Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:17, курсовая работа
Цель данной работы:
1) продемонстрировать социальные причины и психологические предпосылки совершения преступлений несовершеннолетними
2) проанализировать влияния различных факторов социальной среды (особенно семьи) на поведение молодых людей
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и молодёжи…………………………………………………………………………………..5
1.1 Понятие преступности несовершеннолетних……………………………………….5
1.2 Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних правонарушителей и преступников, их классификация и типология…………….10
1.3 Причины и условия правонарушений и преступности несовершеннолетних.......16
Глава 2. Предупреждение преступности несовершеннолетних и молодёжи………..26
2.1. Классификация мер профилактики………………………………………………...26
2.2. Субъекты профилактики……………………………………………………………29
Глава 3. Анализ статистики……………………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………………...37
Приложение……………
4. Распад семей, приводящий к
тому, что ежегодно остаётся без
одного из родителей 500 тыс.
детей. Этот процесс
5. Безработица, обнищание семей,
неспособность родителей
6. Приобретение массового
7. В семьях, где подростки работают, содержат родителей, последние, часто утверждают свой авторитет и оказываются неспособными выполнять какие-либо позитивные педагогические функции.
8. Начавшие раннюю трудовую жизнь дети, обычно оказываются отрезанными от духовной жизни, физической культуры, здорового досуга. Через достаточно короткий срок они практически утрачивают способность к духовному развитию.
9. Идеологический вакуум после развала советского режима, ликвидации пионерских и комсомольских организаций в значительной мере заполнился криминальной идеологией, культом насилия, индивидуализма, корысти и цинизма.
10. социальное расслоение. Значительный
разрыв в материальном
11. пороки социальной политики
государства, деградация
12. Отсутствие достаточно
Глава 2. Предупреждение преступности несовершеннолетних и молодёжи.
2.1. Классификация мер профилактики
В целях предотвращения преступных действий и правонарушений несовершеннолетними необходимо дальнейшее усиление проведения профилактической работы с данной категорией подростков и взаимодействия соответствующих заинтересованных ведомств по принадлежности.12
Меры профилактики преступности среди молодёжи должны быть ориентированы на достижение личностных изменений, коррекцию социальной среды (прежде всего – микросреды), включить в качестве обязательного элемента применение мер к лицам, способствующим правонарушающему поведению, подростков, либо не оказывающим надлежащего позитивного формирующего влияния при наличии соответствующей обязанности. Эти меры должны быть направлены как на предупреждение правонарушающего поведения непреступного характера и преступности в отношении лиц, не достигших совершеннолетия.
Общесоциальные меры. Социальные меры, реализующие антикриминогенный потенциал общества в целом, имеют основополагающее значение и для предупреждения правонарушающего поведения среди детей и подростков. К особо значимым относятся экономические, политические, культурно-воспитательные меры, которые прямо ориентированы на применение в отношении данной возрастной группы. Первостепенное значение среди них имеют меры, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних в целом. На федеральном уровне к ним можно отнести меры, предлагаемые в проекте целевой программы на 2001-2005 гг. «Молодежь России».
Социально-криминологческие меры непосредственно направленные на профилактику преступлений среди подростков. Они специально предназначены для воздействия на факторы, детерминирующие преступность, на применение в отношении лиц, совершивших преступления, либо способных совершить их в будущем в силу присущих им линостных особенностей. Такая деятельность регулируется ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г.
По моменту реализации специального предупреждения к мерам ранней профилактики относят направленные на предотвращение, заблаговременное предупреждение действия факторов, отрицательно влияющих на формирование личности и поведение подростков, устранение источников возможных негативных влияний. Это меры, например, по выявлению неблагополучных в воспитательном отношении семей, помощь в трудовом устройстве подростков и т.д.
Меры непосредственного предупреждения – это комплекс мероприятий по целенаправленному воспитательному и перевоспитательному воздействию на несовершеннолетних, поведение которых уже свидетельствует об опасности совершения преступления в будущем, пресечению действий лиц, отрицательно влияющих на подростков, по устранению факторов, которые привели к нарушению несовершеннолетними моральных и правовых норм. Это меры контроля за поведением подростков-нарушителей со стороны МВД; меры, применяемые к родителям, уклоняющимся от выполнения воспитательных обязанностей.
Меры, направленные на профилактику рецидива. Их цель – перевоспитывающее воздействие, контроль и социальная помощь молодым людям, уже совершившим преступления. Это контроль и помощь в бытовом, трудовом устройстве отбывающим наказание несовершеннолетним, отбывающим наказание.
Меры общегосударственного масштаба призваны учитывать особенности социального статуса несовершеннолетних в обществе, способствовать созданию оптимальных условий жизни и воспитания подрастающего поколения, надлежащей организации предупреждения преступности и правонарушений подростков в государстве в целом. Так, все Федеральные целевые программы по усилению борьбы с преступностью, принимавшиеся в последнее десятилетие, включали специальный раздел о предупреждении преступлений несовершеннолетних и молодёжи, либо определяли ряд направлений этой деятельности.
Меры реализуемые на уровне регионов, учитывают специфику характеристик преступности и правонарушающего поведения несовершеннолетних, социально-экономического положения лиц молодёжной возрастной группы, воспитательных условий, других криминологически значимых социальных факторов. В настоящее время они приобретают системный характер, реализуясь в рамках региональных программ борьбы с преступностью, либо в рамках целевых программ по отдельным аспектам профилактической деятельности в регионах.
Меры индивидуально предупреждения направлены на профилактику правонарушающего поведения конкретного несовершеннолетнего. Они должны учитывать особенности личности, индивидуальную специфику жизненных обстоятельств. Проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями подразделениями по делам несовершеннолетних. Можно сделать вывод, что индивидуальная профилактика включает в себя следующие основные компоненты:
Борьба с организованной молодёжной преступностью должна включать в свой арсенал методы психодиагностики и психотерапии, органам следует отказаться от иллюзий, в частности, изолировав лидера группировки уничтожается сама группировка, на месте распавшейся группировки появляется одна или несколько новых, нужны более тонкие и деликатные методы основанные на принципах психодиагностики, психотерапии и психологии в целом14.
Основной проблемой, на мой взгляд, является отсутствие сбалансированной социальной политики и системы социальной защиты молодёжи, которая может способствовать тому, что молодёжь остаётся существенной частью того слоя населения страны, для которого ведущей характеристикой является конфликт с законом.15
2.2. Субъекты профилактики
Предупреждение
В первую группу входят органы власти и управления, учебно-воспитательные учреждения культуры, трудовые коллективы, учреждения социального обслуживания, органы управления образованием и образовательные учреждения, к числу которых относятся не только школы и профессиональные училища, но и любые другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Ко второй группе следует отнести органы суда, прокуратуры, внутренних дел, согласно законодательно возложенным на них полномочиям участвующие в профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних в различных формах и на различных уровнях.
В третью группу – группу специализированных субъектов профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних при городских, районных, поселковых, сельских органах исполнительной власти, центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, отделы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа, воспитательные колонии для несовершеннолетних.
В качестве актуальных проблем совершенствования предупреждения правонарушающего поведения подростков выделяются такие как совершенствование координации и взаимодействия субъектов профилактики, рационализация распределения функций между ними, кадровое обеспечение, криминологическая и психолого-педагогическая подготовка лиц, участвующих в предупредительной деятельности.
Глава 3. Анализ статистики
Анализ сведений информационного центра ГУВД Свердловской области за 2003 – 6 мес. 2005 г. (приложения 2 и 3) показывает снижение общей противоправной активности несовершеннолетних граждан.
В частности, за последние три с половиной года снизилось количество несовершеннолетних вовлечённых в криминальную сферу. Также наметился позитив в понижении совокупности показателя правонарушений, совершённых несовершеннолетними.
Вместе с тем проведенные статистические данные не позволяют сделать вывод о существенно улучшении ситуации в сфере борьбы с правонарушениями несовершеннолетних.
Анализ статистических данных по линии несовершеннолетних показывает, что сегодня обозначились негативные закономерности, связанные с возрастанием криминализации младшей подростковой среды, и эффектом «омоложения» преступности несовершеннолетних.
Например, в целом по России в 1926 г. доля 14-15 и 16-17- летних преступников составляла, соответственно 8% и 92%; в 1976-м – 18,3% и 81,7%; в 1991-м – 24% и 76%. В 1996 г. это соотношение достигло 32,6% и 67,4%, и в последние годы доля несовершеннолетних подросткового возраста (14-15 лет) не опускается ниже 27-30%, а среди осужденных 31-33%.
Так, на территории Свердловской области, несмотря на то, что за указанный период произошло некоторое снижение криминальной активности подростков – с 6961 до 6836 криминальных проявлений, преступность несовершеннолетних продолжает оставаться одной из серьёзных проблем, стоящих перед правоохранительными органами.
На 1 июля 2005 г. на учёте в ПДН ГРУОВД Свердловской области состояло 9489 лиц, причём 2238 подростков – в возрасте до 14 лет, из которых 1432 – за совершение общественно опасных деяний, что составляет 15,6 % состоящих на учёте в милиции.
Довольно большая группа несовершеннолетних,
совершающих общественно
Следует обратить внимание, что всё больше лиц 14-15 летнего возраста втягивается в совершение противоправных деяний. И хотя их доля (28,6 %) меньше, чем 16-17 летних (71,3 %), именно увеличение данной категории обусловило рост числа лиц, привлеченных к уголовной ответственности.
Традиционно высокой остаётся доля групповых преступлений несовершеннолетних: она составила 5 из 10 случаев, большинство из которых совершается в городах области. При этом удельный вес смешанных преступлений снизился по сравнению с прошлым годом, однако практически половина из них совершается несовершеннолетними при участии взрослых лиц.
Информация о работе Предупреждение преступности несовершеннолетних и молодежи