Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 23:55, контрольная работа
В цепи поставок каждая организация покупает материальные ресурсы у предыдущих поставщиков, добавляет к ним ценность и продает их следующим потребителям. Таким образом, материальные ресурсы все дальше перемещаются по цепи поставок, и каждая закупка становится своего рода толчком для продолжения этого перемещения. Таким образом, снабжение предприятий различными видами материальных ресурсов является механизмом, который фактически запускает материальные потоки в движение по цепи поставок.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра менеджмента
Контрольная работа №1
по дисциплине «Логистика»
Вариант 1
Выполнил:
Базикян А.А.
студент группы ПМ11-2
Мб11-
Проверил:
к.э.н., доцент
Маковецкая Е.Г.
Тюмень,
2015 г.
Оглавление
В цепи поставок каждая организация покупает материальные ресурсы у предыдущих поставщиков, добавляет к ним ценность и продает их следующим потребителям. Таким образом, материальные ресурсы все дальше перемещаются по цепи поставок, и каждая закупка становится своего рода толчком для продолжения этого перемещения. Таким образом, снабжение предприятий различными видами материальных ресурсов является механизмом, который фактически запускает материальные потоки в движение по цепи поставок.
Закупочная логистика – это деятельность по управлению материальными потоками в процессе снабжения предприятия материальными ресурсами: сырьем, материалами, комплектующими, товарами. Она занимается организацией всех видов деятельности, связанных с получением материальных ресурсов и услуг от поставщиков: закупку, доставку, приемку, временное хранение материальных ресурсов и др.[2]
Цель закупочной логистики – создание надежной поставки материалов в организацию с максимально возможной экономической эффективностью.
Основу экономической эффективности составляет поиск и закупка необходимых материалов необходимого качества по минимальным ценам.[4]
Общая цель закупочной логистики декомпозируется на следующие частные цели:
· создание надежного и беспрерывного МП в организацию;
· тесное взаимодействие с подразделениями, использующими эти материалы, развитие взаимоотношений и понимание их запросов;
· поиск подходящих поставщиков, тесное взаимодействие с ними и формирование выгодных отношений;
· закупка необходимых материалов и гарантия того, что они имеют приемлемое качество, доставляются вовремя и туда, куда необходимо, а также удовлетворяют другим требованиям;
· обеспечение хорошей цены и условий поставок;
· создание и поддержание требуемых запасов, проведение подходящей политики запасов и т.д.;
· быстрое перемещение материалов через цепи поставок, экспедирование доставок в случае необходимости, постоянное отслеживание текущих условий, в том числе ожидаемого роста цен, возникновения дефицита, разработки новых продуктов и т.д.
Основные задачи закупочной логистики [5]
1. Информационные:
1) определение потребности в МР;
2) исследование рынков закупок;
3) определение продуктов и услуг, которые
лучше приобрести на стороне – задача "сделать
или купить";
4) поиск, оценка и выявление лучших поставщиков,
цен, способов доставки продуктов и услуг – задача
выбора поставщика.
2. Задачи реализации:
1) организация и осуществление закупок: согласование цены и заключение договора на поставку; выбор метода закупок; определение требуемых складских площадей; подача заказов; документальное оформление поставок; организация платежей; организация доставки к месту хранения; экспедирование; составление графика поставок, согласованного со всеми поставщиками; организация приемки и размещения товаров на складе и т.д.;
2) контроль поставок: соблюдение сроков закупки, соблюдение требований по объему поставок и качеству МР, пункту назначения и др.;
3) подготовка бюджета закупок.
3. Задачи интеграции и координации закупок с производством, сбытом, складированием, транспортированием, а также с поставщиками:
1) тесное взаимодействие с подразделениями, использующими МР, развитие взаимоотношений, понимание их запросов;
2) обсуждение ассортимента, объемов, сроков, цены, требований по качеству, упаковке, таре и других параметров поставок с заинтересованными сторонами (конструкторами, технологами, производственниками, специалистами по УЗ, складскими работниками, транспортниками и др.);
3) согласование деятельности подразделений предприятия, участвующих в продвижении МП от поставщика к месту его непосредственного использования на предприятии;
4) анализ отношений с поставщиками, отбор поставщиков для организации долгосрочного сотрудничества, соблюдение правил работы с поставщиками и т.п.
Закупки – это функция, отвечающая за приобретение всех материалов, необходимых организации. Обычно термин «закупки» относят к фактической покупке, а «снабжение» имеет более широкое значение. [4]
Снабжение как функция может включать различные типы приобретений (закупку, аренду и т.д.), а также связанные с этим работы: выбор поставщиков, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование, мониторинг показателей работы поставщиков, грузопереработку материалов, транспортировку, складирование и приемку товаров, полученных от поставщиков.
В широком смысле снабжение образует основное звено между организациями, входящими в цепь поставок, и служит механизмом координации материального потока между потребителями и поставщиками.
В более узком смысле снабжение – важная функция менеджмента на предприятии, так как:
1) от цены и качества материальных ресурсов, своевременности их поставок зависит эффективность производственного процесса (отсутствие брака, сбоев, простоев, низкая себестоимость), качество готовой продукции и, в конечном итоге, качество обслуживания потребителей;
2) на снабжение приходится значительная доля общих расходов предприятия (до 60%), поэтому даже небольшие улучшения в этой области могут принести существенные выгоды.
Отличие закупочной логистики от традиционного снабжения можно рассмотреть на системе поставок «точно в срок». Система поставок "точно в срок" (система ТВС) – это система организации снабжения, которая основана на синхронизации процессов доставки материальных ресурсов в необходимом количестве и на тот момент, когда звенья логистической системы в них нуждаются, с целью минимизации расходов, связанных с формированием запасов. [3]
Принципиальное отличие системы ТВС от традиционного снабжения показано на рисунке 1.
а – схема поставки по методу «точно в срок»
б – традиционная схема снабжения материальными ресурсами
Рисунок 1 – Сравнительная характеристика традиционного снабжения и снабжения по системе ТВС
Как следует из схемы, контроль качества у потребителя не предусмотрен. Следовательно, эту функцию должен взять на себя поставщик. В этих условиях наличие некачественных изделий в поставляемой партии недопустимо.
Отношения между поставщиком и покупателем, позволяющие применять систему поставок "точно в срок", должны носить характер длительной хозяйственной связи и строиться на долгосрочных контрактах. Лишь тогда можно достичь согласованности в вопросах совместного планирования, достичь необходимого уровня технико-технологической сопряженности, научиться находить экономические компромиссы.
Задание 1. Строительная компания в течение года закупала материальные ресурсы (кирпич М-100, кирпич М-150) у трех поставщиков. Динамика цен, объемов поставок и материалов ненадлежащего качества, а также динамика нарушений поставщиками установленных сроков поставок представлены в таблицах 1-2. Для принятия решения о продлении с одним из поставщиков договора на поставку материальных ресурсов рекомендуется использовать рейтинговую оценку поставщика. Оценку выполнить по показателям (критериям): цена, качество и надежность поставок. Принять во внимание, что материальные ресурсы не требуют бесперебойного пополнения. При расчете рейтинга использовать весовые коэффициенты критериев.
Таблица 1 Исходные данные
Поставщик |
Месяц |
Материал |
Объем поставок |
Цена |
Товары ненадлежащего качества |
«Урал Тренд» |
Январь |
Кирпич М-100 |
9000 |
7,6 |
150 |
Июль |
6500 |
10,5 |
200 | ||
Январь |
Кирпич М-150 |
4300 |
10 |
50 | |
Июль |
5000 |
14 |
50 | ||
ЗАО «Строитель» |
Январь |
Кирпич М-100 |
7000 |
8 |
140 |
Июль |
8000 |
11 |
120 | ||
Январь |
Кирпич М-150 |
5000 |
8,5 |
100 | |
Июль |
7000 |
9,5 |
80 | ||
ЗАО «ВЗКСМ» |
Январь |
Кирпич М-100 |
7300 |
9,7 |
80 |
Июль |
9500 |
12 |
120 | ||
Январь |
Кирпич М-150 |
8400 |
10 |
80 | |
Июль |
6000 |
13,3 |
140 |
Таблица 2 – Исходные данные
Поставщик |
Месяц |
Количество поставок |
Нарушения установленных сроков поставки |
«Урал Тренд» |
Январь |
8 |
4 |
Июль |
7 |
6 | |
ЗАО «Строитель» |
Январь |
9 |
10 |
Июль |
10 |
8 | |
ЗАО «ВЗКСМ» |
Январь |
8 |
2 |
Июль |
9 |
4 |
Результаты расчетов показателей представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Расчет показателей цены, качества и надежности поставщиков
Поставщики | |||
Урал тренд |
ЗАО Строитель |
ЗАО ВЗКСМ | |
Темп роста цены | |||
Кирпич М -100 |
138,16 |
137,50 |
123,71 |
Кирпич М -150 |
140,00 |
111,76 |
133,00 |
Доля товара | |||
Кирпич М -100 |
0,494 |
0,570 |
0,588 |
Кирпич М -150 |
0,506 |
0,430 |
0,412 |
Средневзвешенный темп роста | |||
139,091 |
126,423 |
127,536 | |
Доля товаров ненадлежащего качества | |||
январь |
0,015 |
0,020 |
0,010 |
июль |
0,022 |
0,013 |
0,017 |
темп роста закупок товара ненадлежащего качества | |||
144,565 |
66,667 |
164,597 | |
Среднее опоздание на одну закупку | |||
январь |
0,5 |
1,111 |
0,250 |
июль |
0,857 |
0,800 |
0,444 |
Темп роста среднего опоздания | |||
171,429 |
72 |
177,778 |
Данные приведенные в таблице 3 рассчитаны по формулам:
Темп роста
(1)
Доля товара
(2)
Средневзвешенный темп роста
Доля товаров ненадлежащего качества
(4)
Темп роста закупок товара ненадлежащего качества
*100 (5)
Среднее опоздание на одну закупку
Темп роста среднего опоздания
(7)
Расчет рейтинга поставщиков представлен в таблице 4.
Таблица 4 – Расчет рейтинга поставщиков
Наименование |
Вес критический |
Оценка по критерию |
Произведение оценки на вес | ||||
Урал тренд |
ЗАО Строитель |
ЗАО ВЗКСМ |
Урал тренд |
ЗАО Строитель |
ЗАО ВЗКСМ | ||
Цена |
0,3 |
139,1 |
126,4 |
127,5 |
41,7 |
37,9 |
38,3 |
Качество |
0,5 |
144,6 |
66,7 |
164,6 |
72,3 |
33,3 |
82,3 |
Надежность |
0,2 |
171,4 |
72,0 |
177,8 |
34,3 |
14,4 |
35,6 |
Итого |
1 |
- |
- |
- |
148,3 |
85,7 |
156,1 |
Проанализировав динамику и выполнив оценку по показателям: цена, качество и надежность поставок, можно сделать вывод, что 2й поставщик имеет наилучшие показатели и целесообразно продлить контракт именно с поставщиком ЗАО «Строитель», который имеет рейтинг 85,7.
Задача 2
Снабжение предприятия ресурсами осуществляется в соответствии с данными представленными в таблице 5. Определить равномерность снабжения предприятия ресурсами.