Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 08:45, контрольная работа
Своевременное осуществление деятельности по предупреждению преступности в РФ позволит обеспечить решение других проблем (экономических, политических, идеологических, социальных, нравственных, организационных).
Предупреждение преступности – это многоуровневая система мер (государственных, общественных, специальных), направленных на выявление, устранение, ограничение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, отдельных видов преступлений и конкретных преступлений, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем.
Вопрос 1: Понятие системы предупреждения преступности в России.
Введение
Своевременное
осуществление деятельности по предупреждению
преступности в РФ позволит обеспечить
решение других проблем (экономических,
политических, идеологических, социальных,
нравственных, организационных).
Предупреждение преступности
– это многоуровневая система мер (государственных,
общественных, специальных), направленных
на выявление, устранение, ограничение,
ослабление или нейтрализацию причин
и условий преступности, отдельных видов
преступлений и конкретных преступлений,
а также на удержание от перехода или возврата
на преступный путь людей, условия жизни
и (или) поведение которых указывают на
реальную возможность совершения ими
преступлений в будущем.
Деятельность по предупреждению
преступности направлена на сокращение
преступности как явления.
Система предупреждения
преступности имеет три уровня: общий
(федеральный), субъектов федерации и органов
местного самоуправления.
В криминологической
литературе предлагаются разные варианты
обозначения полного комплекса всех видов
воздействия, используемых для сдерживания
преступности: “борьба с преступностью";
"комплексное воздействие на преступность";
“предупреждение преступности”; “деятельность
по предупреждению преступности”; “социально-правовой
контроль над преступностью”.
1. Понятие предупреждения преступности
Все виды деятельности по предупреждению преступлений подразделяются на две части: уголовная репрессия, то есть предупреждение, которое осуществляется в рамках уголовного правосудия; профилактика и превенция, в которую входят все виды антикриминогенного воздействия, находящиеся за рамками уголовного правосудия.
Уголовная
репрессия - необходимое и очень весомое
средство, но еще никто не доказал ее исключительность
и преимущество перед другими. Признание
специфичности уголовно-правового предупреждения
ничего не меняет. Свои особенности имеет
также предупреждение преступности средствами,
предусмотренными административным, трудовым
и другими отраслями законодательства,
которые изучаются соответствующими правовыми
науками. Экономические средства влияния
на преступность, например, не менее специфичны
и эффективны, чем уголовно-правовые.
Предупреждение преступности
средствами, которые предоставляет уголовное
законодательство, должно протекать в
сфере криминализации и декриминализации,
предупредительной эффективности средств,
используемых в рамках уголовного правосудия.
Предупреждение преступности является специфической разновидностью социального управления. Рассматривая систему деятельности по предупреждению преступности, можно выделить объект, субъект и меры предупреждения.
Специфика деятельности по предупреждению преступлений состоит в том, что значительная ее часть связана с принуждением, сопряжена с вмешательством в сферу личной жизни, с ограничением конституционных прав и свобод личности. Эта принудительная часть должна быть жестко регламентирована законом. Отсюда следует, что кроме принципов социального управления (целеполагания, системности, объективности, основного звена, оптимальности и эффективности) предупреждение преступности должно соответствовать правовым принципам, важнейшим из которых является принцип законности.
Предметом
предупреждения преступности – является
комплекс общественных (правовых) отношений,
направленных на предупреждение (профилактику)
преступности в целом и отдельных преступлений.
Выделяется два вида
предупреждения преступности:
1)общее предупреждение
преступности – направленное на выявление,
нейтрализацию или устранение причин
и условий преступности, отдельных ее
видов, а также способствующих ей условий;
2)индивидуальное
предупреждение преступности –
направленное на выявление и
оказание профилактического
Нормы, ограничивающие права и свободы граждан в связи с применением мер предупредительного воздействия, являются исключительной компетенцией федерального законодательства.
Деятельность по предупреждению преступности являются частью политики государства по национальной безопасности и имеет цели предупреждения преступности: 1.сокращение преступности и качественное изменение ее структуры; 2.способствование созданию и укреплению в обществе атмосферы спокойствия и стабильности; 3.устранение причин и условий преступности, посредством решения политических, правовых, социально - экономических, идеологических задач. 4.обеспечение исправления лиц, вовлекаемых в сферу предупредительного воздействия, и их ресоциализацию. 5.влияние на негативные элементы непосредственного социального окружения (микросреду) личности, формирующие антиобщественные позиции и мотивацию преступного поведения индивидов;
2. Принципы предупреждения преступности
1. Принцип законности
Состоит в том, что субъекты предупреждения при осуществлении профилактической деятельности должны соблюдать требования правовых норм, которые закреплены в законах и других нормативно-правовых актах. В предупреждении преступлений действие этого принципа ограничивается принципом законности, в соответствии с которым все предупредительные мероприятия должны осуществляться в рамках закона и никакое стремление к эффективности не может оправдать его нарушение.
2. Принцип
целеполагания заключается в
том, что именно цель
3. Принцип
социальной справедливости и
гуманизма.
В процессе применение
мер предупреждения преступлений реализуются
требования социальной справедливости.
4. Принцип комплексности и системности.
Меры предупреждения преступлений осуществляются в соответствии с требованиями комплексности и программно-целевого системного подхода. Использования во взаимодействии и на основе анализа и прогноза ситуации мер психолого-педагогического, экономического, организационного, правового характера, мер федерального, регионального и местного уровня на основе прогнозирования и программирования, сочетания воздействия на личность и среду, взаимоподкрепления и взаимодействия субъектов и других участников предупредительной деятельности.
5. Принцип
дифференциации и
Данное положение предполагает
применение разных по содержанию и степени
воздействия профилактических мер в зависимости
от особенностей конкретной жизненной
ситуации и личности, которая нуждается
в коррекции поведения.
6. Принцип основного
звена позволяет найти главную задачу
деятельности по предупреждению преступлений,
вычленить ключевую проблему или несколько
проблем и сконцентрировать на их решении
имеющиеся ресурсы.
7. Принцип реальности и экономичности.
Состоит в
том, что меры предупредительного характера
должны быть исполнимыми и экономическими
выгодными. Также важно учитывать конкретные
условия, исходить из реальных возможностей.
Реальность предлагаемых мер, в некоторых
случаях лучше проверить путем проведения
эксперимента.
8. Принцип оптимальности
и эффективности требует, чтобы при наименьшей
затрате сил и средств, материальных и
финансовых ресурсов получать наилучший
результат в возможно короткий срок
3. Классификация мер профилактики преступности
Классификация
- это систематизированное распределение
объектов и явлений на определенные группы,
классы, разряды на основании их сходства
и различия по одному или нескольким признакам.
Познавательная ценность
классификаций заключается в том, что
их знание позволяет глубже понять и изучить
различные грани процесса предупреждения
преступлений.
Меры предупреждения преступности могут классифицироваться по различным основаниям (признакам). Когда в основе классификации лежит совокупность (сочетание) признаков, образующих некий социальный тип или обособляющих одно социальное явление от других, речь идет о типологии. Типология - это более сложный вид классификации.
I.По методу
предупредительного
1)меры стимулирования
(целенаправленное включение
2)меры ограничения
(воспрепятствование объекту
II.По механизму воздействия:
1)меры стимулирования
(поощрения - предоставление различных
благ за определенные
2)наказания
(ответственности - принудительное
лишение определенных благ
3)восстановления (компенсации
- заглаживание вреда, возмещение ущерба,
восстановление социальной справедливости);
4)безопасности
(меры защиты- т.е. принудительного
ограничения поведения
Они отличаются
друг от друга по методу, непосредственным
целям, основаниям, содержанию, субъектам
и срокам применения.
III.По объему меры профилактики
делятся на общие, особенные и индивидуальные:
•общие профилактические
меры направлены на устранение причин
и условий преступности в целом (страна,
регион, город, административный участок
и т.д.);
•особенные меры предупреждения
адресованы тем или иным группам преступлений
(например, совершаемые н/л, рецидивистами,
насильственные, корыстные);
•индивидуальные меры
профилактики направлены на устранение
либо блокирование причин и условий конкретного
преступления.
IV.По уровню профилактического
воздействия меры предупреждения реализуются
на:
1)общем;
2)специализированном;
3)индивидуальном уровнях.
V.По масштабу
меры предупреждения делятся
на применяемые:
1)на территории Российской
Федерации;
2)субъекта Федерации;
3)города, района,
микрорайона, предприятия, административного
участка.
VI.В зависимости от
степени дозволенности:
1)дозволительные меры предупреждения ("разрешено все, что не запрещено " - меры социальной профилактики);
2)разрешительные
(лицензирование, разрешительный порядок,
предъявляются специальные
3)запретительные (нельзя,
например, охранять свой сад при помощи
провода, к которому подключен электроток
высокого напряжения).
4. Субъекты предупредительной деятельности
Субъекты
предупреждения - это органы, должностные
лица, негосударственные организации
и граждане, оказывающие какое-либо позитивное
воздействие на объект с целью предупреждения
преступлений.
Одни осуществляют
предупреждение непринудительными методами,
другие - с использованием методов принуждения.
В первую группу входят субъекты социальной
профилактики, во вторую - субъекты мер
безопасности, компенсации и наказания.
1 Общесоциальные
субъекты профилактики
2 Специальные
субъекты – правоохранительные
органы, организации, учреждения, подразделения
органов внутренних дел, прокуратуры,
юстиции, адвокатуры, таможенные органы,
органы федеральной службы
-судебные органы, рассматривающие
вопросы предупреждения преступлений
в рамках своей компетенции по осуществлению
правосудия (по материалам конкретных
уголовных дел суды выносят частные определения
об устранении причин и условий преступлений
и о принятии мер в отношении граждан в
связи с неправильным поведением на работе
или в быту либо нарушением ими общественного
долга, а также они контролируют принятие
мер по ранее внесенным по этим же делам
представлениям следователей. Формы профилактической
деятельности судов: проведение выездных
заседаний, привлечение представителей
общественности к рассмотрению судебных
дел, отчеты судей перед населением с освещением
причин и условий преступлений, выступления
судей в печати, по радио, участие в контроле
за поведением условно осужденных и т.
д.).
Основные субъекты мер безопасности названы в ст. 12 Закона РФ “О безопасности”. Это - вооруженные силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной и судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные войска, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.
Информация о работе Понятие системы предупреждения преступности в России