Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 23:23, лекция
История развития международной логистики имеет глубокие корни и полностью находится в гармоничном соответствии с историческим, эволюционным становлением, творением, творчеством, деяниями, развитием и распространением орудий труда, инструментов, техники, технологий, ремесел, продуктового, культурного, религиозного и духовного обмена, перемещений переселений, смешения между племенами, нациями и народами.
В глубокой древности существовала огромная удаленность человеческих племен и рас друг от друга через непроходимые леса, болота, горы, пустыни, водные просторы морей и океанов, но мифы, сказания, былины, саги разных народов о сотворении мира (госмогонические мифы) очень схожи между собой, как будто уже тогда существовали культурные потоки, в главном по сути их вполне возможно разбить на несколько групп [БИЭ.Т.14. 2010].
Данные исторические маршруты торговой «магистрали» образовывали своеобразный «тригон», соединивший Тихий, Индийский и Атлантический океаны. Они пересекали Евразию и соединили Дальний Восток и Сибирь со Средиземноморьем сухопутными дорогами.
Это была не просто дорога или даже
крупная, комплексная система торговых
путей со специфической, сетевой, разнообразной,
многофункциональной инфраструктурой
и коммуникациями, это был сложнейший
культурно-экономический, торгово-архитектурный,
информационно-
Рис. 1.7. Схема маршрутов «Великого шелкового пути»
Возникновение Великого шелкового пути между странами и народами исторически относится исследователями ко II веку до нашей эры, а сам термин «Великий шелковый путь» был введен в историческую науку учеными ХIХ века, после того как немецкий путешественник и историк К. Рихтгофен в 1877 году написал свою знаменитую работу «Китай», в которой определил этот торговый путь по восточным странам под названием «шелковый путь».
Следует отметить, что еще задолго до образования великого шелкового пути на территории Центральной Азии и Древнего Востока существовали пути, которые служили целями для войны и мира. По ним продвигались большие армии, средние и малые отряды, разгорались кровавые битвы, расположенные вдоль них города и поселения подвергались нападениям, грабежам, разорению, а в мирное время эти пути служили связующими нитями политической, торговой и культурной жизни. Именно эту их функцию всегда ценили народы.
Один из древнейших путей под
названием «Лазуритовый»
Другой путь у историков получил название «царская дорога» Ахеменидов, который связывал примерно в VI-IV веках до нашей эры малоазийские города Эфес и Сарды на берегу Средиземного моря с одной из столиц Ирана и городом Сузы. Еще один древний путь вел из Ирана через Бактрию, Согдиану, Ташкентский оазис и территорию Казахстана до Алтая.
Великий шелковый путь связывал тогдашние относительно сильные мировые цивилизации, как, например, Римскую (Византийскую) и Ханьскую (Китайскую) империи. Торговые караваны, выходившие из Китая в то время, сначала направлялись к северным Тянь-шаньским горам, пересекали территорию Средней Азии, а затем через Хорасан (западнее реки Амударьи) попадали в Месопотамию и непосредственно выходили к Средиземноморью.
Протяженность Великого шелкового пути составляла около 12 тыс. километров, поэтому мало кто из торговцев проходил дистанцию всей «шелковой» дороги от начала и до конца полностью. В основном, владельцы товарных грузов старались путешествовать посменно, поэтапно и обменивать товары где-то на полпути в придорожных торговых поселениях.
На протяжении Великого шелкового пути в стойбищах, городах и поселениях, через которые проходили караваны, находились караван-сараи (постоялые дворы). В них имелись худжры (специальные «комнаты отдыха») для купцов, негоциантов, путешественников, пилигримов, паломников, обслуживающего и сопровождающего караван персонала, пункты приготовления пищи и процедуры питания, помещения для хранения товара, для вьючных животных: верблюдов, лошадей, мулов, ишаков (ослов), а также необходимый фураж и провиант.
Караван-сараи являлись в то время специфическим местом (товарного обмена, информации, рекламирования товаров, демонстрацией их качества, концентрации, хранения, распределения, потребления товарных продуктов), где можно было торговаться, продать и/или купить оптом или в розницу интересный для купца товарный продукт, определить и ранжировать приоритеты, а главное – узнать последние политические, коммерческие, торговые, военные новости и, прежде всего, цены на национальные товары и мировые ценности.
Здесь также оказывалась конкретная помощь и поддержка в предоставлении специфического ассортимента разнообразных оплачиваемых услуг ростовщиков, глашатаев, третейских судей, менял, толмачей (переводчиков), переписчиков, проводников, носильщиков, охранников, сторожей, аренды верблюдов, лошадей, ишаков, повозок, тары в виде мешков, корзин и т.д.
Хорезм, Согдиана и Фергана в это время сформировались в крупные, преуспевающие, широко известные царства, мегаполисы и торговые центры. Шелковая дорога стимулировала потребность в таких среднеазиатских товарах, как, например, верблюды, лошади и кормовые культуры, а также специи, чай, виноград, шелк и хлопок, драгоценные камни, серебро и золото.
В городах ремесленники освоили новые виды ремесла: производство металлических и гончарных изделий, посуды, перенятое у Востока, а изделий из стекла – у Запада. Западная культура, знания и религия постепенно проникала на Восток, а восточная культура и знания на Запад, хотя в историческом развитии иногда случались конфликты и застойные явления, а также ставились искусственные заслоны, преграды взаимным контактам по перемещению знаний и товарных продуктов.
Интересно, что кроме основных маршрутов и дорог Великого шелкового пути существовали и параллельные, примыкавшие к ним ответвляющиеся или пересекающиеся различные караванные дороги и тропы.
Например, северная дорога проходила вдоль южных склонов горного Тянь-Шаня и реки Тарим через Турфан и вела в Кашгар, Алай, а оттуда в Ферганскую долину (Давань), потом в среднеазиатское Междуречье (Самарканд, Мера), затем поворачивала к низовьям реки Волги и Северному Причерноморью, а оканчивалась уже в местных греческих колониях, хотя она не являлась устоявшимся, постоянно действующим торговым маршрутом.
Южная дорога начала функционировать по дошедшим до нас историческим хроникам (ханьские династийные хроники) в 115 году до нашей эры благодаря открытию государственного почтового тракта по южной и северной окраинам пустыни Такла-Макан, которая через Памир вела в восточные провинции Римской Империи. Одна ее ветвь в то время пролегала непосредственно в Месопотамию и Сирию, а другая вела в Армению и Араратскую равнину.
Также историкам стало известно, что существовал и так называемый «золотой» путь, который, по мнению некоторых ученых-историков, был назван так из-за несметных, сказочных богатств Кураминских и Алтайских гор, а также реки Зарафшан и по историческим описаниям шел он в направлении к Папу и Заркенту, к поселениям рудокопов и стоянкам кочевников.
А, например, по мнению А. Аскарова, – это был в то историческое время основной путь в Сибирь, проходивший через Давань (Фергану) по побережью озера Иссык-Куль, по которому в тот период возили золото. Но вполне вероятно, что одновременно функционировали оба эти пути.
Существовал и активно функционировал так называемый «серебряный» путь, по которому шли караваны с серебром Центральной Азии в те государства, где его обычно не хватало: через Хазарский каганат, Булгарское государство – в Киевскую Русь и Европейские страны.
Серебро, добываемое в рудниках Шаша и на горе Кухе-сим («Серебряная гора»), шло в то время на чеканку монет.
Судя по археологическим находкам серебряных монет – дирхемов на территории России, Германии и стран Балтики, они вывозились и как деньги, и как товарный продукт. Торговля в основном была меновая, деньги служили лишь единицей счета. Купцы оценивали свой товар в определенную сумму и меняли его на другой товарный продукт, такой же стоимости.
Также историки отмечают особо важное значение для того времени Памиро-Алтайского, Ферганского, Чуйского путей. Основное направление Великого шелкового пути никогда не менялось, но локальные изменения на равнинах происходили относительно часто. Практически неизменными оставались горные дороги, пролегающие по ущельям, перевалам и горным тропам.
Значение Великого шелкового пути уже в то историческое время не исчерпывалось только лишь торговым обменом и естественным оседанием в поселениях вдоль его магистралей тех или иных изделий в качестве посольских даров или предметов купли продажи на рынке.
Шелковый путь в огромной мере способствовал активизации ретрансляции исторических, философских, духовных, культурных, религиозных знаний и вероучений, ремесленных, технических и технологических достижений, распространению математики и письменности.
Так, например, шелкопрядчество, шелководство и шелкоткачество, которые долгое время были монополией только Китая, в V–VI вв. постепенно в течение нескольких десятилетий продвинулись уже сначала в Среднюю Азию, Иран, а затем и в Византию. В то же время, наоборот, искусство, техника и технологии изготовления стекла, поступавшего из стран Средиземноморья, проникли сначала в Иран и Среднюю Азию, а в V в. эту технологию полностью освоили уже в Китае. Поступательно распространялось в это историческое время обучение ремеслам (ткачеству, обработке металлов, зодчеству и т.д.), грамоте, наукам, искусствам.
В периоды политических, межнациональных, религиозных, экономических, военных конфликтов трассы Великого шелкового пути имели еще одну функцию, весьма неблагоприятную, а именно захватническую (завоевательскую, поработительскую во своей основной сущности). Именно Великий шелковый путь использовал в своих целях в ХIII в. Чингисхан, покоряя территорию за территорией, народ за народом.
Но завоевание территорий является лишь одним из способов, хотя и неблагоприятных, установления контактов между народами, перенесения (навязывания) культурных традиций, распространения религии, перераспределения приобретенных благ у завоеванных народов.
Основные маршруты завоевательских походов Чингисхана и Батыя приведены на карте рис. 1.8.
Рис. 1.8. Основные походы Чингисхана и Батыя
Покоряя страны, подчиняя себе народы, завоеватели не могли полностью покорить или подчинить своей власти жизнь большого количества разнообразных людей на относительно больших географических территориях. Жизнь все равно эволюционно продолжала экономически, политически, социально и культурно развиваться по своим национальным принципам, традициям, а завоеватели чему-то учились у завоеванных народов.
Продолжал в это историческое время существовать и Великий шелковый путь, хотя его торговые функции были ограничены, и он несколько раз изменял направления своих маршрутов [2].
В XIV – XV веках после Великих географических открытий, сделанных мореплавателями того времени значительно расширились маршруты торговых путей по морю, ставшие более дешевой альтернативой сухопутным караванным путям между Европой и Азией.
Информация о работе Исторические аспекты формирования международной логистики