Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:49, контрольная работа
В последнее время мы все чаще так или иначе сталкиваемся с мексиканским алкоголем: интересная бутылка в витрине, рекламная картинка, журнальная статья... А уж что только на страницах русской прессы про него не выдумывают. Часто получается нечто похожее на самогонку из кактусов, широко распространенную у древних племен майя, с обязательным закусыванием солью и червяком из бутылки (при отсутствии последнего легко заменяется лимоном), а после n-ной рюмки наступает галлюциногенный эффект, что подробно описано в многотомном издании Карлоса Кастанеды.
У культуры потребления была и другая сторона, особенно в период расцвета производства. В погоне за прибылью, производители и частные фермеры закрывали глаза на антисанитарные условия производства пульке, в результате чего, в конце 19 века это привело к широкому распространению токсемии. Население потребляло напиток заражённый микроорганизмами и продуктами их жизнедеятельности.
В это же самое время возникло сильное антиалкогольное движение, проводимое католической церковью с поддержкой правления П. Диаза, с целью уменьшения потребления пульке в пулькериях. Правительство подписывало указы, запрещающие иметь стулья, лавочки и прочее, на чём можно было сидеть в «пивнушках». Также в местах распития пульке не должно было быть окон и музыки. Женщинам запрещалось посещать злачные места, а пьющим мужчинам подолгу там задерживаться.
Вот, к примеру, запреты, которые
накладывались на пулькерии, но вовсе не уменьшали их популярность:
Помещение, где разливался добрый напиток
пульке, должно было располагаться на
открытой территории, не иметь окон и дверей.
Еда, музыка и танцы тоже были запрещены.
Пульке не отпускали в кредит или под залог
чего-либо. Все, кто пьянствовал в пулькерии,
должны были быть подвергнуты общественному
позору. Запрещалось также добавлять в
пульке настои различных трав и эссенций
(а это было!), ну а сама церковь подвергала
цензуре любого продавца, клиента или
даже чиновника, который способствовал
нарушению этих законов. Помимо этого,
дабы избежать пьяных драк и разврата,
мужчинам и женщинам было запрещено совместное
распитие напитка.
Ни усилия правительства,
ни повальный алкоголизм, ни даже токсемия
не снижали потребление «
Популярность алкогольного напитка еще больше выросла, когда Мексика обрела независимость. В первую очередь этому способствовало повышение национализма в стране, да и запреты на его распитие и производство «канули в лету». Основные заводы по изготовлению пульке были построены в штате Идальго, кстати говоря, в этом месте, одном из немногих в современной Мексике, до сих пор любят и уважают пульке. В 1866-м году Веракрус и Мехико соединила железная дорога, начались крупномасштабные ежедневные поставки алкогольного напитка в столицу. Эта линия даже получила название «Поезд пульке». Причем, несмотря на его дешевизну, пульке потребляли не только бедные слои населения, но и богачи. В течении колониального времени, пульке был четвертым самым важным источником дохода для правительства. В конце XIX века (1896), с частных ферм-плантаций по выращиванию пулькейных агав «хасиенд» (haciendas), таких как Tenexac, в Мехико каждое утро приезжал поезд гружёный 364 800 литрами пульке.
В 1870 году в Мехико насчитывалось 822 пулькерии. К 1890 их число сократилось до 212.
К концу XIX началу XX столетий большая часть земель, на которой произрастали агавы дающие сок, принадлежала небольшой группе семей. У этой маленькой феодальной аристократии был неограниченный контроль над более чем десятками тысяч своих обедневших рабочих, которые работали сутками всего лишь за несколько порций низкокачественного пульке. Именно тогда появился «святой понедельник» (божественный) — день, когда рабочие пьянствовали, ели и ссорились в пулькериях под местную музыку. Богачи наслаждалась винами и коньяками из Европы и поэтому их прозвали «Аристократией пульке» при режиме Порфирио Диаза (Porfirio Díaz) – 29-го президента Мексики, целью которых была лишь личная выгода от производства.
В начале XX века мода на распитие сброженного сока снова начала набирать обороты. Этому способствовала сама «аристократия пульке» в лице 40 производителей поддерживаемых президентом Порфирио Диазом. Но и эта пулькейная волна длилась недолго. Разразившаяся революция в 1910 году развалила режим Диаза и вместе с ним монопольное производство пульке.
Правящие за Диазом президенты Франциско Мадеро (Francisco Madero; 1911-13) и Венустиано Карранса (Venustiano Carranza de la Garza; правящий Мексикой дважды) также пытались бороться со злоупотреблением алкоголем и даже пытались закрыть места розлива и продажи.
К 1937 году насчитывалось
всего 460 точек продажи пульке.
В 1951 году специальный федеральный отдел
(DDF) начал зачистку и ликвидацию лицензий
на производство, и торговлю пульке. Было
аннулировано более тысячи лицензий по
причине неудовлетворительной гигиены
на производстве.
В 1950-51 годах, доктор Мануэль Гамио (Dr. Manuel Gamio) попытался познакомить местное население Мексики с соей, как заменителем пульке обеспечивающем белком, но его усилия оказались напрасными.
К 1953 году осталось всего два мексиканских штата, где в какой-то мере ещё производился пульке, это Тласкала (Tlaxcala) и Идальго (Hidalgo). Малые частные плантации в отдалённых регионах и нелегальные пулькерии, к этому времени уже не учитывались – всё, что производилось на них тут же выпивалось местным сбродом. Малое содержания алкоголя, сложный и хрупкий процесс брожения, а также растущая популярность пива и другого алкоголя в Мексике, послужили весомой причиной снижения интереса к пульке. Интерес к пульке начал снижаться после увеличения числа населения относящихся к среднему классу. Пульке начали воспринимать как пойло для нищих.
Другая попытка контроля
производства и продажи пульке была
принята в 1960 году. Был образован
Покровительствующий Совет
Возрождение пульке состоялось
в 1960-х, в том время, когда Мексикой
управлял сорок восьмой президент Адольф
Заключение
Сегодня пульке снова утратила свои позиции, как продукт массового производства, так и как элемент национальной культурной ценности. Среди молодых мексиканцев, в частности, проживающих в городах или туристических зонах, предпочитающих американское пиво или просто текилу, практически нет никого, кто знал бы о пульке хоть немного.
В экономических докладах 1980-х годов говорилось примерно о 1 500 пулькериях в стране. В 1998 году их количество сократилось до 80, в 2004 году число возросло до 94, в 2000-до 150.
Канадский журналист Дэвид Элгрен (David Algren) писал о снижающейся популярности пульке в газете «Гражданин Оттавы» (Ottawa Citizen):
«Несмотря на благородное происхождение, пульке устойчиво теряет популярность. Более чем тысячи пивнушек, известных как пулькерии, находились в Мехико столетия назад. Большие хасиенды (плантации агав), из центральных штатов Мексики – Идальго, Тласкала и Морелос, загружали целые поезда свежим пульке. Оставшиеся в наше время сто пулькерий, располагаются в трущобах, и являются излюбленным местом лишь старого поколения. Однако собранный свежий сок мэгуэй всё ещё довольно распространён в сельскохозяйственных регионах как источник витаминов и питательных веществ».
Интерес к пульке окончательно пропал с появлением в стране европейских иммигрантов, которые учредили собственные пивоварни. Кроме того, чтобы увеличить продажи пива они стали распространять слухи о том, что многие предприятия, изготавливающие пульке, для более быстрого брожения, добавляют в сок агавы человеческий и животный кал (упоминавшийся выше древний традиционный способ «muñeca»), для ускорения процесса брожения и ферментации сока. Такая антиреклама возымела должный эффект. Маркетинговая кампания пива при этом, проходила под лозунгом «современный и гигиеничный напиток». Со временем для многих этот напиток просто стал чем-то вроде подарка или сувенира для приезжих туристов.
В каждом поселении есть свои продавцы напитков, которых легко узнать по красочно расписанным телегам или прилавкам. У них можно приобрести пульке с разной «выдержкой» (степенью ферментации): pulque dulce – именуемый также «tlachique» практически свежий сладкий сок агавы и pulque fuerte – собственно пульке, сброженный, с кислинкой (либо вовсе кислый) и содержащий алкоголь.
Нередко в пульке добавляют фруктовые соки, свежие овощи (помидоры к примеру) протёртые орехи, чтобы подкрасить напиток и сделать его более вкусным и сладким. Тем временем в южных регионах Мексики, некоторые пулькемейкеры добавляют в сок настои «правильных» опьяняющих трав и кореньев. Такой пульке имеет название – «окпатли» (ocpatli).
Пульке можно найти в штате Тласкала (Tlaxcala), где он известен как «сharagua» — её ферментируют с красным перцем чили и молодыми листьями кукурузы. В Гуэрреро чиоклэ (Guerrero chiocle) пульке миксуют с перцем анчо, эпазотом (острая приправа со вкусом кориандра), солью и чесноком; в Сан Луис Потоси (San Luis Potosi) смешивают с вышеупомянутой опунцией; в Ойо де Галло (Ojo de Gallo) с перцем, солью и анисовой настойкой.
Коммерческое производство
и продажа находится в Санта
Мария Тайекате (Santa Maria Tejacate). Мексиканская
компания, Bebidas Naturales San Tsidro, продаёт пастеризованный
пульке как Нектар де Апан (Nectar de Apan) в специализированных
магазинах. Следует ещё раз напомнить,
что угодья Апан считаются лучшим место
для выращивания магуэй.
Сторонники натурального напитка считают
пастеризацию оскорблением (разливное
пиво вкуснее, не так ли?).
Поскольку производство пульке исчезло за прошедшие столетия, земля для возделывания магуэй, была использована для посева различных зерновых культур. Это ещё сильнее сказалось на сокращение агавовых плантаций. В 2007 году, председатель муниципалитета Сингуилукана (Singuilucan), штата Ильдаго, и представитель 450 производителей Франциско Хименес Исландс (Francisco Jiménez Islands,) призвал правительство Мексики к сохранению оставшихся агав. Вырубка оставшихся растений усугубляла проблемы связанные с эрозией почвы в данном регионе. По мнению Хименеса, только высадка более 200 000 единиц магуэй могла спасти пулькейный район Сингуилукан. К сожалению, правительство проигнорировало его призыв.
В настоящее время только в Мехико, столице Мексики, работает более 50 баров, где любой желающий может отведать несколько сортов пульке. Частные производители набирают оборот в производстве, и экспорт начинает принимать глобальный характер.
Список литературы