Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 14:04, реферат
Когда человек приступает к изучению какого-либо предмета, у него есть несколько путей. Один путь–- ознакомиться с суммой накопленных знаний и сформулированных предшественниками выводов, а затем руководствоваться ими в своей деятельности. Другой– самому научиться анализировать изучаемые явления и сопоставлять новые данные с ранее полученными в целях познания закономерностей изучаемого явления.
Понятие методологии и методики криминологических исследований
Когда человек приступает
к изучению какого-либо предмета, у
него есть несколько путей. Один путь–-
ознакомиться с суммой накопленных
знаний и сформулированных предшественниками
выводов, а затем руководствоваться
ими в своей деятельности. Другой–
самому научиться анализировать
изучаемые явления и
Например, раньше в учебниках по криминологии разделы о преступности в основном содержали сведения о характеристиках существующей преступности. Однако криминальная ситуация постоянно меняется и уже через год-два после выхода учебника соответствующая информация утрачивает былую актуальность. Очевидно важнее другое: показать методы анализа преступности и ее изменений. Преподнесение готового знания в этом плане гораздо менее практично, чем указание пути к его получению. Второй путь несомненно более продуктивен, но он предполагает методологическую культуру исследования, использование всего арсенала возможных методов.
Methodos по-гречески – это буквально путь к чему-либо, исследование. В русском языке и научном обороте употребляются слова: методология, методика, методы и ряд других.
Не вдаваясь в сложный анализ всех этих терминов, остановимся на содержании наиболее часто употребляемых:
метод – это прием, способ исследования;
методика – совокупность методов исследования;
методология – учение о путях, методах научного исследования чего-либо.
Целесообразно обратиться сначала к криминологическим проблемам методологии, а затем рассмотреть совокупность конкретных методов и методик.
Основные характеристики
Методология криминологического исследования, как и любого другого, зависит от предмета и объекта исследования, стоящих перед исследователем задач. Совершенно очевидно, что методика исследования человека не может быть идентичной методике исследования неживой природы, а методика изучения общества отличается от методики изучения человека.
Как уже отмечалось, предмет кримин
Какими же должны быть пути криминологического исследования, имея в виду, что оно затрагивает и сложные общественные процессы, продуцирующие преступность, и характеристики людей, совершающих преступления?
Вопросы гносеологии (gnosis, gnoseos – по-гречески означает учение, о познании) всегда не меньше волновали криминологов, чем вопросы о сущем, вопросы онтологии (ontos– это по-гречески сущее).
Практически наши суждения
о сущем, в частности о преступности,
зависимы от нашего методологического,
гносеологического подхода, от того,
как мы понимаем и изучаем это
сущее. Например, представители уголовно-
Если говорить в целом
о методологии
во-первых, преступность рассматривается как социальное явление, и, соответственно, при ее исследовании используются методы социальных наук. В том числе социологии, социальной психологии. Наряду с разнообразными социальными явлениями, процессами, институтами изучается и человек. Но не с биологических позиций, а как член общества, продукт общественного развития. И не случайно криминологи говорят именно о личностипреступника;
во-вторых, преступность анализируется во взаимодействии, взаимозависимости с другими явлениями и процессами. Она всегда рассматривается в контексте общественных отношений. Преступность – не нечто стоящее рядом с обществом, но явление, существующее в данном обществе, пронизывающее разные его сферы: политическую, экономическую, социальную, духовную.
Преступность тесно связана
со многими другими общественными
явлениями и, прежде всего, с так
называемыми негативными
Преступление рассматривается во взаимосвязи с иными актами поведения человека, в контексте всей его деятельности;
в-третьих, существенно рассмотрение криминологически значимых явлений (преступления, преступности, их детерминации, причин и т. п. ) в их движении и изменении. Другими словами, не только в статике, но изучая прошлое, настоящее и прогнозируя будущее;
в-четвертых, развитие криминологически значимых явлений рассматривается как процесс, в котором движение носит поступательный характер. Имеется в виду, что движение происходит не по кругу. Соответственно, не может быть простого воспроизведения того, что уже было. Количественные изменения при их накоплении, развитии переходят в качественные и порождают новые состояния преступности. А это требует изменения подходов к борьбе с ней или, иначе можно сказать: постоянного совершенствования борьбы с преступностью;
в-пятых, учитываются и внутренние противоречия, разные стороны изучаемых криминальных явлений, и внешние, т. е. противоречия между криминальными и иными явлениями. Принимаются во внимание также взаимодействия внутренних и внешних противоречий, Борьба противоречий как раз и служит источником развития соответствующих явлений. Борьба с преступностью, предупреждение преступлений – это всегда одновременно устранение негативных сторон и опора на положительные, развитие и поощрение их.
В криминологии, как и в других науках, важно следование правилу о совпадении начального пункта в теории с начальным пунктом на практике.
При изложении вопроса о предмете и содержании криминологии большинство авторов начинают с указания на преступность. А затем уже упоминают ее детерминацию, причинность.
И, казалось бы, криминолог должен
начинать конкретное исследование с
анализа преступности. Однако существует
другой подход: преступностью можно
пренебречь, а анализ ее причин начать
с исследования общества, так как
преступность – продукт общества.
Каково общество, такова и преступность.
Одни авторы отмечали, что преступность
отражает "одну из разновидностей явлений
социальной дисфункции'". Другие писали,
что преступность – это всего
лишь "процесс совершаемости
Эти утверждения заслуживают
внимания в том отношении, что
авторы рассматривают преступность
как явление, порождаемое обществом.
И это– Сильная сторона позиции.
Однако при указанном подходе
фактически не признается какая-либо относительная
самостоятельность
Образно говоря, преступность в этом случае рассматривается как изображение на белом экране, возникающее в результате функционирования общества. Меняется общество – немедленно изменяется изображение. Зачем же его изучать?
Указанный подход исключает специфику криминологии как науки, специфику ее взгляда на преступность. А между тем полезно и другое: посмотреть на общество, его экономику, политику и другие сферы через призму преступности. Можно изучать океан, наблюдая за ним с высоты полета спутника или самолета, в процессе исследований земного шара. А можно проводить исследования, погружаясь в глубины океана и через призму океана смотреть на то, что определяет происходящие в нем процессы, как он влияет на все земное. Для океанологов без такого угла зрения и погружения в океан изучение заведомо будет неполным. Но океан – самостоятельная реальность. А преступность? Тогда надо признать, что преступность -– это не некое отражение на белом экране, проецируемое обществом и синхронно изменяющееся с изменениями, происходящими в обществе. Преступность можно сравнить с зафиксированным слепком, не сразу меняющим свои очертания, характеристики по мере изменения внешних для него условий. Известно, что люди находят на окаменевшей глине отпечатки давно погибших листьев папоротника. А что можно увидеть при анализе детерминации и причинности преступности: только сегодняшние характеристики общественных отношений или и прошлые, отпечатавшиеся в сознании людей, их традициях, интересах, стереотипах поведения? А сама преступность оказывает влияние на общество? Если оказывает, то как именно? Ответы на эти вопросы все-таки приводят к выводу о необходимости изучения самой преступности.
Но методология такого
изучения зависит от решения еще
одной дилеммы. Преступность, по мнению
ряда ученых, – абстракция. Реально
существуют отдельные преступления
и отдельные виды преступлений. Логика
рассуждении здесь такова: преступность
означаетсовершаемость преступл
Фактически эти дискуссии связаны с тем, как понимать криминологию: как социологию преступности или самостоятельную науку.
Если криминология – это социология преступности, то тогда криминологическое исследование авторы данной позиции рассматривают как частный вариант социологического исследования, которое не должно вторгаться даже в социально-психологические аспекты проблемы (социальное взаимодействие людей, психология группы и так далее, а также общественные настроения и иные "массовидные" явления психики).
Но, во-первых, в социологии проблема преступности не выделяется в такой степени, чтобы подробно рассматривалась преступность, ее проявления, особенности ее причин и условий в разные периоды и в разных регионах. В социологии рассматривается в целом проблема девиаций, девиантного поведения. Во-вторых, преступности не существует вне поведения людей, наделенных сознанием и волей, их взаимодействия между собой. И социально-психологические аспекты ее анализа крайне важны.
Подход сторонников
Заметим, что такого рода подход позволяет говорить и о философии преступности, когда преступность, ее закономерности рассматриваются в контексте наиболее общих закономерностей общества и природы.
Возникает вопрос, нельзя ли
рассматривать криминологию как
одну из специальных социологических
теорий и в этом смысле говорить
о ней как о социологии преступности?
Поскольку специальные
Однако криминологу при
анализе преступности и процессов
ее детерминации приходится касаться
не только социальной сферы жизни
общества, но и политической, экономической,
духовной. Тогда допустимо говорить
и об экономике преступности, и
о политике в связи с преступностью,
и о психологии преступности. Совершенно
очевидно, что такого рода проблемы
будут считать делом
Информация о работе Понятие методологии и методики криминологических исследований