Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 19:32, контрольная работа
В обстановке информационного общества, глобализации мировой экономики существенно усложнилось управление бизнесом, что естественно, резко сокращает период времени, необходимый для выбора правильного управленческого решения. Менеджерам необходимо располагать обработанными и систематизированными данными для принятия оптимального решения. Технические возможности информационного общества помогают решить подобную проблему, что нашло свое отражение в практике контроллинга, представляющего комплексную систему управления организацией, направленную на координацию взаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности.
Введение
1.
Контроллинг. Задачи и функции
Сущность контроллинга.
Причины необходимости внедрения контроллинга
2.
Виды контроллинга. Стратегический и оперативный контроллинг.
2.1. Стратегический контроллинг
2.2 Оперативный контроллинг
2.3. Характеристика стратегического и оперативного контроллинга
3.
Функции и задачи контроллинга
3.1. Функции контроллинга
3.2. Основные задачи контроллинга
4.
Инструментальные аспекты контроллинга
4.1. Планирование и бюджетирование
4.2. Система управленческого учёта
4.3. Системы показателей оценки деятельности
Заключение
^ Список использованной литературы
на тему “Контроллинг в системе менеджмента”
2011
Содержание
Введение
1.
Контроллинг. Задачи и функции
Сущность контроллинга.
Причины необходимости внедрения контроллинга
2.
Виды контроллинга. Стратегический и оперативный контроллинг.
2.1. Стратегический контроллинг
2.2 Оперативный контроллинг
2.3. Характеристика стратегического и оперативного контроллинга
3.
Функции и задачи контроллинга
3.1. Функции контроллинга
3.2. Основные задачи контроллинга
4.
Инструментальные аспекты контроллинга
4.1. Планирование и бюджетирование
4.2. Система управленческого учёта
4.3. Системы показателей оценки деятельности
Заключение
^ Список использованной литературы
Введение
В обстановке информационного общества, глобализации мировой экономики существенно усложнилось управление бизнесом, что естественно, резко сокращает период времени, необходимый для выбора правильного управленческого решения. Менеджерам необходимо располагать обработанными и систематизированными данными для принятия оптимального решения. Технические возможности информационного общества помогают решить подобную проблему, что нашло свое отражение в практике контроллинга, представляющего комплексную систему управления организацией, направленную на координацию взаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности.
Система контроллинга интегрирует учет, планирование, маркетинг в единую самоуправляемую систему, в которой четко определяются цели предприятия, принципы управления и способы их реализации. На этой основе существенно улучшается качество менеджмента. Контроллинг выступает важным фактором обеспечения конкурентоспособности предприятия, поскольку позволяет решать в совокупности целый ряд вопросов: стабильность бизнеса и его финансов, выявление и приведение в действие имеющихся внутренних резервов, оперативное и эффективное внедрение инноваций, воплощение в жизнь миссии, стратегии развития предприятия и многие другие.
^ Контроллинг. Задачи и функции.
Сущность контроллинга.
В настоящее время не существует однозначного определения понятия ”контроллинг”, но практически никто не отрицает, что это новая концепция управления, порождённая практикой современного менеджмента. В основе этой концепции системного управления организацией лежит стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы (предприятие, торговая фирма, банк и др.) в долгосрочной перспективе путём:
адаптации стратегических целей к изменяющимся условиям среды;
согласования оперативных планов со стратегическим планом развития организационной системы;
координации и интеграции оперативных планов по бизнес-процессам;
создания системы обеспечения менеджеров информацией для различных уровней управления в оптимальные промежутки времени;
создания системы контроля над исполнением планов, корректировки их содержания и сроков реализации;
адаптации организационной структуры управления предприятием в целях повышения её гибкости и способности быстро реагировать на меняющиеся требования внешней среды.
Узловыми компонентами концепции контроллинга являются:
философия доходности – ориентация на эффективную работу организации в долгосрочной перспективе;
разбиение задач контроллинга на циклы, обеспечивающее итеративность планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений;
создание информационной системы, адекватной задачам целевого управления.
Философия доходности означает:
приоритет рентабельности деятельности предприятия, понимаемой как эффективность работы предприятия в целом и его составляющих, над ростом объёмных показателей (размеры предприятия, объёмы выпуска, количество филиалов и клиентов, ассортимент продукции, сумма баланса и т.п.);
устойчивый рост стоимости предприятия в долгосрочной перспективе; основные предпосылки роста стоимости предприятия – наличие организационной структуры с чётко выделенными единицами управления, системы планирования и контроля, обеспечивающей согласование целей, системы внутренней и внешней отчётности, ориентированной на достижение целей;
мероприятия по обеспечению роста эффективности и стоимости предприятия не должны превышать допустимые для конкретных условий функционирования уровни рисков.
В определении контроллинга можно выделить философскую, функциональную, организационную и научную составляющие.
Контроллинг – это и философия, и образ мышления руководителей. Ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия в долгосрочной перспективе.
Относительно функциональности контроллинг можно определить как ориентированную на перспективу систему информационно-аналитической, методической и инструментальной поддержки руководства при реализации цикла управления по всем функциональным сферам деятельности предприятия и процессам. Одной из главных причин возникновения и внедрения концепции контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами в организационной системе.
С организационной точки зрения контроллинг – структурный элемент предприятия – подразделение, служба или отдел, осуществляющие функции контроллинга, определяемые внутренними документами предприятия.
Контроллинг как научная дисциплина занимается теорией измерения ресурсов, результатов производственно-хозяйственной деятельности и процессов. Таким образом, задачей контроллинга как науки является разработка теории, методов и инструментов измерения в различных ракурсах:
ресурсы (материалы, труд, основные средства, финансы и т.д.);
функциональные области и процессы (производство, НИОКР, закупки, сбыт и т.п.);
элементы управления (учет, планирование, контроль, анализ).
Исходя из вышеизложенного, контроллинг можно определить как интегрированную управленческую функцию, объединяющую учет, контроль и анализ, связанную с реализацией информационного, комментирующего обеспечения, ориентированного на результат управления предприятием.
Причины необходимости внедрения контроллинга.
Повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием:
смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего
увеличение скорости реакции на изменения внешней среды
необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней сред предприятия
необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций
Вследствие научно-технического прогресса непрерывно увеличивается сложность продукции и технологического процесса
Информационный бум при недостатке релевантной информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления
Общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.
^ Виды контроллинга.
Стратегический и оперативный контроллинг.
«Делать правильное дело» - стратегический контроллинг. Основная задача – помогать предприятию эффективно использовать имеющиеся у него преимущества и создавать новые потенциалы успешной деятельности в перспективе. Служба стратегического контроллинга выступает в качестве внутреннего консультанта менеджеров и собственников предприятия при выработке стратегии, стратегических целей и задач. Служба стратегического контроллинга поставляет необходимую информацию, ориентирующую руководство в процессе принятия решения.
«^ Делать дело правильно» - оперативный контроллинг. Основная задача — оказывать помощь менеджерам в достижении запланированных целей
ориентирован на краткосрочный результат.
^ Стратегический контроллинг.
Стратегический контроллинг координирует функции стратегического планирования, контроля и системы стратегического информационного обеспечения.
Целевая задача стратегического планирования заключается в обеспечении продолжительного успешного функционирования организации. Центральным пунктом стратегического планирования является разработка стратегий - возможных действий по достижению целей, стоящих перед предприятием.
Процесс стратегического планирования можно разбить на следующие фазы:
поиск и формулирование стратегической цели (альтернативные варианты, ограничения, варианты решений);
оформление и оценка стратегии;
принятие стратегического решения (выявление приоритетов, установление целенаправленных действий).
Основная задача стратегического контроллинга - сопровождать и поддерживать стратегический план относительно обеспечения его жизнеспособности.
При формировании концепции стратегического контроллинга необходимо учитывать и решать следующие задачи:
формирование контролируемых величин для измерения и оценки потенциала успеха;
установление нормативных величин, действующих в качестве базы для сравнения;
определение фактических (реальных) значений контролируемых величин;
перепроверка реальных величин по отношению к нормативным путем сравнения плана и факта (т.е. по статистике за прошедший период) и сравнения плана с реально сложившимися (желаемыми) контролируемыми величинами, характеризующими актуальный потенциал успеха;
фиксация отклонений и анализ причин, ответственных за отклонения;
выявление требуемых корректирующих мероприятий для управления отклонениями от стратегического курса.
Фазы стратегического контроллинга
Процесс стратегического контроллинга состоит из трех фаз:
формирование контролируемых величин (цели, стратегии, потенциалы успеха, факторы успеха, сильные и слабые стороны предприятия, шансы и риски, предположения-сценарии, рубежи и последствия);
проведение контрольной оценки (эффективность текущего процесса и созданной структуры, правильность поставленной цели, анализ и оценка отклонений, а также обоснование причин, вызвавших выявленные отклонения);
принятие решения по результатам стратегического контроллинга (по данным анализа отклонений между контролируемыми величинами генерируются и реализуются корректирующие мероприятия, стимулируется проведение самих корректировок).
^ Система стратегического контроллинга
Области контроллинга:
стратегические цели (качественные и количественные);
критические внешние и внутренние условия, лежащие в основе стратегических планов;
узкие и слабые места, выявленные в результате анализа стратегического плана.
Требования при осуществлении контроллинга:
объем показателей должен быть ограничен;
показатели должны содержать данные по всему предприятию в целом, а также по всем его подразделениям;
выбранные показатели должны быть динамичными и перспективными (как минимум, за пять лет);
показатели должны носить характер раннего предупреждения.
Анализ выбранных показателей включает следующее:
сравнение нормативных и фактических значений с целью выявления отклонений;
выявление причин и виновников отклонений;
определение зависимости между полученными отклонениями и конечными результатами деятельности предприятия;
анализ влияния полученных отклонений на конечные результаты.
2.2. Оперативный контроллинг.
Оперативный контроллинг координирует процессы оперативного планирования, контроля, учета и отчетности на предприятии при поддержке современной информационной системы.
Основной задачей оперативного контроллинга является обеспечение методической, информационной и инструментальной поддержки менеджеров предприятия для достижения запланированного уровня прибыли, рентабельности и ликвидности в краткосрочном периоде.
В отличие от стратегического контроллинга оперативный контроллинг ориентирован на краткосрочный результат, поэтому инструментарий оперативного контроллера принципиально отличается от методик и инструментов стратегического контроллера.
^ Цель оперативного контроллинга
Цель оперативного контроллинга - создание системы управления достижением текущих целей предприятия, а также принятие своевременных решений по оптимизации соотношения “затраты - прибыль” и для поддержки оперативных решений по недопущению кризисного состояния
Оперативный контроллинг ориентирован на достижение краткосрочных целей.
Основные подконтрольные показатели:
рентабельность капитала;
производительность;
степень ликвидности
Оперативный контроллинг в значительной степени ориентирован на конкретные цифры и детальную информацию. Глобальное управление, реализуемое стратегическим контроллингом, дополняется более тонким управлением в рамках оперативного контроллинга в том смысле, что последний ориентирован на конкретные коммерческие действия и их условия.