Использование АВС-XYZ-анализа в целях оптимизации логистических издержек торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Современный рынок характеризуется своей жесткой конкуренцией. И во многих случаях товары конкурентов схожи, их различие только в цене. А цена в свою очередь состоит из себестоимости продукта и различных издержек. И для того чтоб предприятие было конкурентоспособным необходимо снижать издержки. Проблема издержек у каждого предприятия - это одна из наиболее актуальных и важных проблем, так как уровень, динамика и структура логистических издержек тесно связан со всеми сторонами хозяйственной деятельности предприятия.
Актуальность курсовой работы заключается в простоте и универсальности использования АВС-XYZ-анализа. Этот метод позволяет легко оптимизировать запасы, что и является одной из главных проблем каждого предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК 5
1.1 Сущность логистических издержек 6
1.2 Классификация логистических издержек 9
1.3 Методы оценки логистических издержек и пути их оптимизации 11
1.4 Методы анализа и пути снижения уровня логистических затрат 14
ГЛАВА 2. ABC-XYZ-АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ «ИП ЩЕРБИНИН Р.В.» 16
2.1. Краткая характеристика и структура предприятия 16
2.2 Метод АВС-анализа 19
2.3 Метод XYZ-анализа 22
2.4 Метод АВС- XYZ-анализа 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ПРИЛОЖЕНИЯ 29

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 155.84 Кб (Скачать файл)

Метод XYZ-анализа сходен с АВС-анализом и основывается на том же принципе — товары подразделяются на три группы X,Y и Z , исходя из значения коэффициента вариации за определенный промежуток времени. Этот анализ делит объекты по степени отклонения от среднего показателя, высчитываемого за несколько периодов.

Этапы XYZ-анализа: 

  • Рассчитать коэффициент вариации — среднее квадратическое отклонение — для каждого объекта анализа. Рассчитывается следующим образом:

 ,                                                (1) 

где:  σ — среднее квадратическое отклонение,  

n — количество периодов. 

  • Составление рейтингового списка объектов анализа по возрастанию значения коэффициента вариации.
  • Средствами Microsoft Excel построить кривую ХYZ.
  • Определение того, какие объекты относятся к группе X, Y и Z.

По отношению к ИП Щербинину:

  • Коэффициент по каждой группе товаров представлено в приложении 3.
  • Рейтинговый список объектов по возрастанию коэффициента вариации представлено в приложении 4.

По полученным данным в результате XYZ-анализа кривая ХYZ приняла следующий вид:


По кривой ХYZ были выделены следующие границы классов:

Х: V = 0-10%;

У: V = 10-25%;

Z: V > 25%.

К группе «X» относятся такие группы товаров - кпб, матрацы, пледы, простыни, наволочки, пододеяльники, салфетки, пакеты.

К группе «Y» относятся следующие группы товаров – подушки, одеяла, раскладушки, матрацы ортопедические, наборы, игрушки.

К группе «Z» относятся следующие группы товаров – полотенца, кпб элитные, скатерти.

 

2.4 Метод АВС- XYZ-анализа

Конечно, можно использовать каждый вид анализа по отдельности, но это не даст полной картины ассортиментной матрицы компании, поэтому рекомендуется использовать оба вида анализа в комплексе, с целью выявления сильных и слабых товаров, стабильности продаж, и ключевых для компании продуктов.

ABC-XYZ-анализ  позволяет разбить данные по  продажам на 9 групп в зависимости от вклада в выручку компании (АВС) и регулярности покупок (XYZ).

По проделанным анализам получилась следующая матрица, которая состоит из 9 групп: АХ, ВХ, СХ, AY, BY, CY, АZ, BZ, CZ.

 

А

В

С

Х-материал

Высокая потребительная цена и высокая надежность  прогноза потребления -  кпб, пледы, матрацы.

Средняя потребительная цена и высокая надежность прогноза потребления – простыни.

Низкая потребительная цена и высокая надежность прогноза потребления - наволочки, пододеяльники, салфетки, пакеты.

Y-материал

Высокая потребительная цена и средняя надежность прогноза потребления - подушки, одеяла, раскладушки.

Средняя потребительная цена  и средняя надежность прогноза потребления - матрацы ортопедические, наборы.

Низкая потребительная цена  и средняя надежность прогноза потребления - игрушки.

Z-материал

Высокая потребительная цена и низкая надежность прогноза потребления - полотенца

Средняя потребительная цена и низкая надежность прогноза потребления – кпб элитные

Низкая потребительная цена и  низкая надежность прогноза потребления - скатерти.


По матрице можно выделить лидер-группу – это АХ. У данной товарной группы не только высокая потребительская цена, но и высокая стабильность потребления. Следовательно, по группам АХ и ВХ - необходимо обеспечить постоянное наличие товара, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас. Расход товаров этой группы стабилен и хорошо прогнозируется.

Для групп AY и BY с высоким и средним уровнем товарооборота необходимо увеличить страховой запас, т.к. имеют недостаточную стабильность потребления. 

По товарам группы СХ можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас.

Товары группы AZ и BZ при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода. Следовательно, по товарам данной группы следует пересмотреть систему заказов:

  • перевести часть товаров на систему заказов с постоянным объемом;
  • выбрать поставщиков, расположенных близко к складу, тем самым снизив сумму страхового товарного запаса;
  • повысить периодичность контроля;
  • поручить работу с данной группой товаров самому опытному продавцу.

Группу товаров CZ можно безболезненно выводить из ассортимента, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые товарные запасы, от которых компания несет потери.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе были рассмотрены теоретические основы логистических издержек предприятия, в том числе: сущность логистических издержек и их классификацию, методы оценки логистических издержек и пути их оптимизации, методы анализа и пути снижения уровня логистических затрат.

Также был проведен  анализ предприятия ИП Щербинин «Всё для сна» и было выявлено, что у данного предприятия имеется три филиала в городе Нижневартовск, четыре основных поставщика, пять крупных конкурентов и линейная структура предприятия. У ИП Щербинина в штате всего двенадцать сотрудников, из них: директор, бухгалтер и десять продавцов.

После были исследованы сбытовые издержки с помощью ABC-анализа XYZ-анализа, АВС-XYZ-анализа. И на основании проведенных исследований необходимо обратить внимание на отдельные группы товаров, которые нужно вывести из ассортимента товаров для уменьшения логистических издержек, связанных с хранением и транспортировкой товара, не приносящих прибыль. Этой товарной группой является CZ (группа товаров - скатерти).

Следует отметить, что на каждом предприятии существуют такие моменты, которые нуждаются в оптимизации тех или иных процессов. В скором же устранение этих узких мест приведет к уменьшению логистических издержек. И насколько быстро предприятие оптимизирует свою деятельность, настолько оно станет более конкурентоспособным, привлекая новых посетителей возможными скидками и приятной ценой товаров.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алексинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления/ Т.В. Алексинская -  Таганрог:  Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 116 с.
  2. Аникин Б.А. Коммерческая логистика: учеб. / Б.А. Аникин, А.П. Типухин – М.: Проспект, 2009. – 432 с.
  3. Аникин Б.А. Логистика. Теория и практика. Основы логистики: учеб./ Б.А. Аникин, Т.А. Родкина – М.: изд-во Проспект, 2014. – 340 с.
  4. Бауэрокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд./[Пер. с англ. Н.Н. Барышниковой, Б.С. Пинскера]. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010. – 640с.
  5. Винокур Л.Б. Основы логистики: Учеб. Пособие/ Л.Б. Винокур – Владивосток: ДВГМА, 2009. – 173 с.
  6. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник / А.М. Гаджинский — 20-е изд., перераб. и доп. — М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. — 484 с.
  7. Гаджинский А. М. Практикум по логистике / А. М. Гаджинский. — 8-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 312 с.
  8. Герасимов Б.И. Основы логистики: учеб. /  Б.И. Гераимов, В.В. Жариков, В.Д. Жариков. - М.: изд-во Форум, 2010 г. – 304 с.
  9. Григорьев, М. Н. Логистика. Базовый курс : учебник / М. Н. Григорьев, С. А. Уваров — М .: Издательство Юрайт, 2011. — 782 с.
  1. Канке А.А. Основы логистики: учеб.пособ. / А.А. Канке, И.П. Кошевая. – М.: КНОРУС, 2013г. – 576 с.

  1. Логистика. Логистические затраты. URL: http://vernikov.ru/krisis/item/191-logistics.html#342 – (дата обращения 24.03.2014.).

  1.  Логистика: учеб. Пособие/ М.А. Чернышев и [др.] под общ. ред. М.А. Чернышева. – Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2009. – 459 с.
  1.  Логистические затраты. URL: http://www.litmir.net/br/?b=139334&p=36 – (дата обращения 24.03.2014.).

  1.  Мельников В.П. Логистика: учеб./ В.П. Мельников, А.Г. Схиртладзе, А.К. Антонюк. – М.: изд-во Юрайт, 2013г. – 288 с.

  1.  Миротин Л.Б. Основы логистики: учеб./ Л.Б. Миротин, А.К. Покровский. – М.: изд-во Академия, 2013г. – 192 с.

  1.  Неруш Ю.М. Логистика: учеб. / Ю.М. Неруш – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2010. – 520с.
  2. Основы логистики: Д.М. Гудков, Л.Б. Миротин, С.А. Ширяев, В.А. Гудков, К.И. Атаев; под ред. В.А. Гудков. – М.: изд-во Горячая Линия – Телеком, 2013г. – 386 с.
  3. Третьяк С.Н. Коммерческая деятельность: учебник/ С.Н. Третьяк - Хабаровск: ДВГУПС, 2009. – 367 с.
  4. Тяпухин А.П. Логистика: учеб./ А.П. Тяпухин – 2-е издание – М.: изд-во Юрайт, 2013. – 576 с.
  5. Хабаров В.И. Основы логистики: учеб. пособ./ В.И. Хабаров – М.: изд-во Синергия, 2012г. – 368с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 


За февраль 2014 года

Количество

Выручка, руб

Доля выручки

Нарастающая доля

Группа АВС

1

Кпб

1440

      381 495,00р.

19,866%

19,866%

А

2

Подушки

380

      265 835,00р.

13,843%

33,709%

А

3

Матрац

465

      211 650,00р.

11,022%

44,731%

А

4

Одеяло

265

      193 685,00р.

10,086%

54,817%

А

5

Полотенца

345

      168 795,00р.

8,790%

63,607%

А

6

Пледы/покрывала

190

      150 085,00р.

7,816%

71,423%

А

7

Раскладушки

40

      136 380,00р.

7,102%

78,524%

А

8

Матрацы ортопедические

10

      132 650,00р.

6,908%

85,432%

В

9

Простыни

140

        81 180,00р.

4,227%

89,660%

В

10

Наборы

425

        73 755,00р.

3,841%

93,500%

В

11

Кпб элитные

20

        54 225,00р.

2,824%

96,324%

В

12

Наволочки

260

        31 825,00р.

1,657%

97,981%

С

13

Пододеяльники

35

        18 500,00р.

0,963%

98,945%

С

14

Игрушки от стресса

15

           7 720,00р.

0,402%

99,347%

С

15

Платочки/салфетки

225

           6 565,00р.

0,342%

99,689%

С

16

Скатерти

5

           4 815,00р.

0,251%

99,939%

С

17

Пакеты

175

           1 165,00р.

0,061%

100,000%

С

   

4435

1 920 325,00р.

100,000%

   




Приложение 2

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 Приложение 3

Группы товаров

01.02-7.02

8.02-14.02

15.02-21.02

22.02-28.02

сумма

среднее за месяц

Диспер

сия

Среднекв.

отелонение

Коэф.

вариации

1

Кпб

330

355

365

390

1440

360

462,5

21,50581

5,97%

2

Подушки

80

75

95

130

380

95

462,5

21,50581

22,64%

3

Матрац

125

110

110

120

465

116,25

42,19

6,495191

5,59%

4

Одеяло

68

80

60

57

265

66,25

79,19

8,898736

13,43%

5

Полотенца

90

50

70

135

345

86,25

992,19

31,49901

36,52%

6

Пледы/покрывала

46

45

48

51

190

47,5

5,25

2,291288

4,82%

7

Раскладушки

8

12

11

9

40

10

2,5

1,581139

15,81%

8

Матрацы ортопедические

3

3

2

2

10

2,5

0,25

0,5

20,00%

9

Простыни

33

32

36

39

140

35

7,5

2,738613

7,82%

10

Наборы

110

90

100

125

425

106,25

167,19

12,9301

12,17%

11

Кпб элит

8

3

4

5

20

5

3,5

1,870829

37,42%

12

Наволочки

64

65

66

65

260

65

0,5

0,707107

1,09%

13

Пододеяльники

8

10

8

9

35

8,75

0,69

0,829156

9,48%

14

Игрушки от стресса

4

3

4

4

15

3,75

0,19

0,433013

11,55%

15

Платочки/салфетки

55

57

58

55

225

56,25

1,69

1,299038

2,31%

16

Скатерти

1

1

2

1

5

1,25

0,195

0,433013

34,64%

17

Пакеты

44

47

45

39

175

43,75

8,69

2,947457

6,74%

 

Итого

1077

1038

1084

1236

4435

       

Информация о работе Использование АВС-XYZ-анализа в целях оптимизации логистических издержек торгового предприятия