Шпаргалка по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 16:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Криминология".

Файлы: 1 файл

1038712_98B84_otvety_k_ekzamenu_po_kriminologii.doc

— 793.50 Кб (Скачать файл)

 

б) вымогательство служащим взятки, дополнительного вознаграждения;

 

в) инициативный, активный подкуп служащих, нередко с одновременным сильным психическим воздействием на них. Последнее характерно для организованной преступности.

 

 

 

65 Общие  и специальные меры предупреждения  экономической преступности.

Предупреждение  преступлений в сфере экономики представляет собой неотъемлемую часть социального управления и предполагает осуществление системы экономических, организационно-производственных, технических, правовых, воспитательных мер, направленных на коррекцию личности правонарушителя и нейтрализацию или снижение действия обстоятельств, обусловливающих совершение преступлений.

1) экономические  меры: гарантированное государством  невмешательство в оперативно-хозяйственную  деятельность трудовых коллективов  и собственников, свободное распоряжение доходами (прибылью), полученными после выполнения обязательств перед государством. Впервые в нашем законодательстве предусмотрена возможность взыскания ущерба собственником от неправомерного вмешательства государственных органов в его дела. Личная заинтересованность в рачительном ведении хозяйства благоприятно сказывается на уменьшении криминогенности различных проявлений безхозяйственности. На снижение уровня экономической преступности несомненное влияние окажут меры по упорядочению внешнеэкономической деятельности, созданию механизма регулирования внешнеэкономических операций для выполнения договорных обязательств и государственных заказов, введение системы квотирования основных видов вывозимого сырья, лицензирования определенных сфер деятельности.

2) организационные  меры: создание системы противовесов  предпринимательству, ограждающих общество от злоупотреблений, в виде определенных процедур принятия наиважнейших хозяйственных решений, несоблюдение которых делает решения недействительными; наделение необходимыми полномочиями органов управления и контроля, призванных следить за соответствием деятельности субъектов хозяйственного оборота целям и задачам, обозначенным в законе и учредительных документах предприятий, акционерных обществ и пр. К специально предупредительным мерам относятся запрещение в законодательном порядке заниматься определенными видами деятельности негосударственным предприятиям, организациям; испрашивание специального разрешения (лицензии) на определенные работы; введение ограничений для коммерческой деятельности руководящих лиц органов управления и специалистов контрольного аппарата.

3) технические  меры: направлены на разработку  более совершенных средств транспортировки товаров, сырья, исключающих возможность постороннего вмешательства, создание надежных запорных устройств в местах складирования особо ценных сырьевых и товарных ресурсов; внедрение в практику контролирующих и правоохранительных органов методов обнаружения дефектных, подложных документов, позволяющих изымать товары и иные ценности из государственных общественных фондов, внедрение экспресс-методов обнаружения сфальсифицированных продуктов и пр.

4) правовые меры: играют существенную роль в  предупреждении виновного поведения  в экономике, особенно значительную  в современный период, поскольку правообеспечивающий механизм отстает от хозяйственной практики.

Совершенствование законодательства с учетом выявленных пробелов регулирования экономических отношений должно касаться:а) выработки общеобязательных правил поведения на рынке для всех хозяйственных субъектов;

б) разработки системы  материальных санкций как к юридическим, так и к физическим лицам за нарушения хозяйственного законодательства, причиняющие ущерб интересам  потребителей;

в) введения административной и уголовной ответственности за различные виды недобросовестной коммерции в случае злостного неисполнения общеобязательных правил хозяйственной деятельности, посягающих на общественные интересы.

 

66 Состояние,  структура и динамика насильственных  преступлений.

Тяжкие насильственные преступления охватывают группу наиболее общественно опасных посягательств против жизни, здоровья, телесной и половой неприкосновенности личности. К ним относятся: умышленные убийства, умышленные тяжкие телесные повреждения, изнасилование. Эти преступления не только наносят ущерб наиболее важным в цивилизованном обществе ценностям, но и имеют много общих криминологически значимых черт и признаков, особенно если речь идет об убийствах и причинении телесных повреждений. Когда говорят о насильственной преступности, имеют в виду совокупность таких преступлений, при совершении которых насилие является элементом мотивации, а не просто средством достижения цели.

На этом основании  в число таких преступлений не включаются разбой, грабеж, захват заложников, терроризм. Это преступления против жизни: умышленное убийство; убийство матерью новорожденного ребенка; убийство, совершенное в состоянии аффекта; убийство при превышении пределов необходимой обороны либо превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление; причинение смерти по неосторожности; доведение до самоубийства. Взятая в целом, тяжкая насильственная преступность занимает в структуре всей преступности относительно скромное место. На ее долю приходится в среднем всего лишь 3-6% в общей совокупности всех уголовно наказуемых деяний. Достаточно устойчиво соотношение слагаемых этой преступности. Прослеживается тесная связь между динамикой тяжких насильственных преступлений против жизни, здоровья человека и пьянством. Практически более половины всех регистрируемых и раскрываемых умышленных убийств и умышленных причинении тяжкого вреда здоровью совершаются в состоянии алкогольного опьянения. За 1986–1995 годы число насильственных преступлений против человека, а также преступлений против его свободы, чести и достоинства, против половой неприкосновенности и половой свободы выросло в 2 раза. Однако необходимо также учитывать, что умышленные убийства и иные преступления, наносящие вред здоровью, имеют немалую латентную (скрытую) часть. Латентность преступлений зависит от многих факторов. Для рассматриваемых преступных деяний большое значение имеет факт раскрытия преступления. От этого зависит точная юридическая квалификация деяния: будет ли оно зарегистрировано как умышленное убийство или убийство по неосторожности. В 90-е годы в России (1991–1995 гг.) число зарегистрированных умышленных убийств, совершенных при отягчающих обстоятельствах, увеличилось на 97%.

Специфической чертой преступлений против личности является применение насилия, главным  образом физического. Формы преступного насилия достаточно разнообразны: приходится сталкиваться и с применением огнестрельного и холодного оружия, и с применением иных колюще-режуще-рубящих орудий, и с использованием случайных предметов, а также таких подсобных средств, как руки и ноги преступника. Большинство убийств, телесных повреждений, изнасилований совершается в городской местности, что в первую очередь объясняется тем обстоятельством, что в настоящее время в городах и иных населенных пунктах городского типа проживает основная часть всего населения страны.

 

67 Личность  преступника и причины коррупционной  преступности.

Коррупция является следствием как общих процессов  детерминации и причинности преступности, так и специфических. 1. Если говорить о служебной среде, или условиях службы, то прежде всего следует обратить внимание на три обстоятельства, наиболее часто участвующих в продуцировании коррупции.

Во-первых, невыполнение правила о таком размере оплаты труда служащих, который позволил бы достойно жить им и их семьям. Во-вторых, имеет значение тип управления. При первом, так называемом ситуативном, управлении разного рода задачи решаются в значительной мере по усмотрению отдельных служащих. Правовое регулирование осуществляется лишь в самом общем порядке. Здесь отмечается простор для личного усмотрения и произвола. В-третьих, существенна социально-психологическая обстановка. Например, признание коррупции в среде государственных служащих нормальным явлением. Что касается характеристик самих служащих, совершающих коррупционные преступления, то здесь существенна иерархия их ценностей и, в частности, готовность принести в жертву материальной выгоде закон и нормы морали, профессиональную честь. Сказываются и такие характерологические черты, как жадность, зависть. Моральная неустойчивость сказывается при инициативном подкупе. Отсутствие контроля за доходами и расходами служащих, за выполнением ими служебных обязанностей, нереагирование на факты коррупции либо слабое, не основанное на законе реагирование во многих случаях являются условиями, облегчающими совершение коррупционных преступлений. А для части виновных это – составляющие причинного комплекса, порождавшие криминальную мотивацию следующего типа: "другие брали и берут взятки, не изобличались, ни в чем не нуждались – почему бы и мне не попробовать"

 

68 Система  мер борьбы с коррупцией.

Общую организацию  борьбы с коррупционной преступностью  следует базировать на:

постоянном  анализе изменений коррупции  и ее причин;

определении стратегии  и тактики борьбы с ней с учетом реальных социально-экономических, политических условий, состояния общественного сознания, правоохранительной системы;

основе закона, а не подзаконных актов, так как, во-первых, неизбежные ограничения  ряда прав служащих (при представлении  декларации о доходах, ограничении совместительства и т. п.) могут в соответствии со ст. 55 Конституции РФ осуществляться только на основе федерального закона; во-вторых, доказательствами в уголовном судопроизводстве признаются только данные, полученные в предусмотренном законом порядке. При этом обеспечивать развитие антикоррупционного законодательства с использованием средств разных отраслей права, комплексного подхода;

разработке  целевых взаимоувязанных программ борьбы с коррупцией в Российской Федерации и ее субъектах, причем реально обеспеченных в материальном, кадровом, правовом отношениях;

координации деятельности всех органов государственной власти Президентом России (возможно, через  Совет Безопасности) и координации  деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступными проявлениями коррупции – Генеральным прокурором России;

специализированной  подготовке кадров и выделении в  правоохранительных органах специализированных подразделений;

использовании помощи разных институтов гражданского общества, населения, юридических лиц (включая сотрудничество банков);

систематической оценке результатов работы и корректировке  мер.

При специальном  предупреждении коррупции важны:

установление  такого содержания служащим, которое  способно обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни;

повышенный  контроль за: доходами и расходами  государственных и ряда иных категорий  служащих; аспектами поведения, наиболее чувствительными к коррупции (выдаче информации, не подлежащей официальному распространению и т. п. ); кадровой политикой, использование в том числе ротации кадров;

режим обеспечения  безопасности лиц, осуществляющих борьбу с коррупцией, преступностью, а также их семей;

устранение  фактов расхождения закрепленных законом  задач, полномочий разных субъектов и правовых средств их обеспечения (например, когда негосударственным службам безопасности государственные правоохранительные органы не обязаны предоставлять необходимую информацию);

введение режима исключительно служебного использования  дорогостоящих государственных квартир, особняков, предоставляемых в связи с занятием государственной должности, при гарантированности частного жилья на общих, предусмотренных законом условиях;

производство  всех выплат из бюджетной системы  Российской Федерации только на основе закона.

 

69 Причины и условия, способствующие совершению тяжких преступлений против личности.

Гуманные принципы и нормы закрепляются в законодательстве, политики много говорят о правах человека, об уважении личности, но по-прежнему прочный круг незаконного насилия  разъедает российское общество. И проблема не только в том, что для искоренения в обыденном сознании людей взглядов, привычек, стереотипа поведения, имеющих глубокие исторические корни, требуется значительное время. Положение усугубляется тем, что власть, государство, избрав заведомо неприемлемый для народа курс общественно-социального развития, оторвались от общества и оказались неспособными исключить незаконное насилие, даже из собственной деятельности. На росте и повышении общественной опасности преступлений против личности в России периода реформ отразились следующие факторы:

 

Коренная переоценка прежних ценностей и моральных  принципов, все большее признание массовым сознанием власти денег, материального фактора как единственной ценности; обесцениванием человеческой жизни, если она не подкреплена высокими показателями;

 

Общее размывание границ нравственности, морального и  аморального;

 

Усиление масштабов  и степени социальной конфликтности  в обществе в связи с беспрецедентным ростом социально-экономической дифференциации населения, материального уровня граждан.

 

В обществе распространилось и закрепилось представление  о бессилии закона, правовом беспределе, о бесполезности обращения за помощью в правоохранительные органы, что ориентировало на самостоятельные способы разрешение конфликтных ситуаций.

 

В современных  условиях российские криминологи в  качестве причин и условий умышленных убийств, причинения тяжкого вреда здоровью рассматривают:

 

- утрату личной  перспективы, неблагоприятные материальные  и жилищные условия, провоцирующие на агрессивные действия;

- повышенную  распространенность среди отдельных  групп населения представления  о допустимости насильственных  действий, стереотипов агрессивно-насильственного  поведения в конфликтных ситуациях;

 

- влияние преступной среды;

 

- виктимное  (легкомысленное, безнравственное,  противоправное) поведение потерпевших, послужившее поводом для преступления;

Информация о работе Шпаргалка по "Криминологии"