Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:17, курсовая работа
Цель данной работы:
1) продемонстрировать социальные причины и психологические предпосылки совершения преступлений несовершеннолетними
2) проанализировать влияния различных факторов социальной среды (особенно семьи) на поведение молодых людей
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и молодёжи…………………………………………………………………………………..5
1.1 Понятие преступности несовершеннолетних……………………………………….5
1.2 Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних правонарушителей и преступников, их классификация и типология…………….10
1.3 Причины и условия правонарушений и преступности несовершеннолетних.......16
Глава 2. Предупреждение преступности несовершеннолетних и молодёжи………..26
2.1. Классификация мер профилактики………………………………………………...26
2.2. Субъекты профилактики……………………………………………………………29
Глава 3. Анализ статистики……………………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………………...37
Приложение……………
Причины преступности несовершеннолетних являются составной частью общих причин преступности в стране, при этом надо учитывать, что сама преступность несовершеннолетних активно способствует преступности в целом. Механизм действия этих причин специфичен в силу общевозрастных психологических особенностей, своеобразия специального статуса несовершеннолетних. Для этого возраста характерны неокончательная сформированность собственной системы ценностей, повышенная зависимость поведения от оценок и мнений ближайшего окружения, его эмоциональность, неспособность критически оценивать свои действия и поступки других. Негативные явления и процессы экономического, идеологического, социально-психологического, культурно-воспитательного, демографического характера, происходящие в обществе, наиболее болезненно отражаются на самой не защищённой части населения – детях и подростках. В настоящее время государство не в состоянии выделить необходимые материальные средства на развитие и воспитание подрастающего поколения, охрану его здоровья и организацию досуга, оказание помощи семье. Поэтому возрастает беспризорность и безнадзорность подростков, их заболеваемость. Так по выборочным данным лишь 15% несовершеннолетних могут считаться практически здоровыми. Данное обстоятельство существенно ограничивает их возможности в продолжении образования, выборе профессии, бытовом и трудовом устройстве, приобщении к общественно полезным ценностям и группам, в конечном итоге, приводит многих к противоправному поведению.
Преступность
Несовершеннолетние – это
Преступления несовершеннолетних порождены условиями общественной жизни, социальными противоречиями и конфликтами. При этом криминальное влияние на несовершеннолетних проявляется более интенсивно, чем на взрослых. Отсюда и условия для вовлечение «неуравновешенных» несовершеннолетних в преступную деятельность. Угроза быть вовлечённым в совершение преступления, незащищенность от такого вовлечения с криминального влияния приводят к «состоянию готовности» несовершеннолетнего оказаться участником уголовно-наказуемых действий. Вовлечение представляет повышенную опасность, т.к. оказывает развращающее воздействие на психику лиц, не достигших зрелого возраста, нарушает их нормальное духовно-нравственное развитие, прививает им искажённые ценностные ориентации.
Особую практическую значимость приобретают виктимно обусловленные преступления, совершаемые несовершеннолетними в результате их вовлечения в криминал. Общая посылка здесь такая: 65% несовершеннолетних, которые ведут себя виктимно, оказываются вовлечёнными в криминальную деятельность; из тех, не ведёт себя виктимно – только 12 %. Можно сформулировать вывод: виктимное поведение несовершеннолетних является значительным фактором, способствующим их вовлечению в криминал.7
Помимо этого особое внимание заслуживают подростки из маргинальной среды - беспризорники, которые, не имея средств к существованию, естественно изыскивают их доступным для себя способом. Это не только поиски пищи на свалках, помойках, собирание бутылок, попрошайничество, но и кражи денег.
При создании общей картины преступности подростков из маргинальной среды были выявлены следующие наиболее характерные правонарушения: бродяжничество, нарушения права владения (частной собственности, т.е. самозахват дач для временного проживания), вандализм, мародёрство, оказание сопротивления при задержании, незаконное употребление наркотиков. А среди преступлений – уличные кражи и кражи небольших магазинов, грабёж, избиение, поджог, убийства8.
Труднейшие материальные условия, экономический кризис, пьянство или алкоголизм родителей, региональные военные конфликты, сопровождающиеся потоками беженцев и вынужденных переселенцев, все эти причины обусловили рост детской беспризорности в России. Рост числа неблагоприятных семей, выпускники детских домов также пополняют ряды бездомных. По данным некоторых исследований, через год после выхода из детских домов около 30% выпускников становятся бомжами, 20% совершают преступления, 10 % кончают жизнь самоубийством.
В современный период развития нашего
общества актуальной задачей стало
формирование новой социальной политики,
работающей на уменьшение быстро растущей
тенденции роста числа
Всё это активно криминализирует подростковую среду, однако затрагивает отнюдь не всех совершеннолетних, а в первую очередь, необеспеченные слои общества. Но и обеспеченные группы не могут считать себя застрахованными от вероятности, что дети и подростки их круга совершат преступление.
В криминологии
противоправное поведение молодёжи
принято рассматривать как
Вместе с тем, в системе ценностей определённой части молодёжи произошли весьма серьёзные изменения, которые являются следствием негативных процессов в обществе и во многом связаны с переходом на рыночные отношения. Эти изменения охватывают широкий спектр интересов, ценностей и психологических состояний. В этом смысле обращают на себя внимание эгоцентрическое стремление к получению максимума удовольствий, цинизм и подчёркнутый прагматизм, равнодушие ко всему окружающему и политическая апатия, возросший интерес к религиозному сектантству, размывание критериев морали и нравственности, интериоризация криминальной субкультуры, рост проявлений экстремизма и других форм противоправного поведения10.
В формировании криминогенной мотивации существенную роль продолжает играть семейно-бытовая среда молодёжи. Длительное общение с дезорганизованной средой (неблагополучная семья или неформальная группа) во многом предопределило одностороннюю ориентацию личности, сделало психику молодых людей трудно восприимчивой к педагогическому воздействию, к социальным ценностям и проблемам общества. Подчиняя общение целям самоутверждения и личного благополучия, потенциально криминализированная молодёжь идёт на контакт, главным образом, с той средой, которая является для неё референтной и с помощью которой будет легче противоправными средствами обеспечить возможность удовлетворения её потребностей.
На фоне социальных и экономических потрясений последних лет значительно возросло влияние идеологических и социально-психологичеких процессов, дезориентирующих значительную часть молодёжи истинными и мнимыми социальными ценностями, способствующих широкому распространению представлений о возможностях и перспективности лёгкого и быстрого обогащения за счёт государства и других людей, о преимуществах, которое даёт агрессивное поведение, применение силы и т.д.
Важную роль в развитии негативных тенденций преступности молодёжи играют и такие процессы общесоциального уровня, как дезорганизация досуга молодёжи, неудовлетворительная работа по повышению её образовательного, культурного и профессионального уровня. Отсюда берут истоки многообразные формы криминального риска, формирование криминальной мотивации в ситуациях, где огромная роль принадлежит широко распространённым в молодёжной среде пьянству и наркомании.
В молодёжной среде всё более заметно распространяется криминальная мотивация поведения, продуцируемая механизмами целенаправленного, а нередко и насильственного приобщения молодых людей к ценностям, идеалам и нормам поведения, принятых в криминальном мире. Вместе с тем вовлечение в преступную деятельность обусловлено, конечно, не только внешним воздействием. Оно во многом предопределено криминогенными тяготениями самой молодёжи, и эта активность нуждается лишь в урегулировании и упорядочении.
Нередко эту функцию успешно выполняют лидеры преступных группировок. В этом смысле велика роль преступных традиций и обычаев, которые зачастую модернизируются в соответствии с модой и образцами поведения молодёжных группировок в зарубежных странах. Телевидение и другие средства информации, в свою очередь дают обильную пищу для переосмысления старых традиций, их переориентации и вестернизации11.
При этом в условиях объективно ограниченной возможности социально полезной реализации доминирующим мотивом формирования молодёжных группировок является стремление к самовыражению. Именно самовыражение – стартовый стержень мотивации. С возрастом и приобретением криминального опыта эта мотивация становится всё более предметной, всё более утилитарной и прозаичной.
Важной причиной преступности несовершеннолетних стало ухудшение социально-экономического положения беднейших слоёв населения. Нельзя утверждать, что всё население страны обеднело, поскольку это не так. Но заметно увеличился разрыв между бедными и богатыми, положение бедных слоёв населения часто становится безвыходным, что самым негативным образом сказывается на преступности несовершеннолетних. Другое, фактор – негативные процессы в семье. К сожалению, семья зачастую не просто не может, но и не желает или не умеет оказать подростку необходимую помощь, контролировать его поведение, заботясь о нём, наконец, просто любить его. Фактор материальной обеспеченности в данном случае практически не имеет значения. Ведь известны примеры, когда вполне обеспеченная семья, которая, казалось бы, делает для ребёнка всё: контролирует его поведение и учёбу, удовлетворяет его желания и даже капризы, предоставляет возможность овладения иностранными языками, занятий спортом и т.д., но не обеспечивает главного – любви, эмоционального тепла в отношениях между подростком и родителями. Происходит скрытое отвергание, выталкивание ребёнка из семьи, что кстати, редко осознаётся и им, и семьёй. Бывает и открытое неприятие ребёнка семьёй, когда его подвергают жестокому обращению. Бьют, оскорбляют, выгоняют из дома, не кормят, не проявляют никакой заботы.
Ещё один криминогенный семейный фактор – отрицательный пример старших, особенно тех, с которыми у несовершеннолетнего прочный эмоциональный контакт. При его наличии он легко и с охотой воспринимает и усваивает то, что ему демонстрирует старший. В случае отсутствия эмоциональной связи подросток не воспринимает от взрослых ни хорошего, ни плохого и начинает искать признания, поддержки и помощи в неформальных малых группах среди сверстников на улице.
Подростки, отвергнутые семьёй, не имеющие семьи, плохо успевающие в школе и совершающие мелкие проступки, неизбежно объединяются в малые группы. Малые группы – это некий коллективный отец, понимающий, любящий, готовящий оказать поддержку и помощь. Эти малые группы противостоят семье и школе. Чем меньше ребёнку уделяют внимания в семье, тем хуже у него успехи в школе и сильнее привязанность к неформальной группе сверстников, а также общее отчуждение от позитивной среды.
Неформальная группа сверстников становится основной областью его жизнедеятельности.
Недостатки школьного
Исходя из этого, можно выделить факторы преступности несовершеннолетних:
1. Неудовлетворительные условия воспитания детей в семье. Ежегодно около 50 тыс. граждан представляются к лишению родительских прав, выявляется около 150 тыс. детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, органами внутренних дел берётся на учёт более 100 тыс. родителей, отрицательно влияющих на поведение детей. Из всех детских травм 70% - семейственного характера. Ежегодно из-за жестокого обращения кончают жизнь самоубийством порядка 2 тыс. детей и подростков, около 30 тыс. детей уходят из семьи.
2. Недостаточная помощь родителям в воспитании детей со стороны школьных педагогов, специалистов МВД и общественности.
3. Низкий уровень воспитательной работы в школах, неподготовленность педагогических кадров к проведению эффективной воспитательной работы с трудными детьми, неадекватное стимулирование этой деятельности.
Информация о работе Предупреждение преступности несовершеннолетних и молодежи