Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 07:07, контрольная работа
Однако прежде чем бороться с преступностью несовершеннолетних необходимо знать ее криминологическую характеристику. В соответствии с этим данная контрольная работа содержит следующие цели и задачи: ознакомиться с особенностями преступности несовершеннолетних; изучить характеристику личности несовершеннолетнего преступника; рассмотреть неформальные группировки несовершеннолетних и выявить причины и условия преступности несовершеннолетних.
Введение ………………………………………………………………….3
1. Особенности преступности несовершеннолетних………………….5
2. Характеристика личности несовершеннолетнего преступника…..12
3. Причины и условия преступности несовершеннолетних…………18
4. Предупреждение преступности несовершеннолетних…………....25
Заключение …………………………………………….………………..31
Список литературы…………………………………….………………..32
4) отрицательные
влияния в ближайшем окружении.
5) подстрекательство
со стороны взрослых
6) распространение
в подростковой среде
Наряду с отмеченными факторами формированию криминогенной мотивации и ее проявлению в преступности несовершеннолетних существенно способствуют следующие условия:
1) безнадзорность
как отсутствие должного
2) низкий уровень
воспитательной работы
3) распад системы
общедоступного досуга. В результате
полной коммерциализации сферы
молодежного досуга он во
4) значительное
увеличение доли детей и
Значительную роль в системе детерминации преступности несовершеннолетних играют также недостатки в профилактической деятельности. Система профилактики преступности несовершеннолетних, действовавшая в СССР и получившая международное призвание, по существу, в годы реформ была развалена. Только в последние годы наметилась тенденция ее восстановления.
Высокие показатели
повторности преступлений несовершеннолетних
говорят также о неэффективност
В 90-х гг. XX в. была практически разрушена прежняя система социального контроля и предупреждения преступности несовершеннолетних. Новая система определилась только к концу 90-х гг., и в итоге уже несколько поколений несовершеннолетних и молодых людей имеют в своем составе тех, кто практически оказывался выключенным из нормальной системы семейного и внесемейного воспитания, образования, профессиональной подготовки.
Соответствующие негативные условия порождают преступное поведение во взаимодействии с характеристиками несовершеннолетних, совершающих преступления.
Высока доля несовершеннолетних, бросивших школу. Несовершеннолетние преступники почти не читают книг, предпочитают просмотр видеофильмов, где сюжетом было насилие или спортивная информация, т.е. налицо ограниченность как культурных, так и духовных интересов. Досуг таких молодых людей фактически был ограничен бесцельным времяпрепровождением, отчего создались ситуации, способствующие совершению правонарушений, часто связанных с групповым распитием спиртных напитков, потреблением наркотических средств, азартными играми.
Для таких несовершеннолетних законодательные запреты часто рассматривались как формальность, искажено было и само понятие того, что разрешено, распространены убеждения, что несовершеннолетнего не накажут или накажут весьма незначительно.
Несовершеннолетних преступников отличают недостаточная зрелость мышления и сознания, волевого развития, недостаток социального опыта и т.п. В этом же ряду находятся и особенности, относящиеся к сфере эмоциональной жизни: повышенная эмоциональная возбудимость, легко переходящая в запальчивость и в агрессию; психическая неуравновешенность, порождающая внешне немотивированные, подчас аффективные вспышки; повышенная потребность в самоутверждении любыми средствами; «глухота» к чужому страданию; ослабление чувства стыда и т.п. В этом возрасте групповые интересы, инстинкты подражания доминируют над общепринятыми понятиями долга, ответственности, чести. Поэтому высоко криминогенно нахождение подростка в досуговых группах с негативными характеристиками. В последние годы распространенным становится убеждение в том, что совершать правонарушения и преступления, нарушать любые нравственные запреты не стыдно, если это приносит выгоду или дает иные потребности и удовлетворение.
По глубине деформации личности можно выделить четыре типа несовершеннолетних преступников:
1) совершившие
преступления в результате случ
2) совершившие
преступления в результате
3) совершившие
преступления в результате отри
4) совершавшие
преступления неоднократно в
результате сформировавшейся
4. Предупреждение преступности несовершеннолетних
Современная концепция предупреждения преступности несовершеннолетних закреплена в документах международного сообщества. Основополагающее значение имеют, в частности, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985), Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эль - Риядские принципы, 1990). Ряд важных положений, имеющих профилактическое значение, содержится и в ратифицированной Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка 1990 г. Задачей российского государства является скорейшая полная имплементация и реализация положений указанных документов.
Важнейшим принципом профилактики, закрепленным в международных актах, является приоритет мер предупреждения перед уголовной репрессией. В отношении несовершеннолетних особое значение получают закрепленные в уголовном и уголовно - исполнительном законодательстве задачи предупреждения преступлений, принципы гуманизма и экономии репрессии. Несомненным достоинством нового УК РФ является закрепление особых правил уголовной ответственности несовершеннолетних в отдельной главе Кодекса (гл. 14). Положения главы уже дважды (в 2001 и 2003 гг.) претерпели существенные изменения в направлении дальнейшей гуманизации и дифференциации ответственности несовершеннолетних. Следует признать справедливым тезис о необходимости приоритетного применения к несовершеннолетним альтернатив уголовному преследованию (наказанию) - мер воспитательного воздействия, примирительных процедур, во всех возможных случаях, что имеет важное профилактическое значение. Российское законодательство движется именно в этом направлении.
Ряд гуманных положений, направленных на обеспеченье приоритета защиты прав несовершеннолетних в ходе уголовного процесса и исполнения наказания, содержатся в УПК РФ и УИК РФ. В то же время крайне медленно создается система ювенальной юстиции, центральным институтом которой являются любые суды для несовершеннолетних. Такая система действует во многих зарубежных странах. Существовали суды для несовершеннолетних и в дореволюционной России. Ювенальные суды функционируют в Ростове-на-Дону и ряде других регионов России. Создание ювенальной юстиции отвечает закрепленной в Конвенции ООН о правах ребенка рекомендации «в случае необходимости и желательности принимать меры по обращению с детьми-правонарушителями без использования судебного разбирательства, при условии полного соблюдения прав человека и правовых гарантий».
Главным направлением противодействия преступности несовершеннолетних, безусловно, является ее предупреждение. Выделяются общее и специальное предупреждение, включающее раннюю, непосредственную и профилактику рецидива.
Меры общесоциального предупреждения направлены главным образом на создание благоприятных условий для социализации детей и подростков, реализация их прав и законных интересов, коррекции негативных социальных процессов - детерминант преступности несовершеннолетних. Одним из руководящих принципов ООН для предупреждения преступности несовершеннолетних является «обеспечение уровня жизни, гарантирующего физическое, умственное, духовное, нравственное, социальное развитие». К другим элементам общесоциальной профилактики Эль - Риядские принципы относят доступ несовершеннолетних к общеобразовательной системе и культурным ценностям, обеспеченье содержательного досуга и отдыха.
Приоритетными задачами общего предупреждения преступности несовершеннолетних на современном этапе являются:
- поддержка
материнства и детства,
- борьба с
безнадзорностью,
- сокращение
молодежной и подростковой
- нравственное воспитание молодежи;
- противодействие
алкоголизации и наркотизации п
- усиление медико-
- улучшение
дошкольного и школьного
- организация
детского и подросткового
Субъектами общесоциального предупреждения являются все государственные и негосударственные структуры общества. В первую очередь к таким структурам относятся учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы здравоохранения, занятности, учреждения культуры, СМИ.
Специальное предупреждение преступности несовершеннолетних во многом конкретизирует задачи общесоциального предупреждения с учетом специфики его объектов, субъектов и этапов.
Нормативная основа комплекса специального предупреждения заложена Федеральным законом от 21 мая 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Закон регламентирует деятельность основных субъектов предупреждения правонарушений несовершеннолетних; категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, и основания ее проведения; определяются понятия беспризорности, безнадзорности несовершеннолетнего и семьи в социально опасном положении. Отдельные меры специального предупреждения регулируются также многочисленными подзаконными актами.
Информация о работе Особенности преступности несовершеннолетних