Методы обследования пассажиропотока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 01:05, доклад

Описание работы

Рынок пассажирских перевозок имеет хорошие перспективы, но ему еще предстоит пройти определенные этапы реформирования. В частности, на развитие рыночных отношений в сфере пассажирских перевозок направлена монетизация льгот, проводимая в стране. Вполне разумно, когда каждый потенциальный пассажир самостоятельно выбирает необходимую ему услугу, исходя из своих финансовых возможностей, потребности в поездке и соотношения цены и качества услуги.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..
ПОНЯТИЕ ПАССАЖИРОПОТОКОВ…………………………..
МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПАССАЖИРОПОТОКОВ…………
ПАССАЖИРОПОТОК ПЕТЕРБУРГСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА
И АЭРОПОРТА «ПУЛКОВО»………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..

Файлы: 1 файл

лгтс реф.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..

ПОНЯТИЕ ПАССАЖИРОПОТОКОВ…………………………..

МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПАССАЖИРОПОТОКОВ…………

ПАССАЖИРОПОТОК ПЕТЕРБУРГСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА

И АЭРОПОРТА «ПУЛКОВО»………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Специфику услуг городского пассажирского транспорта во многом определяет характер спроса на них. При  этом процесс оказания транспортных услуг пассажирам является основой  формирования пассажиропотоков в городе. Пассажиропотоки, в свою очередь, являются результатом удовлетворения спроса населения на транспортные передвижения.

Рынок пассажирских перевозок имеет хорошие перспективы,  но ему еще предстоит пройти определенные этапы реформирования. В частности, на развитие рыночных отношений в сфере пассажирских перевозок направлена монетизация льгот,  проводимая в стране.  Вполне разумно,  когда каждый потенциальный пассажир самостоятельно выбирает необходимую ему услугу,  исходя из своих финансовых возможностей,  потребности в поездке и соотношения цены и качества услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пассажиропоток –  это движение пассажиров по определенной части транспортной сети.  Пассажиропотоки  имеют две основные характеристики: мощность и направление. Направлением пассажиропотока показывается распределение передвижений между транспортными районами.  По направлению пассажиропотоки бывают в прямом и обратном направлениях. Если пассажиры следуют в какой-либо район через промежуточный  (с пересадкой)  при отсутствии прямых транспортныхсвязей, то такой пассажиропоток называют транзитным. Мощностью пассажирских потоков называется количество пассажиров, проезжающих за единицу времени через конкретное сечение транспортной сети в одном направлении. Пассажирообмен остановочного пункта – это суммарное число пассажиров,  подходящих на остановочный пункт и садящихся в транспортное средство,  и пассажиров,  выходящих из салона пассажирского транспортного средства на данном остановочном пункте в единицу времени. Общее число перевезенных пассажиров по маршруту,  направлению или в целом по населенному пункту за определенный период времени составляет объем перевезенных пассажиров. Объем перевозок измеряется в пассажирах.  Произведение объема перевозок на расстояние поездки пассажиров называют пассажирооборотом (пасс.-км).

1. Подвижность  населения 
2. Основне понятия о пассажиропотоке 
3. Методы обследования пассажиропотоков 
4. Определение потребного числа автобусов

 
Основой для разработки мероприятий  по совершенствованию процесса транспортного  обслуживания населения является информация об особенностях формирования общей и транспортной подвижности населения, о величине и направлениях пассажиропотоков, их изменения в пространстве и времени. 
Подвижностью населения называют количество поездок, приходящихся на одного жителя в год:

b = Q : N 
где: Q – количество перевезенных пассажиров за год 
N – численность населения города. 
Существуют понятия потенциальной, реализуемой, абсолютной, пешеходной и транспортной подвижности. При этом под подвижностью понимают число передвижений, которые приходятся на одного человека за определенный промежуток времени (год, сутки, час «пик»). Передвижение людей представляет собой сложное социальное явление, формирующееся под влиянием множества разнообразных факторов.

Исследования показали, что подвижность населения как количественная мера передвижений зависит: от социально-культурного уровня перемещающихся жителей, от пространственно-временных характеристик, зон их проживания и работы. В каждых конкретно-исторических условиях существуют определенные факторы, влияющие на формирование показателя подвижности населения, приводящие к его росту или снижению. Это, прежде всего изменение территориальных размеров населенного пункта, колебания доступности сообщений, совершенствование конструкций транспортных средств, изменения стоимости проезда. 
В городах поездки населения подразделяются на следующие виды: 
1)Трудовые поездки, связанные с трудовой деятельностью населения 
2) Культурно-бытовые поездки, связанные с отдыхом, культурными развлечениями и бытовыми нуждами. 
В пригородном сообщении добавляются поездки в загородную зону (на дачи, природу и т.д.)

Междугородние автобусные перевозки призваны обеспечить: 
1) Потребность городского населения в бытовых поездках на дальние расстояния  
(переезд на новое место жительство, посещение родных, поездки на ярмарки и т.д.) 
2)Поездки населения в курортные места 
3)Поездки служебного характера (командировки) 
4) Поездки молодежи на соревнования и студентов к местам жительства и учебы в период каникул 
5)Прочие поездки.  
Пассажиропотоки характеризуются: 
- Мощностью, т.е. количеством пассажиров, проезжающих в определенное время через конкретное сечение маршрута или всей транспортной сети населенного пункта в одном направлении. Только имея данные о размере, направлении и распределении по территории пассажиропотоков можно выбрать: трассу маршрутов, подобрать вид транспорта и тип подвижного состава, а также определить число транспортных средств. 
- Напряженностью по отдельным участкам маршрута или в целом по его длине, а также количеством перевезенных пассажиров по каждому участку маршрута в единицу времени, в прямом и обратном направлениях движения автобусов. 
- Объемом перевозок (Q), т.е. количеством перевезенных пассажиров в целом по маршруту или маршрутной сети в единицу времени в прямом и обратном направлениях. 
Пассажиропотоки изображаются в виде графиков, картограмм, эпюр или фиксируют в таблицах.

Как правило, пассажиропотоки  не одинаковые по величине в различные  часы суток, дни недели, месяцы и  сезоны года, а также по участкам маршрутам и направлениям движения автобусов.

Колебания пассажиропотоков по времени специфичны для различных  видов перевозок:  
1) На внутригородских перевозках – пассажиропотоки резко колеблются по часам суток (возрастают в часы поездок населения на работу и с работы и уменьшаются в утренние, дневные и вечерние «не пиковые» часы)  
2) Для пригородных перевозок – характерны колебания пассажиропоток по дням недели, сезонам года (возрастание объема перевозок в субботние и вечерние дни, в летний период) 
3) Для междугородных перевозок – наиболее характерно увеличение пассажиропотока в весенне-летний период и спад в осенне-зимний периоды года.

Показателями изменения  пассажиропотока являются коэффициенты неравномерности: 
- коэффициент неравномерности пассажиропотока по времени: 
К в = Q тах : Q ср 
Где: Q тах – максимальный часовой пассажиропоток (суммарный по направлениям), пасс. 
Q ср – среднечасовой пассажиропоток (суммарный по направлениям), пасс. 
- коэффициент неравномерности пассажиропотока по участкам маршрута: 
К уч = Q тах : Q ср, 
Где: Q тах – максимальный пассажиропоток наиболее загруженного участка маршрута или группы участков, пасс. 
Q ср – средняя напряженность пассажиропотока, пасс. 
- коэффициент неравномерности пассажиропотока по направлениям: 
К н = Q ср.max : Q ср.min, 
Где: Q ср.max – максимальный средний пассажиропоток за час в наиболее загруженном направлении, пасс. 
Q ср.min – минимальный средний пассажиропоток в обратном направлении.

Соотношение длины маршрута (L м) и средней дальности поездки  пассажира 
(l ср), определяет сменность пассажиров, характеризуемую коэффициентом сменности пассажиров, предназначенным для анализа эффективности использования автобусов на маршруте. 
К см = L м : l ср 
Где: lср – средняя дальность поездки пассажира 
L м – длина маршрута. 
Средняя дальность поездки пассажиров изменяется и зависит от многих факторов: 
1) Размера и планировки города 
2) Протяженности и конфигурации автобусной сети 
3) Распределение маршрутов по сети 
4) Системы тарифов и др.

Различают среднюю дальность  поездки как по видам перевозок (городские, пригородные, междугородные), так и по отдельным маршрутам, она может быть определена путем обработки материалов обследования пассажиропотоков. 
Для выявления пассажиропотоков, распределения их по направлениям, сбора данных об изменениях пассажиропотоков во времени, проводятся обследования.

 

 

 

 

МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПАССАЖИРОПОТОКОВ

 Для повышения качества предоставляемых автотранспортных услуг и обеспечения эффективности использования подвижного состава, субъекты обязаны систематически исследовать пассажиропотоки по дням недели и месяцам года, как на отдельных маршрутах, так и на всей маршрутной сети. Предприятия и организации, имеющие права открытия маршрутов ежегодно составляют и утверждают график обследования пассажиропотоков, в которых определяют сроки его проведения. 

Государственным заказчиком на пассажирские перевозки и администрациями муниципальных образований при необходимости оказывается помощь в проведении обследования и изучения пассажиропотоков.

 

1)По длительности охватываемого периода: систематические (ежедневно, еженедельно и т.д.), разовые (кратковременные).

2)По ширине охвата: сплошные (одновременно по всей транспортной сети обслуживаемого района) в среднем 1 раз в 3 года; выборочный (по отдельным районам движения) 1 раз в квартал.

Для решения задач  текущего планирования пассажирского  транспорта, совершенствования маршрутной сети, повышения качества обслуживания населения применяют следующие  методы изучения пассажиропотока: 
 а) анкетный метод (путем заполнения предварительно разработанных специальных опросных анкет) б) отчетно-статистический метод основывается на билетно-учетных листах и количестве проданных билетах в) талонный метод (путем выдачи учетчикам специально заготовленных талонов разных цветов) г) табличный метод (проводится учетчиками расположенными внутри автобуса возле каждой двери, путем заполнения заранее заготовленных таблиц) д) визуальный или глазомерный метод. (путем сбора данных на маршрутах со значительным пассажирообменом, проводится визуально по бальной системе от 1 до 5 баллов). Им могут пользоваться водители или кондуктора. е) силуэтный метод – разновидность визуального (по 5-ти бальной системе, путем набора силуэтов по типам автобусов) ж) опросный метод – путем опроса учетчиком в салоне пассажиров, этот метод позволяет определить данные о корреспонденции пассажиров.

Анкетный метод обследования пассажиропотоков основан на опросе населения. В анкете указываются  количество поездок за обследуемый  период (месяц, год), характер поездок (трудовые, культурнобытовые), адрес начала и конца маршрута, вид транспорта, количество пересадок, время поездок и их регулярность. На основании этих данных составляют картограмму пассажиропотоков по районам, определяют пассажирооборот, планируют движение автомобилей. Анкетным методом можно обследовать город в целом, отдельные его районы или наиболее крупные предприятия. В зависимости от принятой методики и 'поставленной цели анкетное обследование позволяет получить сведения, которые можно использовать для улучшения организации движения на существующей транспортной сети, а также для перспективного проектирования. Недостатком анкетного обследования является то, что по его данным не удается определить фактическую загрузку отдельных участков транспортной сети.   
 
Централизованный сбор сведений о передвижениях является разновидностью анкетного метода и применяется для обследования трудовых передвижений. Так как потребность в транспорте рассчитывают на часы пик, когда совершаются, в основном, трудовые поездки, необходимо иметь полные сведения о всех трудовых передвижениях населения.

Отчетно-статистический метод обследования опирается на данные билетно-учетных листов и  количество проданных билетов.  Помимо проданных билетов,  необходимо учитывать  число лиц,  перевезенных по месячным проездным билетам,  служебным удостоверениям,  лиц,  пользующихся правом бесплатного льготного проезда, а также не приобретших билет. С использованием отчетных данных можно определить объемы перевозок по отдельным маршрутам,  установить распределение пассажиропотоков по часам суток,  дням недели и пр. Но данный метод не позволяет оценить распределение пассажиропотока по участкам маршрута, то есть установить максимальную загруженность подвижного состава на маршруте.

Глазомерное обследование пассажиропотоков производят путем приблизительного подсчета числа пассажиров, находящихся в подвижном составе на отдельных участках транспортной сети. Для подсчета используют балльную систему. Каждому баллу соответствует определенная градация наполнения. Условная оценка градации наполнения может быть разной для различных видов транспорта и типов подвижного состава. В большинстве случаев применяется пятибалльная система оценки наполнения, при которой одному баллу соответствует наполнение, когда в вагоне занято меньше половины мест для сидения, а пяти баллам — предельное допустимое наполнение. Запись производят наблюдатели, находящиеся в салоне вагона или вне подвижного состава. Глазомерное обследование является наиболее простым и дешевым. Метод визуального обследования наполнения подвижного состава проводится на остановочном пункте по шестибалльной шкале, представленной силуэтами подвижного состава разметкой степени наполнения.

1 балл – низшая  – соответствует занятости 1/3 сидений.

2 балла – занято 2/3 сидений.

3 балла – заняты  все сиденья.

4 балла – заняты  все сиденья и примерно половина  мест для проезда стоя.

5 баллов – соответствует  предельно допустимому наполнению.

6 баллов – высшая  степень наполнения, салон автобуса  переполнен.

Силуэтный метод аналогичен визуальному методу. Только вместо балльной оценки наполнения транспортных средств применяется набор силуэтов по типам подвижного состава.  Учетчики подбирают номер силуэта,  совпадающий с наполнением транспорта,  и отмечают его в таблице.  Каждому силуэту соответствует определенное число пассажиров.  На основе собранных данных о силуэтах подсчитывается число находящихся в салоне пассажиров при движении транспортного средства по участку маршрута.

Опросный метод обследования пассажиропотоков предлагает использование учетчиков,  которые,  находясь в салоне пассажирского транспорта,  спрашивают входящих пассажиров о пункте выхода,  пересадках,  цели поездки и фиксируют эту информацию.  Опросный метод относится к натурным обследованиям и отличается от анкетного обследования потому,  что опрос проводится только среди непосредственных пользователей пассажирского транспорта.  Этот метод позволяет получать данные о корреспонденции пассажиров,  что помогает корректировать маршруты и разрабатывать организационные мероприятия по уменьшению времени поездки и сокращении пересадок пассажиров.

Информация о работе Методы обследования пассажиропотока