Логистические центры в транспортных узлах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 15:26, статья

Описание работы

Ускоренное развитие процессов глобализации на мировом транспортно-логистическом рынке, предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию требуют российских логистических компаний широкого использования в текущей работе передовых технологий и инновационных схем для повышения конкурентоспособности компании и дальнейшего развития логистической инфраструктуры. Одной из основных тенденций развития мирового рынка транспортно-логистических услуг в последние годы является постепенно возрастающий спрос на комплексные логистические услуги.

Файлы: 1 файл

Логистические центры в транспортных узлах.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

Реализация  транспортных технологий с использованием «сухого» железнодорожного порта позволяет:

  • увеличить перерабатывающую способность морских портов;
  • обеспечить повышение эффективности перевозочного процесса;
  • снизить транспортные издержки и снизить инвестиционную нагрузку при формировании портовой инфраструктуры, обеспечить более быстрый ввод объектов в эксплуатацию.

На процесс организации  взаимодействия на стыке ОАО «РЖД» и портов влияют следующие особенности функционирования:

  • трудность получения полной, достоверной информации;
  • дефицит времени для принятия управленческих решений;
  • сбои, отказы и выходы из строя технических средств;
  • форс-мажорные обстоятельства.

Учитывая системный характер проблемы организации взаимодействия железнодорожного и морского транспорта в процессах согласованного подвода вагонов и судов, а также оптимизации норм выгрузки железнодорожных вагонов в портах на основе договоров на подачу и выгрузку очевидно, что её решение заключается в разработке и реализации на основе единой методологии комплекса согласованных мероприятий, в том числе в части правового поля.

Кроме того, необходим  ряд мероприятий организационного, финансово-экономического, методического, информационного и технологического характера, учитывающих интересы всех участников транспортного процесса, в частности необходимо:

  • внедрение движения по согласованным графикам, в особенности для массовых экспортных грузов, транзитных грузов;
  • увеличение объемов перевозок в контейнерных поездах;
  • внедрение современных технологических решений на основе электронного обмена данными;
  • оптимизация и совершенствование работы таможенных, пограничных и иных государственных служб, осуществляющих контроль за перемещением товаров;
  • модернизация портов и проведение мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры  на подходах к портам.

Рассмотрим некоторые  примеры организации такого взаимодействия. Так, Северо-Кавказская железная дорога 11 портов и 3 перевалочные нефтебазы. Для обеспечения взаимодействия железной дороги и Новороссийского морского порта создана логистическая группа на грузовой железнодорожной станции Новороссийск, в которую входит руководитель и заместитель руководителя группы, диспетчер по планированию и инженер-логист. Логистическая группа осуществляет информационное взаимодействие с одной стороны со станционным диспетчером и диспетчером по регулированию движения вагонного парка, а с другой со диспетчерами стивидорных компаний, работающих в морском порту (ОАО «Новорослесэкспорт»,  ОАО «Импортпищепром», ОАО «НСРЗ» и ОАО «Новороссийский морской торговый порт»). В результате такого взаимодействия время простоя под одной грузовой операцией сократилось с 37,76 до 32,92 часа, обеспечено сгущенное прибытие вагонов в порт при среднесуточном подтверждении объемов с отгрузкой маршрутами.

На Октябрьской железной дороге объем перевозок грузов в  адрес портов Северо-Западного региона вырос по сравнению с 1999 годом в 3,6 раза. В последующие десять лет по прогнозам экспертов эта цифра удвоится, что свидетельствует о все большей интеграции российской экономики в мировую.

Для реализации этой задачи руководство Октябрьской железной дороги предложил создать единый логистический центр, основной задачей которого будет являться формирование, продажа логистических услуг и синхронизация действий всех участников при формировании продукта. При этом для развития эффективного взаимодействия между участниками проекта и формирования конкурентоспособного продукта юридическое обеспечение данного проекта возможно через подписание соглашений об уровне предоставляемых услуг между всеми участниками, так называемое SLA-соглашение, определяющее уровень качества предоставляемых услуг через конкретные ключевые показатели эффективности.

На сегодня у Октябрьской  железной дороги есть такой опыт работы логистического центра, который пока обеспечивает координацию взаимодействия железной дороги и портов. Более того, в условиях реформирования железнодорожной отрасли и формирования рынка независимых операторов, сегодня этот центр обеспечивает также взаимодействие операторов с железной дорогой при организации железнодорожных перевозок на порты Северо-Запада.

Октябрьская железная дорога совместно с Торгово-промышленной палатой Карелии для решения  вопросов транспортного обеспечения  промышленных предприятий республики образовали Региональный координационный  совет.

В полномочиях этого органа будет:

- мониторинг и анализ текущей ситуации в транспортной сфере региона,

- участие в выработке технологических решений,

- координация взаимодействия между органами власти, транспортниками и грузовладельцами,

- выработка нормативных инициатив с правом их вынесения в местные правительство и федеральные ведомства.

Совет намерен уже  в ближайшее время подготовить  и представить в обслуживающую Карелию Октябрьскую дорогу предложения по технологии использования частных вагонов на полигоне и повышения эффективности использования транспортной инфраструктуры, взаимодействия грузовладельцев с региональным центром. 

Создание регионального транспортного органа, являющегося по своей сути общественной организацией, поможет координировать вагонопотоки. Прежде всего, между станциями Петрозаводск и Сортавала, где идут основные выгрузки, на главном ходу в порт Мурманск. Будет создан круглосуточный диспетчерский центр. Он сможет отслеживать подход каждого вагона на каждую точку погрузки и перераспределять потоки порожних вагонов между ними. 

Однако, реальная интеграция возможна только при условии развития единой информационной системы, которая будет, по сути, основным инструментом и активом данного логистического центра. На сегодняшний день в центре уже есть основная платформа – диспетчерский аппарат и эффективная информационная система, позволяющая планировать и управлять железнодорожными перевозками, включая управление парком вагонов крупнейших операторов на территории всей России. Необходимо развитие и интеграция и других компонентов единой информационной системы. Ключевыми показателями работы центра являются: простой подвижного состава на терминалах; доступность (наличие) вагонов; соблюдение расписания движения поездов и прибытие судна по графику.

Куйбышевская железная дорога инициировала создание во всех регионах ответственности координационных советов для повышения эффективности железнодорожных грузоперевозок.

В составе координационных  советов участвуют представители органов региональной власти, Торгово-промышленной палаты, Союза промышленников и предпринимателей, ассоциаций производителей и перевозчиков, территориальных надзорных органов и прокураторы, других причастных структур. Одним из направлений деятельности координационных советов будет создание стимулирующих механизмов для участников перевозочного процесса.

Необходимое условие  эффективного развития данного бизнеса  – соглашения об уровне предоставляемых  услуг. Такого рода соглашения во всем мире развиты в IT-индустрии. Однако уже есть и опыт успешной реализации этих соглашений на транспортно-логистических рынках.

В частности, Canadian Pacific Logistics – подразделение канадской железной дороги, осуществляющее как раз функции единого логистического центра, выстраивает отношения с администрациями порта, морскими линиями и стивидорными компаниями на основе соглашений, определяющих уровень качества оказываемых услуг через определение в предмете договора конкретных значений показателей, как простой составов на терминалах, прибытие поезда в срок, прибытие судна в срок и т.д. Такие соглашения, как показывает опыт канадских коллег, с одной стороны, обеспечивает абсолютную прозрачность взаимоотношений участников комплексного перевозочного процесса, с другой стороны, гарантирует качество предоставляемой услуги конечному покупателю. И конечно, четко выстроенная технология обеспечивает также повышение рентабельности активов перевозчиков и инфраструктуры через ускорение оборачиваемости активов и снижение непроизводительных потерь при простоях из-за несогласованности действий сторон.

На полигоне Октябрьской железной дороги реализуется  программа перехода на движение грузовых поездов по расписанию, принятая в ОАО «Российские железные дороги». В рамках этой программы формируются индивидуальные продукты для конкретных потребителей на конкретных маршрутах. В одном случае (лесной экспресс) вагоны различной принадлежности объединены в маршруты под контролем одного оператора, который обеспечивает синхронизацию процессов планирования деятельности грузоотправителя, грузополучателя и процедур планирования перевозок грузов в ОАО «РЖД» с учетом всех факторов. Во втором случае подвижной состав каждого из четырех независимых операторов, обслуживающих грузообразующее предприятие в Карелии через систему календарного планирования распределяется на одну существующую нитку графика, исключая неконтролируемый подход и сгущение.

В результате значительно  увеличена маршрутная скорость и  снижен оборот вагона на данных маршрутах. Более того, дорога получает положительную обратную связь, как от операторов подвижного состава так и от грузоотправителей, их трейдеров в Германии.

Учитывая высокую загруженность  автомобильных подходов к морскому порту Санкт-Петербург, дорога активно продвигает на рынке контейнерных услуг продукт «блок трейн».

Традиционные пользователи этой услуги – это терминалы ООО «Модуль» и ЗАО «Восход». А теперь к данной схеме работы подключаются и «Логистика терминал» (ст. Шушары) и «Логистический парк Янино» (ст. Заневский Пост.).

В настоящее время  суммарные объемы перевозок по технологии «блок трейн» увеличились по отношению к прошлому году практически в 2 раза и достигли 45,7 поездов в месяц.

Так что, по нашим оценкам  и на основании практических результатов, полученных в ходе реализации вышеупомянутой программы, рынок готов к восприятию новой услуги, однако, успех возможен только при условии качественной работы в сторону интеграции.

В Гамбургском транспортном узле логистический координационный  центр создали сами участники  транспортного процесса. Там применяются  высокопроизводительные информационные системы, способствующие повышению эффективности работы транспорта.

В Гамбургском порту, где имеется примерно 1 тыс. пунктов  погрузки и выгрузки вагонов, в передаче вагонов от железных дорог порту  и обратно участвуют многочисленные организации, которые обязательно  должны являться пользователями информационно-управляющих систем. В среднем в порту под погрузкой и выгрузкой и на стоянках ежедневно находятся 4 тыс. вагонов.

Получателями и отправителями  штучных грузов обычно являются экспедиторские фирмы, по заявкам которых соответствующие предприятия порта производят перегрузку грузов с судов в вагоны по прямому или складскому вариантам.

Получателями и отправителями  массовых грузов большей частью являются владельцы терминалов - дочерние предприятия  промышленных концернов, которые сами организуют операции по прибытию больших партий грузов и их отправку в пункты дальнейшего назначения.

Прибывающие в порт груженые составы расформировываются на главной  станции, откуда вагоны отправляются на районные станции с учетом документов на вагоны, переданных в системе FIV с сортировочной станции Машен, находящейся южнее Гамбурга, и заявок на вагоны от пунктов погрузки. В соответствии с грузовыми документами грузы на отдельных пунктах погрузки перегружаются из вагонов на суда, а порожние вагоны возвращаются на главную портовую станцию.

Подача вагонов под  погрузку производится по заявкам, подаваемым экспедиторскими фирмами железной дороге и предприятиям, выполняющим  погрузо-разгрузочные (стивидорные) работы. Груженые вагоны через районные станции доставляются на главную портовую станцию, где из них формируются составы, отправляемые на железные дороги страны.

Во-первых, в порту  и на прилегающих территориях  имеется хорошо развитая инфраструктура складов, позволяющая накапливать  грузы не на колесах, а в нормальном режиме хранения, отвечающем современным принципам транспортной и складской логистики. За 815 лет существования порта Гамбург сформирована такая система складской логистики, которая отвечает всем современным требованиям. Сегодня в нее входят не только специальные терминалы для торговли через Интернет, но и склады всех крупнейших мировых производителей товаров, имеющих в Гамбурге свои логистические подразделения.

Во-вторых, в порту  имеется хорошо развитая диспетчерская  служба, отслеживающая движение всех вагонов в направлении порта. 
В-третьих, и что хотелось бы особо подчеркнуть, в европейских странах перевозку груза в порт осуществляет не сам производитель или экспортер, а уполномоченный экспедитор, который ко всему прочему согласовывает объемы и график завоза с судоходными и стивидорными компаниями.

Описанный выше опыт формирования логистической системы в транспортных узлах может служить примером для внедрения таких систем в  российских транспортных узлах.

 

 

 


Информация о работе Логистические центры в транспортных узлах