Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 14:04, реферат
Когда человек приступает к изучению какого-либо предмета, у него есть несколько путей. Один путь–- ознакомиться с суммой накопленных знаний и сформулированных предшественниками выводов, а затем руководствоваться ими в своей деятельности. Другой– самому научиться анализировать изучаемые явления и сопоставлять новые данные с ранее полученными в целях познания закономерностей изучаемого явления.
Иногда в обосновании криминологии как социологии преступности ссылаются на то, что в криминологии используются так называемые конкретно-социологические методы.
Однако практически это общие для всех наук об обществе методы конкретных исследований. Они применяются в демографии, экономике и других науках. Причем всюду имеют специфику применения. Это происходит ив криминологии, о чем говорится в соответствующих разделах работы.
Показательно, что сторонники социологии преступности сами или никогда не занимались конкретными криминологическими исследованиями, или занимались этим лишь в начале своего научного пути, и то фрагментарно. Глубокий анализ преступности, механизма индивидуального преступного поведения, причин преступности в конкретных условиях места и времени осуществляли другие – криминологи в собственном смысле этого слова. Именно они, рассматривая преступность как продукт общества, отмечали, что это такой продукт, который обладает относительной самостоятельностью, собственными закономерностями, оказывает обратное влияние на развитие общественных отношений. Именно на базе этих конкретных криминологических исследований делались выводы о конкретных причинах и условиях преступности, давались рекомендации по борьбе с ней в имеющихся конкретных условиях.
И всегда в таких исследованиях отправным пунктом была сама преступность. Ибо, если ставилась задача выявить причины преступности, то всегда возникал вопрос: какой именно преступности?
Дискуссионным является еще один важный методологический вопрос, что должно обеспечивать криминологическое исследование: достоверность знания или "подходящесть" знания?
На первый взгляд, такая
постановка вопроса выглядит парадоксально.
Каждая наука обеспечивает достоверность,
надежность результатов исследования.
Иначе о какихзакономерностях м
Вот как излагается иная
точка зрения: "Но криминология –
дисциплина практически значимая; ее
положения оказывают заметное воздействие
на... уголовное право или, говоря
более общо, на уголовную политику.
Понятно, что тут приходится задуматься
не столько о логической истинности
или ложности криминологических
рекомендаций, сколько об их, говоря
аристотелевским языком, подходящести
или неподходящести. Критерий научности
в строгом смысле этого слова
в подобных случаях вряд ли уместен,
но это вовсе не означает, что
нельзя вести речь о критериях
рациональности вообще. В этой связи
необходимым представляется вернуться
к тезису постпозитивизма о
При всей сложности данных
рассуждении надо признать, что они
дают основание думать, будто рекомендации
криминологов могут исходить, в первую
очередь, из уже устоявшихся догм
уголовного права и с этой точки
зрения криминологи должны, прежде
чем что-либо предложить, думать, подходят
ли эти рекомендации под соответствующие
догмы. Так в настоящее время
происходит с предложениями криминологов
ввести в уголовный закон новые
положения, позволяющие бороться с
новыми проявлениями преступности: организованной
и иной. Им говорят, что эти предложения
не заслуживают внимания, ибо нет
института наказания только за создание
и участие в преступной организации
или преступном сообществе (типа "воров
в законе" или ином). Но тогда
возникает вопрос, должен ли быть уголовный
закон криминологически обусловлен?
Хотя бы в такой мере, в какой
он обязан быть внутренне непротиворечивым
и подчиненным определенным принципам.
А как формулируются эти
Точно так же выводы и рекомендации криминологов порой отвергают на том основании, что они противоречат господствующей идеологии, господствующей политике. Они не являются "подходящими", хотя базируются на достоверных данных и дают основание утверждать, например, что с ростом безработицы и резкого социального расслоения населения преступность будет расти. Однако их игнорирование будет связано с дальнейшим ростом преступности.
В этом плане интересны
рассуждения о создании государственной
концепции причин преступности. Такую
концепцию, разумеется, можно создать,
но ее цена будет равна цене концепции
Птолемея, считавшего, что все видимые
движения небесных светил объясняются
их движением вокруг неподвижной
Земли. А ведь концепция Птолемея
долгое время была официально признанной.
И только сорокалетний упорный труд
Коперника позволил освободить естествознание
от теологии. Точно так же нельзя
серьезно полагать, что в своих
исследованиях криминолог должен исходить
из неких устоявшихся
Изложенное однако не означает допустимости игнорирования ранее сформулированных теоретических положений и выводов, закономерностей, изучаемых уголовным правом и другими науками. Среди методов исследования не случайно важное место занимают общенаучные, опирающиеся на солидную теоретическую базу.
Применение в криминологии общенаучных методов познания
Криминологическое исследование – это один из видов социального исследования в его широком понимании. Оно осуществляется с использованием всех методов исследования общественных явлений. При этом учитываются особенности предмета и содержания криминологии.
Используются следующие общенау
1.Восхождение
от абстрактного к конкретному.
Первый – это то, что теоретическая, методологическая вооруженность предопределяет объем, глубину познания исследователя и его путь. Не следует каждый раз "танцевать от печки". Необходимо ознакомиться с тем, что было сделано ранее. С этой точки зрения особое значение имеет теоретическое знание о преступности, ее детерминации, эффективности тех или иных мер борьбы с ней. Не удается сформулировать научно-обоснованные положения тому, кто не овладел теорией криминологии и исходит только из обыденных представлений о преступности.
Вторая сторона проблемы – восхождения от абстрактного к конкретному – заключается в том, что следует постоянно помнить о недостаточной познанности явления "преступность" и процессов ее продуцирования. Кроме того, преступность постоянно изменяется. Поэтому в процессе исследований криминологу важно быть "открытой системой" и не стремиться "укладывать"новые данные в уже имеющиеся теоретические представления и схемы. Необходимо сопоставлять с ними, учитывать их, но надо быть готовым и обоснованно изменять эти схемы, теории. Творческое развитие всегда предполагает новые исследования, получение неизвестных ранее данных и осмысление соответствующих результатов. Без этого нет творческого развития теории.
2.Гипотеза. Она дает направление поиску, акцентирует внимание исследователя на тех или иных моментах действительности, позволяет целенаправленно вести изучение.
Гипотеза, во-первых, должна
согласовываться с
Отсюда следует, что не всякое предположение, строго говоря, является гипотезой. Обычно под гипотезой понимают такое предположение, которое заслуживает того, чтобы его проверили.
Выдвижение, формулирование гипотезы требуют оценки уже имеющихся теоретических и эмпирических данных, их соотнесения с предметом, объектом и задачами исследования. Эта работа проводится в процессе подготовки исследовательской программы.
Например, при изучении причин региональных различий преступности были выдвинуты следующие гипотезы:
а) различия преступности в краях, областях, республиках определяются частично разной степенью латентности преступности, т. е. ее отражением в уголовной статистике, и это заставило использовать методики выявления латентности преступности;
б) различия определяются экономическими,
социально-культурными
в) различия определяются характеристиками
населения (в одних регионах больше,
чем в других, ранее судимых, алкоголиков,
социальных неудачников и т. д.), и
соответственно исследовались процессы
формирования населения региона, удельный
вес лиц, ранее совершавших
г) различия определяются состоянием
социального контроля в регионах,
в том числе правоохранительной
деятельности. Соответственно выяснялось,
как происходит процесс выявления,
пресечения преступлений, привлечения
к ответственности и наказания
виновных, как функционируют
3.Системный подход. Сейчас все чаще говорят о системном движении, которое включает наряду с системным подходом общую теорию систем, системный анализ, философское осмысление системности мира.
Этот метод предполагает рассмотрение изучаемого объекта (в нашем случае преступности и общества) как определенной сложно организованной системы, имеющей определенную структуру, содержащую известное количество взаимосвязанных элементов.
Известно, что автомобиль представляет собой систему, состоящую из определенным образом собранных деталей. Если его разобрать и, не убирая ни одной детали, все сложить вместе – это уже будет груда деталей, а не машина. А что такое преступность: множество преступлений или их система?
Как отмечается в литературе,
"в самом общем виде систему
принято понимать как комплекс взаимосвязанных
элементов, образующих некую целостность".
Ранее проводившиеся
В криминологии имеет значение взаимосвязь двух аспектов применения системно-структурного метода.
Во-первых, рассмотрение преступности
как множества
Во-вторых, преступность исследуется в рамках более общей системы - общества. Выявляются внешние связи преступности с различными характеристиками общества, выделяются среди них главные. В том числе причинные связи, т. е. порождающие преступность. При этом определяются особенности преступности и ее соотношение с другими системами, то, какую роль выполняет преступность как подсистема общества.
Преступность рассматривается
в данном аспекте во взаимосвязи
с иными негативными
Все это анализируется в динамике, выявляется диалектика структуры преступности и ее взаимодействия с более общей системой – обществом и другими его структурами.
В процессе системно-структурного
анализа обычно широко используются
математические методы. В криминологии
их применение еще недостаточно развито.
Ограниченно используются методы математического
моделирования. В то же время распространена
практика проведения корреляционного,
кластерного анализа и
4.Исторический метод. Обеспечивает изучение преступности в историческом разрезе, в движении. При анализе преступности берется, как правило, длительный период, позволяющий вскрывать устойчивые характеристики и тенденции преступности, а также ее взаимосвязи с иными явлениями.
В последние годы выделяются несколько пятилетних периодов, отражающих разные этапы жизни российского общества: социалистический разных периодов (наращивания темпов экономического, социального развития и период застоя), периоды перестройки и реформ.
Информация о работе Понятие методологии и методики криминологических исследований