Материальные потоки и логистические операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 21:49, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время логистика рассматривается как направление хозяйственной деятельности, заключающееся в управлении материалопотоками в сферах производства и обращения, а также как междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Понятие материального потока……………………………………………...4
Характеристики материальных потоков и их параметры………………….7
Классификация материальных потоков……………………………………16
Виды логистических операций……………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….23
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………

Файлы: 1 файл

Чистовик логистика.docx

— 75.94 Кб (Скачать файл)

Основные параметры, характеризующие поток, следующие: начальный и конечный пункты его, геометрия пути (траектория), длина пути (мера траектории), скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность.

Для описания потоков и работы с ними необходима хотя бы самая простая классификация, которую целесообразно осуществлять по следующим признакам:

1. По отношению к рассматриваемой системе:

- внутренние потоки — циркулируют внутри системы,

- внешние потоки — поступают в систему извне и (или) покидают ее пределы

2. По степени непрерывности:

- непрерывные потоки — в каждый момент времени по траектории потока перемещается определенное количество объектов

- дискретные потоки — образуются объектами, перемещаемыми с интервалами.

3. По степени регулярности:

- детерминированные потоки — характеризуются определенностью параметров на каждый момент времени

- стохастические потоки — характеризуются случайным характером параметров, которые в каждый момент времени принимают определенное значение с известной степенью вероятности.

4. По степени стабильности:

- стабильные потоки — характеризуются постоянством значений параметров в течение определенного промежутка времени

- нестабильные потоки — характеризуются флуктуационным характером изменения параметров потока.

5. По степени изменчивости:

- стационарные потоки — характерны для установившегося процесса, их интенсивность является величиной постоянной

- нестационарные потоки — характерны для неустановившегося процесса, их интенсивность меняется в течение определенного периода.

6. По характеру перемещения элементов потока:

- равномерные потоки — характеризуются постоянной скоростью v перемещения объектов: в одинаковые отрезки времени / объекты проходят одинаковый путь S;

- неравномерные потоки — характеризуются изменением скорости перемещения, возможностью ускорения, замедления, остановок в пути, изменения интервалов отправления и прибытия.

7. По степени периодичности:

- периодические потоки — характеризуются постоянством параметров или постоянством характера их изменения через определенный период Т

- непериодические потоки — характеризуются отсутствием закономерности изменения параметров потока.

8. По степени соответствия изменения параметров потока заранее заданному ритму:

- ритмичные потоки;

- неритмичные потоки;

9. По степени сложности:

- простые (дифференцированные) потоки состоят из объектов одного вида;

- сложные (интегрированные) потоки — объединяют разнородные объекты.

10. По степени управляемости:

- управляемые потоки — адекватно реагирующие на управляющее воздействие со стороны управляющей системы;

- неуправляемые потоки — не реагирующие на управляющее воздействие.

11. По степени упорядоченности элементов потока:

- ламинарные потоки — в них взаимное перемещение составляющих элементов отсутствует либо носит целенаправленный, управляемый характер; они имеют регулярный характер и способны меняться во времени лишь при изменении внешних условий или управляющих воздействий;

- турбулентные потоки — характеризуются хаотическими взаимными перемещениями элементов потока, вызывающими флуктуационные изменения практически всех показателей потока и существенно затрудняющими процесс управления потоком.

12. По характеру образующих объектов выделяются следующие виды потоков: материальные, транспортные, энергетические, денежных средств, информационные, людские, космические, военные и др. Такая классификация, безусловно, может иметь место, но для логистики экономической сферы из перечисленных нужны не все, оставшиеся же требуют более пристального анализа.

Рассматривая этапы становления  логистики, мы указывали на стремление к комплексному управлению перемещением материальных объектов в рамках предпринимательской фирмы еще на первых этапах развития логистики. Именно тогда был введен термин «рохрематика» для характеристики системы, включающей весь материальный поток целиком. Рохрематика — это наука об управлении материальным потоком, рассматривающая основные функции производства и распределения в качестве интегрированной системы и изучающая наиболее эффективные комбинации таких подфункций, как перемещение, обработка, хранение и распределение товаров.

Сравнивая логистику и  рохрематику, мы видим, что их нельзя считать идентичными: во-первых, потому что рохрематика оперирует только материальными потоками, в то время как логистика имеет в виду совокупность потоков, присущую фирме как системе; во-вторых, рохрематика ограничивается границами фирмы, системой «производство — сбыт», логистика же ориентирована на значительно больший интервал: от первичного производства ресурсов до реализации конечной продукции. Таким образом, рохрематика не этап становления логистики, а ее составляющая часть.

Наиболее распространенными  параметрами материальных потоков являются:

- количество ресурсов, их номенклатура и ассортимент (для продукции черной металлургии — сортамент; для лесной и деревообрабатывающей промышленности — сортимент);

- габаритные характеристики (длина, ширина, высота, площадь, объем);

- весовые характеристики (масса, вес брутто, вес нетто);

- физико-химические характеристики груза (агрегатное состояние);

- характеристика тары (упаковки) и товароносителя;

- характеристика транспортного средства (грузоподъемность, тип

двигателя, отношение собственности);

- условия договора купли-продажи (передача во владение, в пользование в полную собственность, поставка);

- условия договора транспортировки и страхования; 
финансовые характеристики.

Современная логистика часто  оперирует следующими категориями потоков: материальный поток— продукция (в виде грузов, деталей, товарно-материальных ценностей), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических (транспортировка, складирование и др.) и (или) технологических (механообработка, сборка и др.) операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Выделяют следующие виды материальных потоков:

- внешний  — материальный поток, протекающий во внешней по отношению к логистической системе среде;

- внутренний — материальный поток внутри данной логистической системы;

- входной — внешний материальный поток, поступающий в данную логистическую систему из внешней среды;

- выходной — внешний материальный поток, поступающий из данной логистической системы во внешнюю для нее среду;

- грузовой поток  — количество грузов, перевезенных отдельными видами транспорта в определенном направлении от пункта отправления до пункта назначения за определенный период (обычно за год);

- информационный поток — совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций.

В логистике различают  горизонтальный, вертикальный, внешний, внутренний, входной, выходной информационные потоки. Межгосударственный информационный поток  — информационный поток между двумя или несколькими странами, играет положительную роль во внешней торговле, в международном разделении труда, позволяет оперативно перераспределять неликвидные запасы средств производства; поток однородных событий — случайная последовательность событий, упорядоченных по не убыванию моментов времени (среди которых возможны совпадающие). Понятие возникло в математике как отражение различных физических явлений (грузового потока, потока клиентов и т.д.). Любая фиксированная последовательность моментов событий представляет собой реализацию потока; выходящий поток  — поток однородных событий, каждое из которых состоит в выходе из системы массового обслуживания обслуженного требования. При последовательном обслуживании выходящий поток одной системы оказывается входящим потоком другой.

 

 

 

 

  1. Классификация материальных потоков

 

Материальные потоки определены как грузы, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций. Большое разнообразие грузов и логистических операций осложняет изучение и управление материальными потоками. Решая конкретную задачу, необходимо четко обозначить, какие именно потоки исследуются. При решении одних задач объектом исследования может быть груз, рассматриваемый в процессе приложения большой группы операций. Например, при проектировании распределительной сети и определении количества и размещения складов. При решении других задач — например, при организации внутрискладского логистического процесса, детально изучается каждая операция[6].

Материальные потоки классифицируют по следующим основным признакам:

  • по отношению к логистической системе
  • натурально-вещественному составу потока
  • количеству образующих поток грузов
  • удельному весу образующего поток груза
  • степени совместимости грузов
  • консистенции грузов

1. По отношению к логистической  системе материальный поток может быть внешним, внутренним, входным и выходным.

  • Внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение. Например, внешним будет поток сырья для перерабатывающего предприятия, пока он не доставлен на его склад.
  • Внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы.
  • Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды. В нашем примере определяется суммой величин материальных потоков на операциях разгрузки, т/год.
  • Выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для оптовой базы его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств.

2. По натурально-вещественному  составу материальные потоки делят на одноассортиментные и многоассортиментные. Такое разделение необходимо, ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.

3. По количественному  признаку материальные потоки  делят на массовые, крупные, мелкие  и средние.

  • Массовым считается поток, возникающий в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.
  • Крупные потоки— несколько вагонов, автомашин.
  • Мелкие потоки образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами.
  • Средние потоки занимают промежуточное положение между крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями.

4. По удельному весу  образующих поток грузов материальные  потоки делят на тяжеловесные  и легковесные.

  • Тяжеловесные потоки обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортных средств, требуют для хранения меньшего складского объема. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает1 т(при перевозках водным транспортом) и 0,5т (при перевозках железнодорожным транспортом).
  • Легковесные потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м3.

5. По степени совместимости  образующих поток грузов материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров. 
6. По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных грузов.

  • Насыпные грузы (например зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство— сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах.
  • Навалочные грузы (соль, уголь, руда, песок и т. п.) как правило смерзаться, слеживаться, спекаться. Так же как и предыдущая группа, обладают сыпучестью.
  • Тарно-штучные грузы имеют самые различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Это могут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинномерные и негабаритные грузы.
  • Наливные грузы—грузы перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например, перегрузка, хранение и другие выполняются с помощью специальных технических средств.

Информация о работе Материальные потоки и логистические операции