Лекции по "Логистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 17:26, курс лекций

Описание работы

В начале XX века логистика по определению была признана как военная наука. Логистические принципы и модели широко использовались в ходе Первой и Второй мировых войн. Так, в период Первой мировой войны Россия использовала модели перевозки войск, их обеспечения и снабжения, разработанные петербургскими учеными в теории транспортной логистики.

Содержание работы

Лекция 1 Введение 2
Лекция 2 Закуп 20
Лекция 3 Склад 28
Лекция 4 Запасы 46
Лекция 5 Производство 50
Лекция 6 Транспорт 62
Лекция 7 Распределение 77
Лекция 8 АВС 91
Лекция 9 Инф и сервис 97
Лекция 10 Издержки 109
Словарь логистики 118

Файлы: 1 файл

Логистика Степа.docx

— 900.32 Кб (Скачать файл)

По итогам первого этапа  формируется список потенциальных  поставщиков, который может постоянно  дополняться.

2 этап — проверка поставщиков.  
Одним из условий долгосрочной работы с новым поставщиком, является надежность, финансовая ликвидность компании. Компания, которая готова стать вашим долгосрочным поставщиком, становиться вашим партнером. Именно на стадии знакомства происходит проверка потенциального партнера, а не на стадии сотрудничества. Если поставщик окажется недобросовестным, то у потребителя могут возникнуть проблемы в налаженной работе производства и может привести к финансовым потерям. Поэтому важно выявить надежность поставщиков до заключения договора. Для проверки надежности поставщика может быть получена информация из следующих источников:

  • личная встреча с руководством компании;
  • финансовая отчетность поставщика;
  • местные источники (действующие на данной территории юридические лица или «осведомители» официальных органов);
  • банки и финансовые институты;
  • конкуренты потенциального поставщика;
  • торговые ассоциации;
  • информационные агентства;
  • государственные источники (регистрационные палаты, налоговая и др., обладающие открытой для ознакомления информацией).

В большинстве своем отечественные  предприятия при выборе поставщика руководствуются собственной информацией, не прибегая к другим источникам информации. Итогом второго этапа является список поставщиков с проверенной репутацией.

3 этап — анализ потенциальных  поставщиков.  
Получив список потенциальных поставщиков после второго этапа необходимо провести анализ производственных возможностей этих предприятий. Составленный перечень поставщиков анализируется на основании различных критериев, позволяющих осуществить отбор реальных поставщиков. Количество таких критериев может быть достаточно велико, более 60. Критерии, на которых осуществляется анализ потенциальных поставщиков является ценой и качеством продукции, а также надежностью поставок. Надежность поставщика включает выполнение обязательств по срокам поставок, ассортименту, комплектности, и количеству поставляемой продукции.

 

 

Таблица выбора оптимального поставщика

Цена, качество, удаленность, отсрочка, ассортимент;

К другим критериям  относятся следующие:

  • финансовое положение поставщика;
  • сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
  • наличие резервных мощностей;
  • повышение качества выпускаемой продукции;
  • организация управления качеством у поставщика;
  • способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;
  • профессиональный уровень персонала;
  • текучесть кадров и др.

В результате проведенного анализа  потенциальных поставщиков формируется  перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договоров.

Договор включает в себя выбор метода закупок, разработку условий поставки и оплаты, а также организацию транспортировки материальных ресурсов. При этом составляются графики поставки, осуществляется экспедирование, возможно, организуются таможенные процедуры. Завершаются закупки организацией приемного контроля.

Одной из значимых задач контроля поставок является контроль качества поставки, т.е. учет количества рекламаций и брака. Контроль поставок включает в себя также отслеживание сроков поставки (количество ранних поставок или опозданий), отслеживание сроков оформления заказа, сроков транспортировки, а также контроль состояния запасов материальных ресурсов.

Существенной частью заготовительной деятельности является экономические расчеты, так как  необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения. При этом определяют следующие виды затрат:

  • на выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов;
  • на транспортировку, экспедирование и страхование;
  • на грузопереработку;
  • по контролю за соблюдением условий договора поставки;
  • на приемку и проверку материальных ресурсов;
  • на поиск информации о потенциальных поставщиках.

Оценка надежности поставщика.  
По результатам работы с поставщиками проводится оценка результатов работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценки, позволяющая насчитать рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда.

Закупаемые товары, сырье и комплектующие изделия, как правило неравнозначны с точки зрения целей производственного или торгового процесса. Отсутствие комплектующих, требующихся регулярно, может привести к остановке производственного процесса (равно как и дефицит некоторых товаров в торговле — к резкому падению прибыли торгового предприятия). Главным критерием при выборе поставщика будет являться надежность поставки.

Алгоритм определения  надежности поставок:

  1. Сопоставление даты поставки плановой и фактической.
  2. Определение времени опоздания.
  3. Сопоставление объемов поставки: планового и фактического. Выявление случаев недопоставки продукции.
  4. Определение объема недопоставки продукции
  5. Определение условного опоздания в случае недопоставки
  6. Определение общей величины опозданий
  7. Определение количества случаев отказа.
  8. Определение общей величины отказов где Т - общее число дней в периоде.
  9. Определение интенсивности отказов
  10. Определение коэффициента готовности поставок

Если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку.

Виды поставок

Поставка необходимого сырья или материалов может осуществляться как напрямую от производителя к потребителю так и через посредников. Поставку от производителя к потребителю называют транзитной, а через посредника складской.

Транзитная форма  поставки материалов позволяет значительно  сократить время пребывания материальных потоков в сфере обращения, а также позволяет сократить издержки обращения за счет уменьшения расходов на погрузочно-разгрузочные операции, складское хранение. Применение транзитной схемы снабжения целесообразно использовать для больших партий поставок постоянного ассортимента крупными партиями, когда продукция не требует дополнительных логистических работ и операций по подготовке к производственному потреблению.

Основным фактором, влияющим на выбор поставщика, является номенклатура товара и его цена. Все зависит от того, на каких условиях осуществляется реализация. Так например, закупая товар у производителя предприятие может столкнуться с проблемой самостоятельного формирования необходимого ассортимента. Данные условия характерны для производителей занимающихся массовым производством и выпускающих широкую номенклатуру товаров. При таких условиях осуществлять закупку товара у посредника, который специализируется на формировании нужного ассортимента и поставках его потребителю является более выгодным.

В обязанности посредника может входить работа, связанная  с выполнением ряда производственных услуг по подготовке продукции к производственному потреблению, осуществление послепродажного сервиса проданной продукции, а также оказание комплекса других видов деловых услуг.

Другим преимуществом  закупки товара у посредника является возможность приобрести широкий ассортимент нужного товара относительно небольшими партиями. В результате сокращается потребность в запасах, складах, уменьшается объем договорной работы с изготовителями отдельных позиций ассортимента.

Из-за того, что  посредники закупают крупную партию товара, цена товара у посредника может оказаться ниже, чем у изготовителя.

Предположим, изготовитель реализует товар по следующим ценам:

  • для мелкооптовых покупателей — 100 руб. за ед.
  • для крупнооптовых покупателей — 80 руб. за ед.

Посредник, закупив крупную  партию по 80 руб., разукрупняет ее и реализует мелкооптовым покупателям с 15 процентной наценкой, т.е. по 92 руб. за ед. Поскольку посредник специализируется на разукрупнении партии, то при установки небольшой наценки на реализуемый товар посредник покрывает свои издержки и имеет прибыль.

Установленная изготовителем  маржа между ценой для мелкооптовых и крупнооптовых покупателей в размере 25% направлена в первую очередь на стимулирование продажи товара крупными партиями. Размер маржи зависит от того на кого ориентируется изготовитель. Если изготовитель заинтересован в реализации товара мелкооптовым покупателям, то маржа будет минимальна. В нашем примере она не превышает 15 %.

Немаловажным фактором, влияющим на принятие решения об осуществлении закупок, является удаленность склада продавца от склада покупателя. При наличии выше перечисленных факторов в пользу посредника может оказаться, что посредник может располагаться территориально на более отдаленном расстоянии, чем изготовитель товара. Дополнительные транспортные расходы в этом случае могут превысить разницу в ценах изготовителя и посредника.

При рассмотрении вопроса о выборе или переходе от одной формы поставки к другой необходимо учитывать транспортно — заготовительные расходы.

Транспортно — заготовительные расходы представляют собой затраты, связанные с организацией заказа и его реализацией, а также расходы по заготовке и доставке материальных ресурсов. Они составляют лишь часть логистических издержек.

К ним относятся:

  • расходы на формирование сети логистических цепей, а также выбор и оценку поставщиков;
  • транспортно-экспедиционные издержки;
  • почтово-телеграфные, командировочные, представительские и другие расходы;
  • недостачи и потери в пути в пределах норм естественной убыли;
  • прочие расходы (охрана, выполнение дополнительных требований потребителей и т.д.).

В зависимости от того, кто является поставщиком, определяется вид логистической системы. Если движение материальных потоков осуществляется транзитом, то образуется логичстическая система с прямыми связями. Если используется складская форма поставки, то образуется эшелонированная логистическая система. Иногда предприятие — потребитель одновременно получает материальные ресурсы от разных источников — производителей и посредников — то на практике чаще всего распространены гибкие логистические системы.

 

Задача выбора удаленного поставщика (Практические задачи)

JIT

Наиболее эффективной  системой управления поставками является применение логистической системы  «точно в срок». Использование данной системы позволят добиться больших успехов при неустойчивости рынка конечной продукции, а также при освоении новой продукции.

Применение системы  «точно в срок» предусматривает работу потребителей с гораздо более низким запасом сырья и материалов, чем в условиях традиционного снабжения. Вследствие этого, повышаются требования к надежности всех участников логистического процесса, в том числе и к транспортникам. Если в условиях традиционного снабжения при выборе перевозчика в первую очередь обращают внимание на перевозочные тарифы, то при использовании системы «точно в срок» предпочтение отдается перевозчику, способному гарантировать надежность соблюдения сроков доставки.

Для предприятий  использующих систему «точно в срок» характерны следующие особенности:

  • стабильный выпуск продукции;
  • частые поставки небольшими партиями;
  • поставки на основе долгосрочных заказов;
  • минимальный объем сопутствующей документации;
  • объем информации по поставкам фиксирован для всего объема, но может меняться от одной поставки к другой;
  • отсутствие поставок товара с избытком или недостатком;
  • поставщиков ориентируют на использование стандартной тары и упаковки.

Применение системы «точно в срок» позволяет достичь следующих результатов:

  • сократить затраты на содержание запасов;
  • уменьшить количество брака;
  • уменьшить складские мощности.

Достоинства для поставщика:

  • полная загрузка производственных мощностей;
  • сохраняется квалифицированная рабочая сила;
  • сокращение складских расходов;
  • упрощение процедуры согласования поставок за счет близости поставщика.

Контроль за выполнением заказа

Важнейшей функций  в заготовительной логистике является контроль входных потоков — поставок. Процесс контроля заключается в отслеживании движения материальных потоков, начиная с подтверждения источников генерации получения заказа, согласования условий поставки и завершения проверкой отгрузки и доставки заказанной продукции. В ходе осуществления контроля за выполнением заказа проверяется соблюдение поставщиком своих договорных обязательств по ассортиментной структуре, мощности материального потока и качеству продукции. Проверка транспортно-экспедиционных посредников заключается в соблюдении сроков доставки, отсутствии повреждений, недостач и т.д. Выполняемая на предприятии функция контроля позволяет регулировать интенсивность материальных потоков и делать выводы о надежности и ответственности поставщика.

Информация о работе Лекции по "Логистике"