Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 18:03, контрольная работа
Наиболее распространенным в криминологии является структурный анализ преступности несовершеннолетних, проводимый применительно к восьми видам преступлений: умышленным убийствам, умышленным тяжким телесным повреждениям, изнасилованиям, разбоям, грабежам, кражам личного имущества, хулиганству, кражам государственного и общественного имущества.
Введение 3
Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних 4
Обобщенные причины криминогенного поведения несовершеннолетних 11
Меры профилактики и их классификация 16
Принципы профилактической работы 20
Заключение 22
Список литературы 23
Проанализируем криминогенные группы несовершеннолетних. В старшем подростковом и юношеском возрасте общество сверстников выполняет чрезвычайно важные функции: обеспечивает эмоциональный комфорт, является основой межличностных отношений, информационным каналом. Признание в среде сверстников субъективно особенно значимо в этом возрасте. Обычно несовершеннолетние правонарушающего поведения устанавливают контакты с лицами, имеющими сходные проблемы, трудности, одинаковый, почти не ограниченный объем свободного времени. При расхождении собственных взглядов, оценок с позицией группы подростки предпочитают солидарность с ней. Отмечено, что криминогенные группы сверстников не только являются базой формирования антиобщественных взглядов и установок, взаимного «обогащения» негативными привычками и навыками, но и непосредственно вовлекают в антиобщественное поведение3.
По выборочным данным, около 20% их членов не исключают возможности добывания денежных средств преступным путем, более 60% - рассматривают насилие как возможный способ разрешения конфликтов, а 30% - постоянно прибегают к нему на практике, более половины - всегда решают конфликты с другими группами путем применения силы.
Криминологическое значение
недостатков в деятельности воспитательных
институтов (школы в широком смысле
слова) состоит в том, что они,
будучи специально предназначенными для
выполнения функций обучения и воспитания
несовершеннолетних, реализуют их неполно
либо не оказывают необходимого влияния,
компенсирующего недостатки семейного
воспитания и противодействующего
негативным воздействиям в среде
неформального общения. Профилактические
резервы педагогических коллективов
остаются нереализованными и потому,
что школа склонна исключать
предупреждение правонарушений из круга
своих задач, в том числе и
в силу отсутствия прямого нормативного
предписания. Соответственно педагоги,
по общему правилу, не уделяют должного
внимания ранней профилактике правонарушений,
индивидуально-
Что же касается работающих
подростков, то воспитательно-профилактическая
деятельность в трудовых коллективах,
еще недавно (пусть не во всех случаях)
оказывавшая определенное влияние
на формирование их личности и поведения,
сейчас почти повсеместно свернута.
При общем снижении объемов, уровня
безвозмездной общественной деятельности,
при росте безработицы
Таким образом, можно сделать вывод о том, что причинами и условиями преступности несовершеннолетних является следующее:
1. Неудовлетворительные
условия воспитания детей в
семье. Ежегодно около 50 тыс.
граждан представляются к
2. Недостаточная помощь
родителям в воспитании детей
со стороны школьных педагогов,
3. Низкий уровень воспитательной
работы в школах, неподготовленность
педагогических кадров к
4. Распад семей, приводящий
к тому, что ежегодно остается
без одного из родителей 500
тыс. детей. Этот процесс
5. Безработица, обнищание
семей, неспособность
6. Приобретение массового
характера уклонения детей от
получения образования в
7. Обнищание родительской
семьи, безработица либо
8. Начавшие раннюю трудовую
жизнь дети, обычно оказываются
отрезанными от духовной жизни,
9. Идеологический вакуум
после развала
10. Пороки социальной политики
государства, деградация
11. Разрушение сети государственных организаций, обеспечивающих культурный досуг подростков, которая была достаточно развитой в советское время, коммерциализация в этой области сделали нормой жизни многих подростков бессмысленное времяпровождение на улицах, в подъездах, на чердаках и в подвалах. Все это оказывается благотворной почвой для развития наркотизма, употребления спиртного, беспорядочной половой жизни, изнасилований. Занятия в секциях борьбы заменяются групповыми драками.
3.Меры профилактики и их классификация
За последние годы в
стране распалась ранее существовавшая
советская система мер борьбы
с преступностью
Очень дорогую цену общество
вынуждено платить в связи
с демонтажем системы профилактики,
свертывания многомиллионного движения
общественности за укрепление правопорядка.
Лишившись таких ее структурных
компонентов, как народные дружины,
советы профилактики, общественные пункты
охраны правопорядка, товарищеские суды,
посты народного контроля и т.
п. и не создав ничего нового, государство
не просто ослабило свой профилактический
потенциал, а как бы провело полосу
отчуждения между официальной судебно-
Столь неоправданным оказался
демонтаж системы правового просвещения
и воспитания населения. Также ее
звенья, как преподавание основ права
на всех ступенях образования, правовые
народные университеты, постоянные телепередачи
и юридические рубрики в
В доперестроечной
Исследования, проведенные правоохранительными органами, показывают, что преступность несовершеннолетних более “чувствительна”, чем взрослая преступность, к мерам борьбы с ней.
Чем же достигалось снижение преступности подростков в ряде школ, училищ и регионов страны?
Это, прежде всего, реализация
на уровне региона — общесоциальных,
экономических, организационных мер,
осуществляемых местными органами власти.
Так, в ряде мест, где уровень преступности
учащихся значительно ниже, чем по
другим регионам, существенную роль сыграли
координационные советы, создаваемые
в каждой области из представителей
правоохранительных органов, общественных
организаций и системы
Общие меры включают повышение
качества всего учебного процесса,
совершенствование его
Общие меры включают также
меры воспитательные. Сюда относится
не только “повышение воспитывающей
роли обучения”, но и гуманизация
межличностных отношений
Конечно, эти общие и
воспитательные меры не принесут результатов,
если не будут подкреплены
К специальным психолого-
психодиагностические: изучение поступающего на учебу контингента и выявление лиц с повышенным криминальным риском (трудных и педагогически запущенных учащихся, состоявших на учете в ОППН и КДН, а также имеющих судимости, прибывших из спецшкол или колоний), выявление их дружеских связей внутри школы (училища) и за ее пределами;
психокоррекционные: систематическая правовоспитательная работа с этими учащимися с использованием индивидуальных и коллективных форм работы, наблюдения за их межличностными отношениями;
психопрофилактические: использование широкого диапазона мер ранней профилактики групповых правонарушений со стороны подростков, “вытесненных” из неблагополучных семей, а также из учебных групп; обеспечение систематического контроля за их поведением внутри школы, училища и за их пределами.
К специальным криминологическим мерам относятся:
выявление асоциальных, криминогенных и криминальных групп, установление их внутриучилищных и внешних связей;
выявление роли каждого члена группы и разработка мер его отрыва от группы;
выявление фактических и
потенциальных лидеров и
разработка тактики работы с асоциальными и криминогенными группами подростков.
4.Принципы профилактической работы
Успех названных мер зависит
от высокого уровня правовой и психолого-педагогической
компетентности лиц, занимающихся профилактикой
преступности несовершеннолетних, глубокого
знания и соблюдения основных принципов
профилактической работы. Прежде всего,
каждый участник профилактической работы
должен четко представлять себе особенности
подростковой преступности и особенности
ее профилактики. Принцип компетентности
запрещает делать “все за всех”, предполагает
полное использование администрацией
учебного заведения и его коллективом
предоставленных им прав и полномочий,
прежде, чем обратиться в правоохранительные
органы за помощью. Вместе с тем, едва
ли сможет мастер производственного
обучения, классный руководитель выявить
характер криминальной группы, ее структуру,
лидеров, дифференцировать роли каждого,
если они не владеют азами психологии
и такими психологическими методами,
как психологическое
Информация о работе Причины и условия преступности несовершеннолетних