Информационные системы интегрированного планирования цепей поставок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть информационные системы интегрированного планирования цепей поставок.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1) дать определение цепочки поставок;
2) изучить формирование структуры цепи поставок;
3) рассмотреть методы управления интегрированными цепями поставок

Файлы: 1 файл

Информационные системы интегрированного планирования цепей поставок (1).doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Последние годы ознаменованы возрастанием интереса ученых и – в еще большей  степени – практикующих хозяйственников  к логистике и управлению цепями поставок. Глобализация рынка товаров  и услуг, а также революционные  изменения в информационных технологиях требуют обеспечения четкости физических потоков поставок как необходимого условия обязательной непрерывности хозяйственных процессов.

Внешняя среда, в которой осуществляются логистические операции, постоянно  претерпевает изменения под воздействием изменения рынка и условий конкуренции. Для того чтобы своевременно и адекватно реагировать на эти изменения, любой компании нужна методология систематического планирования, проектирования и реинжиниринга логистической системы, позволяющая учитывать сложившиеся обстоятельства и оценивать возможные альтернативы ее развития. В проектной логистике глобального формата активно развивается новое направление – проектирование цепи поставок. Это новый вид логистических систем, управление которыми с позиций минимизации общих затрат, увеличения прибыли, улучшения обслуживания потребителей и снижения влияния на систему факторов неопределенности, называют управлением цепями поставок.

Управление цепочками поставок представляет бизнес-стратегию, позволяющую  прогнозировать продажи товара; оптимизировать планирование гарантийного запаса, текущего запаса и прочего с учетом выбранной модели управления запасами для каждой товарной категории; оптимизировать планирование поставок внутри логистической сети компании с учетом планируемых продаж, поставок от производителя, наличию остатков, транспортных мощностей, различных ограничений и бизнес-правил.

В настоящее время на рынке существует огромное количество программных продуктов зарубежных и отечественных разработчиков, позволяющих эффективно управлять цепочками поставок. Эффективность управления цепочкой поставок связана с сокращением эксплуатационных издержек, сокращением временных циклов в системе поставок.

В настоящее время российские специалисты, занимающиеся логистическим планированием и моделированием цепи поставок, сталкиваются с рядом проблем, связанных с недостаточным развитием теории и методологии планирования и моделирования цепи поставок.

Во-первых, сложные, многофакторные, нестационарные процессы (материальные, информационные, финансовые и др.) требуют для своего описания и последующей оптимизации управленческих решений привлечения адекватных источников информации, мощного аналитического аппарата и современных компьютерных технологий. Несмотря на бурное развитие информационных технологий совершенствование моделей и методов планирования и моделирования цепи поставок, уточнение существующих моделей и алгоритмов и разработка новых может стать реальным путем повышения точности расчетов и эффективности принятия решений в данной области.

Во-вторых, на рубеже XX–XXI веков произошла  смена парадигм в теории логистики  и управления цепями поставок. На смену  ресурсной парадигме пришла инновационная, в основу которой положена инфраструктурная, организационная и информационная интеграция цепи поставок. Сущность инновационной парадигмы заключается в целостном рассмотрении бизнес-процессов в цепях поставок. Новое понимание интегрированной логистики и управления цепями поставок не может привести автоматически к повышению успешности контрагентов цепи и требует развития новых концепций, методов и моделей, основанных на процессном подходе к моделированию и интегрированному планированию цепи поставок.

В-третьих, внешняя среда, в которой  функционируют компании, являющиеся контрагентами в цепи поставок, характеризуется высокой степенью неопределенности и риска. Принятие решений в условиях неопределенности и риска требует применения адекватных методов моделирования. В частности, совместное применение стохастического программирования и планирования сценариев для построения и оптимизации интегрированных моделей цепей поставок, а также моделирование структурно-функциональной надежности цепи поставок является относительно новыми областями анализа, требующими своего дальнейшего развития.

Необходимость решения этих проблем и определяет актуальность проведения исследований в данном направлении.

Степень разработанности проблемы исследования. В той или иной форме  теоретические и методологические вопросы, связанные с этой проблематикой, являлись предметом исследования в работах Р. Баллоу, Д. Бауэрсокса и Д. Клосса, М. Кристофера, Д.М. Ламберта, Дж. Р. Стока, Д. Уотерса, А. Харрисона, Р. ван Хоука, Дж. Шапиро, Дж. Шатта и др. Существенный вклад в разработку теории и методологии моделирования и логистического планирования внесли труды отечественных ученых: Б.А. Аникина, В.И. Бережного, Г.Л. Бродецкого, Е.В. Будриной, В.Д. Герами, А.Э. Горева, А.П. Долгова, В.В. Дыбской, Е.И. Зайцева, В.К. Козлова, П.В. Куренкова, В.С. Лукинского, Л.Б. Миротина, А.Г. Некрасова, Ю.М. Неруша, А.В. Парфенова, В.И. Сергеева, А.Н. Стерлиговой, С.А. Уварова, В.В. Щербакова и др.

Несмотря на достигнутые результаты ряд теоретических и методологических проблем связанных, в частности, с развитием процессного подхода  к моделированию и интегрированному планированию цепи поставок требуют проведения дальнейших исследований.

Цель работы: рассмотреть информационные системы интегрированного планирования цепей поставок.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1) дать определение цепочки поставок;

2) изучить формирование структуры цепи поставок;

3) рассмотреть методы управления интегрированными цепями поставок;

4) определить принципы управления  цепочкой поставок;

5) описать способы внедрения интегрированных информационных систем;

6) проанализировать программные  продукты зарубежных и отечественных  разработчиков в области управления  цепочкой поставок;

7) провести анализ технологии RFID в управлении цепочкой поставок;

8) сформулировать выводы.

Предметом исследования является теория и методология моделирования и интегрированного планирования цепи поставок, в частности, методы и модели оптимизации бизнес-процессов в цепях поставок, методы и модели планирования цепи поставок.

Объект исследования: информационные системы интегрированного планирования цепей поставок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК

1.1 Понятие цепи поставок

 

Ускорение темпов экономического развития, в значительной степени объясняемое  развитием информационных, маркетинговых и логистических технологий, обусловило смену субъекта конкуренции в рамках большинства видов экономической деятельности. На рынках промышленной продукции, участники которых используют каналы распределения с количеством уровней выше нулевого (т.е. привлекают торговых и функциональных логистических посредников), в настоящее время конкурируют не отдельные организации, а интегрированные образования, «системы доставки ценности» [6] — цепи поставок.

В этой связи живой интерес товаропроизводителей и посредников, участвующих в рассматриваемых интегрированных образованиях, вызывают вопросы методологии формирования цепи поставок и управления ею.

В зарубежной и отечественной литературе, а также в практике управления интегрированными экономическими образованиями понятие «цепь поставок» (supply chain) трактуется как совокупность (последовательность) процессов, выполняемых при доведении товаров определенного товаропроизводителя до потребителя / группы потребителей (сегмента рынка), а также как линейно упорядоченное множество участников (звеньев), выполняющих вышеуказанные процессы [5].

Цепь поставок – три и более  экономических единиц (юридические  или физические лица), напрямую участвующих  во внешних и внутренних поставках  продукции, услуг, финансов и/или информации от источника до потребителя.

Цепи поставок бывают трех уровней  сложности: прямая, расширенная и  максимальная. Прямая цепь поставок состоит  из компании, поставщика и потребителя, участвующего во внешнем и/или внутреннем потоке продукции, услуг, потока финансов и/или информации.

По существу интегрированная цепь поставок трактуется как интеграция основных функциональных сфер бизнеса (логистических функций) компании и  ее партнеров от начала зарождения информационного или товарного  потока до поставки продукции или сервиса в соответствии с требованиями конечных потребителей.

Основополагающую роль в управлении товародвижением играет системный  подход. Становление системного подхода  обычно связывают с именами Александра Богданова и Людвига фон Берталанфи [1, 5, 7]. Активному развитию системного подхода способствовало появление работ Норберта Винера (в частности, «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине»), посвященных исследованию процессов управления в биологических организмах и объектах искусственного происхождения и указавших на наличие единых законов и принципов функционирования объектов различного происхождения и назначения.

Философский словарь определяет систему  как «множество элементов, находящихся  в отношениях и связях между собой, которое образует определенную целостность, единство», в словаре также отмечено, что «для большинства систем естественной, технической и общественной природы характерно наличие в них процессов передачи информации и управления» [11, с. 365].

Для того, чтобы раскрыть сущность концепции системного подхода к организации транспортной логистики, введем понятие логистической системы. В отечественной литературе в области логистики наиболее распространенным является следующее определение: «Логистическая система представляет собой адаптивную систему с обратной связью, выполняющую те или иные логистические операции и функции, и состоящую, как правило, из нескольких подсистем, а также обладающую развитыми связями с внешней средой [1].

Системный подход является основной концепцией логистики, заключающейся в комплексном изучении явлений и объектов как целостных логистических систем с целью ликвидации несоответствия между интересами и целями всей логистической системы и ее отдельных элементов, между разными логистическими системами, между логистической системой и внешней средой. Системный подход предполагает исследования на макро- и микроуровнях. На макроуровне логистическая система изучается как целое, устанавливаются ее границы и внешние связи со средой ее деятельности. Это можно сделать, рассмотрев изучаемую систему как часть системы более высокого уровня. Только извне можно понять, для чего существует логистическая система. Каждая логистическая система состоит из элементов. Микроуровень исследования предполагает изучение внутренней структуры системы, то есть составляющих ее элементов, их свойств, связей между ними. Важным принципом системного подхода является принцип взаимосвязанности элементов логистической системы, связи между элементами могут быть сильными или слабыми, но в любом случае, изменение в поведении одних элементов порождает изменения деятельности других, следовательно, необходимо учитывать эти последствия [4].

Таким образом, с точки  зрения системного подхода к организации  транспортной логистики, логистическая  система будет представлять собой относительно устойчивую совокупность звеньев, структурных/ функциональных подразделений компании, а также поставщиков, потребителей и логистических посредников, взаимосвязанных и объединенных единым управлением корпоративной стратегии организации бизнеса [2].

Элемент логистической  системы является неделимой в  рамках поставленной задачи управления частью логистической системы. Выделение  элемента определяется низшим уровнем  декомпозиции логистической системы  и вызвано необходимостью обособления операции или их совокупности с целью оптимизации ресурсов, построения модели предприятия или его структурных подразделений, моделирования бизнес-процессов, закрепления за операцией конкретного исполнителя или технического устройства, например, автоматизированного рабочего места; формирования системы учета, контроля и мониторинга логистического плана [7].

Звенья логистической  системы, будучи упорядоченными определенным образом, составляют логистическую  цепочку или цепочку поставок. В зарубежных терминологических словарях ANNEX и APICS цепочка поставок определяется как взаимосвязанная последовательность пар звеньев (подразделений компании и/или ее логистических партнеров) - «поставщик-потребитель», по которой товар или услуга доставляется конечному потребителю, организованная с тем, чтобы достичь планируемую цель. При этом не накладывается никаких обязательств на линейную упорядоченность звеньев логистической цепочки. В свою очередь, А.Н.Родников в своем терминологическом словаре подчеркивает именно линейную упорядоченность цепочки поставок, а именно: логистическая цепочка представляет собой линейно-упорядоченное множество физических и/или юридических лиц (поставщиков, посредников, перевозчиков и других), непосредственно участвовавших в доведении конкретно партии до потребителя [7]. Существуют и другие определения цепочки поставок, например: логистическая цепочка - это множество звеньев логистической системы, упорядоченное по основному и/или сопутствующему потоку в соответствии с параметрами заказа конечного потребителя внутри функциональной области логистики или логистического канала. Таким образом, цепочку поставок, как правило, проектируют внутри самостоятельной функциональной области логистики. Исходным параметром формирования логистической цепочки является заказ потребителя. Формирование цепочки поставок может осуществляться целенаправленно посредством юридического слияния и поглощения фирм, а также путем добровольного сотрудничества различных служб, подразделений и фирм с соответствующим юридическим и организационным оформлением. Цепочка поставок может осуществляться на основании модульного принципа в управлении, при этом учитываются два взаимоисключающих друг друга принципа: корпорации и сотрудничества - с одной стороны, а с другой - конкуренции. Такое формирование цепочки поставок позволяет использовать свободные ресурсы участников логистической цепочки с тем, чтобы сглаживать колебания внешней среды. Гибкость такой цепочки посредством специальных разовых поставок через созданную при этом сеть каналов распределения и транспортировки дает возможность выровнять пики потребления, при этом неизбежные риски заметно снижаются. Связи между отдельными элементами логистической цепочки сегодня реализуются с помощью новейших информационных технологий. Построение и исследование цепочек, сформированных по информационным и финансовым потокам, обладает чрезвычайно важным практическим значением, поскольку движение материальных ресурсов и готовой продукции не совпадает с соотносящимися с ними информационными и денежными потоками. Проблемы, возникающие в связи с асинхронностью потоков, значительно осложняют принятие эффективных управленческих решений [7].

Информация о работе Информационные системы интегрированного планирования цепей поставок