Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 02:56, реферат
Данная тема весьма актуальна как в теоретическом, так и в практическом смысле. Область государственных закупок охватывает значительную часть производственной экономики и рынка товаров и услуг, в связи с чем, управление закупками представляет важную и весомую часть государственного управления экономикой страны. Кроме того, эффективность национальных экономик определяется, в том числе, уровнем конкуренции между хозяйствующими субъектами и конкуренцией за выполнение государственного заказа.
Введение 3
1 Понятие государственных закупок и государственного заказа 4
2 Основы механизма функционирования системы государственных закупок 6
3 Состояние и проблемы регулирования сектора государственных
закупок в России…………..................................................................... …10
4 Федеральная контрактная система - новая организационная
модель государственных закупок в России …………………………….13
Заключение 19
Список использованной литературы 22
3. Существовал дефицит регулирования на предконтрактной стадии. Отсутствовали выражение и защита публичных интересов, политика планирования закупок, что не давало возможности предпринимателям заранее планировать развитие своего производства под определенные нужды муниципальных и государственных заказчиков.
4. Наблюдалось излишнее доминирование аукционного способа размещения заказа, сужение параметров оценки предложения до одного критерия наименьшей цены, не регулировалась постконтрактная стадия, отсутствовала ответственность за результаты закупки.
В настоящее время в Российской Федерации различные стадии реализации государственного заказа в разной мере нормативно регламентированы, методически обеспечены и организационно структурированы. Но существующее законодательство не обеспечивает единства подходов к регулированию всего цикла размещения и исполнения государственного заказа.
Проблемы и пути модернизации системы государственных закупок в России являются в настоящее время предметом публичной дискуссии. Столь пристальное внимание к данной теме со стороны СМИ и независимых экспертов объясняется большим объемом бюджетных средств, выделяемых на закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд и высокими коррупционными рисками, присутствующими в данной сфере [3].
Российский рынок государственных закупок, объем которого превысил в 2010 году 5 трлн. рублей и составил около 50% расходной части федерального бюджета, является чрезвычайно привлекательным как для представителей крупного бизнеса, так и для коррумпированных чиновников. В этой сфере уже давно сформировался неформальный институт коррупции, препятствующий развитию конкурентной экономической среды для установления эффективных контрактных отношений между государством – заказчиком и его поставщиками (исполнителями, подрядчиками). По оценке ФАС, коррупция ежегодно поглощает до 20% стоимости совокупного объема государственного заказа. Основываясь на этих данных, можно оценить размер «отката» в 2010 году примерно в 1 трлн. рублей, что почти в два с половиной раза превышает расходы федерального бюджета на финансирование здравоохранения и спорта (389 млрд.) [3].
Инновационный вызов, стоящий перед страной, требует более гибкой организации размещения государственного и муниципального заказа, особенно на технически сложную, наукоемкую и инновационную продукцию при сохранении принципов прозрачности и подконтрольности заключения государственных контрактов [6]. Концепция развития ФКС предусматривает расширение способов закупки, разрешение на аукционах и конкурсах запрещенной ранее предквалификации, добавление двухэтапных закрытых конкурсов и введение такой процедуры размещения государственного заказа как «конкурентные переговоры».
В перечень предусматриваемых и нормативно закрепляемых функций ФКС входят:
• планирование обеспечения государственных нужд (формирование прогноза и плана обеспечения федеральных государственных нужд);
• ведение библиотеки типовых контрактов;
• обоснование начальных цен государственных контрактов;
• размещение государственного заказа;
• управление исполнением государственных контрактов;
• мониторинг государственных контрактов;
• оценка эффективности исполнения государственных контрактов;
• обобщение и распространение лучшего опыта формирования, размещения и исполнения государственного заказа.
Таким образом, целью закона о ФКС является существенное повышение эффективности обеспечения государственных (муниципальных) нужд и снижение коррупционных рисков на основе регламентации и организации контроля на всех этапах общего процесса государственных закупок [4].
Главная цель ФКС в том, чтобы стать инструментом в выборе способов удовлетворения нужд государства и общества. Главный потенциал ФКС – в развитии государственно-частного партнерства в целях модернизации экономики и технологического обновления. Социально-экономические эффекты от функционирования ФКС должны быть достигнуты через повышение эффективности бюджетных расходов, качества удовлетворения государственных нужд и сокращение уровня коррупции при реализации государственных закупок. Риски связаны с тем, что традиционно закупки регулировались только на стадии определения поставщика, заключения контракта и контроля процедурных процессов. Существовал дефицит регулирования на всех других стадиях госзакупок, таких как: планирование, исполнение государственного контракта, мониторинг, приемка и использование результатов, управление созданными активами. Поэтому риски создания ФКС связаны с трудностями осуществления системного, формационного сдвига в управлении госзакупками. Возрастет необходимость в согласованных действиях на всех уровнях и всеми ветвями власти. Понадобится разработка и принятие значительного числа подзаконных актов, методических документов. Предстоит большой объем организационной работы, финансовые расходы на формирование ФКС.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За последние полвека функции государства расширились в значительной степени. Одним из главных рычагов влияния государства на экономику страны является система государственных заказов, закупок товаров и услуг для различных нужд. Государственные закупки занимают довольно ощутимую часть бюджета, поэтому они являются действенным инструментом управления экономикой.
Обобщая рассмотренные вопросы по проблемам системы госзакупок в России сделаем следующие основные выводы.
1. В современной российской экономике функции разработки и реализации государственной закупочной политики распылены и не существует единого стратегического центра, выражающего консолидированные интересы государства как гаранта обеспечения общественных нужд, согласовывающего и координирующего законотворческие инициативы и деятельность хозяйствующих субъектов в данной сфере.
Информация о работе Формирование институциональных основ системы государственных закупок в России