СОДЕРЖАНИЕ |
|
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
1.ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |
4 |
2.ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УПРАВЛЕНИЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНАХ |
10 |
3.ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
14 |
4.СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ
СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. |
23 |
5. СВЯЗЬ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОМ
ОРГАНЕ С ЦЕЛЯМИ, ПРИНЦИПАМИ И ФОРМАМИ
УПРАВЛЕНИЯ. |
27 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
30 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ |
31 |
ВВЕДЕНИЕ
Российская Федерация в соответствии
со ст. 1 Конституции РФ является демократическим,
федеративным и правовым государством.
Любая демократия, тем более право требует
системы своей защиты. При этом для защиты
государственной системы права требуется
иметь органы, обладающие специальной
компетенцией, имеющие целью защищать
систему права для блага человека, общества
и государства.
Правосудие в Российской Федерации осуществляется
только судом (ст. 118 Конституции РФ). Правоприменительные
органы играют особую роль в системе властных
государственных структур, поскольку
являются важнейшим инструментом реализации
принципов законности, справедливости
и гуманизма.
Правоохранительная деятельность –
это деятельность государства в лице его
специально уполномоченных органов по
обеспечению законности, правопорядка,
охране прав и законных интересов общества,
государства, общественных и иных объединений
граждан, защите прав и свобод человека
и гражданина, борьбе с преступлениями
и другими правонарушениями, которая осуществляется
в установленном законом порядке посредством
применения в строгом соответствии с законом
мер юридического воздействия (в т. ч. мер
государственного принуждения).
Правоохранительные органы - это совокупность
специально уполномоченных государственных
органов, которые осуществляют правоохранительную
деятельность по обеспечению законности,
правопорядка, охране прав и свобод человека .
Таким образом, основная задача правоохранительных
органов согласно Конституции РФ является
охрана прав и свобод человека, гражданина,
которые определяют смысл, содержание
и применение законов, деятельность законодательной,
исполнительной и судебной власти в России
в соответствии с Конституцией РФ.
1.ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ СО СРЕДСТВАМИ
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Эффективное взаимодействие
правоохранительных органов и средств
массовой информации (далее - СМИ) является
важным средством обеспечения прав граждан
на информацию. Сотрудничество между следователем
и журналистом способно уменьшить количество
следственных и судебных ошибок, а также
обеспечить гласность и свободу слова,
необходимых для построения правового
государства.
В справочной литературе слово
"взаимодействие" означает согласованность
действий. Под взаимодействием правоохранительных
органов и СМИ можно понимать "основанную
на законах и подзаконных нормативных
актах, согласованную по целям, месту и
времени деятельность указанных субъектов,
которая осуществляется путем оптимального
сочетания присущих им методов и средств
и содействует раскрытию, расследованию
и предупреждению преступлений, а также
объединяет усилия в разрешении общих
вопросов борьбы с преступностью".В
настоящее время широко представлены
такие формы взаимодействия правоохранительных
органов и СМИ как распространение результатов
расследования и рассмотрения судом конкретных
уголовных дел, а также материалов, имеющих
профилактическую направленность, проведение
брифингов и пресс - конференций, выступления
по телевидению и радио и др. Основными
источниками информации, открытыми для
журналистов, являются пресс-центры, пресс-службы,
специальные отделы для связей с общественностью,
материалы пресс-конференций и брифингов.
Однобокость информации, предоставляемой
сотрудниками пресс-служб, сухость пресс-релизов
вызывают у некоторых журналистов желание
самостоятельно проверить и уточнить
обстоятельства интересующего их события,
выяснить подробности, которые впоследствии
составят "изюминку" журналистского
материала. Этот вид деятельности является
так называемым независимым журналистским
расследованием. Поводом к его началу
может служить информация не только из
официальных, но и других источников. В
качестве предмета журналистского расследования
выступают преступления, происшествия,
конфликты, существование которых скрывается
от общества, а также исторические и иные
(кроме государственной и военной) тайны.
Использование же результатов журналистского
расследования в уголовно-процессуальной
деятельности является еще одной формой
взаимодействия правоохранительных органов
и СМИ. Конституция Российской Федерации,
Федеральный закон « О прокуратуре Российской
Федерации», другие законодательные акты
государства возложили на органы прокуратуры
осуществление надзора за соблюдением
Конституции РФ и исполнением законов,
действующих на территории нашей страны.
Это исключительно важная функция, поскольку
без соблюдения законов, обеспечения единства
законности невозможно говорить о правовом
государстве и соблюдении прав и свобод
человека и гражданина. Несомненно, органы
прокурорского надзора должны осуществлять
надзор и за исполнением нормативных актов
Президента страны, поскольку именно он
является гарантом Конституции, и его
акты издаются на основании и для осуществления
главных положений Основного закона государства.
К таковым, безусловно, относится и утвержденная
Президентом Российской Федерации 9 сентября
2000 года «Доктрина информационной безопасности
Российской Федерации» .
Это исключительно важный государственный
акт, поскольку, как сказано в нем, информационная
сфера, являясь системой Российская газета.
2000. 28 сент. 20) образующим фактором жизни
общества, активно влияет на состояние
политической, экономической, оборонной
и других составляющих безопасности Российской
Федерации. Обеспечение информационной
безопасности напрямую затрагивает защиту
прав, свобод и законных интересов личности.
Интересы личности в информационной сфере
заключаются в реализации конституционных
прав человека и гражданина на доступ
к информации, на использование информации
в интересах осуществления не запрещенной
законом деятельности, упрочения демократических
начал, реализации духовного и интеллектуального
развития. Обеспечение информационной
безопасности — это и обеспечение права
на получение обществом, гражданином достоверной,
объективной информации. Об этом говорится
как в названной Доктрине, так и в Федеральном
законе «О средствах массовой информации».
Следовательно, обеспечение реализации
указанных положений — это одна из задач
и органов прокурорского надзора, вытекающая
из тех функций, которые возложены на органы
прокуратуры. Несомненно, выполнить эту
задачу можно только совместно с другими
правоохранительными органами. Безусловно,
информационная безопасность нашей страны,
общества, каждого гражданина во многом
зависит от деятельности средств массовой
информации, понятие которых положение,
права и обязанности определены Федеральным
законом « О средствах массовой информации».
Именно через средства массовой информации
общество, каждый гражданин получают необходимые
сведения. Закон определяет понятие «
средства массовой информации» как «...
предназначенные для неограниченного
круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные
и иные сообщения и материалы». Средства
массовой информации, доводя до сведения
населения различные сообщения и материалы,
обладают большой силой, формируют общественное
мнение.
Это ставит перед государством,
в том числе и перед правоохранительными
органами, важную задачу — взаимодействия
со СМИ для достижения поставленных целей
как по борьбе с правонарушениями и преступными
проявлениями, так по правовому воспитанию,
воспитанию уважения к закону, по противодействию
все расширяющемуся правовому нигилизму
и, что немаловажно, по преодолению
негативного отношения к правоохранительным
органам, воссозданию их положительного
образа у населения. Без этого невозможно
добиться активного участия населения
в борьбе с правонарушениями. Взаимодействуя
со средствами массовой информации, необходимо
строго соблюдать установления закона
о свободе массовой информации, уважая
их права и свободы, обеспечивая и в этом
строгое соблюдение закона, выполняя все
его предписания, Однако при этом нужно
исходить также и из положений Доктрины
информационной безопасности Российской
Федерации. Думается, что в первую очередь
необходимо иметь в виду важнейшие составляющие
национальных интересов России: соблюдение
конституционных прав и свобод человека
и гражданина в области получения информации
и использования ее для обеспечения духовного
основания России, а также сохранение
и укрепление нравственных ценностей
общества, традиций патриотизма и гуманизма,
культурного и научного потенциала страны.
Крайне важно обеспечение доступа граждан
к открытой государственной информации,
ее ресурсам. Не менее существенным является
также обеспечение граждан России достоверной
информацией. Это требование Доктрины
подкреплено и установкой Закона « О средствах
массовой информации», который в ст. 49
гласит, что журналист обязан проверять
достоверность сообщаемой им информации
и при осуществлении профессиональной
деятельности уважать права, законные
интересы, честь и достоинство граждан
и организаций. Доктрина информационной
безопасности называет среди угроз информационной
безопасности манипулирование информацией,
осуществление в СМИ девальвации духовных
ценностей, пропаганду образцов массовой
культуры, основанных на культе насилия,
на духовных и нравственных ценностях,
противоречащих ценностям, принятым российским
обществом.
Наряду с этим отмечается недостаточная
разработанность правовой базы, регулирующей
отношения в информационной сфере, а также
недостаточная правоприменительная практика,
в том числе и недостаточная активность
федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти
субъектов Федерации в информировании
общества о своей деятельности, в разъяснении
принимаемых решений, формировании открытых
государственных ресурсов информации
в обеспечении к ним доступа гражданам.
Несомненно, положения, содержащиеся в
Доктрине информационной безопасности
Российской Федерации, следует учитывать
в первую очередь при организации взаимодействия
со средствами массовой информации. Представляется,
что основополагающие задачи такого взаимодействия
следующие: ориентация на обеспечение
прав и свобод человека и гражданина, в
частности на объективную, полную и достоверную
информацию; обеспечение четкого и полного
соблюдения закона как органами СМИ, так
и правоохранительными органами, в том
числе обеспечение принципа гласности
в пределах, установленных законом; Воспитание
населения в духе ценностей, духовности
и нравственности, которые приняты издавна
в российском обществе, воспитание правовой
культуры, уважения к закону, правильного
понимания правовых норм российского
государства; формирование позитивного
представления о правоохранительных органах,
правильного понимания их задач и действий,
должной оценки их сложной и необходимой
обществу деятельности. Требуется совершенствование
и законодательства о СМИ в соответствии
с задачами и целями, поставленными Доктриной
информационной безопасности России.
В частности, необходимо четко определить
полномочия и обязанности СМИ, в том числе
ответственность за нарушение специально
охраняемых тайн ( например, разглашение
следственной тайны, материалов, не рассмотренных
судом уголовных дел, и др.). Следует предусмотреть
обеспечение СМИ той информацией, которая
может и должна быть дана без ущерба для
интересов правоохранительных органов,
а также обязанность правоохранительных
органов 15 быстро и адекватно реагировать
на сигналы СМИ с незамедлительным сообщением
о принятых мерах. Анализ практики и законодательства
позволяет наметить ряд направлений взаимодействия
правоохранительных органов и СМИ:
- постоянное и своевременное
информирование населения о состоянии
законности и правопорядка, о мерах, принимаемых
органами правоохраны, в том числе о мерах
прокурорского реагирования;
-информирование СМИ о результатах
проверок, возбуждении уголовных дел о
наиболее серьезных преступлениях, вызывающих
общественный интерес, о возмещении ущерба,
об исках, предъявляемых прокурорами;
-опубликование данных о состоянии
преступности, докладов, информационных
писем и других документов, в частности
по вопросам защиты прав человека;
- своевременное опровержение
недостоверной информации по конкретным
делам, материалам, в том числе о деятельности
правоохранительных органов;
- принятие мер по фактам нарушений
требований закона со стороны СМИ и отдельных
журналистов; публикация материалов, способствующих
правильному пониманию роли правоохранительных
органов, созданию положительного образа
работника правоохранительных органов;
-публикация материалов, разъясняющих
и пропагандирующих законы, формирующих
правовую культуру и законопослушность;
публикация материалов о принятых правоохранительными
органами мерах по сообщениям СМИ.
Для реализации названных направлений
возможно использование различных форм
взаимодействия, среди которых можно отметить
следующие: проведение пресс-конференций;
проведение «круглых столов» по правовым
вопросам; выступления сотрудников правоохранительных
органов перед работниками СМИ по правовым
вопросам, разъяснению законодательства,
в том числе о правах и обязанностях работников
СМИ; интервьюирование работников правоохранительных
органов, ученых-юристов по вопросам применения
законодательства; публикация статей,
выступления по телевидению, радио, в том
числе и те постоянных рубриках по заранее
подготовленным планам, работников правоохранительных
органов;
-представление СМИ информации
о работе в целом или по отдельным вопросам,
вызывающим общественный интерес;
-участие представителей СМИ
в заседаниях и совещаниях сотрудников
правоохранительных органов по вопросам
борьбы с преступностью и правонарушениями.
Важно, чтобы эти формы взаимодействия
реализовывались на постоянной основе,
чтобы инициаторами встреч с органами
правопорядка были именно СМИ. Такая организация
взаимодействия, несомненно, будет способствовать
эффективности деятельности и СМИ и правоохранительных
органов, а также обеспечению реализации
положений Доктрины информационной безопасности
России.
2.ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УПРАВЛЕНИЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНАХ
Разработка теоретических основ
стратегического управления в право- охранительной
сфере в настоящее время является важной
частью формирования современной теории
социального управления и обусловлено
формированием единой государственной
стратегии для всех правоохранительных
органов. Кроме этого, она базируется на
необходимости разработки и реализации
перспективной стратегии противодействия
преступности и использования единых
принципов и технологий управления для
субъектов системы стратегического управления
правоохранитель- ной сферы. Важным для
стратегии является ориентация системы
управления на обеспечение социальной
безопасности личности, общества и государства
от преступных посягательств как в целом
по стране, так и в отдельно взятом регионе.