Понятие предупреждения преступности и профилактики преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 14:27, контрольная работа

Описание работы

Предупреждение преступности представляет собой сложный комплекс разнообразных мер упреждающего воздействия на все, что порождает, воспроизводит это социально негативное явление, определяет его неблагоприятные тенденции, качественно-количественные характеристики. Предупреждение преступности - наиболее действенный путь борьбы с преступностью прежде всего потому, что обеспечивает выявление и устранение (нейтрализацию, блокирование) его корней. В значительной мере это упреждение самой возможности совершения преступлений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Понятие и значение предупреждения преступности…...…………………………...…...4-5
2. Виды предупреждения преступности……………………………………………………6-10
3. Субъекты и объекты предупреждения преступности…...……………………………..11-13
4. Классификация мер профилактики преступности……………………………………..14-15
Заключение……………………………………………………………………………………...16
Список литературы……………………………………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

криминалогия.docx

— 58.89 Кб (Скачать файл)

В числе главных принципов как общего, так и специального предупреждения преступности всеми криминологами называется законность. Недопустимо применение предупредительных мер, носящих дискриминационный характер, необоснованно ограничивающих права и законные интересы граждан.5

Индивидуальное  предупреждение преступлений.

Адресатом индивидуального предупреждения, которое  может рассматриваться как один из видов специального предупреждения, является конкретный человек, личные характеристики которого объективно говорят о возможности  совершения им в будущем преступного  деяния.

Объектом  индивидуального предупреждения может  становиться как непосредственно  человек, его негативные социальные качества, так и социальная микросреда, его окружающая (семья, быт, трудовой коллектив).

Необходимость применения к лицу индивидуального  предупредительного воздействия определяется путём установления комплекса связанных  с ним криминогенных факторов:

  • Совершение в прошлом правонарушений и аморальных поступков.
  • Деформированные ценностные ориентации, неполная социализация личности, низкий уровень правосознания.
  • Наличие патологических психических нарушений, носящих криминогенный характер (некоторые психические аномалии, сексуальные девиации и т.д.).
  • Формирование личности в социальном окружении, имеющем неблагополучный характер: в неполной семье, в условиях аморального и противоправного поведения родителей и близких родственников и т.д.
  • Неблагоприятные условия жизни: плохие материальные и жилищные условия, негативный социально-бытовой климат и т.д.

Поскольку индивидуальное предупредительное  воздействие осуществляется в отношении  лиц, ещё не совершивших преступление, и сопряжено с определённым вторжением в сферу частной жизни, при его осуществлении правоохранительные и иные органы не должны выходить за рамки допустимого воздействия. Применение правоограничивающих и принудительных мер возможно только в отношении определённых категорий лиц, указанных в законе (например, условно осуждённых или совершивших правонарушения).

Ввиду этого основным методом, применяемым  при индивидуальном предупреждении преступлений, является метод убеждения. Этот метод направлен на формирование у лица позитивных представлений об обществе, коррекцию негативных социальных ориентаций путём использования педагогических и психологических приёмов воздействия.

Основным  способом убеждения является беседа, представляющая собой свободный диалог с лицом. Последующие беседы могут носить предупредительный (информирование лица о возможных последствиях его поступков) или воспитательный характер. Помимо бесед, к числу способов убеждения относится вовлечение лица в социальные организации и группы, способные оказать на него позитивное воспитательное воздействие: спортивные секции, трудовые и творческие коллективы, общественные организации.

Более сложен для применения, хотя и более  эффективен метод оказания помощи. Он связан с реализацией конкретных мер, направленных на личностное развитие и улучшение социально-бытового положения лица: направление его на работу или учёбу, улучшение бытовых условий, формирование благоприятной микросоциальной среды.

Наконец, если убеждение и оказание помощи оказались неэффективными, может  применяться метод принуждения. Если убеждение и оказание помощи должно осуществляться в основном государственными социальными службами и общественными организациями, то применение мер принуждения — прерогатива правоохранительных органов. В числе основных мер принуждения, применяемых в рамках индивидуального предупреждения преступлений, называются:

  • Меры административной ответственности, носящие как карательный (например, штраф), так и социально-оздоровительный характер (изоляция от общества путём административного ареста или административного задержания).
  • Принудительное лечение алкоголизма и наркомании, направленное не только на улучшение состояния здоровья лица, но и на предотвращение совершения противоправных поступков в результате алкогольной или наркотической деградации личности.
  • Пресечение нарушений ограничений, наложенных на лицо вследствие ведения им противоправной деятельности (например, в результате условного осуждения или условно-досрочного освобождения).6

Специальными  видами индивидуального предупреждения являются профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также выявление лиц, совершивших нераскрытые преступления, которые могут продолжать преступную деятельность (следственная и оперативно-розыскная деятельность).

3. Субъекты и объекты предупреждения преступности

Предупреждение  преступности может быть как отдельным направлением деятельности государственного или общественного органа или конкретного лица, так и выступать побочным результатом его действий. В соответствии с этим можно выделить специализированные и неспециализированные субъекты предупреждения преступности.

В деятельности специализированных субъектов предупреждение преступности является основным или одним из основных направлений.

К числу таких субъектов традиционно  относятся правоохранительные органы: суд, прокуратура, милиция, службы госбезопасности, таможни и т. д. В России функции предупреждения преступности также выполняют Совет Безопасности РФ и Межведомственная комиссия по социальной профилактике правонарушений.

К числу специализированных субъектов  также относятся контролирующие органы: налоговые, антимонопольные, осуществляющие  санитарно-эпидемиологический, природоохранный, финансовый и иные виды надзора и контроля.

К числу негосударственных субъектов, осуществляющих предупреждение преступности в рамках своей основной деятельности, в литературе относятся общественные организации и лица, содействующие правоохранительным органам в осуществлении охраны правопорядка (добровольные народные дружины, общественные пункты охраны порядка, внештатные сотрудники и общественные помощники правоохранительных органов), частные охранные предприятия и службы безопасности, специализированные средства массовой информации.

Круг  неспециализированных субъектов чётко  не определён. Практически все организации  и граждане участвуют в процессе предупреждения преступности, создавая рабочие места, благоустраивая подведомственные им территории, организуя досуговую деятельность несовершеннолетних и т.д.7

В соответствии с Федеральным законом  от 27 мая 1996 года (ред. от 28.12.2010) «О государственной  охране» для обеспечения безопасности Президента РФ, лиц, замещающих государственные  должности, а также глав иностранных  государств применяются меры предупреждения, которые осуществляют субъекты государственной охраны. Закондательство позволяет создавать и собственные службы безопасности, которые осуществляют ведомственную охрану объекта. В последнее десятилетие в России очень заметной стала деятельность субъектов, предоставляющих законные услуги в сфере обеспечения безопасности.8 Расширился спектр услуг, предоставляемых отделами вневедомственной охраны - специализированного подразделения органов внутренних дел, работающего на основе договоров с гражданами и организациями. На основе Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года (в ред. от 01.07.2011г.) создана достаточно обширная сеть частных детективных, охранных предприятий и служб безопасности, которые оказывают услуги в обеспечении безопасности физических и юридических лиц.9

Изменение функций существующих и появление  новых субъектов предупреждения закономерно. Иначе и быть не может, ибо одно из правил социального управления гласит: «Чем выше степень соответствия субъекта объекту, тем эффективнее  осуществляется управление той или  иной системой. Задача научного управления состоит в том, чтобы возможно точнее воспроизвести в субъекте объект управления, в противном случае обеспечить нормальное функционирование общественной системы невозможно».

Распространение наркомании, терроризма, становление  организованной преступности, выход  российского криминалитета на международную  арену и международная кооперация преступных элементов влечет за собой  соответствующую специализацию  субъектов, создание новых подразделений (налоговой полиции, подразделений  по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, с терроризмом и т.п.), а также  создание межгосударственных субъектов  предупреждения преступности. 10

Масштаб и сфера превентивных мер, таким  образом, неизбежно требуют четкого  понятия объекта деятельности по предупреждению преступности, определяемого в научной литературе с различной степенью научной точности. Так, некоторые ученые под объектами системы профилактики преступлений определяют: преступность в целом, детерминанты преступности, личность правонарушителя и условия ее формирования, нуждающиеся в коррекции. Делается также посылка на то, что объектами ранней профилактики являются такие виды поведения, как аморальное и противоправное, в то время как преступное поведение относится к сфере специально-криминологической профилактики.

Другие  к объектам предупреждения преступности относят три категории явлений. К первой категории относятся  экономические, социальные, политические, психологические и иные факторы, которые обуславливают состояние  и динамику преступности. Ко второй категории относится деятельность людей, которая должна соответствовать нормам права и социального взаимодействия. При этом характер деятельности может быть самым различным - профессиональным, административно-управленческим, технологическим и т.п. Наконец, третья категория в качестве объекта профилактической деятельности предполагает личность преступника, понимаемую как социальный процесс формирования ее криминогенно значимых свойств и качеств.

Наиболее  полное определение объекта предупреждения преступности дано, на наш взгляд, под  данным термином «…отдельные или совокупность различных (по происхождению, сферам, формам и интенсивности проявлений) негативных явлений и процессов реальной действительности материального или духовного характера, которые приводят к возникновению причин и условий, способствующих совершению преступлений». При этом выделяются такие характерные качества объекта предупредительной деятельности, как его криминогенность, динамичность, потенциальность возрастания, латентность.

Из  всего вышеизложенного можно сделать вывод, что объект предупреждения преступности (преступления) - это система общественных отношений и связей, на которые воздействует субъект с целью предупреждения преступности (преступления). Именно такого определения требует теория социального управления, с позиций которой объектом является не человек, не микросреда, не социальная группа, не территория, а система связей – отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Классификация мер профилактики  преступности

Особенно эффективным и перспективным направлением предупреждения преступлений и преступности является профилактика. В криминологии с профилактикой преступности связывают существующие в обществе социально-экономические и политические отношения, отражающие степень развития всего общества, его культурно-образовательный и нравственный уровень. Действительно, общий положительный эффект в профилактике преступлений могут дать меры различного характера. Так, меры экономического развития общества состоят в увеличении производства материальных благ, продуктов интеллектуального труда, что влечет обогащение государства и повышение благосостояния населения. Социальные меры проявляются в увеличении и рациональном распределении средств, выделяемых государством на социальные нужды. Культурно-образовательные меры заключаются в развитии искусства, литературы, науки, образования, вовлечении в этот процесс большего числа людей, обеспечении максимального восприятия ими позитивных знаний, умений, навыков и т.д. Меры, направленные на повышение нравственного уровня, выражаются в воспитании у людей осознания необходимости, а также потребности соблюдения социальных, в частности правовых, религиозных и других норм и правил поведения в обществе.11

Обобщая все перечисленные определения  и исходя из их содержания, можно выделить три уровня осуществления деятельности, связанной с профилактикой:

1) общесоциальная профилактика;

2) специально-криминологическая профилактика;

3) индивидуальная профилактика антиобщественного  (в том числе преступного) поведения.

По  вертикали структуру предупредительной  деятельности можно разделить на три уровня:

1) федеральный уровень, который предусматривает следующие мероприятия: а) координацию всей предупредительной деятельности; б) выявление региональных ресурсов; в) научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение; г) определение минимального стандарта предупредительных, профилактических и реабилитационных мероприятий; д) контроль за ходом реализации региональных программ по предупреждению преступности, особенно - по ее профилактике. При этом на государственном уровне должна быть решена одна из важнейших задач предупреждения преступности - удовлетворение основных жизненных потребностей человека, детерминирующих его здоровый образ жизни (нормальные жилищные условия и полноценное питание, доступность медицинской помощи семьям, специализированная социально-психологическая поддержка и др.);

2) региональный уровень (субъекты Федерации), который: а) привлекает местные ресурсы; б) разрабатывает стратегию реализации региональной программы по предупреждению преступлений, с опорой на кадровый потенциал специалистов, осуществляющих предупредительную деятельность; в) практически реализует профилактические и иные программы по предупреждению преступности; г) учитывает специфику региональных условий (социально-экономических, этнокультурных, демографических, климатогеографических и др.); д) учитывает предшествующий позитивный и негативный опыт работы по предупреждению преступлений; е) контролирует ход реализации региональной программы;

Информация о работе Понятие предупреждения преступности и профилактики преступлений