Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 01:22, курс лекций
Роль логистики в экономике России определяется системным взаимодействием пяти основных факторов: экономического, организационно-экономического, информационного, технического и специфического (для российских условий), связанного с регулированием хозяйственных процессов. Остановимся на каждом из перечисленных факторов.
Лекция № 1. История развития логистики ……………………………………….……….. 4
Лекция № 2. Научные основы логистики …………………………………………………. 8
Лекция № 3. Закупочная логистика ……………………………………………………..... 13
Лекция № 4. Распределительная логистика ………………………………………..……. 22
Лекция № 5. Логистика запасов ………………………………………………………….. 34
Лекция № 6. Транспортная логистика …………………………………………………… 41
Список литературы …………………………………………………………….………….. 55
На морском транспорте применяют две формы организации работы флота: линейное плавание (регулярное) и рейсовое (нерегулярное).
3. Транспортно-экспедиционное
Транспортно-экспедиционное обеспечение распределения товаров - деятельность экспедиторов (транспортных агентов) по планированию: по организации и выполнению доставки товаров от мест их производства до мест потребления и оказанию дополнительных услуг, по подготовке парии отправок к перевозке с использованием оптимальных способов и методов с целью обеспечения удовлетворения потребностей производственных, торговых фирм в эффективном распределении товаров.
Эта деятельность включает в себя оформление необходимых перевозочных документов, заключение договора перевозки с транспортными предприятиями, расчеты за перевозку груза, организацию погрузочных разгрузочных работ, хранение, информационное обеспечение участникам транспортного процесса, страхование, консолидацию мелких отправок упрощение таможенных формальностей.
По данным проведенных в США исследований, на стоимость транспортной составляющей процесса производства и распределение продуктов приходится до 1/3 цены конечного продукта. Поэтому эффективное транспортное обеспечение распределения товаров является одним из важных резервов экономии ресурсов.
Изучение спроса на услуги транспорта свидетельствует о том, что потребители к основным требованиям к доставке грузов относя своевременность доставки. С ужесточением требований потребителей качеству товаров потребности производителей в своевременной и надежной доставке все больше повышаются. Основными требованиями предъявляемыми потребителями к услугам транспорта, являются следующие:
- надежность перевозок;
- минимальные сроки (продолжительность) доставки;
- регулярность доставки груза;
- гарантированные сроки доставки, в том числе доставка груза точно срок;
- безопасность перевозок;
- обеспечение сохранности груза при доставке;
- удобства по приему и сдаче грузов;
- наличие дополнительных услуг;
- приспособляемость к требованиям клиентов (гибкость обслуживания;
- отлаженная система информации и документирования;
- сопровождение груза до конечного пункта назначения;
- организация доставки груза «от двери до двери»;
- приемлемая стоимость перевозки;
- возможность таможенной очистки (уплата таможенной пошлины и т.п.)
- оптимальная дислокация пунктов отправления и доставки;
- возможность получения достоверной информации о тарифах, условиях перевозки и местоположении груза.
При проведении опроса 145 фирм-грузоотправителей в ФРГ выяснилось, что 35% наибольшее значение придают стоимости доставки, 31% - срокам доставки, 14% гибкости обслуживания и 10 % надежности доставки.
В США были проведены исследования свыше 350 фирм различных отраслей с целью изучения участия экспедиторских фирм-перевозчиков в логистической деятельности грузовладельцев. Анализ показал, что экспедиторы предоставляют грузовладельцам следующие основные виды услуг, связанных с выполнением функций логистики:
- выполнение расчетов с получателями за доставляемые грузы (эту функцию передают экспедиторам 70 % их клиентов);
- складирование продукции и сырья (22 %);
- выбор наиболее выгодного варианта доставки (22 %);
- согласование с перевозчиками применяемых тарифов (21%);
- контроль продвижения грузов (15%);
- создание информационных систем для хранения и обработки данных (13%);
- организация и осуществление электронного обмена данными с партнерами (12%);
- эксплуатация-парка подвижного состава, принадлежащего фирме (11%);
- отслеживание прохождения заказов (7%);
- контроль за уровнем материальных запасов фирмы (7%).
Интермодальная система - система доставки грузов несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу с передачей грузов в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой без участия грузовладельца.
Договор перевозки с грузоотправителем от имени перевозчиков, принимающих участие в его осуществлении, заключает первый перевозчик (оператор). Договор считается заключенным с момента приемки груза к перевозке, удостоверенной подписями отправителя и транспортной организации и календарным штемпелем последней.
Сроки доставки груза исчисляются по совокупности срока его доставки каждым перевозчиком в соответствии с правилами, действующими на каждом виде транспорта. Каждый перевозчик несет ответственность за груз с момента принятия его от отправителя или другого перевозчика до момента передачи его смежному виду транспорта или выдачи грузополучателю.
Примером интермодальной системы являются транзитные перевозки товаров международной торговли в крупнотоннажных контейнерах по Транссибирской магистрали.
Наличие экспедитора определяет ряд отличительных признаков, относящихся к коммерческо-правовому аспекту функционирования интермодальной транспортной системы:
- единый транспортный документ международного образца;
- доставка "от двери до двери" либо в других границах, предусмотренных единым транспортным документом;
- единая ответственность за исполнение договора и сохранность груза;
- сквозная единая ставка фрахта.
Гарантом и организатором
4. Маршруты движения
Движение автотранспорта происходит по маршрутам. Маршрут движения – путь следования автомобиля при выполнении перевозок.
Основные элементы маршрута: длина маршрута – путь, проходимый автомобилем от начального до конечного пункта маршрута; оборот автомобиля – законченный цикл движения, т.е. движение от начального до конечного пункта и обратно; ездка – цикл транспортного процесса, т.е. движение от начального до конечного пункта.
Основные элементы маршрута показаны на (рис. 13).
Рис. 13. Основные элементы маршрута.
Расстояние, на которое транспортируется груз за ездку, называется длиной ездки с грузом (lеr).
Маршруты движения могут быть маятниковые и кольцевые. Маятниковый маршрут – такой маршрут, при котором путь следования автомобиля между двумя грузопунктами неоднократно повторяется.
Схемы маятниковых маршрутов показаны на (рис. 14).
а - с обратным холостым пробегом;
б - с обратным не полностью груженым пробегом;
в - с обратным груженым пробегом;
г - кольцевой маршрут
Рис. 14. Схемы маршрутов.
На рис. 14 β - коэффициент пробега автомобиля на маршруте.
Кольцевой маршрут - маршрут движения автомобиля по замкнутому контуру, соединяющему несколько потребителей (поставщиков).
Разновидностями кольцевых маршрутов являются: развозочные, сборные и сборно-развозочные маршруты.
Развозочным маршрутом называется такой маршрут, при котором продукция загружается у одного поставщика и развозится нескольким потребителям. Сборный маршрут - это маршрут движения, когда продукция получается у нескольких поставщиков и доставляется одному потребителю. Сборно-развозочный маршрут - это сочетание развозочного и сборного маршрутов.
Необходимые показатели для расчета работы автомобиля на маршрутах:
tе - время ездки автомобиля, ч;
tо -время оборота автомобиля, ч;
tн - время, затраченное на нулевой пробег, ч;
tгрдв - время движения груженого автомобиля, ч;
tр - время разгрузки автомобиля, ч;
tп - время погрузки автомобиля, ч;
tх - время движения автомобиля без груза, ч;
lег - расстояние груженой ездки, км;
lх - расстояние ездки автомобиля без груза, км;
Qсут - суточный объем перевозки по массе, т;
Wсут - суточный грузооборот, т • км;
nе - количество ездок автомобиля за время работы на маршруте;
Yст - статический коэффициент использования грузоподъемности;
vt - техническая скорость, км/ч;
Ax - количество автомобилей на маршруте;
Тн - время работы автомобиля на маршруте, ч;
q - грузоподъемность автомобиля, т;
l ег - расстояние перевозки в прямом направлении, км;
lег - расстояние перевозки в обратном направлении, км;
lср - среднее расстояние перевозки, км;
bо - коэффициент использования пробега автомобиля за 1 оборот;
Lм - общая длина кольцевого маршрута, км;
no - количество оборотов.
Маятниковый маршрут с обратным холостым пробегом.
ler
lx
lh1=lh2
Рис. 15. Схема маятникового маршрута с обратным холостым пробегом.
Технико-экономические
при условии:
Маятниковый маршрут с обратным неполностью груженым пробегом.
Схема работы автомобиля на маршруте показана на (рис. 16).
0,5 < β < 1,0
ler
lx ler
lh1 lh2
Рис. 16. Схема маятникового маршрута
с неполностью груженным пробег
Основные показатели для решения задач:
при перевозке однородного груза:
Маятниковый маршрут с обратным полностью груженым пробегом.
Схема работы приведена на (рис. 17).
β = 1,0
ler
ler
lh1 lh2
Рис. 17. Схема маятникового маршрута с обратным полностью груженым пробегом.
Основные показатели для решения задач:
при перевозке однородного груза:
Кольцевой маршрут.
Схема приведена на (рис. 18).
В С
l 0,5 < β < 1,0 l
А l D
lh
АТП l’’h E
Рис. 18. Схема кольцевого маршрута.
Расчет основных показателей для решения задач:
где Tм – время работы автомобиля на маршруте, ч;
nгр – количество груженых поездок за оборот;
где средняя длина груженой ездки за оборот, км:
или
где qфi – масса погружаемого в каждом пункте груза, т;
где t3 – время на каждый заезд, ч;