Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 13:53, реферат
Мифы и легенды нашего мира – величайшее культурное наследие человечества, интерес к которому не угасает на протяжении многих столетий. И не только потому, что они сами по себе – шедевры человеческого гения, собранные и обобщенные многими поколениями великих поэтов, писателей, мыслителей. Знание этих легенд и мифов дает ключ к пониманию поэзии Гёте и Пушкина, драматургии Шекспира и Шиллера, живописи Рубенса и Тициана, Брюллова и Боттичелли.
Отсюда проистекает актуальность мифологического сознания для любой культурной эпохи, меняется лишь степень его значимости и сфера широкого распространения. Постоянной областью применения мифологического сознания является повседневность, где бытование старых и генерирование новых мифов является постоянным и интенсивным. Эта мифология выражается в современном фольклоре (городской фольклор, связанный с городской мифологией, отображающий мифологическую интерпретацию религии, профессиональный фольклор, связанный с профессиональной мифологией и т. д.). Профессиональная мифология является важной частью профессиональной культуры наряду с профессиональной этикой. Бытовая мифология существует по весьма старым мифо-магическим принципам, например, смешения каузальной и пространственно-временной смежности (отсюда происходит масса суеверных практик-примет, «счастливых», «несчастливых» и проч.). Страхи, включая массовые, также обусловлены не рациональным анализом их возможных причин, а мифологическим осмыслением происходящего и актуализацией мифологем (напр., мифологемы катастрофы). Мифологическому сознанию следует приписать и обязательный поиск обывателем лично ответственного за что-либо происходящее, равно как и преувеличение роли участия в событиях, имеющих характер системной динамики, какой-либо личности. Здесь проявляется и чисто мифологическая установка одушевлять и персонифицировать окружающее.
Мифы этиологические (букв. «причинные», т. е. объяснительные) — это мифы, объясняющие появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов. В принципе, этиологическая функция присуща большинству мифов и специфична для мифа как такового. Практически под этиологическими мифами понимаются прежде всего рассказы о происхождении некоторых животных и растений (или их частных свойств), гор и морей, небесных светил и метеорологических явлений, отдельных социальных и религиозных институтов, видов хозяйственной деятельности, а также огня, смерти и др. Подобные мифы широко распространены у первобытных народов, они часто слабо распространены. Как особую разновидность этиологических мифов можно выделить мифы культовые, объясняющие происхождение обряда, культового действия.
Космогонические мифы - мифы о творении, мифы о происхождении космоса из хаоса, основной первичный сюжет большинства мифологий. Начинаются с описания хаоса (Начало мира. В начале был Хаос — невозможно большое скопление неведомого вещества. Затем тьма отделилась от света, ночь — от дня.), отсутствия порядка во вселенной, взаимодействия изначальных стихий. Служат для объяснения появления мира и жизни на Земле. Одним из распространённых сюжетов космогонических мифов является происхождение мира из мирового яйца. Такие мифы встречаются у многих народов на разных континентах. Мировое яйцо является универсальным символом происхождения жизни. Частным случаем космогонических мифов являются мифы антропогонические, или мифы о сотворении человека, мифических первопредков народа, первой человеческой пары и т. п. Космогонические и антропогонические мифы часто взаимосвязаны, часто одни и те же боги ответствены как за создание мира, так и за создание человека. Другой вариант взаимосвязи — это антропоморфизация мира, когда вселенная возникает из тела первочеловека.
Ещё есть мифы о животных - одним из древнейших верований, сохранившихся у некоторых народов до настоящего времени, является тотемизм. Некоторые ученые считают, что именно из веры в кровное родство людей и животных возникли мифы об оборотнях — легенды о перевоплощении человека в вола, волка, тигра, медведя, орла, черепаху.. и т.д.
Животные являются не только героями космогонических мифов, образы животных нередко используются и для его описания — космографии. Так, например, в древнеиндийских поверьях землю несут на спинах семь слонов, они стоят на спине черепахи, а та, в свою очередь, на змее. Подобную роль нередко играет и рыба. Резкое движение рыбы, на которую опирается земля, приводит к землетрясению, когда же она опускает голову, начинается наводнение. Древние египтяне изображали небо в виде коровы Нут, которая родила Ра, золотого теленка.
Разновидностей мифов- множество, их так же много, как и вопросов, на которые люди хотели найти ответ ,но не могли. В древнем мире всё можно было объяснить, включив воображение и подумав над тем ,что происходит. Всё ,что не поддавалось простому осмыслению.
Мифы тотемические составляют непременную часть комплекса тотемических верований и обрядов родоплеменного общества; в основе этих мифов лежат представления о фантастическом сверхъестественном родстве между определённой группой людей (родом и др.) и т. н. тотемами, т. е. видами животных и растений. По содержанию тотемические мифы очень просты. Основные персонажи наделены в них чертами и человека, и животного. В наиболее типичном виде тотемические мифы известны у австралийцев и африканских народов. Тотемические черты ясно видны в образах богов и культурных героев в мифологии народов Центральной и Южной Америки (таковы Уицилопочтли, Кецалькоатль, Кукулькан). Остатки тотемизма сохранились в египетской мифологии, и в греческих мифах о племени мирмидонян, и в часто встречающемся мотиве превращения людей в животных или растения.
Древние греки были деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать мир, хотя он и был населен враждебными человеку существами, вселявшими в него страх. В своих поисках защиты от страшных стихийных сил греки подобно всем древним народам, прошли через фетишизм – веру в одухотворенность неодушевленной природы (камней, дерева, металла), который потом сохранился в поклонении прекрасным статуям, изображавшим их многочисленных богов. В их верованиях и мифах можно заметить и следы анимизма и самых грубых суеверий первобытной эпохи. Но греки довольно рано пришли к антропоморфизму, создав своих богов по образу и подобию людей, при этом наделив их непременными и непреходящими качествами – красотой, умением принимать любой образ и, самое главное, бессмертием. Приключения Одиссея, поход аргонавтов за золотым руном – это запечатленные в поэтической форме все те же стремления узнать как можно больше о той земле, на которой обитает человек. Великий русский философ Лосев А.Ф. утверждал о ненаучном происхождении мифов: “Научные функции духа слишком отвлеченны, чтобы лежать в основании мифологии. Для мифического сознания нет ровно никакого научного опыта. Его ни в чем нельзя убедить.
То, что мы называем «греческой мифологией», - это комплекс преданий и легенд, изустно сложившихся на территории Балканского полуострова, островов Эгейского моря и западной части Малой Азии и получивших в дальнейшем литературную форму. Таким образом, «греческая мифология» - это культурное наследие не только греков – ахейцев, ионийцев, дорийцев, эолийцев, но и негреческих племен – пеласгов, тирренов, фракийцев, карийцев, лидийцев, минойцев, а также финикийцев, колонизировавших ряд Эгейских островов. Отсюда необычайное разнообразие образов, равно как и широта географического ареала действия греческих мифов. Странствия греческих богов и героев, постоянно перемещавшихся из одного места в другое – из Крита в Карию, из Ликии в Пелопоннес, из Пелопоннеса во Фракию, отражают не столько подвижность населения, уже знакомого с мореплаванием, сколько сложный характер формирования мифов. Почитание одного и того же сходного по функции бога или героя в разных, зачастую далеко отстоящих друг от друга местах творцам мифов легче всего было объяснить тем, что сам бог или герой посетил все места своего почитания. Так появились мифы о скитаниях Диониса, Ио, Европы. Подвиги Геракла, охватившие едва ли не весь обитаемый мир, отражают как колонизационные процессы (критскую, микенскую, финикийскую, великую греческую колонизации), так и слияние аргосского бога-героя Геракла с множеством других греческих и негреческих мифологических персонажей.
Грек чувствовал вокруг себя разнообразное и мощное жизни тайных сил. Деревья растут словно каким-то чудом, и тихое шуршание листьев - это их язык; реки текут в неведомую даль, и их воды - животворные для удобрения почвы; огонь рождается, пожирает свою пищу и умирает; ветер несется более горами, зловеще завывая, - отовсюду выступают непостижимые силы, перед которыми первобытный человек склоняется и дрожит. Стремясь познать их и завязать с ними дружеские отношения, она называет их именами и, наконец, окружает себя множеством богов. Убогому греческое село имело свое божество, которого часто не знали в соседнем поселении. Каждое явление, почти каждое занятие имели своего покровителя. Имена этих идолов специального назначения части забылись, когда в Греции утвердились олимпийские боги, которые взяли на себя их функции и атрибуты. В древней религии было множество злых духов, нечистой силы, которые вредили человеку в повседневной жизни. От них пытались защититься всевозможными магическими средствами: переодеванием, танцами, громкой музыкой.
Но были так же и прекрасные боги и богини: Персефона (богиня плодородия и царства мёртвых),Рея ( мать олимпийских богов),Гея( богиня земли),Афродита (богиня любви),Артемида( всегда юная богиня охоты),Гера ( покровительница браков),Илифия (родовспомогательница),Гелиос (бог солнца), Посейдон (бог морей),Гефест (бог огня)....
" Не изнеженной, ветреной богине Афродите
вмешиваться в кровавые битвы. Она будит
в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря
этой власти она царит над всем миром.
Никто не может
избежать ее власти, даже боги. Только
воительница Афина, Гестия и Артемида
не подчинены ее могуществу. Высокая, стройная,
с нежными чертами лица, с мягкой волной
золотых волос, как венец
лежащих на ее прекрасной голове, Афродита
олицетворение божественной красоты и
неувядаемой юности. Когда она идет, в
блеске своей красоты, в благоухающих
одеждах, тогда ярче светит солнце, пышнее
цветут цветы. Дикие лесные звери бегут
к ней из чащи леса; к ней стаями слетаются
птицы, когда она идет по лесу. Львы, пантеры,
барсы и медведи кротко ласкаются к ней.
Спокойно идет среди диких зверей Афродита,
гордая своей лучезарной красотой. Ее
спутницы Оры и Хариты, богини красоты
к грации, прислуживают ей. Они одевают
богиню в роскошные одежды, причесывают
ее златые волосы, венчают ее голову сверкающей
диадемой.
Около острова Киферы родилась Афродита,
дочь Урана, из белоснежной пены морских
волн. Легкий, ласкающий ветерок принес
ее на остров Кипр *1. Там окружили юные
Оры вышедшую из морских волн богиню любви.
Они облекли ее в златотканую одежду и
увенчали венком из благоухающих цветов.
Где только не ступала Афродита, там пышно
разрастались цветы. Весь воздух полон
был благоуханием. Эрот и Гимерот повели
дивную богиню на Олимп. Громко приветствовали
ее боги. С тех пор всегда живет среди богов
Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая
из богинь. "
" В древнегреческой мифологии сирены – сверхъестественные демонические существа, полу - женщины, полу - птицы. Они были дочерьми музы Терпсихоры и речного бога Ахелоя. От отца сирены унаследовали вольный, дикий нрав, а от матери – чарующий, божественный голос.
Изначально сирены были прекрасными девами. Согласно одному из преданий, они были превращены в птиц Афродитой, которая разгневалась на них за их гордыню и высокомерие. Другое предание гласит, что сирены так возгордились своим пением, что вызвали на состязание муз, за что и были наказаны.
Еще одна версия говорит о том, что сирены первоначально были нимфами в окружении прекрасной богини Персефоны. Когда богиню похитил Аид, разъяренная богиня плодородия Деметра обратила сирен в птиц. И, наконец, согласно последней версии легенд сирены сами захотели обернуться птицами, чтобы найти Персефону, но люди не захотели им помочь, и тогда они поселились на безлюдном острове и стали мстить всему роду человеческому. Сладкоголосое пение сирен манило моряков к опасному острову, где корабли разбивались о скалы."
3.Для Петра I знание мифологии означало приобщение к одной из сторон западной цивилизации, и он не только сам овладевал этими знаниями, но и со свойственной ему энергией проводил в жизнь.
Первые приобретения. «Церера» и «Флора» Зимой 1707—1708 гг., появились первые статуи и бюсты в Летнем саду. Современники едины и том, что они были привезены из Польши. Однако, скорее всего, под Польшей здесь подразумевалась нынешняя Западная Украина, где находился весной 1707 г. сам Петр Великий. Известно, что отсюда в начале мая он отправлял в Петербург картины, мог тогда же привести и произведения пластики. Из первой коллекции скульптуры Летнего сада большинство статуй не дошло до нашего времени. Тем не менее сюжеты их не вызывают сомнений. Вероятно, это была серия скульптур античных богов, олицетворяющих времена года. «Церера» и, возможно, «Флора» до сих пор украшают Летний сад.
Флора (Генрих Мейринг) — италийская богиня цветов, в Новейшее время обычно рассматривалась также как олицетворение весны. Она изображена в длинной рубашке, в руках и подоле у нее цветы, на голове — венок из роз. Парная статуя, изображавшая бога западного ветра Зефира, возлюбленного Флоры, утрачена. Скульптор Генрих Мейринг (1628—1723), по-видимому, происходил из Рейнской области. С конца 1670-х гг. и до смерти работал в Венеции и ее окрестностях, причем на рубеже XVII—XVIII вв. считался едва ли не самым уважаемым среди местных ваятелей. «Флора» — последнее произведение старого мастера, отмеченное печатью усталости. Характерно, что он повторяет здесь композицию своей более ранней статуи «Флоры», ранее хранившейся на вилле Дзагури в Альтикьеро (близ Падуи, Италия).
Информация о работе Миф как форма культуры, возникновение и развитие искусства