Экономические основы логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 14:34, лекция

Описание работы

Предмет ЭОЛ: экономические отношения, возникающие в экономическом пространстве логистики.
Экономическое пространство – насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связей между ними.
Объекты экономического пространства: предприятия промышленности, торговли, сферы услуг, логистические мощности, транспортные коммуникации, телекоммуникации, системы, которые взаимосвязаны между собой и объединены материальными и сопутствующими потоками.

Файлы: 1 файл

Лекции ЭОЛ.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

Экономические основы логистики. Лекция. 02.09.14

 

Литература:

  1. Экономические основы логистики. Моисеева Н. К.
  2. Экономические основы логистики. Югова Д. И.

Экономические основы логистики:

  1. Финансы;
  2. Логистика;
  3. Менеджмент;
  4. Экономика;
  5. Маркетинг.

Предмет ЭОЛ: экономические отношения, возникающие в экономическом пространстве логистики.

Экономическое пространство – насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связей между ними.

Объекты экономического пространства: предприятия промышленности, торговли, сферы услуг, логистические мощности, транспортные коммуникации, телекоммуникации, системы, которые взаимосвязаны между собой и объединены материальными и сопутствующими потоками.

Характеристики экономического пространства:

  1. Плотность (валового продукта, ресурсов, основного капитала на единицу площади);
  2. Связанность – интенсивность экономических связей между объектами пространства.

Экономическое расстояние – определяется транспортными и транзакционными издержками.

Экономические компромиссы

Экономические компромиссы – это категория, которая применяется в процессе принятия решений по комплексу вопросов предпринимательской деятельности, метод балансировки расходов, доходов, прибыли фирм.

Уровни действия экономических компромиссов:

  1. Стратегический уровень – проблемы фундаментального характера, долгосрочные решения (более 3-х лет);
  2. Организационный – решения производства и рынка (от 1 года до 3-х лет). Например, выбор вида транспорта, способа отгрузки;
  3. Оперативный уровень – краткосрочные решения (до 1 года). Например, выбор партии поставки, выбор вида тары.

Показатели эффективности логистики:

  1. Общие издержки;
  2. Уровень логистического сервиса;
  3. Производительность;
  4. Мощность логистических объектов.

Лекция. 12.09.14

 

Конкурентоспособность логистических систем

  1. Влияние логистики на конкурентоспособность фирмы;
  2. Оценка конкурентоспособности товаров и услуг;

Конкурентоспособность товара или услуги – это комплексный показатель, определяющий возможность товара удовлетворять требованиям потребителей на рынке при сохранении или увеличении реальных доходов потребителей товара.

Конкурентоспособность предприятия или звена логистической системы – это его свойство, которое характеризуется степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

Влияние логистики на конкурентоспособность:

  1. Снижение общих логистических издержек, что дает возможность достигать конкурентных преимуществ в области затрат (ценовая конкуренция);
  2. Повышение уровня логистического сервиса, что дает возможность достигать конкурентоспособность в области дифференциации (не ценовая конкуренция).

Оценка конкурентоспособности товаров и услуг

Этапы алгоритма оценки:

  1. Постановка цели исследования;
  2. Анализ и прогноз спроса цен, издержек производства, требований внутреннего и внешнего рынка;
  3. Выбор технических и экономических характеристик для оценки уровня конкурентоспособности объекта;
  4. Ранжирование параметров оценки и определение их значимости;

Где j – ранг критерия;

N – количество учитываемых показателей.

  1. Выбор базы для сравнения с объектом. В качестве базы может быть использован аналогичный товар или услуга конкурентов или идеальный образец;
  2. Расчет индивидуальных индексов конкурентоспособности по техническим параметрам;

 или 

Где, – индивидуальный индекс конкурентоспособности по техническому параметру;

  - значения технических параметров  образца и анализируемого товара  соответственно.

Из формул выбирают ту, в которой рост значения индивидуального показателя способствует повышению конкурентоспособности.

Если «чем больше, тем лучше», то используется первая формула, если «чем меньше, тем лучше», то вторая формула.

  1. Расчет общего индекса по техническим показателям

  1. Расчет индекса конкурентоспособности по экономическим параметрам

Где – совокупные затраты на приобретение анализируемого товара;

- совокупные затраты на приобретение  аналога

  1. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности

  1. Анализ результатов оценки:

Если K>1, то анализируемый товар конкурентоспособен;

Если K<1, то анализируемый товар неконкурентоспособен.

Задача 1

Параметр

Рейтинг

ABC

К1

К2

К3

К4

Площадь располагаемых складских помещений в регионе сбыта

5

500

2000

3000

780

450

Удобство размещения склада в городе

1

3

2

1

2

5

Автоматизация склада, доля

4

0,35

0,6

0,55

0,2

0,1

Наличие собственных транспортных средств

3

10

20

80

6

4

Качество обслуживания клиентов, % задержек отправки

2

10%

24%

12%

6%

2%


 

Стоимость услуг по комплектации доставки:

ABC – 7000 руб/паллет;

К1 – 7500 руб./паллет

К2 – 6600 руб./паллет

К3 – 8000 руб./паллет

К4 – 7900 руб./паллет

  1. Цель исследования – определение целесообразности выхода на новый рынок;

Параметр

Рейтинг

Вес

Индивидуальный индекс

Индивидуальный индекс с учетом веса

ABC

K1

K2

K3

K4

ABC

K1

K2

K3

K4

Площадь

5

0,07

1,11

4,44

6,67

1,73

1

0,078

0,31

0,47

0,12

0,07

Удобство

1

0,33

0,6

0,4

0,2

0,4

1

0,198

0,132

0,066

0,132

0,33

Автоматизация

4

0,13

3,5

6

5,5

2

1

0,455

0,78

0,715

0,26

0,13

Автопарк

3

0,2

2,5

5

20

1,5

1

0,5

1

4

0,3

0,2

Качество обслуживания

2

0,27

0,2

0,08

0,17

0,33

1

0,054

0,022

0,046

0,089

0,27

   

1

         

1,285

2,244

5,297

0,901

1


 

К4 – образец

По экономическому принципу

Лидером является конкурент 2. Фирма ABC более конкурентоспособна, чем К3 и К4, поэтому выход фирмы ABC на внешний рынок целесообразен при условии улучшения экономических и технических параметров.

Экономические основы логистики. Лекция.

 

Ценообразование в логистике

  1. Сущность и виды цен;

Сущность и виды цен в логистике

Цена – количество денег, в обмен на которые продавец готов передать, а покупатель согласен получить единицу товара или услуги.

Функции рыночной цены:

  1. Измеритель при обмене;
  2. Показатель конъюнктуры рынка;
  3. Инструмент образования прибыли;
  4. Фактор налогообложения;
  5. Средство влияния на инвестиционную политику;
  6. Орудие конкурентной борьбы.

Классификация цен в логистике

  1. По сферам обслуживания:
    1. Оптовые;
    2. Розничные;
    3. Закупочные – цены, по которым государство закупает продукцию, в основном у сельскохозяйственных предприятий;
    4. Тарифы – особая категория цен, которая является мерой измерения стоимости единицы услуги.
  2. По формам продаж:
    1. Контрактные;
    2. Биржевые котировки;
    3. Цены ярмарок и выставок;
    4. Цены аукционов.
  3. По стадиям продаж:
    1. Цены предложения;
    2. Цены спроса;
    3. Цена сделки.
  4. По степени регулирования:
    1. Жестко фиксированные цены;
    2. Регулируемые цены;
    3. Свободные цены.
  5. По степени устойчивости во времени:
    1. Твердые цены – устанавливаются при заключении контракта на весь срок его действия;
    2. Подвижные цены – зафиксированные в договоре цены меняются в момент поставки при изменении рыночной цены товара, установленной по согласованному в контракте источнику;
    3. Скользящие цены – в договоре устанавливается исходная цена и порядок внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Устанавливаются на товары с длительным сроком изготовления;
    4. Цены с последующие фиксацией – в договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены. Принципы определения цены: периодичность, база и сроки согласования.
  6. По способу отражения транспортных расходов:
    1. Цены франко-отправления – включают транспортные издержки до пункта магистрального транспорта;
    2. Цены франко-назначения – включают транспортные издержки до пункта назначения.

Виды ценовых скидок

  1. За определенный объем (оптовые скидки);
  2. За предварительную оплату (СКОНТО);
  3. Постоянные клиенты;
  4. За оплату наличными;
  5. Сезонные скидки;
  6. Экспортные скидки.

Виды ценовых надбавок

  1. Надбавки за индивидуальный заказ;
  2. За рассрочку платежа;
  3. За дополнительные услуги;

Методы ценообразования в логистике

Этапы ценообразования:

  1. Постановка цели ценообразования;
  2. Анализ спроса. Рассчитывается эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по цене – степень реакции покупателя на повышение цены;

E>1 – эластичный спрос, E<1 – не эластичный спрос.

  1. Анализ издержек. Издержки определяют минимальный уровень цены. Максимальный уровень цены определяется спросом;
  2. Анализ цен конкурентов;
  3. Выбор метода ценообразования;
  4. Установление окончательной цены.

Методы ценообразования

  1. Затратный метод ценообразования:
    1. Метод полных издержек – к совокупным издержкам единицы товара добавляют величину маржинальной прибыли, которую фирма рассчитывает получить;
    2. Метод предельных издержек – цена устанавливается путем добавления к переменным издержкам определенной надбавки. При этом постоянные расходы не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации  и переменными затратами на производство продукции;
  2. Методы ценообразования с ориентацией на спрос:

Состав работ при определении цены:

  • Прогнозирование спроса, как функция от цены: ;
  • Прогнозирование зависимости текущих издержек от объемов производства: ;
  • Определение зависимости прибыли от уровня цены;
  • Определение цены и объема выпуска, обеспечивающих максимальную прибыль.
  1. Методы ценообразования с ориентацией на конкуренцию:
    1. Метод следования за рыночными ценами;
    2. Метод следования за ценами лидера;
    3. Метод определения престижных цен;
    4. Состязательный метод.
  1. Метод целевой прибыли с учетом безубыточности

(нахождение точки безубыточности)

Информация о работе Экономические основы логистики