А.Н. Крылов — основатель школы отечественного кораблестроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:36, реферат

Описание работы

Алексей Николаевич Крылов (1863-1945) был выдающимся математиком и механиком, инженером и изобретателем, замечательным педагогом и популяризатором научных знаний. Его труды посвящены в основном кораблестроению и теории корабля: поведению судна при волнении, его вибрации, непотопляемости и т.д. В математике ученого интересовали приближенные вычисления и применение дифференциальных уравнений для решения различных практических задач. В представлении А.Н. Крылова к званию члена-корреспондента Академии наук, подписанном группой академиков, указывалось: «Во всех этих разнообразных областях знания он является одинаково компетентным и оригинальным, внося по своей простоте, ясности и строгости изложения всегда много нового и важного.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 3
1. Инженер и изобретатель 3
2. Крылов А.Н. - гениальный изобретатель 6
3.1 Расчёт плавучести 10
3.2 Выступления А.Н.Крылова 11
3.3 Великий труженик Крылов 14
3.4 ЭПРОН 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 48.34 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» 
ОмГУПС (ОМИИТ)

 

 

 

 

 

 

Кафедра «Экономика транспорта, логистика и  управление качеством»

 

 

А.Н. Крылов — основатель школы отечественного кораблестроения.

 

 

Тематический  реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: ст. гр. 52К Семененко Наталья 

Проверил: преподаватель  Потейко А.Н. 

 

 

 

 

 

 

 

Омск - 2013

Содержание

Содержание 2

ВВЕДЕНИЕ. 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 3

1. Инженер  и изобретатель 3

2. Крылов  А.Н. - гениальный изобретатель 6

    3.1 Расчёт плавучести 10

3.2 Выступления  А.Н.Крылова 11

3.3 Великий  труженик Крылов 14

3.4 ЭПРОН 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алексей Николаевич Крылов

Алексей Николаевич Крылов (1863-1945) был выдающимся математиком и механиком, инженером и изобретателем, замечательным педагогом и популяризатором научных знаний. Его труды посвящены в основном кораблестроению и теории корабля: поведению судна при волнении, его вибрации, непотопляемости и т.д. В математике ученого интересовали приближенные вычисления и применение дифференциальных уравнений для решения различных практических задач. В представлении А.Н. Крылова к званию члена-корреспондента Академии наук, подписанном группой академиков, указывалось: «Во всех этих разнообразных областях знания он является одинаково компетентным и оригинальным, внося по своей простоте, ясности и строгости изложения всегда много нового и важного. По характеру своему труды А.Н. Крылова ближе всего подходят к математической физике, причем он является в них далеко не односторонним теоретиком, а человеком, ищущим вполне научно обоснованного применения физико-математических знаний к решению целого ряда вопросов, выдвигаемых современной техникой, в частности же, задач военного судостроения и военно-морского дела вообще. А.Н. Крылов является, кроме того, автором целого ряда специальных, в высшей степени остроумных, но секретных приборов, имеющих громадное значение в боевой обстановке при управлении кораблем и артиллерийским огнем».

Академик с 1916 г., бывший царский  генерал флота, он сразу же и безоговорочно  принял Великую Октябрьскую социалистическую революции. В 1919 г. А.Н. Крылова назначили  начальником Военно-Морской академии. В это время при ней открылись  курсы для подготовки командного и инженерно-технического состава. Лекции читали многие прежние преподаватели, привыкшие к иному контингенту  слушателей, вновь же поступившие  практически не имели никакой  математической подготовки. На этой почве  возникало много недоразумений. Бывшие участники революционных  боев с недоверием относились к своим  преподавателям, получившим генеральские звания еще при царском режиме, а те, в свою очередь, не могли  приспособиться к необычному для  них составу слушателей, взять  верный тон.

В этой напряженной обстановке на занятия пришел Алексей Николаевич Крылов. Прежде всего курсантов поразил внешний вид бывшего генерал-лейтенанта. Он был в простом бушлате и в матросских брюках, заправленных в сапоги.

– Кто из вас знает математику? – спросил ученый. Аудитория молчала.

– Кто из вас окончил высшее учебное заведение? Опять молчание.

– Кто из вас имеет среднее  образование? И снова тишина.

– Первый раз в жизни, – сказал Алексей Николаевич, – буду читать лекция по теории корабля лицам, не знающим математики. Подумаю, как  это можно сделать. Приходите  в следующий раз.

В книге «Академик Алексей Николаевич Крылов» известный исследователь  жизни и творчества ученого С.Я. Штрайх так рассказывает о дальнейшем: «Простыми словами начал академик Крылов свою первую лекцию.

– Теория корабля изучает мореходные его качества, т.е. плавучесть, остойчивость, плавность качки на волнении, ходкость и поворотливость.

Также просто и понятно он продолжал  ее:

– Предмет этот в полном своем  развитии весьма обширен, требует постоянного  применения высшей математики и механики. В таком полном виде теория корабля  необходима корабельным инженерам  для того, чтобы при составлении  проекта корабля придать ему  такие обводы и так расположить  на нем грузы, чтобы он обладал  всеми требуемыми по роду своей службы качествами...

Краткие основные понятия из теории корабля необходимы... Всякий моряк  должен знать, чем и как обеспечивается его безопасность в плавании при  разных условиях, какие меры надо принимать, чтобы предотвратить гибель корабля  при разного рода повреждениях, полученных от несчастных ли случайностей или в бою и т.п.

Вот эти-то главнейшие выводы теории корабля, не прибегая к математическому  их обоснованию, мы и постараемся  изложить».

Ни мудреных названий, вызывающих бессмысленное благоговение у одних  и зевоту от скуки у других. Ни вульгарного упрощенчества в  изложении серьезной научной  дисциплины.

Внимание слушателей возрастало с  каждой фразой лектора. После основных определений следовал занимательный  рассказ из истории развития кораблестроения. Постепенно профессор переходил  к более сложным вопросам. Лекции сопровождались не только чертежами  и цифровыми выкладками на доске. Академик Крылов отправлялся с учениками  в Опытовый бассейн и на моделях судов пояснял изложенное в аудитории. Теория подкреплялась яркими примерами из истории мореплавания.

Просто и естественно рассказал  Алексей Николаевич о таблицах непотопляемости, о которых слушатели вряд ли знали, и объяснил, почему погиб корабль  адмирала Макарова. И снова исторические случаи с подробными поучительными  выводами. Уважение и внимание аудитории  были завоеваны окончательно.

Крылов говорил о важности дружной, коллективной, спаянной работы, о необходимости  товарищеской помощи и взаимовыручки.

«...В минуту опасности то, что  было над водой, погружается под  воду, а именно целостью и водонепроницаемостью надводных частей корабля обеспечивается запас его плавучести и остойчивости, лишившись которых, он тонет или  опрокидывается. Обязанность каждого  не скрывать замеченную неисправность, а своевременно обратить на нее внимание специалиста, ведающего соответствующей  частью, чтобы ее устранили. Лишь при  таком дружном и общем стремлении корабль во всей многосложности своих  устройств может быть поддерживаем не в показной, а в истинной исправности».

В двенадцати лекциях академик Крылов дал своим слушателям полное представление  о самых необходимых для моряка вещах.

Перед нами блестящий пример популяризации  сложной науки. Любое преподавание – это просвещение слушателей, популяризация научных знаний. Но рассказ о теории корабля почти  без использования математики –  вершина подобного искусства. Преподавание – одна из граней популяризаторской  деятельности А.Н. Крылова. Ей он отдал  полвека своей жизни.

После окончания Морской академии в 1890 г. с наивысшей оценкой Крылов был оставлен в ней, чтобы вести  научную работу и практические занятия  с учащимися по математике на механическом и кораблестроительном отделениях. Позже он читал в академии лекции по всем разделам математики и всем вопросам, входящим в общий курс теории корабля.

Ученый много писал о преподавательской  работе. Многие мысли, высказанные им, пригодятся любому лектору. Например, такая: «Всегда начинать с простейшего, в которое легко вникнуть, и  постепенно восходить к достижению более сложного». В 1943 г. А.Н. Крылов выпустил книгу «Мысли и материалы  о преподавании механики», которая  помогла не одному начинающему преподавателю  средней и высшей школы.

Другая грань популяризаторской  деятельности А.Н. Крылова – перевод  на русский язык трудов великих зарубежных ученых, что делало их доступными простому инженеру. Алексей Николаевич в совершенстве владел французским, немецким, английским и латынью. Языки он выучил в раннем возрасте, следуя совету отца: «Из всего, что в детстве учишь, все потом  забудешь, кроме того, с чем будешь дело иметь, и кроме языков, которым  только в детстве и можно научиться  на всю жизнь». И еще говорил  отец: «Моря, друг Алеша, народы разъединяют, а корабли да знанье языков объединяют их, запомни».

А.Н. Крылов перевел на русский язык «Математические начала натуральной  философии» И. Ньютона, «Новую теорию Луны»  Л. Эйлера, труды Гаусса, Дирихле, других творцов науки. О начале этой своей  деятельности – «популяризации для  инженеров» – Крылов вспоминает: «В 1914 г. приема в Морскую академию не было и лекций не читалось, я был свободен и решил употребить свободное время на перевод и издание «Начал» Ньютона на русский язык, снабдив этот перевод комментарием, изложенным так, чтобы он был понятен слушателям Морской академии. Я работал аккуратно ежедневно по три часа утром и по три часа вечером. Сперва я переводил текст почти буквально и к каждому выводу тотчас писал комментарий; затем, после того как заканчивался отдел, я выправлял перевод так, чтобы смысл сохранял точное соответствие латинскому подлиннику, и вместе с тем мною соблюдались чистота и правильность русского языка; после этого я переписывал все начисто, вставлял в свое место комментарий и подготовлял к набору. К концу 1915 г. был отпечатан 1-й том, содержащий книги I и II «Начал». К концу 1916 г. весь перевод был окончен и отпечатан, составив выпуски 3-й и 4-й».

А.Н. Крылов выполнил колоссальный объем  работы. Помимо перевода, он снабдил  труд И. Ньютона более чем 200 примечаниями (иногда одно примечание занимает несколько  страниц текста). Дело в том, что  Ньютон изложил «Начала» геометрически. Изобретатель анализа бесконечно малых  сам старался его не употреблять. Крылов же перевел труд Ньютона не только с латинского на русский, но и со старинного на современный математический язык. Он сделал труд великого английского ученого доступным каждому инженеру.

Мы с вами со школьных лет помним три закона Ньютона. Перевод их принадлежит  Алексею Николаевичу Крылову.

«Всякое тело продолжает удерживаться в своем состоянии покоя или  равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается  приложенными силами изменить это состояние.

Изменение количества движения пропорционально  приложенной движущей силе и происходит по направлению той прямой, по которой  эта сила действует.

Действию всегда есть равное и противоположное  противодействие, иначе взаимодействия двух тел друг на друга между собой  равны и направлены в противоположные  стороны».

Добавим, что перевод «Начал»  Ньютона с латинского языка на русский появился раньше, чем на английский. А.Н. Крылов перевел также  на русский язык «Новую теорию Луны»  Леонарда Эйлера, так как увидел в этой работе математические приемы и методы, которые с успехом  могли быть использованы инженерами при решении различных технических  задач. Эти же побуждения владели  им, когда он переводил другие труды  иностранных ученых.

В предисловии к переводу лекции К.Г. Якоби «О жизни Декарта и  его методе направлять ум правильно  и изыскивать в науке истину», выполненном в 1918 г.,. Н. Крылов писал: «События мировой важности заставляют теперь перестраивать на новых началах весь уклад жизни и деятельности многомиллионного народа на громадной территории. Такая работа в каждой области требует вдумчивого, осмотрительного и всестороннего обсуждения, ибо человеческому уму свойственно принимать правдоподобное за истинное и, довольствуясь мнимыми доводами, приходить вместо верных выводов к мнимым. Вот почему уместно напомнить жизнь мыслителя... решившегося даже изложить метод для правильного направления ума».

Третий вид научно-популяризаторской  деятельности А.Н. Крылова – написание  книг для широкого крута научных  и инженерных работников. Эти произведения ученого несколько отличались от обычных научно-популярных книг. Они были предназначены не школьникам, не студентам, а научно-технической общественности, специалистам в области естественных и технических наук. Примером такой работы может служить книга А.Н. Крылова «Некоторые случаи аварий и гибели судов». В ней есть чертежи, схемы, формулы, расчеты, но ее с интересом прочтут многие, а не только специалисты-судостроители, потому что большинство очерков представляет собой своеобразные исторические новеллы, их можно даже назвать художественными рассказами.

Одна из глав книги посвящена  гибели «Титаника». Вначале автор  повествует об устройстве этого пассажирского  парохода и показывает, что он был  обречен, так как при его сооружении не соблюдались все условия, необходимые  для непотопляемости корабля.

Крылов приводит чертеж судна, поясняет, где были расположены переборки, а затем рассказывает, как произошла  трагедия: «...корабль, коснувшись ледяной  горы, получил длинную пробоину, простиравшуюся от форпика до носового котельного отделения, в которое, по указанию старшего кочегара, вода била тонкой, как из брандспойта, струей. Носовые трюмы также получили пробоины небольшой площади, ибо  они заполнялись свыше часа. Корабль  садился носом: носовая часть  нижней палубы ушла под воду, которая  затем через люки залила междупалубное  пространство, и вода через текущую  междупалубную часть переборки C и через люки в палубах стала  затоплять трюм между переборками C и D и междупалубное пространство. Корабль стал еще быстрее погружаться  носом, затем под воду ушла верхняя  часть переборки D, вода полилась в  носовое котельное отделение  уже каскадом, а не «струей», как  из «брандспойта». Положение корабля  стало безнадежным, было отдано распоряжение женщинам и детям выйти на шлюпочную  палубу и занять места в шлюпках, которые стали спускать на воду. Затем стали впускать в шлюпки и мужчин». Крылов не только указывает  причины гибели «Титаника», но и  объясняет, как ее можно было избежать. Все дело в том, замечает он, что  при создании данного корабля  «удобство публики ставилось  выше безопасности», поэтому пароход  был построен с нарушением требований, выполнение которых необходимо для безаварийного плавания подобных судов.

Информация о работе А.Н. Крылов — основатель школы отечественного кораблестроения