Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 18:53, контрольная работа
Подобно смысловому значению термина содержание понятия логистики также не имеет единого определения. Широкое и неоднозначное толкование сущности логистики обусловливается следующими основными причинами:
- исторически небольшим временным периодом применения логистики в сфере экономики;
- наличием множества функциональных и ресурсных направлении в логистике;
- междисциплинарным характером логистики и сочетанием в ней экономических и инженерно-технических дисциплин;
1.1 Содержание понятия логистика…………………………………………...…3
1.2 История термина…………………………………………………………..…8
1.3 В чем заключается принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного……………….….9
1.4 Основные предпосылки возникновения и развития логистики………..…10
1.5 Факторы и тенденции развития логистики………………………………...13
1.6 Стратегические и тактические цели логистики…………………………...15
1.7 Шесть правил логистики……………………………………………………17
2 Тест ……………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………33
МОУ ВПО Южно-Уральский
Кафедра информатики и вычислительной техники
Студент гр. МОЗ-02-10, Реутова Я.С.
Преподаватель
1.1 Содержание понятия логистика…………………………………………...…3
1.2 История термина………………………………………………………….
1.3 В чем заключается принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного……………….….9
1.4 Основные предпосылки возникновения и развития логистики………..…10
1.5 Факторы и тенденции развития логистики………………………………...13
1.6 Стратегические и тактические цели логистики…………………………...15
1.7 Шесть правил логистики……………………………………………………
2 Тест …………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Подобно смысловому значению
термина содержание понятия логистики
также не имеет единого определения.
Широкое и неоднозначное
- исторически небольшим временным периодом применения логистики в сфере экономики;
- наличием множества функциональных и ресурсных направлении в логистике;
- междисциплинарным характером логистики и сочетанием в ней экономических и инженерно-технических дисциплин;
- употреблением в языке логистики большого количества терминов из различных областей знаний;
- неточным пониманием и/или переводом терминов логистики в разных странах;
- существованием в мире различных национальных школ и течений в логистике, например американской, японской, европейской (в том числе и российской, с ее региональными представительствами) школы.
В настоящее время логистика является относительно молодой и стремительно развивающейся экономической наукой, в связи с этим ее понятийный аппарат и терминология постоянно уточняются, дополняются и наполняются новым содержанием.
В зарубежной и в отечественной
литературе встречаются различные
подходы к определению
- научная дисциплина об управлении потоками в системах (Плоткин Б.К., 1991);
- новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и соответствующими им информационными и финансовыми потоками в условиях перехода от свободного рынка к регулируемой рыночной экономике, и наоборот (Новиков О.А., Семененко Л.И., 1993);
- научный инструментарий эффективного взаимодействия производительных сил общества путем системной интеграции и оптимизации материальных, товарных и информационных потоков (Афанасьева И.В., 1995);
- теория и практика планирования, организации, функционального управления и контроля процессов движения совокупности материальных, финансовых, трудовых, правовых и информационных потоков в системе рыночной экономики (Уваров С.Л., 1996);
- научная дисциплина, изучающая законы и закономерности свободной рыночной экономики, связанные с закупками и перемещением товаров в целях достижения надежности и гибкости производства и торговли (Плоткин Б.К., 1996);
- новое научное направление, основной функцией которого является сквозная организационно-аналитическая оптимизация экономических потоков, в том числе потоковых процессов в формах производственно-коммерческой (предпринимательской) деятельности, коммерческой и др. (Семененко Л.И., 1997);
- наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей (Сергеев В.И., 1997);
- интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного, с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг, управления материальными и/или сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств (Сергеев В.И., 1997);
- наука об управлении эколого-социально-
- сфера управленческой, информационной и финансовой деятельности по регулированию целостного процесса движения сырья и материалов, а также обеспечивающих услуг от их закупок до предоставления потребителям конечной продукции (в том числе услуг) требуемого качества и оптимальной стоимости (Янченко В.Ф., 2001);
- научное и практическое направление деятельности но интеграции управления процессами движения совокупности материальных, информационных, финансовых, трудовых и правовых потоков в экономических системах (Долгов А.П., Козлов В.К., Уваров С.А., 2005);
- один из прикладных разделов менеджмента, изучающий закономерности организации и управления материальными (как правило, товарно-материальными) и сопутствующими им другими потоковыми процессами в экономических системах различных уровней (Долгов А.П., 2005);
- теория и практика по планированию, организации, функциональному управлению и контролю процессов движения совокупности материальных, финансовых, трудовых, правовых и информационных потоков в системе рыночной экономики (Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А., 2006);
- наука об управлении материальными и связанными с ними информационными, финансовыми и сервисными потоками в экономической системе от места их зарождения до места потребления для достижения целей системы с оптимальными затратами ресурсов (Лукинский В.С. и др., 2007);
- инструмент интегрированного управления материальным потоком и связанными с ним информационными, финансовыми потоками и сервисом, способствующий достижению целей организации с оптимальными затратами (Лукинскин В.С. и др., 2007).
В целом, в учебниках и
учебных пособиях по логистике, написанных
российскими учеными и
Специфические особенности использования логистического инструментария в экономике раскрывает современная трактовка логистики, основанная на двуедином подходе к определению ее содержательной основы. В сфере экономики логистика может рассматриваться двояко: с одной стороны, как совокупность средств и методов рациональной организации материалодвижения в предпринимательской деятельности; с другой - как методология управления экономическими потоковыми процессами в сложных хозяйственных системах.
В первом аспекте СУЩНОСТЬ
логистики характеризуется
Во втором аспекте логистика
предстает как методология
1.2 История термина.
Понятие логистики имеет свою историю. Древние греки понимали под логистикой искусство выполнения расчетов. Специальных государственных контролеров называли логистами. В Древнем Риме под логистикой понимали распределение продуктов.
В дальнейшем термин «логистика» стали использовать для характеристики навыков и практики расположения и перемещения воинских подразделений и обозных служб. Император Византии Леон VI, живший в IX-X вв. нашей эры, использовал термин «логистика» в учебнике по военному делу в значении «тыл, снабжение войск». В начале XIX в., в эпоху наполеоновских войн, логистика определялась как наука об управлении при планировании запасов, перевозках и снабжении войск. В России в середине XIX в., согласно «Военному энциклопедическому лексикону», изданному в Санкт-Петербурге в 1850 г., под логистикой понималось искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи неприятеля, организация их тылового обеспечения.
Новый этап в развитии военной логистики наступил во время второй мировой войны, когда логистические подходы стали широко применяться при планировании и подготовке военных операций.
В 50-е годы XX в. было признано, что задачи регулирования материальных потоков могут успешно решаться с помощью методов, применяемых в военной логистике. В начале 70-х годов XX в. логистический подход начинает широко применяться в экономике различных стран.
Постепенно понятия логистики и логистического управления наполнялись многообразным содержанием и проникали в различные сферы производства и товарообращения.
1.3 В чем заключается принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного.
Большинство определений трактуют логистику как науку и практику управления материальными потоками. Однако эта деятельность осуществлялась человечеством с давних времен.
Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками. При этом следует иметь в виду, что в настоящее время в Российской Федерации за практической деятельностью по управлению материальными потоками начинает закрепляться название «логистика» вне зависимости от того, насколько эта деятельность соответствует логистической идее.
1.4 Основные предпосылки возникновения и развития логистики. Рассмотрим, чем вызвана необходимость и чем обусловлена возможность широкого применения логистики в современной экономике.
Необходимость применения логистики объясняется рядом причин, среди которых выделим две основные.
Первая причина - развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя. До начала 60-х годов в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не придавали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. Системы распределения, как правило, не планировались. Производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг г другом. Выпущенные товары так или иначе попадали в конечное потребление. Система управления процессами товародвижения была слабой. Реальных связей между различными взаимосвязанными функциями логистики не было. Такое невнимание к сфере управления материальными потоками объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в этот период за счет расширения и совершенствования производства.
Однако к началу 60-х годов резервы повышения этого потенциала непосредственно в производстве были существенно исчерпаны. Это вызвало необходимость поиска нетрадиционных путей создания конкурентных преимуществ. Предприниматели стали уделять все больше внимания не самому товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распределения, не требуя таких дополнительных капитальных вложений, как, например, освоение выпуска нового товара, тем не менее оказалось в состоянии обеспечить высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости и одновременно повышения надежности поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В логистически организованных материалопроводящих цепях себестоимость товара, доставляемого конечному потребителю, оказалась ниже себестоимости того же товара, прошедшего по традиционному пути. Появляющаяся разница обеспечивает участникам конкурентные преимущества, зависящие не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс. Кроме того, использующие логистику поставщики могут гарантировать поставку точно в срок нужного количества товара необходимого качества и представляют для потребителя гораздо большую ценность, чем поставщики, которые подобных гарантий надежности не обеспечивают.