Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:38, контрольная работа
Цель работы - изучение проблемы эффективного управления запасами, как элементом оборотных активов предприятия, изучение функций логистики запасов.
Введение. …………………………………………………….………………….…. (стр. 3)
II. Понятие и причины создания товарно-материальных запасов. Три группы целей логистики запасов: минимизация затрат на образование запасов; достижение высокого уровня готовности к отпуску материалов в производстве, товаров – к отгрузке и выполнению заказов клиента; минимизация затрат на логистическую сферу. …………………………………...... (стр. 4-7)
2.1. Понятие и причины создания товарно-материальных запасов. …………………………………………………………………..…. (стр. 4-6)
2.2. Цели логистики запасов.………………………..………….…….…. (стр. 6-7)
III. Функции логистики запасов: учет запасов, планирование, финансовое обеспечение, контроль, оперативное регулирование и анализ. Классификация и контроль запасов по методу ABC. ……………………………….… (стр. 8-14)
3.1. Функции логистики запасов. ……………..………………….…. (стр. 8-12)
3.2. Классификация и контроль запасов по методу АВС. (стр. 12-14)
IV. Тестовые задания «Закупочная логистика». ….. (стр. 15-18)
V. Заключение. ……………………………………………….…….…….………. (стр. 19)
VI. Список литературы. ………………………….………………………. (стр. 20)
- политику поставщиков в отношении поставок материальных ценностей;
- допустимые пределы, в которых могут колебаться запасы;
- возможность и объем
закупок сверх нормальных
- опасность устаревания
и порчи материальных
Анализ состояния и динамики оборачиваемости запасов на предприятии.
Оборачиваемость запасов = Себестоимость продаж / Средняя величина запасов.
При этом:
Средняя величина запасов = (Остатки запасов на начало года + Остатки запасов на конец года ) / 2
При анализе сроков и размеров закупок необходимо предварительно обосновать приемлемые для организации значения следующих показателей:
- Объем товарных запасов (измеряться в натуральном и стоимостном выражении). На практике определяют три вида данного показателя:
1. минимально допустимый объем, свидетельствующий о необходимости пополнения товарных запасов;
2. максимальный объем, характеризующий предельную величину товарных запасов;
3. резервный объем, гарантирующий владельцу бесперебойную работу предприятия в непредвиденных случаях.
Задачей анализа при этом является обеспечение минимальных затрат на создание запасов при обеспечении бесперебойного функционирования.
В анализе закупок запасов материальных ценностей должны учитываться две противоположные тенденции: расходы по приобретению большего объема ресурсов в расчете на единицу запасов сокращаются, тогда как расходы по хранению, а также риски устаревания и ухудшения качества растущих запасов увеличиваются.
3.2. Классификация и контроль запасов по методу АВС.
АВС-анализ является одним из основных методов оптимизации материального потока, который может использоваться не только в снабжении, но и для анализа товарного ассортимента, покупателей, объемов продаж.
В АВС-анализе используются параметры:
- количество и стоимость
приобретаемых ресурсов с
- количество и стоимость израсходованных ресурсов по отдельным позициям и группам;
- цена закупаемых товаров;
- количество счетов, выставленных поставщиками, и размеры оплаты по этим счетам;
- общее количество
поставщиков и размеры их оборо
- количество и стоимость
отдельных закупаемых
Суть этой контролирующей системы состоит в разделении всей совокупности запасов товарно-материальных ценностей на три категории исходя из их стоимости, объема и частоты расходования, отрицательных последствий их нехватки и финансовых результатов.
По АВС-анализу все ресурсы (поставщики) делятся на три группы:
А - немногочисленные, но важнейшие материалы, товары (поставщики), на которые тратится 75-80% средств. В категорию "А" включают наиболее дорогостоящие виды запасов с продолжительным циклом заказа, которые требуют постоянного мониторинга в связи с серьезностью финансовых последствий, вызываемых их недостатком. Тщательно определяются размеры, сроки и точки заказов, величина затрат на оформление заказов, транспортировку и хранение, устанавливается строгий контроль уровня запасов по данным позициям. Запасы этой группы контролируются еженедельно. Составляют лишь 10-20% от общего количества находящейся на складе продукции.
Правила для номенклатурных позиций класса А:
• частая оценка прогноза
и метода прогнозирования. Любой
построенный прогноз несет
• частый подсчет запасов с жесткими допусками. Недопустимо сколько-нибудь существенное отклонение данных о запасах, зафиксированных в информационной системе, от данных согласно проведенному подсчету (текущая инвентаризация). При отклоненим от жесткого допуска выясненяются его причины. Имеет смысл раз в год или раз в полгода проводить и традиционную полную инвентаризацию;
• ежедневное обновление информации данных о запасах;
• частое рассмотрение требований спроса, размеров партий, страхового запаса. Необходимо тщательное отслеживание всех параметров планирования, выявление реальных потребностей в номенклатурных позициях.
В - материалы, товары, которые являются второстепенными. На приобретение группы В тратится 20% средств. В категорию "В" включают товарно-материальные ценности, имеющие меньшую значимость в обеспечении бесперебойного операционного процесса и формировании конечных результатов финансовой деятельности. Определяются экономичные размеры партий, момент выдачи повторного заказа. Запасы этой группы контролируются обычно один раз в месяц. Составляют 30-40% от общего количества находящейся на складе продукции.
Осуществляется обычный
контроль и сбор информации о запасах,
что позволяет своевременно обнаружить
и скорректировать
С - составляет значительную часть номенклатуры всех используемых ресурсов, но эти материалы недороги, и на них тратится 5% средств. В категорию "С" включают все остальные товарно-материальные ценности с низкой стоимостью, не играющие значимой роли в формировании конечных финансовых результатов. Поставки планируются в общем объеме на 1 год, регистрируются пополнения запасов, но учет их уровня не ведется. Проверка наличия запасов производится методом инвентаризации один раз в год. Составляют 40-50% от общего количества находящейся на складе продукции.
Изделия группы С нуждаются в самом обыкновенном контроле - периодическая проверка уровней запаса. К ним относятся инструменты, несложное оборудование, запасные части.
Правила для номенклатурных позиций класса С:
• изделия всегда должны быть в наличии (основное правило). Запасов изделий класса С может быть больше, чем нужно, но не должно быть меньше, чем необходимо;
• простая фиксация данных или отсутствие фиксации данных в базе данных;
• большие размеры заказов и большой страховой запас. Экономия на подготовительных издержках;
• хранение на территориях, доступных для персонала, использующего эти номенклатурные позиции в производственном процессе;
• нечастый подсчет запасов с большими приемлемыми допусками (например, взвешивание вместо подсчета).
АВС-метод контролирует только наиболее важные виды ТМЗ (категории А и В) - экономится время, ресурсы и повышаетсяь эффективность управления.
Основная задача: своевременное размещение заказов на пополнение запасов, вовлечение в оборот излишне сформированных их видов.
При проведении объемно – стоимостного анализа вся номенклатура запасов делится на группы А, В и С. Группа А объединяет наиболее активные в стоимостном выражении виды запасов, В – запасы средней активности и С – запасы с наиболее низким уровнем рублевой активности.
Оптимальный объем запасов:
· для позиций высокого спроса (группа А) – формируют максимальный страховой запас для покрытия любых колебаний спроса;
· для позиций постоянного спроса (группа В) – формируют умеренный страховой запас;
· для позиций нерегулярного спроса (группа С) – низкий или нулевой уровень страховых запасов.
Зачастую имеет смысл проведения не только АВС, но и XYZ классификации.
IV. Тестовые задания «Закупочная логистика».
Задание № 1. Достоинствами применения традиционного метода закупок являются:
а) сокращение оборотных средств предприятия;
б) гарантия бесперебойной работы предприятия;
в) возможность работы одновременно с несколькими поставщиками;
г) высокое качество и точность по количественным показателям поставляемых товаров;
д) возможность закупки крупных партий продукции по оптовым ценам.
Ответ: б, в, д.
Организация-потребитель получает максимально возможное количество необходимых материалов от нескольких поставщиков – гарантия бесперебойной поставки; возможность работы с поставщиком, который реализует продукцию оптом по минимальным ценам.
Задание № 2. Достоинствами применения метода закупок «точно в срок» являются:
a) сокращение оборотных средств предприятия;
б) гарантия бесперебойной работы предприятия;
в) возможность работы одновременно с несколькими поставщиками;
г) высокое качество и точность по количественным показателям поставляемых товаров:
д) возможность закупки крупных партий продукции по оптовым ценам.
Ответ: а, г.
Лишен всех недостатков традиционной системы; минимизация издержек на производство конечной продукции, связанных с поставкой в производственный процесс сырья; высокое качество и точность по количественным показателям поставляемых товаров, что обеспечивает надежность долгосрочных контрактов с одним поставщиком, который отвечает за качество и сроки поставок товаров.
Задание № 3. Чем необходимо располагать при планировании закупок независимо от того, какой метод планирования применяется?
а) хорошими знаниями статистики;
б) богатым опытом работы в данной сфере;
в) аналитической информацией за последние несколько лет (месяцев).
Ответ: в.
Какие материалы требуются, их количество и время, когда они понадобятся, определяют, используя различные методы. Следует указать, что все они требуют информацию о том, как использовались аналогичные материалы в прошлом.
Задание № 4. Применение какого метода закупок экономически целесообразно для овощного комбината, обеспечивающей потребности г. Минска на 30%?
а) регулярные закупки
мелкими партиями в течение определенного
времени с оформлением
б) ежедневные (еженедельные, ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям;
в) закупка товара по мере необходимости;
г) закупка товара одной (несколькими) оптовой партией на весь сезон реализации;
д) закупка товаров с немедленной сдачей или заказ товаров по необходимости.
Ответ: г.
Закупка товара одной партией на определенный период (1 год) – предполагает крупнооптовые закупки.
Задание № 5. В каких из перечисленных ниже случаев целесообразно проведение тендера?
а) сельскохозяйственный производственный кооператив «Октябрь» планирует строительство двух ферм на 400 голов крупного рогатого скота каждая;
б) крупное автотранспортное предприятие по междугородним грузоперевозкам приобретает седельный тягач с полуприцепом;
в) экспериментальный завод закупает оборудование по осуществлению плазменной резки стоимостью 220 млн. р.:
г) кондитерская фабрика осуществляет поиск постоянного поставщика мукомольной продукции.
Ответ: а, в, г.
Конкурсные торги (тендеры) – широко используемая в индустриально развитых странах форма поиска и налаживания высокоэффективных взаимоотношений поставщиков и потребителей. Конкурсные торги проводят в случае, если предполагается закупить сырье, материалы, комплектующие на большую денежную сумму, или планируется наладить долгосрочные связи между поставщиком и потребителем.
Конкурсные торги выгодны как поставщику, так и потребителю.
Задание № 6. Какие два оценочных критерия при выборе поставщика имеют, как правило, для потребителя первостепенное значение?
а) сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
б) кредитоспособность и финансовое положение поставщика;
в) стоимость продукции или услуг;
г) удаленность поставщика от потребителя;
д) качество обслуживания, предполагающее качество продукции и надежность обслуживания.
Ответ: в, д.
Количество критериев выбора поставщика может доходить до нескольких десятков. К трем основным критериям относят: стоимость приобретения продукции или услуг; качество продукции или услуг; надежность обслуживания.
Задание № 7. Какой оценочный критерий при выборе поставщика имеет первостепенное значение для оптовой торговой организации?
а) сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
б) кредитоспособность и финансовое положение поставщика;
в) стоимость продукции или услуг;
г) удаленность поставщика от потребителя;
д) качество обслуживания, предполагающее качество продукции и надежность обслуживания.
Ответ: в.
При выборе одного
или несколько поставщиков из
множества потребители
Задание № 8. Какой оценочный критерий при выборе поставщика имеет первостепенное значение для производственной организации, располагающей складскими помещениями незначительной площади?
а) сроки выполнения текущих и экстренных заказов;