Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 16:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Криминология".
Опосредованное влияние на характер и уровень экономической преступности оказывают и иные недостатки функционирования хозяйственного механизма, например разрыв производственных связей, так называемый хозяйственный сепаратизм. Договорные цены породили интерес предприятий не к поставкам по договорам, а к поставкам по собственному усмотрению с извлечением дополнительной прибыли. Между тем степень кооперирования, взаимозависимости в народном хозяйстве настолько велика, что отказ одного или двух из 1500 поставщиков, обеспечивающих работу авиационного конвеера на Саратовском авиазаводе, может дезорганизовать производство смежных заводов с десятками тысяч занятых рабочих. Возрастает зона коррупции, обычные договорные отношения заменяются бартерными операциями. Нередко при товарообменных операциях превалирует коллективный эгоизм, взамен необходимой продукции приобретаются радио- и видеотехника, другие престижные вещи для узкого круга лиц, в том числе и с целью спекуляции.
Недостатки
действующей системы
Свертывание контроля при сохранении стабильности факторов, обусловливающих рост корыстных посягательств на государственное имущество, породило зону, свободную от привычного внимания общества, сказалось на атмосфере безразличия населения к разоряющим страну противоправным действиям. Перестройка хозяйственного механизма сопровождалась и ликвидацией органов народного контроля, которые стали рассматриваться лишь как рудимент административно-командной системы, тормозящей радикальные реформы. Таким образом, государство лишилось одного из важнейших инструментов управления нарождающимся предпринимательством, а новой полноценной системы контроля своевременно не было создано. Утратился барьер, в значительной степени ограждающий общество от злоупотреблений.
В основу новой системы контроля, отвечающей потребностям рыночной экономики, положены следующие принципы: разграничение объектов контроля по формам собственности; разграничение субъектов контроля на государственный, общественный, аудиторский (независимый платный), ведомственный (фирменный) и внутренний (внутрихозяйственный). В соответствии с действующим законодательством образованы Государственная налоговая инспекция, налоговая полиция, аппарат Главного государственного инспектора и контрольное управление при Президенте, Федеральное казначейство.
Однако существенного влияния на оздоровление дел в экономике они пока не оказывают. Сказывается отсутствие целостного представления о способах государственного регулирования экономики, идеологии контроля в целом. Особенно значительны потери при использовании государственной собственности, оказавшейся вне сферы пристального внимания государства. Достаточно сослаться на тот факт, что в международной организации Государственного контроля ИНТО-САН, образованной в 1953г. и насчитывающей 147 стран, нет Российской Федерации.
Значительно отстает от потребностей общества кадровый состав и техническое оснащение контрольных органов. В США, например, насчитывается 46 управлений, самостоятельных бюро контрольного управления, наряду с налоговой службой, нужды которой обслуживает 40 различных автоматизированных систем по проверке правильности исчисления налогов.
Как правило, укрепляет
решимость совершить
Недостатки в деятельности правоохранительных органов. Исследования свидетельствуют, что снижается уровень оперативно-розыскной работы аппаратов по борьбе с экономической преступностью МВД и его подразделений на местах. В период 1985-1991 гг. число общеуголовных групповых преступлений, по исследованиям А.И. Долговой, увеличилось на 60%, а экономических групповых преступлений зарегистрировано на 32% меньше, число же лиц, участвовавших в экономических групповых преступлениях, по данным статистики, снизилось на 54%. Изучение в Якутии показало, например, что 76% уголовных дел о хищениях возбуждено по материалам ведомственных проверок, 10% - по заявлениям контролирующих органов и только 14% - по материалам БХСС. Для создания видимости активной работы широко практикуется необоснованное и преждевременное возбуждение уголовных дел о крупных хищениях, дожностных и хозяйственных преступлениях без актов документальных ревизий либо по заведомо непригодным актам, что приводит к прекращению дел.
Согласно выборочным исследованиям из всего массива материалов, направляемых на решение вопроса о привлечении виновных к уголовной ответственности, возбуждаются уголовные дела только в 28,9% случаев, в 55,2% случаев принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела, из них за отсутствием события или состава преступления в 23,2% случаев.
Прослеживается тенденция, когда из общего числа выявленных преступлений в сфере экономики возбуждаются уголовные дела лишь по 1/3, а впоследствии из этого числа с обвинительным заключением в суд поступает 1/3 от законченных расследованием. Таким образом, освобождение от уголовной ответственности с передачей материалов на рассмотрение общественным организациям из исключительного порядка превратилось в обычную практику. Повсеместно к осужденным за преступления в сфере экономики стали применяться меры наказания, не связанные с лишением свободы, даже по таким особо тяжким преступлениям, как хищения в особо крупных размерах и взяточничество.
В целом по России за взяточничество наказано лишением свободы в 1991 г. только 163 человека, что составляет 27% общего числа осужденных.
Значительно реже, чем в предыдущие годы, применяются дополнительные меры наказания в виде конфискации имущества, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - все это девальвирует в глазах населения уголовно-правовые меры борьбы с наиболее опасными экономическими преступлениями. Ослаблен прокурорский надзор за законностью в деятельности по выявлению и расследованию экономических преступлений
Происшедшие в экономике изменения привели следственную и прокурорскую практику к ошибкам в оценке фактической стороны и юридической квалификации содеянного. Изменились границы дозволенного и преступного, а четкого представления о содержании таких понятий, как хозяйственный риск, предприимчивость, не сформировано. Трансформация отношений собственности потребовала изменения подходов к определению поводов для возбуждения уголовных дел в экономике, когда субъектами правоотношений выступают негосударственные организации, а уголовно-процессуальное законодательство не претерпевает изменений.
Отмеченные обстоятельства, наряду с непродуманными акциями средств массовой информации по огульной дискредитации правоохранительных органов времен застоя, понизили в общественном сознании престиж профессии следователя, прокурора, способствовали оттоку высококвалифицированных кадров, что сказалось на снижении уровня профессионализма и правовой культуры следствия и правосудия.
Отставание правового обеспечения. Появление альтернативной экономики вызвало стремительный рост неизвестных ранее форм общественно-опасного экономического поведения, которые в не меньшей степени, нежели зарегистрированные преступления, влияют на дестабилизацию экономики, актуализируют корыстную мотивацию противоправных актов. Одни из совершаемых деяний давно известны странам с развитыми рыночными отношениями, другие присущи нынешнему переходному периоду и проистекают из командной экономики, например “перекачивание” денег из сферы безналичного оборота. Не единичны случаи умышленного банкротства с целью присвоения кредитов, иных заемных средств, создание лжехозяйствующих субъектов и других форм экономического мошенничества, т. е. деяний, которые в нашей отечественной истории дооктябрьского периода объявлялись преступными. Немалый вред причиняется занятиями запрещенной, не предусмотренной Уставом хозяйственной организации деятельностью в целях получения дополнительных доходов. Как свидетельствуют материалы правоохранительных органов, существенный вред общественным интересам причиняется: умышленным искажением данных в регистрационных документах об учреждении кооперативов, товариществ, ационерных обществ; злоупотреблением монопольным положением на потребительском рынке; умышленным запутыванием бухгалтерского учета и др. Нередки обманные действия в отношении контрагентов, введение их в заблуждение относительно имущественных возможностей и многие другие умышленные действия, игнорирующие общепринятые принципы деловой этики, носящие злостный, преднамеренный характер.
Относительной распространенности извлечения доходов в обход общественных интересов способствует правовая неопределенность понятия коммерческая тайна, отсутствие ответственности за неправомерное использование предметов залога, злоупотребление государственными и международными субсидиями и др. Ситуация неустойчивой юридической основы предпринимательства отрицательно сказывается на упрочении режима законности.
Общая неподготовленность населения к восприятию экономических преобразований, недостаточная компетентность и отсутствие умения работать в кризисных и экстремальных ситуациях ощутимо влияют на распространенность отклоняющихся форм экономического поведения. Серьезными недостатками страдает система профессиональной переориентации тех слоев населения, которые являются проводниками новой экономической политики, тогда как без активного включения в механизм управления народных масс невозможно реформировать хозяйственную деятельность. На психическую устойчивость влияют и участившиеся проявления правового нигилизма, региональный сепаратизм, породивший войну законов. Сравнительное большинство опрошенных центром изучения общественного мнения не верит в существующие законы. Максимум неверующих приходится на молодежь до 24 лет, кооператоров и иных представителей нарождающегося предпринимательства. В целом по стране на вопрос: можно ли жить, не нарушая закон? 30% ответили “да”, 51% - “нет”1.
1 Голов А. Можно ли в Советском Союзе жить по закону //Независимая газета. -1991. -5 сентября.
Не отвечает
предъявляемым требованиям
2 Яковлев В. Где же кадры для реформы? //Известия. - 1991. - 25 июля.
3 Матвеев А., Ткаченко Ю. Учиться, чтобы выжить //Экономика и жизнь. - 1991.
-№29.-С. 9.
Общественное сознание все еще слабо адаптировано к происходящим экономическим переменам. Даже в такой жизненно важной сфере экономического интереса, как использование ваучера, т. е. приватизационного чека, при обмене его на акции инвестиционных фондов или конкретных предприятий наблюдается нерешительность, боязнь принятия собственного решения, неверие в проводимую экономическую политику.
По состоянию на 01.09.93г. всего через инвестиционные фонды, закрытую подписку и прочими способами собрано 24 млн. из 146 млн. чеков, а на 01.12.93 г. это количество приблизилось к 46 млн. чеков, в то время как остальные 100 млн. человек так и не определились, что им надлежит сделать. Примечательно, что Правительство первоначально предполагало ограничить срок действия чека 1993 г. и лишь под давлением указанных обстоятельств пролонгировало возможность принятия решения до 01.07.94r.
Государственные центры обучения вместе с многочисленными школами бизнеса, менеджеров и т. п. не сделали качественного рывка в подготовке руководителей и специалистов. В еще большем затруднении находятся работники контролирующих органов, на которых ложится большая ответственность по пресечению доходов, не соответствующих социально значимым результатам труда и вызывающих резко негативную оценку населения.
Отрицательное воздействие на морально-психологическое единство общества оказывает искаженное представление о роли предпринимательства в возрождении экономики, способной дать людям достойные условия жизни, удовлетворить национальное честолюбие.
Вопрос 64.
Понятие и общая характеристика коррупционной преступности
Под коррупционной преступностью понимается совокупность преступлений коррупционного характера.
Коррупция – социальное явление, характеризующееся подкупом – продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей.
Она определяется иногда как "социальное явление, заключающееся в корыстном использовании должностным лицом органов государственной власти и управления своего служебного положения для личного обогащения". Но в таком случае к коррупции можно было бы отнести хищение, совершаемое путем злоупотребления служебным положением, присвоения или растраты вверенного по службе имущества. Однако не надо смешивать вора и взяточника. Кроме того, при коррупции используется не только непосредственно служебное положение, но и основанные на нем авторитет, возможности, связи.
Механизм коррупции – это:
а) двусторонняя сделка, при которой лицо, находящееся на государственной или иной службе, нелегально "продает" свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности и связанных с ним возможностях, физическим и юридическим лицам, группам (в том числе организованным преступным формированиям), а "покупатель" получает возможность использовать государственную либо иную структуру в своих целях: для обогащения, законодательного оформления привилегий, ухода от предусмотренной законом ответственности, социального контроля и т. п.;