективно вырабатывают решение, детально его обсуждают и даже голосуют. И сразу высказывают рекомендации о борьбе с преступностью (иногда в форме обращения к руководителям органов государственной власти). Такие документы с криминологическим прогнозом публикуются в специальной литературе, в частности, издаваемой Криминологической ассоциацией, иногда в средствах массовой информации.

Криминологическое прогнозирование  – пока одно из наименее разработанных  направлений в криминологии. Между  тем это крайне сложная проблема, требующая системно-структурного подхода, рассмотрения тенденций преступности в контексте изменений общества и ее самой.

3.Определение стратегии  борьбы, с преступностью

На основе оценок криминологической  ситуации (т. е. преступности, ее причинности, детерминации, состояния борьбы с  ней), прогноза и рекомендаций специалистов по дальнейшей борьбе с преступностью  государство, как основной субъект  организации этой борьбы, определяет ее стратегию.

Стратегически важен примат предупредительных мер – воздействие  на причины и условия преступности. Именно это препятствует массовому  воспроизводству фактов преступного  поведения. Как говорил на одной  из криминологических дискуссий  профессор В.В. Орехов, "если вас  беспокоят комары, то вы не можете бесконечно гоняться за каждым из них – в  конце концов вам все равно придется подумать о воздействии на болото".

Необходимо также с  соблюдением системно-структурного подхода выявление в преступности того ядра, удар по которому положительно скажется на разных проявлениях преступности. Исследования показывают, что такое  положение занимают преступность несовершеннолетних, организованная и профессиональная преступность. Они частично накладываются  друг на друга и, кроме того, тесно  взаимосвязаны с рецидивной преступностью, общеуголовной, экономической, коррупцией и другими видами.

В свою очередь, стратегия  – это искусство ведения не только в целом борьбы с преступностью, но и борьбы с отдельными ее видами (с учетом их места в общей системе преступности), т. е. проведения отдельных операций. Например, если говорить о борьбе с организованной преступностью, то специфика такой деятельности заключается в том, что непосредственно наносятся удары по: а) самим организованным преступным формированиям как таковым с целью прекращения существования этих формирований; б) лидерам таких формирований; в) преступным капиталам. Одновременно принимаются меры по: обеспечению сотрудничества в такой борьбе с государственными органами рядовых участников организованных формирований, не совершавших тяжких преступлений; обеспечению безопасности участников уго-ловно-процессуальной деятельности и иных участников борьбы; восстановлению нарушенных организованной преступностью отношений, законных интересов на основе закона.

В рамках стратегии разрабатывается  тактика борьбы с преступностью, включающая определение конкретных целей и оптимальных методов  их достижения в конкретных условиях. Тактика, как известно, – часть  стратегии. Тактическое решение  вопросов всегда должно учитывать ограниченность кадров, материального обеспечения, финансирования в целом борьбы с  преступностью и, соответственно, ориентироваться  на реальное положение дел. С другой стороны, нельзя согласиться и с  такой крайностью: "дайте сколько можете, а мы распишем, куда это можно потратить". Нужны криминологически обоснованные выкладки тактических решений и их последующая корректировка, но с таким расчетом, чтобы можно было бы достигнуть определенных результатов. На практике мое бывает так: обеспечивается крайне мизерное фактическое финансирование, не способное ничего изменить, но его принимают, поэтому у государства создается иллюзия, что что-то можно сделать. В результате деньги практически тратятся впустую. В таких случаях можно было бы обойтись и без таких затрат, имея тот же результат.

Стратегия и тактика воплощаются  в программах борьбы с преступностью.

4. Программирование борьбы  с преступностью

Встречается долгосрочное программирование, максимально отражающее стратегию  борьбы с преступностью, среднесрочное (как правило, на 2 года) и краткосрочное (на квартал, полугодие).

Программирование (ранее  – планирование) увязывается с  программированием экономического, социального и политического  развития общества и государства. Сейчас можно сказать и иначе: борьба с преступностью должна быть органической частью политики в обществе: как государственной, так и политики деятельности различных негосударственных структур, институтов гражданского общества.

Например, в планах экономического и социального развития страны предусматривались  и меры борьбы с преступностью. Наряду с этим разрабатываются и принимаются  отдельные программы борьбы с  преступностью. Кроме них существуют программы борьбы с тем или  иным видом преступности.

Программирование должно носить целевой характер, то есть сначала  следует формулировать конкретные цели, затем – средства их достижения, указывать исполнителей, сроки, характер ресурсного обеспечения этих средств (кадровое, финансовое, материально-техническое  обеспечение и т. п.).

Вопросы программирования (планирования) предупреждения преступности подробнее  рассматриваются в следующей  главе. Здесь лишь отметим, что, в  отличие от программ (или разделов программ), касающихся только предупреждения преступности, программы борьбы с  преступностью должны предусматривать, например, достижение и таких целей, как совершенствование информационно-аналитической  деятельности, полное и последовательное применение нового закона или новой  правовой нормы. Если это требует  увеличения численности дознавателей и следователей, числа мест в изоляторах временного содержания и т. п. , то такие меры должны отражаться в программе.

5. Законотворчество в  сфере борьбы с преступностью

С программированием борьбы с преступностью тесно связана  законотворческая работа. Если действующий  закон не обеспечивает борьбу с новыми характеристиками криминальной и криминогенной ситуации в стране, требуется серьезная и целенаправленная работа по изменению, дополнению законов или созданию принципиально новых правовых актов. Например, действенная борьба с коррупцией и организованной преступностью во всех странах становилась реальной только после принятия комплексных законов, а затем путем их дополнения, введения новых законодательных актов – создания целых отраслей соответствующего законодательства.

На практике часто остро  дискуссионным является вопрос о  том, что чему должно предшествовать: например, принятие федерального закона о борьбе с организованной преступностью  и целевой программы, основанной на этом законе, или программы борьбы с организованной преступностью, а  затем уже и федерального закона.

В любом случае, если прежние  правовые средства себя исчерпали, в  их рамках наивно программировать борьбу с преступностью. Разве что с  расчетом на неправовые меры или, другими  словами, нарушения режима законности. Но это нельзя считать допустимым.

С изложенным тесно связан вопрос о криминализации и декриминализации деяний, криминологической обусловленности закона. Академик В. Н. Кудрявцев пишет: "Процесс криминализации общественно опасных деяний охватывает несколько стадий: получение и оценку информации о распространенности в стране определенного вида деяний, представляющих общественную опасность; изучение причин их возникновения, основных признаков и социальных последствий; определение перспектив борьбы с ними; наконец, при принятии решения о целесообразности создать новую уголовно-правовую норму– разработку проекта нового закона".

Декриминализация (исключение деяния из числа уголовно наказуемых) имеет место в двух распространенных случаях. Во-первых, когда деяние перестало  представлять значительную общественную опасность. Так было, например, с  декриминализацией искусственного прерывания беременности в России в  восстановительный после войны. 1941–1945 годов период. Во-вторых, декриминализация может быть связана не с фактическим  устранением высокой общественной опасности деяния, а с другими  соображениями: крайней распространенностью  деяния и отсутствием реальных возможностей применять ко всем виновным уголовно-правовые меры. Тогда вводится, например, вместо уголовной административная ответственность. Так практически произошло с  мелкими хищениями государственного и общественного имущества. Встречается и третий случай: законодательную политику лоббируют деятели преступного мира и им удается исключить уголовную наказуемость деяний, распространенных в их среде. Но это уже показатель криминализации органов государственной власти.

Проблемы правового регулирования  борьбы с преступностью широко обсуждаются  в литературе, включая криминологическую.

6. "Реализация программ  борьбы с преступностью, их  корректировка и координация  деятельности по борьбе с преступностью

Непосредственное обеспечение  реализации программ борьбы с преступностью  носит многоаспектный характер. Оно  включает управленческую деятельность, контроль, подбор кадров, их подготовку, оптимальную расстановку, организацию  повышения их квалификации, их переподготовку с учетом новых криминологических  и более широких социальных реалий, разработку новой техники, ресурсное  обеспечение борьбы с преступностью, анализ эффективности принимаемых  мер и корректировку программ.

При этом различаются: а) эффективность  механизма деятельности по борьбе с  преступностью, б) социальная эффективность  борьбы с преступностью. В первом случае оценивается, сколько лекций на правовые темы прочитано, сколько  человек повысили свою квалификацию, высока ли раскры-ваемость преступлений и т. п., т. е. как работает "механизм". Во втором случае, произошло ли снижение преступности и ее общественной опасности, достигнуты ли поставленные в программе цели.

Координация борьбы с преступностью  остро необходима в силу большого числа субъектов этой борьбы. В  ней участвуют государство, институты  гражданского общества (общественные организации, фонды и т. п. ), разные юридические и физические лица. Причем не только граждане данной страны, но и проживающие в ней лица без гражданства, иностранцы. Практически все население в разных формах участвует в такой борьбе. Например, в роли свидетелей, понятых.

Информация о работе Общая характеристика борьбы с преступностью