Логистическое исследование рынка кофе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Данная работа содержит обзор рынка кофе в России. Целью работы является исследование размера, сегментации, динамики и цен на рынке в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Обзор рынка кофе…………………………………………………………………5
Сегментация рынка……………………………………………………………….7
Основные игроки………………………………………………………………...12
Конкурентное окружение……………………………………………………….16
Места продаж ……………………………………………………………………17
Ценовая стратегия……………………………………………………………….18
Основные тенденции и показатели развития рынка…………………………..22
Прогнозы развития рынка……………………………………………………….23
Динамика рынка кофе в России………………………………………………...25
Спрос на кофе в условиях кризиса …………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….30
Библиографический список……………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Логистическое исследование рынка КОФЕ.docx

— 182.97 Кб (Скачать файл)

Многие  западные компании, открывшие в России производство, уже заявили о намерении  вопреки кризису сохранить поддержку  и уровень позиционирования своих  брэндов.

Опасность работы компаний с рублевыми ценами, по мнению специалистов, заключается  не только в риске потерь на кредитах, которые они предоставляют клиентам, но и в серьезных трудностях, связанных  с возвращением собственных долгов поставщикам. В условиях гиперинфляции  решение этих вопросов усложняется.

 

 

7.Основные  тенденции и показатели развития рынка.

В период с 2002 по 2007 год розничные продажи  кофе в России демонстрировали стабильный ежегодный рост стоимостных показателей  примерно на 20% (в 2007 году был достигнут  уровень $ 2,2 млрд). Благоприятная экономическая  ситуация, а также рост заработной платы и пенсионных выплат способствовали росту покупательной способности  населения и увеличению потребительского спроса. Доля потребителей со средним  уровнем дохода в России велика, и она продолжает расти. Соответственно, при покупке продуктов питания  эти более состоятельные потребители  все меньше ориентируются на цену и больше - на качество и удобство продукта.

Растворимый кофе продолжает доминировать на российском рынке - продажи в этом сегменте составили $ 1,8 млрд, или 69,9 тыс. т. При этом львиную  долю продаж обеспечивает традиционный растворимый кофе, а сегмент растворимого кофе без кофеина по-прежнему развит недостаточно. В 2007 году в сегменте растворимого кофе был отмечен рост на 12% в стоимостном выражении.

Несмотря  на сдвиг потребительских предпочтений в сторону более качественного  кофе, высокий темп жизни потребителей способствует сохранению популярности растворимого кофе, а появление таких  новых разновидностей напитка, как  латтэ, моккачино, ваниль, айришкрим  и фрапуччино, вызвало значительный рост продаж. Продажи натурального кофе в России составили около 18% общих розничных продаж кофе в  денежном выражении.

Этот  сегмент продемонстрировал серьезный  рост в стоимостных показателях - около 24%. Такая динамика была обеспечена развитием сетей кофеен, что привело  к росту осведомленности потребителей, а также к их стремлению приобретать  высококачественный кофе.

 

Кроме того, многие потребители переключились  с растворимого на высококачественный натуральный кофе в связи с  заботой о своем здоровье.

В 2007 году наиболее популярным каналом сбыта  кофе в России стали супер- и гипермаркеты, которые обеспечили 36% продаж в натуральном  выражении. Далее следуют небольшие  несетевые магазины - на них приходилось 33% розничных продаж кофе в натуральном  выражении. Около 20% продаж принадлежало таким форматам розничной торговли, как универсамы, киоски и рынки. Порядка 9% продаж кофе обеспечивали дискаунтеры, а 1% - магазины на автозаправочных станциях и автоматы (в настоящем исследовании торговые кофейные автоматы отнесены к категории внемагазинной торговли, а не к каналу on-trade).

В 2007 году рост продаж кофе в стоимостном выражении  через on-trade канал превысил рост продаж через off-trade канал. Это связано с  развитием сетей кофеен, особенно в Санкт-Петербурге и Москве. Основным результатом развития этого сегмента общественного питания стал новый  взгляд на качественный кофе. Согласно прогнозам, подъем в развитии сетевых  кофеен продолжится в течение  ближайших 5 лет. Соответственно, объемы продаж через on-trade канал продолжат  свой рост. Кроме того, ожидается  экспансия сетей кофеен из крупных  городов в средние и небольшие.

 

8.Прогнозы развития рынка.

В период с 2007 по 2012 год ожидается снижение темпов роста продаж кофе в России, поскольку этот рынок близок к  насыщению. По прогнозам EuromonitorInternational, в указанный период розничные  продажи кофе в России будут ежегодно увеличиваться в среднем на 5% в стоимостном выражении. В основном это будет происходить за счет роста цен и желания потребителей покупать более качественный кофе.

Растущее  число сетевых кофеен также будет  формировать стремление потребителей к покупке высококачественного  продукта. Соответственно, продажи  натурального кофе будут расти более  высокими темпами, чем продажи растворимого. Наибольший ежегодный рост в рассматриваемый  период ожидается в сегменте натурального кофе в зернах - около 13% в стоимостном  выражении. Продажи натурального молотого кофе в стоимостном выражении  также будут расти высокими темпами - около 9% в год, поскольку многие потребители считают предварительно смолотый кофе более удобным в  потреблении.

Сегмент растворимого кофе в России уже достиг насыщения, и в 2007-2012 гг. роста в  нем не ожидается. К 2012 году продажи  растворимого кофе в стоимостном  выражении немного вырастут - приблизительно на 3% - и достигнут $ 2,1 млрд. Спрос  на удобные для потребления продукты позволит сегменту растворимого кофе занимать наибольшую долю на российском рынке.

«Россиянам в следующем году не придется отказываться от бодрящей чашечки кофе по утрам. Вопреки неурожаю кофе-бобов в мире повышение цен на сырье потребителей не затронет.

"Стоимость  кофе на прилавках даже при  самом пессимистичном развитии  событий не повысится больше  чем на 10 процентов, - говорит генеральный  директор ассоциации "Росчайкофе" РамазЧантурия. - Причем подорожание  коснется лишь товара элитных  сортов".

 

Однако  эксперты опасаются, что в следующем  году мировой рынок ждет дефицит  кофе. По прогнозу Международной организации  кофе, за год до 30 сентября 2010 года объем  поставок на мировые рынки составит около 7,5 триллиона тонн, а потребность - почти в 8 триллионах. А с начала 2009 года цены на кофе арабика подскочили на мировом рынке на 30 процентов.

Виной всему  проливные дожди в Бразилии, Колумбии и Вьетнаме, которые являются крупнейшими  экспортерами кофе. Неурожай в этих странах может, по мнению некоторых  экспертов, привести к тому, что они  резко сократят продажу кофе-бобов. Впрочем, сезон только в разгаре, и прогнозы могут быть не столь  удручающими. РамазЧантурия предпочитает не драматизировать ситуацию: "Цены на мировой бирже действительно  могут подскочить, но потребители  от этого не пострадают". По его  словам, стоимость сырья в цене товара на полке составляет иногда не более 10 процентов. Основную часть  занимает оплата переработки, фасовки, упаковки, а главное - розничная торговая наценка. Она может быть равна  половине в конечной цене для потребителя».

9.Динамика рынка  кофе в России.

Сегодняшняя доля растворимого кофе приблизительно 85 % и предположили, что этот сегмент  сможет удержать наибольшую часть кофейного  рынка России.

Несколько компаний активно работают над продвижением категории зернового кофе в России,но, по расчетам, на его долю в будущем  едва ли будет приходиться более 20 % рынка.

Тем не менее, формирование устойчивого спроса на зерновой и молотый кофе остается основной тенденцией отечественного кофейного  рынка. Эти позиции представляют все больший коммерческий интерес  и реализуются во все больших  объемах.

В  крупных  промышленных российских городах, которые  являются основными потребителями  зернового и молотого кофе, в последнее  время обозначилась тенденция изменения  пропорций между продажами этих двух ассортиментных категорий. Если раньше преобладал объем зернового кофе, то сейчас молотый кофе почти поднялся до его уровня.

Продвижение зернового и молотого кофе в регионах - перспективное, но очень непростое  дело, -  там не только меньше платежеспособность населения, но и ниже культура потребления  кофе.

Размышляя о перспективах развития кофейного рынка, надо отметить, что  натуральный кофе сохранил характер "доступной роскоши" - продукта не повседневного, но позволительного - и подобное восприятие его потребителем во многом обеспечивает стабильность продаж.

Работа  с зерновым кофе представляет интерес  для компаний, ориентирующихся на заполнение различных рыночных ниш.

Разница между продажами в Москве и  в российских регионах до сих пор  очень велика: если на столичном  рынке в течение последних  нескольких лет наблюдался ежегодный  прирост объемов почти на 100 %, то в регионах продажи увеличивались  медленнее.

Успех продвижения  зернового кофе можно видеть  в комбинации двух подходов: прямой рекламы и, обязательно, дегустаций на местах продаж, которые позволяют  конечному потребителю знакомиться  с новым для него вкусом достаточно дорогого продукта.

Говоря  о перспективности кофе верхнего ценового сегмента, нужно отметить и рост объемов реализации в России дорогостоящего сублимированного кофе.

Однако и более дешевый кофейный продукт - порошок, произведенный методом "spray-dried" - по-прежнему прочно удерживает позиции в регионах, где покупательная  способность населения значительно  ниже, чем в Москве и нескольких развитых городах.

Повышение требований конечного потребителя  к качеству (как самого кофе, так  и его упаковки) отразилось на запросах оптовых компаний, что, в свою очередь, вынудило поставщиков привести свое производство в более точное соответствие нормам российского рынка.

Проблемы, с которыми в 1998 году столкнулись  дистрибьюторы кофе, заставили их не только задуматься о степени сбалансированности своего кофейного ассортимента, но и подключить к кофе дополнительные товарные группы.

Сегодня торговым компаниям становится все  труднее работать с каким-то одним  продуктом, , поэтому они пошли  по традиционному дистрибьюторскому  пути и начали работать с широким  ассортиментом продуктов питания: бакалейными товарами, плодоовощными  и рыбными консервами.

Рынок кофейных компаний консолидируется и небольшим  его участникам становится сложнее  выдерживать условия конкурентной борьбы. Привлекательность кофейного  бизнеса для небольших фирм снижается: ужесточаются требования таможенных, фискальных и прочих органов, а норма  прибыли сокращается.  Происходит увеличение степени концентрации в  кофейном сегменте, когда маленьким  компаниям приходится занимать свою более или менее обособленную рыночную нишу и там приспосабливаться  ко все более жестким условиям рынка.

 Сегодня  налицо ослабление спроса на  те товары, которые не относятся  к группе "первой необходимости.  В России, где основная масса  потребителей ориентирована на  чай, такая рыночная ситуация  сразу отразилась на продажах  кофе.

Тем не менее, согласно данным маркетинговых исследований, число торговых марок и представляющих их компаний на рынке кофе в России в настоящее время едва ли сокращается.

Выйти на кофейный рынок России с новой  маркой сегодня, по общему мнению участников и наблюдателей этого рынка, становится все сложнее. А место в лидирующей группе компаний для "новичков" становится все более дорогим.

 

10.Спрос на кофе в условиях кризиса

Несмотря  на экономический кризис, спрос на кофе сохраняется на достаточно высоком  уровне, отмечают эксперты аналитического отдела ИА «КредИнформ Северо-Запад».

В октябре 2009 года мировой экспорт кофе насчитывал 6,9 млн. мешков в сравнении с 7,3 млн  в октябре 2008 года, рост в первом месяце 2009-2010 года в сравнении с  предыдущим периодом составил 4,5%. В  октябре 2009 года экспорт кофе сорта  Арабика составил 61,3 млн мешков по сравнению с 62,5 млн мешков прошлого года, тогда как экспорт кофе сорта  Робуста насчитывал 34,8 млн мешков против 33,6 млн мешков.

Рынок кофе в России ежегодно прирастает стоимостном  выражении на 20%, а в натуральном - на 5%. В 2008 году одновременно наблюдалось  незначительное снижение объемов потребления  растворимого и увеличение потребления  молотого кофе. В дальнейшей перспективе, по оценкам экспертов, темпы роста  рынка будут снижаться, что позволит участникам рынка создать условия  для возведения производственных мощностей  с точки зрения финансовой эффективности, а по мере усиления активности на рынке - выйти на полную производственную мощность.

Российский  рынок кофе характеризуется высокойимпортозависимостью. Таможенные пошлины на обжаренный кофе достигают 10%, тогда как зеленое  кофейное зерно пошлинами не облагается. В 2010 году российский рынок кофе в  натуральном выражении прирастет  на 5% при относительной стабильности на мировом рынке кофе.

Что касается дальнейших перспектив, то в кризисный  период на рынке кофе может произойти  некоторое перераспределение сегментов  и переход части потребителей из высокого ценового сегмента в более  дешевый. Кроме этого, в Санкт-Петербурге ожидается экспансия крупнейших международных сетевых кофеен, поскольку  здесь посетители предпочитают проводить  в кофейне до 2 часов, что подстегнет спрос на кофе со стороны индустрии  питания.

 

Заключение

Как показал  анализ главные игроки на российском рынке кофе на сегодняшний момент - международные компании. В частности Nestle, производитель Nescafe и KraftFoods, производитель Jacobs. Хотя марочными лидерами являются уже вышеуказанныеNescafe, Jacobs, а так же Tchibo (производитель TchiboGMB).

Говоря  о сегменте, кофе, то респонденты  в большинстве своем выбирали растворимый, в частности гранулированный  кофе. Этот продукт пользуется особой популярностью благодаря быстроте приготовления, удобству упаковки и  широкому распространению в рознице.

Что касаетсяканалов  сбыта, то лидеры рынка практически  весь свой ассортимент реализуют  именно в сетевых гипермаркетах  и супермаркетах.Это наиболее логично  для современной российской действительности, а так же процессов глобализации. Крупные гипермаркеты включают в  себя практически все виды товаров  повседневного потребления. Именно поэтому потребителю со средним  и выше среднего достатком удобно в выходные покупать все необходимые  товары– от хозяйственных до продовольственных.

Информация о работе Логистическое исследование рынка кофе