Предупреждение преступности несовершенолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:03, дипломная работа

Описание работы

Целями дипломной работы является анализ криминологической характеристики преступности несовершеннолетних, выработка эффективных мер предупреждения преступности несовершеннолетних на основе всестороннего анализ нормативных материалов, специальной юридической литературы, статистических сведений и уголовных дел.
Для достижения целей необходимо выполнение следующих задач:
1) изучение криминологической характеристики преступности несовершеннолетних;
2) рассмотрение личностной характеристики несовершеннолетних преступников;
3) анализ детерминантов преступности несовершеннолетних;
4) исследование вопросов предупреждения преступности несовершеннолетних.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 117.28 Кб (Скачать файл)

наличием психосексуальных девиаций. Подростки уделяют значительное

(утрированное) внимание  своей внешности, физической подготовке, а также 

освоению перверсных (извращенных) способов половой активности.

Представители данного типа склонны к гомосексуальным, бисексуальным,

педофильным контактам. Криминальная агрессия проявляется в совершении

изнасилований или насильственных действий сексуального характера;

5) «инфантильно-игровой», или  конформный тип – совершение 

преступных действий насильственного  характера происходит по игровым 

мотивам, из чувства групповой  солидарности («мы как все»). Сами

подростки не задумываются над тяжестью возможных последствий. Игровые 

мотивы вообще характерны для несовершеннолетних, но в данном случае

речь идет об особой категории  подростков-инфантилов, которые даже среди 

сверстников выделяются детскостью, впечатлительностью, обидчивостью.

Их суждения незрелы, мышление конкретно, эмоциональная сфера  крайне

неустойчива. Волевые функции  длительное время задерживаются  в своем 

развитии. Несформированность познавательной деятельности сочетается с 

истощаемостью, взрывчатостью, злопамятностью;

6) «суггестивный» («зависимый»,  «внушаемый») тип –

характеризуется наличием в  своем составе слабовольных, нерешительных,

тревожно-мнительных и внушаемых  подростков. Они совершают 

преступления не в силу стойких криминальных установок, а  в связи с 

«давлением» лидеров, членов группы. Чтобы избавиться от дискомфорта  и 

повысить собственную  агрессивность, принимают алкоголь или наркотики.

Трусость и безынициативность  обеспечивают им второстепенные роли в 

подростковой иерархии. В  положительном окружении они  быстро

адаптируются и становятся на социально одобряемые позиции. Ценностные

ориентации содержат элементы как позитивной, так и негативной

направленности;23

7) «деструктивный» тип  – в связи с наличием выраженных, стойких 

психических аномалий (эндогенных заболеваний, ядерной психопатии) и 

антисоциальных установок  у подростков формируются искажения  в 

мотивационной сфере, поведение  становится менее опосредованным,

заметно снижается поведенческий  контроль. Несовершеннолетние

уклоняются от учебы, любого труда, не испытывают привязанности  к 

родственникам, знакомым. У  них выражены инстинктивные влечения,

особенно гиперсексуальность. Спектр расстройств очень широкий (в рамках

вменяемости). Расстройства личности и поведения часто отягощены 

хроническим алкоголизмом и  полинаркоманией;

8) «смешанный» тип –  самый распространенный. Несмотря  на 

сложные сочетания различных  черт, качеств, один из типологических

комплексов обязательно  является доминирующим. По справедливому 

суждению В. Н. Липского, деструктивные  проявления встречаются у всех

несовершеннолетних преступников, совершающих, в основном,

насильственные преступления, что способствует образованию таких  групп,

как «ситуативно-деструктивный  тип», «деструктивно-суггестивный»  и т.п.

Таким образом, анализ вышеуказанных  типов несовершеннолетних

преступников с психическими аномалиями позволяет заключить, что  для 

таких подростков характерно дисгармоничное формирование личностных

ориентаций с выраженными  деструктивными тенденциями, носящими

многофакторный характер (нерешительный, тревожно-мнительный и 

внушаемый, агрессивный, жестокий, самоутверждающийся, аддиктивный и 

т.д.). Особенно эти качества личности несовершеннолетних характерны для 

агрессивных девиантных, насильственных преступников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные меры по предупреждению несовершеннолетней преступности

Меры, проводимые по предупреждению преступности несовершеннолетних, могут  быть разделены на пять групп. При  этом первые две направлены на профилактику первичной преступности, а последние  три - рецидивной.

Первая группа мер - это  меры по устранению неблагоприятных  условий семейного воспитания детей, которые чаще всего приводят к  нравственной деформации личности подростка  и становлению его на путь совершения антиобщественных поступков. Эти меры предусматривают воздействие только на родителей или лиц, их заменяющих; причем эта мера может быть и чисто  воспитательным и принудительным (например: лишение родительских прав).

Данная группа мер применяется  на этапе ранней профилактики преступлений несовершеннолетних, когда появляется лишь отдельная угроза нравственному  здоровью человека. Это чрезвычайно  серьезный этап предупредительной  работы, ибо, как показывает практика, результаты негативного влияния  на ребенка в дальнейшем устраняются  с большим трудом, и то лишь при  условии специального педагогического  воздействия. Ранняя профилактика всегда связана с выявлением неблагополучных семей и принятием мер к устранению этого неблагополучия.

Вторая группа мер - это  меры по оказанию помощи подросткам, оказавшимся  в неблагоприятных условиях жизни  и воспитания, начавшим совершать  поступки, свидетельствующие о высокой  степени вероятности становления  их на преступный путь (уход из дома и  бродяжничество, мелкие кражи, мелкое хулиганство и т.д.) в сочетании  с плохой учебой и дисциплиной  в школе, неподчинение родителям  и т.д.

Главное здесь - воспитательные усилия, направленные на подростка, иногда сочетаемые с принудительными мерами. Последние могут широко использоваться в отношении родителей, а также  тех, кто вовлекает подростков в  пьянство, совершение правонарушений и т.д.

Эффективное применение этих двух мер во многом предопределяет успех всей работы по предупреждению преступности несовершеннолетних. Более  того, само существование трех последних  этапов - это порождение брака в  деятельности на первых двух этапах.

Третья группа мер - это  меры по установлению подростков, совершивших  преступления, привлечение их к ответственности, судебное рассмотрение соответствующих  уголовных дел, исправление и  перевоспитание тех из них, кто не осужден к лишению свободы.

Мы выделяем этот этап в  качестве самостоятельной меры и  не сливаем с этапом исправления, перевоспитания уже осужденных несовершеннолетних по следующим причинам:

- привлечение к уголовной  ответственности подростка далеко  не во всех случаях означает  его наказание в виде лишения  свободы и осуществление в  отношении него воспитательно-карательного  воздействия в условиях воспитательно-трудовой  колонии;

- не всегда совершивший  преступление подросток вообще  привлекается к уголовной ответственности;

- воспитательная работа  должна начинаться с момента  обнаружения факта преступного  поведения несовершеннолетнего  и продолжаться в процессе  всего хода расследования уголовного  дела и рассмотрение его в  суде.

Четвертая группа мер - это  воспитательные и карательные меры к подросткам, отбывающим наказание  в воспитательно-трудовых колониях, в целях предотвращения рецидива с их стороны.

Пятая группа мер - это меры по приобщению к нормальной жизни, включению  в трудовые и учебные коллективы несовершеннолетних, отбывающих наказание  в местах лишения свободы.

Работа с такими подростками  должна быть ориентирована в первую очередь на то, чтобы они не допустили  новых преступных действий. Однако, проблема этим не исчерпывается, поскольку  освобожденные из колонии приобретают  ореол героев в глазах своих сверстников  и часто оказывают на них самое  отрицательное влияние, например, вовлекая в преступную деятельность. Поэтому  очень важно предупреждение антиобщественного  влияния отбывших наказание на других лиц.

Все эти меры по предупреждению преступлений несовершеннолетних в  зависимости от содержания, характера  делятся на:

- Воспитательные, т.е. направленные  на перестройку нравственного  сознания личности, ее взглядов, потребностей, ориентаций. Многие из  форм воспитательной работы (а  именно в ней участвует наибольшее  количество организаций и учреждений) регламентированы законом и иными  нормативными актами. Воспитательное  воздействие реализуется в ходе  бесед, повседневных контактов  с подростком, путем вовлечения  в работу или учебу, подачи  ему положительных примеров, приобщения  к художественной литературе, искусству,  спорту и т.д.

- Принудительные, т.е. уголовно-правовые, административные, дисциплинарные, исправительно-трудовые. Все они, конечно, регламентированы  правом и применяются в основном  правоохранительными органами. Однако  и общественные организации участвуют  в их реализации.

- Организационные -- специальные  меры по улучшению выявления  и учета неблагополучных семей  и совершающих правонарушения  подростков, оказавшихся в трудных  условиях и т.д., планирование  работы с ними, контроль, координацию  действий различных организаций  (в отношении несовершеннолетних  это наиболее актуально в силу  отмеченного выше значительного  числа *субъектов предупредительной  работы).

- Различные виды помощи подросткам, оказавшимся в сложных жизненных  ситуациях: Особое место в системе специального предупреждения преступлений несовершеннолетних отводится органам внутренних дел, которые выполняют основной объем этой работы, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления. Кроме того, предупредительная деятельность органов внутренних дел предполагает обязательное включение в нее других субъектов.

Органы внутренних дел занимаются предупреждением преступности несовершеннолетних как на общем, так и на индивидуальном уровне. Работа проводится в основном по следующим направлениям: 
1) ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних; 
2) воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности; 
3) непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений; 
4) воздействие на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию.

Предупредительная деятельность, организованная с учетом этих направлений, должна обеспечивать всестороннее профилактическое воздействие  на несовершеннолетних, склонных к  совершению преступлений, на микросреду и социальные условия, в которых  они находятся. 
В процессе предупреждения преступности несовершеннолетних органы внутренних дел должны направлять свои усилия на выявление причин, условий, способствующих преступлениям, а также на их устранение, ограничение и нейтрализацию. В этих целях органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной деятельности, проводят комплексные операции, рейды, целевые проверки и другие мероприятия.

 стройство на работу или учебу

2.1 Политика профилактики  преступности  несовершеннолетних

Длительное кризисное  состояние общества, ведущее к  втягиванию больших контингентов несовершеннолетних, неизбежно порождает у подростков, превращающихся сначала в молодежь, а затем во взрослых, эффект привыкания к противоправному поведению, к  совершению преступлений, снабжает их криминальными навыками и связями, навыками круговой поруки, пренебрежения  к честному труду.  Все  это делает реальной опасность того, что для больших когорт молодого населения страны совершение преступлений станет нормой жизни, образом жизни и будет сопровождать их жизненный путь, а значит, и жизнь общества на протяжении десятилетий.

В жизни подростка 5-10 лет - большой срок, за который происходит формирование личности, возникают и  укореняются социальные связи, профессиональные навыки. Поэтому нахождение подростка  в течение 5-10 лет в криминальной среде фактически предопределяет его  жизненный путь. Обществу, столкнувшемуся со столь масштабным и грозным явлением, понадобятся чрезвычайные и долговременные усилия для нейтрализации и позитивной трансформации такой крупномасштабной криминальной активности. В создавшемся угрожающем положении требуется адекватный ответ со стороны государства и общества, придется прилагать усилия и средства, не считаясь с затратами, для того чтобы общество и государство просто существовали. 

Существовавшая в СССР  система контроля  ушла в прошлое, новая же система предупреждения преступности, адекватная демократическим реалиям, пока не построена и будет ли построена. МВД, несущее основное бремя контроля за преступностью, переживает глубокие преобразования, обусловленные, с одной стороны, определенным разрушением кадрового ядра, а с другой - снижением доверия населения"..  

Сложность социального явления, именуемого преступностью, и особенно сложность и многофакторность причинного комплекса, обусловливающего это явление, требует серьезной методической подготовки при разработке и реализации государственной политики предупреждения преступности вообще и ее неотъемлемой составной части - преступности несовершеннолетних - в особенности. Первое, что необходимо для грамотной разработки комплекса  мер, охватываемых термином "государственная  политика" и воздействующих на преступность несовершеннолетних, это дифференцировка  их с учетом таких факторов, как  возраст, место жительства, демографические  особенности, социально-экономическая  и криминологическая ситуация в  регионе. Кроме того, необходимо ясно и четко выделить набор действующих  причин и условий, порождающих преступность несовершеннолетних, меняющих ее уровень  и структуру.

Информация о работе Предупреждение преступности несовершенолетних