Введение
Сегодня преступность несовершеннолетних
становится одной из самых серьезных
проблем нашего общества. Если ранее
организованными преступными сообществами
и ворами-рецидивистами несовершеннолетние
привлекались в основном для выполнения
второстепенных ролей, как правило,
пособников, то в настоящее время
они являются исполнителями преступлений
и активно осваивают общественно
опасные виды деятельности, ранее
бывшие исключительной прерогативой взрослых:
разбойные нападения, вымогательства,
торговля оружием и наркотиками,
захват заложников и т.д. Преступность
несовершеннолетних все чаще смыкается
с экстремизмом и терроризмом.
Тема данной работы «Предупреждение преступности
несовершеннолетних» - актуальна в силу
того, что, во-первых, возраст от 14 до 18
лет называют переходным, именно в эти
годы наблюдается переход от детства к
взрослости, физическое и нравственное
созревание, приобретение определенной
системы знаний и навыков, подготовка
к включению в полном объеме в жизнедеятельности
общества, во-вторых, проблема в том, чтобы
не допустить переход на преступный путь
и обеспечить исправление лиц со значительной
степенью дезадаптации, совершающих правонарушения
непреступного характера. Преступность
несовершеннолетних традиционно привлекает
внимание ученых и практических работников
правоохранительных органов по многим
причинам. Главное — это то, что лица, совершающие
противоправные действия в раннем возрасте,
позже, как правило, значительно труднее
поддаются исправлению и в итоге составляют
основной резерв для взрослой и рецидивной
преступности Уголовный кодекс РФ закрепил
особенности уголовной ответственности
и наказания лиц данного контингента,
установил возрастные критерии выделения
его в особую демографическую группу.
Все это делает не только возможным, но
и необходимым криминологическое изучение
преступности несовершеннолетних, ее
основных характеристик, причин и условий,
способствующих совершению преступлений
лицами в возрасте от 14 до 17 лет включительно,
разработку мер по их предупреждению.
В этой связи необходимо отметить, что
новый Уголовный кодекс Российской Федерации,
принятый Государственной Думой РФ 24 мая
1996 года и одобренный Советом Федерации
Федерального Собрания РФ. В значительной
мере восполнял пробелы и недостатки предыдущего
УК, он в большей степени отвечает сегодня
задачам построения и защиты нового общества,
государственного и общественного строя
Российской Федерации. Учитывая особенности
психологии несовершеннолетних, в новый
Уголовный кодекс введен специальный
раздел "Уголовная ответственности
несовершеннолетних", в котором учтена
специфика этой возрастной группы. Необходимость
специальных норм об ответственности
несовершеннолетних в уголовном праве
прямо вытекает из принципов справедливости
и гуманизма. Несовершеннолетними признаются
лица, которым ко времени совершения преступления
исполнилось четырнадцать, но не исполнилось
восемнадцати лет. Представление несовершеннолетнего
о морали и праве в силу возрастных причин
находятся на вербальном уровне, не стали
осознанными, тем более автоматическими
регуляторами его поведения. Внимание
к подростку, молодежи в настоящее время
должно быть резко усилено, особенно в
плане предупреждения правонарушений,
конфликтов, которые в некоторых регионах
принимают острые, а то и пугающие формы.
Проблемы в социально-экономической сфере
отрицательно отразились на условиях
жизни большинства наших граждан. Трудности
переходного периода легли тяжким бременем,
прежде всего на подрастающее поколение.
Им нелегко найти работу. Они вынуждены
мириться с невыполнением работодателем
норм трудового законодательства, регулирующих
труд молодежи. Не все благополучно с обеспечением
социальных гарантий. Естественно, эти
социальные изменения не могли не оказать
влияния на образ действий и поведение
части наших граждан. Жизненные неурядицы
заставляют часть молодежи становиться
на путь совершения уголовно-наказуемых
деяний. Известно, например, что в последнее
время наркокурьерами наряду с женщинами
и пожилыми людьми все чаще становятся
несовершеннолетние. Сегодняшнее состояние
дел с преступностью в РФ вызывает серьезную
озабоченность и тревогу как у населения
страны, так и у правоохранительных органов.
Практика свидетельствует о серьезном
обострении криминальной ситуации в молодежной
среде, низкой эффективности прежних средств
профилактики в изменившихся социальных
и экономических условиях развития государства.
Но в последнее время наблюдается тенденция
к снижению уровня преступности несовершеннолетних.
Актуальность данной темы обусловлена,
с одной стороны, существенной ролью, занимаемой
подростковой преступностью в общей структуре
преступности, с другой - необходимостью
пересмотра некоторых подходов к профилактике
противоправных проявлений среди несовершеннолетних,
к уголовно-правовой политике.
Актуальность
данной темы обусловлена, с одной
стороны, существенной ролью, занимаемой
подростковой преступностью в общей
структуре преступности, с другой
- необходимостью пересмотра некоторых
подходов к профилактике противоправных
проявлений среди несовершеннолетних,
к уголовно-правовой политике.
Целями
дипломной работы является анализ криминологической
характеристики преступности несовершеннолетних,
выработка эффективных мер предупреждения
преступности несовершеннолетних на основе
всестороннего анализ нормативных
материалов, специальной юридической
литературы, статистических сведений
и уголовных дел.
Для достижения
целей необходимо выполнение следующих
задач:
1) изучение криминологической
характеристики преступности несовершеннолетних;
2) рассмотрение личностной
характеристики несовершеннолетних
преступников;
3) анализ детерминантов
преступности несовершеннолетних;
4) исследование вопросов
предупреждения преступности несовершеннолетних.
1. Криминологическая
характеристика преступности несовершеннолетних
на современном этапе
Уголовный кодекс РФ закрепил
особенности уголовной ответственности
и наказания лиц данного контингента,
установил возрастные критерии выделения
его в особую демографическую группу.
Все это делает не только возможным, но
и необходимым криминологическое изучение
преступности несовершеннолетних, ее
основных характеристик, причин и условий,
способствующих совершению преступлений
лицами в возрасте до 18 лет, разработку
мер по их предупреждению. В целом по Российской
Федерации уголовная статистика на протяжении
длительного периода времени фиксировала
тенденцию постоянного, но в то же время
относительно плавного роста преступности
несовершеннолетних — по числу выявленных
лиц, совершивших преступления, в среднем
на 11—12% каждые пять лет.В результате в
настоящее время несовершеннолетние —
одна из наиболее криминально пораженных
и наименее социально защищенных категорий
населения. Возрастает доля несовершеннолетних
в совершении таких тяжких насильственных
преступлений, как умышленное убийство
и умышленное причинение тяжкого вреда
здоровью при устойчивом сокращении доли
несовершеннолетних в изнасилованиях
и всех преступлениях против собственности.
«Вклад» несовершеннолетних во взяточничество
и преступления, связанные с наркотиками,
довольно стабилен. Участились факты завладения
и применения огнестрельного оружия, сопротивления
и злостного неповиновения законным требованиям
работников полиции. Возрастает вовлечение
несовершеннолетних в сферу межнациональных
конфликтов и войн, что стимулирует деятельность
экстремистских национал-патриотических
организаций и движений. В среде несовершеннолетних
все больше распространяются такие виды
преступлений, которые ранее были присущи
в основном взрослым: торговля оружием
и наркотиками, содержание притонов и
сутенерство, разбойные нападения на предпринимателей
и иностранцев посягательство на жизнь
и здоровье граждан с использованием пыток,
других жестоких способов, Обращения,
изготовление или сбыт фальшивых денег,
мошеннические действия с валютой и ценными
бумагами, компьютерные преступления
торговля краденым, рэкет в своей среде,
участие в насильственном перераспределении
дефицитных товаров. Одной из типичных,
сохраняющихся характеристик преступности
несовершеннолетних, является ее повышенная
латентность. Преступления подростков
чаще остаются за пределами статистики
и правового реагирования по целому ряду
причин: многие содержащие признаки преступлений
деяния совершаются ими в среде сверстников,
предпочитающих скрывать конфликты и
проблемы от взрослых; нередко родители,
педагоги не придают огласке известные
им факторы правонарушающего поведения
подростков, надеясь на будущее исправление
либо не желая «выносить сор из избы» из
соображений престижа, возможной негативной
оценки собственной воспитательной деятельности,
либо разуверившись в эффективности применяемых
мер. К тому же растущая распространенность
тяжких, организованных, жестоких преступлений
в обществе в целом снижает внимание правоохранительных
органов и общественности к сравнительно
менее общественно опасным деяниям.
«Снисходительное» отношение
к преступлениям несовершеннолетних
таит в себе между тем значительную опасность.
Отказ от нравственной и правовой оценки
преступления способствует углублению
деморализации личности, совершению несовершеннолетними
новых, нередко более тяжких деяний. Существенно
что безответственность нарушений формирует
отношение к преступному поведению как
к допустимому, что ведет к дальнейшей
эскалации правонарушающего поведения
среди молодежи. Криминологические исследования
указывают еще на одну крайне негативную
качественную характеристику преступности
несовершеннолетних, ранее остававшуюся
вне сферы внимания науки и практики, —
связь с организованной преступностью.
В целом же специфика преступности
несовершеннолетних может быть рассмотрена
как обусловленная комплексом взаимосвязанных
факторов, относящихся к возрастным, социальным,
психологическим особенностям несовершеннолетних,
специфике социального статуса. Установление
таких специфических черт, обусловливающих
правонарушающее поведение несовершеннолетних,
особенности его качественных и количественных
параметров, их анализ являются основой
для разработки мер предупреждения, ориентированных
на применение в отношении данной возрастной
группы1.
Уголовный кодекс РФ
закрепил особенности уголовной
ответственности и наказания лиц данного
контингента, установил возрастные критерии
выделения его в особую демографическую
группу
Все это делает не только
возможным, но и необходимым криминологическое
изучение преступности несовершеннолетних,
ее основных характеристик, причин и условий,
способствующих совершению преступлений
лицами в возрасте до 18 лет, разработку
мер по их предупреждению.
В целом по Российской Федерации
уголовная статистика на протяжении
длительного периода времени фиксировала
тенденцию постоянного, но в то же время
относительно плавного роста преступности
несовершеннолетних — по числу выявленных
лиц, совершивших преступления, в среднем
на 11—12% каждые пять лет2.
Начиная с 1991 г. тенденция
существенно изменилась. Прирост
числа зарегистрированных несовершеннолетних,
совершивших преступления за период
1991-1995 гг. составил 43%. В 1998 г. было выявлено
189293 преступлений несовершеннолетних,
в 2000 г. – 195426, в 2002 г. – 177518, а в 2004
г. – 154414 преступлений. Таким образом,
налицо динамика последних лет на снижение
количества преступлений несовершеннолетних.
1.1 Характеристика
личности несовершеннолетнего преступника
Преступность несовершеннолетних
обусловлена взаимным влиянием отрицательных
фактов внешней среды и личности самого
несовершеннолетнего. Чаще всего преступление
совершают так называемые «трудные», педагогически
«запущенные» подростки. В ряде исследований
отмечается, что для подростков-правонарушителей
характерен низкий уровень развития познавательных
и общественных интересов. На формирование
идеалов такого подростка чрезмерное
влияние оказывают сверстники, особенно
старшие по возрасту, имеющие опыт анти
социального поведения. У большинства
таких подростков в структуре личности
доминируют отрицательные качества: лень,
безволие, безответственность, конформизм,
нечуткость, агрессивность и т. п. Как правило,
для трудновоспитуемых подростков характерно
отрицательное отношение к учебе, которое
в конечном счете противопоставляет их
коллективу класса, школы, училища и т.
п. Начало этого противопоставления лежит
в мотивах учебной деятельности. Если
для большинства детей в учебном процессе
преобладают познавательные мотивы, то
для проблемных подростков в этом же процессе
преобладает мотив принуждения. Это усугубляет
конфликтные отношения неуспевающего
подростка с коллективом класса и педагогами,
порождая в его поведении явление негативизма
и бравады. В нормальных условиях процесс
усвоения моральных и правовых норм поведения
заканчивается в подростковом возрасте
(к 14—16 годам). Это обстоятельство учитывается
законодателем, который установил частичную
уголовную ответственность (за убийство,
кражи, грабежи, разбои, изнасилования
и другие опасные преступления) с 14 лет
и полную уголовную ответственность за
все преступления, предусмотренные уголовными
законами, — с 16 лет. Личность «трудового»
подростка прежде всего характеризуется
низким уровнем социализации и отражает
пробелы и недостатки в трех основных
сферах его воспитания: в семье, в школе
(ПТУ) и на производстве. С другой стороны,
на личность трудного подростка, как правило,
излишне большое влияние оказывает особая
сфера — улица, двор, «уличная группа с
отрицательной направленностью». Под
трудновоспитуемостью, прежде всего понимают
негативизм и сопротивление педагогическим
воздействиям, которое может быть обусловлено
самыми разнообразными причинами, далеко
выходящими за рамки педагогической и
социальной запущенности. В процессе развития
ребенок переживает определенные кризисные
периоды, характеризующиеся качественно
новыми скачками в развитии его психики
и организма, приводящие к формированию
определенных психологических новообразований.
В силу характера преступности несовершеннолетних
на первое место при изучении данного
явления выдвигается проблема личности
преступника. Успех профилактической
деятельности органов внутренних дел
во многом зависит от того насколько всесторонне
и глубоко изучена личность несовершеннолетнего
преступника. Можно было бы избежать многих
ошибок, если бы практические органы в
центр своего внимания и профессиональных
усилий всегда ставили личность, а не только
условия ее жизни или иные влияния на нее.
Это в полной мере относится к несовершеннолетним
преступникам. Главное при рассмотрении
личности несовершеннолетнего преступника
- возраст. С этим связаны определенные
биологические, психологические и психические
изменения в структуре личности. Как отмечал
М.Н.Гернет, с возрастом обусловлен определенный
уровень развития сил, интеллекта, влечений,
поскольку “физически” становится возможным
совершение определенных преступлений".
Процесс социализации человека начинается
с раннего возраста. По словам И.С.Кона,
“человек с самого раннего детства начинает
усваивать роли, которые формируют его
личностные качества”. В детстве человек
складывается как общественное существо,
у него развиваются интеллект, умение
анализировать и обобщать окружающие
явления, способность предвидеть возможные
последствия своих поступков; вырабатываются
волевые качества: настойчивость, целеустремленность,
самоконтроль, активность, инициатива;
формируются самосознание, чувство собственного
достоинства, стремление к самостоятельности.
Все это связано с криминологическим изучением
личности несовершеннолетнего. Возрастное
изменение личности не является причиной
и не увязывается однозначно с динамикой
основных жизненных отношений. Сохранность
основных жизненных отношений сочетается
с изменчивостью личности на протяжении
жизни под влиянием событий, обстоятельств
и т.д. Кроме хронологического возраста,
различают психологический, педагогический
и физический возраст, причем все они между
собой не совпадают, что приводит к внутренним
конфликтам личности, которые могут иметь
и криминогенный характер. Вообще, “так
называемого среднестатистического возраста
реально не существует... Общие закономерности
подросткового возраста проявляют себя
через индивидуальные вариации, зависящие
не только от окружающей среды и условий
воспитания, но и от особенностей организма
или личности” Г.М.Миньковский предостерегает
от возведения общевозрастных свойств
несовершеннолетних в степень криминогенных.
Обращение к характеристике личности
несовершеннолетних, совершивших преступления,
имеет своей задачей определение качеств
и свойств, отличающих совершивших преступление
от сверстников законопослушного поведения.
В связи с этим принципиальное значение
имеет вопрос о роли общевозрастных особенностей
в правонарушающем поведении несовершеннолетних.
Как известно, старшему подростковому
и юношескому возрасту присущи неполнота
сформированности собственных нравственных
установок, недостаток жизненного опыта,
повышенная эмоциональность, внушаемость,
зависимость поведения от оценок ближайшего
окружения. Рассмотрение возрастных особенностей
как собственно криминогенных, способных
породить преступное поведение, безосновательно.
И не только потому, что соответствующие
качества характерны для возрастной группы
в целом, а преступления совершает лишь
относительно небольшая ее часть. Отмеченные
характеристики могут выражаться как
в правомерных, так и в противоправных
поступках. Определяющую роль здесь играет
формирующаяся система ценностей личности,
собственная социальная практика, образцы
поведения, усвоенные в семье и ближайшем
окружении. Свойственные же возрасту особенности
лишь усиливают значение средовых влияний,
поскольку внутренняя сфера личности
еще не сформирована окончательно. Необходимо
отметить, что значительно чаще, чем взрослые,
несовершеннолетние совершают преступления
в группе (примерно в 2 раза), что связано
с типичностью для возраста в целом группового
характера поведения. Поэтому наиболее
характерно совершение преступлений со
сверстниками, совместно проводящими
свободное время. Такими группами совершается
около 80% от общего числа групповых преступлений
несовершеннолетних. Даже преступные
группы несовершеннолетних, объединенные
сравнительно продолжительной преступной
деятельностью, имеющие определенную
иерархию и другие признаки, присущие
организованной преступной группе, обычно
трансформируются из досуговых группировок
сверстников3.Пожалуй, из совершаемых в группе
преступлений ни одному из значимых в
структуре преступности несовершеннолетних
виду не может быть отдан приоритет: кражи,
грабежи, разбои, изнасилования, хулиганство
являются групповыми с равной частотой.
Около четверти преступлений совершается
несовершеннолетними совместно с взрослыми.
Однако взрослые соучастники — часто
почти сверстники самих несовершеннолетних.
Вовлечение же несовершеннолетних в преступную
деятельность представляет собой особо
высоколатентное явление и данными статистики
отражается редко. Низкий, по сравнению
с преступностью в целом, уровень рецидива
среди несовершеннолетних традиционно
отмечался в литературе. При этом в качестве
характеристики рецидива рассматривался
так называемый легальный рецидив. Его
уровень в преступности несовершеннолетних
действительно невысок и ныне составляет
около 5 — 7%. Однако если новое осуждение
лица, ранее осуждавшегося за совершение
преступления (легальный рецидив) в рамках
4-летнего возрастного периода (14—18 лет)
сохраняет известную исключительность,
то совершение нового преступления несовершеннолетним,
ранее совершившим преступление (рецидив
в криминологическом смысле), напротив,
явление, чрезвычайно распространенное.
Достаточно типичным является совершение
подростками неоднократных краж, грабежей,
разбоев. По отдельным делам число преступлений,
совершенных несовершеннолетними и остающихся
долгое время латентными, доходит до 30
— 50 и более. Нередко за менее тяжкими
следует совершение преступления большей
общественной опасности. По выборочным
данным, около 70% осужденных за корыстные
преступления несовершеннолетних на момент
привлечения к уголовной ответственности
совершили несколько преступлений.
Таким образом, в центре
внимания внутренней картины преступления
подростка находится его личность, в процессе
изучения которой необходимо выделение
психологических детерминант антиобщественного
поведения на различных этапах его формирования.
Практика показывает, что знание психологических
особенностей подростков способствует
правильному решению задач расследования
преступлений и их профилактики. Работники
правоохранительных органов, используя
эти знания, обеспечивают правильную диагностику
личности несовершеннолетнего, индивидуальный
подход к нему, выбор и применение наиболее
соответствующих ситуации приемов профилактики
и т. д. Необходимо отметить, что личность
трудного подростка прежде всего характеризуется
низким уровнем социализации и отражает
пробелы и недостатки в трех основных
сферах его воспитания: в семье, в школе
и на производстве. Кроме того, на личность
трудного подростка, как правило, излишне
большое влияние оказывает об окружение:
улица, двор, уличная группа с отрицательным
влиянием
1.2 Причины и условия, способствующие
преступности несовершеннолетних
Беспризорность, бродяжничество и
попрошайничество детей на улицах наших
городов - вот реалии сегодняшнего дня.
Анализ состояния преступности среди
несовершеннолетних свидетельствует
о том, что основными причинами
преступности является пьянство, безработица
взрослых, что порождает неблагополучие
в семье, где подростку не создаются
условия для нормального развития
и воспитания. Все чаще именно в
результате такого негативного образа
жизни взрослых несовершеннолетние
становятся угрозой для общества и склоняются
к совершению уголовно- наказуемых преступлений.
Все чаще выявляются факты раннего
пристрастия к наркотикам и алкоголю
среди учащихся профессиональных технических
школ (ПТШ) и иных средне-специальных учебных
заведений.
Изучение материалов уголовных
дел в отношении несовершеннолетних
наркоманов показало, что пристрастия
подростков к наркотикам во многом
является следствием их социальной незанятости.
Нужно отметить, что личность несовершеннолетних
преступников характеризуется, как
правило, повышенной психологической
раздражительностью, наличием тревожных
и дискомфортных настроений, средовой
дезадаптивностью, высокой вероятностью
попадания в острые и конфликтные
ситуации, в том числе во взрослой
среде…(Панкратов В.В. Предупреждение
правонарушений несовершеннолетних -
комплексная проблема) (Вопросы борьба
с преступностью М: Юр. Лит., 1979. Вып.
46.С.29). Поэтому из-за этих особых психических
состояний несовершеннолетние очень
легко преступает черту дозволенного.
Возрастная характеристика несовершеннолетних
правонарушителей по результатам проведенных
исследований выглядит следующим образом:
16-17 1
лет-72, 1%, 14-15 лет- 27,9%. Как видим, в
большинстве случаев преступления
совершаются несовершеннолетними
преимущественно старшего возраста.
Это объясняется такими особенностями
субъектов данной возрастной группы,
как склонность к более активному
самоутверждению, подражанию, неумение
в ряде случаев правильно оценить
свое поведение и активно осмыслить
поступки других лиц, найти правильный
выход из конфликтной ситуации. Именно
эти особенности несовершеннолетних
после 16 лет зачастую и делают их
подверженными отрицательному воздействию
неблагоприятной среды.
Вместе с тем особую тревогу
вызывает происходящий в республике
процесс омоложения преступности среди
несовершеннолетних. Количество подростков
в возрасте 14-15 лет, совершивших преступления,
из года в год увеличивается. За последние
3 года их количество возросло на 40%, и
эта тенденция наблюдается во
всех регионах республики. Изучение уголовных
материалов показывает, что 68, 5% несовершеннолетних
правонарушителей проживали в городской
местности, 31, 5% - в сельской,56% воспитывались
в полных семьях, 44% - в неполных. Образовательный
уровень - 9-11 кл.-36, 7-8 кл.-36, 5%, учащиеся колледжей
- 14%, нигде не работали и не учились
-
13%, из их числа ранее судимые
- 16 %. Однако в целом социально-демографические,
нравственно-психологические и уголовно-правовые
признаки личности несовершеннолетнего
находятся в определенной взаимосвязи
и их установление имеет принципиальное
значение для организации и
повышения эффективности предупреждения
преступления несовершеннолетних.
В юридической и педагогической
литературе обоснованно утвердилось
мнение, что причины преступных проявлений
среди несовершеннолетних в современных
условиях связаны преимущественно
с неблагоприятными обстоятельствами
нравственного формирования личности
правонарушителей, недостатками в идейно-воспитательной,
нравственной и правовой работе, в
организации культурного досуга
подростков и молодежи, ошибками и
упущениями в деятельности государственных,
правоохранительных органов и общественных
организаций. Противоправное поведение
несовершеннолетних во многих случаях
определяется отрицательным влиянием
на них антиобщественных элементов
из числа взрослых. Отсюда прослеживается
необходимость и важность постоянного,
непрерывного изучения преступности несовершеннолетних,
причин и условий совершения конкретного
преступления.
Причины конкретного преступления
заключаются, с одной стороны, в особенностях
потребностей и взглядов системы ценностных
ориентации личности преступника, а с
другой - в совокупности внешних обстоятельств,
обусловивших формирование преступного
замысла. К условиям, способствующим совершению
преступления, относятся такие явления
и процессы, которые сами не порождают,
а облегчают действие причин, например,
неблагоприятная семейная обстановка,
недостатки воспитания, плохая охрана
имущества, неэффективная деятельность
правоохранительных органов и т.п.