Шпаргалка по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 16:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Криминология".

Файлы: 1 файл

1038712_98B84_otvety_k_ekzamenu_po_kriminologii.doc

— 793.50 Кб (Скачать файл)

Как правило, при  применении мер пресечения преступлений лица, их совершающие, привлекаются к уголовной ответственности, но возможны особые случаи, специально предусмотренные законом, в которых они могут быть от нее освобождены.

Наконец, существует относительно самостоятельное направление  работы по борьбе с преступностью – исправление осужденных, в том числе в местах лишения свободы.

0сновными целями  профилактики правонарушений являются:

ограничение влияния  негативных социальных факторов, взаимосвязанных  с причинами, условиями и обстоятельствами, непосредственно способствующими преступлениям;

воздействие на причины преступных проявлений, а  также на условия, при которых  проявляется действие этихпричин;

влияние на негативные элементы непосредственного социального  окружения (микросреду) личности, формирующие антиобщественные установки и мотивацию преступного поведения индивидов;

воздействие на личность, способную в силу своего антиобщественного образа жизни  совершить преступление либо продолжать преступную деятельность.

Принципы предупреждения преступлений

 Демократизм - постоянное и эффективное участие трудящихся в предупреждении преступности, которое прямо вытекает из конституционных норм, предоставляющих гражданам широкие права по управлению государственными и общественными делами.

Гуманность - это такое  содержание деятельности по предупреждению преступности, которое характеризуется защитой достоинства и интересов человека путем устранения причин и условий антиобщественной деформации личности и защиты человечности общественных отношений, в которых она должна находиться.

 Законность есть требование  соблюдать законы (и издаваемые  во исполнение их иные нормативные  акты) всеми без исключения субъектами  деятельности по предупреждению  преступности - гражданами, должностными лицами, учреждениями и организациями.

Научная обоснованность - это строгое следование в выборе и использовании форм и методов предупредительной деятельности требованиям криминологической науки, вооружающей практику знаниями закономерностей возникновения и конкретного проявления криминогенно значимых факторов, особенностей состояния и тенденций изменения преступности.

 

 

 

Вопрос 32 Жертвы и  социальные последствия преступности.

Жертва – преимущественно  физическое лицо, которому непосредственно  преступлением причинен вред.

Признаки жертвы: фактическим основанием появления жертвы явл совершение в отношении ее преступления; По своей природе это физ лицо; законодательно статус жертвы не определен. Конкретные лица могут быть буквально предназначены стать жертвой преступления в силу, во-первых, своих психологических и поведенческих особенностей и, во-вторых, ролевой специфики и групповой принадлежности. В том и другом случае поведение может быть «виновным» либо «невиновным», иными словами, человек может обладать «виновной» либо «невиновной» предрасположенностью стать жертвой преступления.

Криминология  давно пытается решить вопрос о социальных последствиях совершенных преступлений, социальных в самом широком плане, поскольку в качестве последствий  нужно рассматривать, например, и  необратимые негативные изменения  здоровья человека в результате преступного посягательства. Такие изменения влекут за собой социальные последствия – материальные, нравственные, психологические.

Социальные  последствия преступности выражаются и в том, что отдельные виды преступности способны порождать не только сами себя, но и другие категории правонарушений. Так, преступность несовершеннолетних активно питает рецидивную преступность: выборочными исследованиями установлено, что большая часть рецидивистов начала совершать преступления до достижения совершеннолетия, и чем в более раннем возрасте они допускаются, тем выше вероятность их повторного (и даже многократного) учинения.

Социальные  последствия преступности для общества в целом зависят от:

– распространенности всей преступности;

– пораженности ею молодежи;

– доли наиболее опасных преступлений против человека;

–масштабов  и безнаказанности действий преступных организаций (мафии);

– коррупции  чиновников разных ветвей и уровней  государственной власти и управления, органов (учреждений) правосудия, степени  сращивания чиновников с гангстерами и экономическими преступниками;

– освещения  проблем преступности в средствах  массовой информации, в первую очередь  от степени общественного осуждения.

Общий уровень  общественно опасных последствий  преступности – результат негативной динамики отдельных видов преступности.

 

 

 

Вопрос  № 33. Классификация мер специального предупреждения преступности.

В науке криминологии принято делить меры предупредительной  деятельности на общие и специальные.

Общие меры направлены на решение глобальных, всеобщих экономических и социальных проблем; они не ориентированы специально на борьбу с преступностью, но в силу своей исключительной значимости для экономической, духовной и социальной жизни общества способны решить и проблемы борьбы с преступностью. Скажем, меры по развитию экономики, стимулированию торговли и предпринимательства, повышению благосостояния общества, отдельных групп населения, помощь, например, беженцам или вынужденным переселенцам, нуждающимся семьям выступают и мерами профилактики правонарушений со стороны тех, кому эти общие меры адресованы.

Специальными  называются меры, направленные именно на решение проблем борьбы с преступностью. Они могут быть адресованы всему  населению, т. е. неопределенному кругу  людей, или отдельной социальной группе. Например, принятие уголовного кодекса или новых уголовно-правовых норм является специальной мерой, поскольку она нацелена на предупреждение именно преступности. Можно сказать, что специальные меры направлены на борьбу с преступностью в целом, с отдельными ее видами и на предупреждение преступного поведения отдельного человека.

Меры специального предупреждения преступности разнообразны и классифицируются по разным -основаниям. Используются и  рассмотренные классификационные  критерии, т. е. специально-криминологические меры различаются по содержанию (экономические, политические, культурно-воспитательные и др.), по масштабам действия (общегосударственные, региональные и др.). Дифференциация мер специального предупреждения осуществляется и по иным основаниям.

В зависимости от момента  применения (начала реализации) различается  раннее и непосредственное предупреждение первичных и предупреждение рецидивных преступлений.

В первом случае речь идет о  выявлении и устранении возможных  и наличных неблагоприятных условий формирования личности, оздоровлении микросреды, коррекции поведения, а также потребностей, интересов, взглядов лиц, могущих встать на преступный путь. Во втором – предупредительное воздействие оказывается на лиц, уже совершавших преступления и подвергавшихся уголовному наказанию (мерам, его заменяющим), с целью недопущения их возврата на преступный путь.

По степени радикальности  можно выделить специально-криминологические  меры: а) предупреждающие возможность  возникновения криминогенных явлений  и ситуаций;

б) нейтрализующие (блокирующие, минимизирующие) такие . явления и  ситуации; в) полностью устраняющие  их.

По правовой характеристике различаются специально-криминологические  меры: базирующиеся на нормах права, но ими не регламентированные (например, правовое просвещение и воспитание), и детально урегулированные юридическими нормами (например, административный надзор милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы).

 

 

Вопрос № 34 Субъекты специального предупреждения

Субъекты предупредительной  деятельности – это те, кто должен осуществлять предупредительную деятельность. Что касается общего предупреждения преступности, то его субъекты – это практически все общество, все институты гражданского общества, государство в целом.

Задачи специального (специально-криминологического) предупреждения преступности решаются также множеством субъектов: государственными и негосударственными, специализированными и неспециализированными, различающимися по другим признакам. Круг этих субъектов определяется в законодательном порядке. К неспециализированным государственным субъектам относятся прежде всего Президент Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти. Они формируют законодательную и иную нормативно-правовую основу специального предупреждения, устанавливают компетенцию, права и обязанности других субъектов в этой деятельности, осуществляют ее финансовое, материально-техническое, кадровое и иное ресурсное обеспечение, планирование, контроль и иные функции властного (государственно-правового) управления в данной области, а также непосредственно проводят на различных уровнях целенаправленные мероприятия по предупреждению преступности. Следует отметить особую роль и значение для достижения целей специального предупреждения преступности деятельности многочисленных органов государственного контроля: Государственной налоговой службы, Антимонопольного комитета, Госстандарта, Госторгинспекции, Государственной инспекции по контролю за ценами, Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию, органы санэпиднадзора, лесной и рыбной охраны и др.

Наряду с органами власти значительный вклад в дело специально-криминологического предупреждения преступности должна вносить  местное самоуправление. Это достигается  путем использования его полномочий по управлению муниципальной собственностью, утверждению и исполнению местного бюджета, решению иных вопросов местного значения, но прежде всего и главным образом – по осуществлению охраны общественного порядка.

К числу неспециализированных субъектов специального предупреждения относятся также различные общественные формирования: политические партии, движения, фонды, религиозные организации. Например, все активнее проявляют себя религиозные конфессии, представители которых занимаются воспитательно-профилактической работой с осужденными, проводят благотворительные акции в отношении нищих, лиц без определенного места жительства, других социально неустроенных групп населения. Казачьи формирования активно участвуют в охране общественного порядка, предупреждении преступлений на улицах, в общественных местах, в сфере быта.

Другую большую группу составляют специализированные субъекты социально-криминологического предупреждения преступности, общим для которых  является предназначенность для борьбы с преступностью и другими правонарушениями (включая их предупреждение), которая является для них единственной либо профилирующей, основной (одной из основных) функций: Органы внутренних дел, Большим предупредительным потенциалом обладает патрульно-постовая служба (ППС), обеспечивающая общественный порядок на улицах, прокуратура, На прокуратуру возлагается координация деятельности всех правоохранительных органов по борьбе с преступностью, включая ее предупреждение. Суды всей своей деятельностью так или иначе способствуют предупреждению преступности и других правонарушений.

Органы федеральной службы безопасности осуществляют мероприятия  по предупреждению (профилактике, предотвращению, пресечению) шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и некоторых других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено к их ведению, а также деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, преследующих цель насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации.

На налоговую  полицию возложена деятельность по предупреждению налоговых преступлений (ст. 198, 199 УК РФ и др.).

Органы таможенной службы проводят мероприятия по предупреждению контрабанды, фактов умышленного уклонения  от уплаты таможенных платежей; незаконного  экспорта товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения; невозвращения на территорию России предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, других уголовно наказуемых нарушений таможенного законодательства.

Органы Федеральной пограничной службы (и в первую очередь их оперативно-розыскные аппараты) предупреждают преступления, связанные с нарушениями режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Определенный  вклад в дело предупреждения преступности вносят органы юстиции.

Наконец, субъектом  предупредительной деятельности может  быть отдельный человек. Многие люди активно участвуют в борьбе с  преступностью на сугубо добровольных началах, не требуя никакой компенсации за свои труды просто потому, что считают это своим нравственным, гражданским долгом, и оказывают огромную помощь обществу, влияя на отдельных людей, склонных к совершению преступлений, помогая тем, кто попал в трудную ситуацию.

 

 

Вопрос № 35 Основные формы и методы профилактической работы органов внутренних дел.

Профилактика  преступлений, осуществляемая органами внутренних дел представляет комплекс организационных, правовых, социальных и экономических мер, направленных на выявление, изучение, предупреждение и устранение причин совершения преступлений и условий, им способствующих, совершенствование деятельности органов внутренних дел в их профилактике, обеспечение взаимодействия подразделений, оказание реального влияния на криминогенную обстановку.

Информация о работе Шпаргалка по "Криминологии"