Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 01:53, контрольная работа
Процедура проведения АВС-анализа содержит следующие шаги:
Определение цели анализа;
Определение объектов анализа;
Определение факторов для дифференциации объектов анализа;
Формирование информационного массива для анализа;
Оценка объектов анализа по выделенным факторам;
Ранжирование показателей;
Разделение объектов на группы;
Интерпретация результатов анализа.
Процедура проведения АВС-анализа содержит следующие шаги:
Первым, ключевым этапом АВС анализа является определение цели анализа. Многие пропускают это действие, в результате чего заходят в тупик. Одно и то же множество объектов анализа может быть разделено на группы по-разному, в зависимости от цели анализа. В свою очередь, результат анализа должен быть правильно интерпретирован, иначе эффект от его проведения сводится к нулю.
Например, в процессе управления многотысячным ассортиментом склада предприятия оптовой торговли с использованием ABC анализа могут решаться следующие задачи:
-сокращение величины запасов;
-сокращение количества перемещений на складе;
-сокрщение хищений материальных ценностей.
Ставя цель сокращения запаса на складе, необходимо выделить ассортимент, на долю которого приходится основная часть продаж. Скорее всего, это будет незначительная группа "валообразующих" позиций, заказы по которым необходимо взять под строгий контроль, так как содержание многодневного запаса по этим позициям обойдется гораздо дороже, чем по позициям - аутсайдерам списка товаров.
Ставя цель сокращения перемещений на складе, необходимо разделить ассортимент по признаку встречаемости позиции в отгрузочных накладных. Большая часть встречаемости, придется на незначительную часть ассортимента. Избежать перерасхода движенческого ресурса можно, если разместить этот ассортимент в зонах, наиболее удобно расположенных относительно мест отпуска товара.
Основная опасность хищений на этом же складе также приходится на незначительную группу ассортимента. Этой группе также необходим жесткий контроль, но уже другого плана: частая инвентаризация, размещение в специальных камерах, укладка в верхние ярусы стеллажей, что затрудняет хищение и т. п.
Вторым этапом АВС-анализа является определение объектов анализа. Одну и ту же задачу можно решать при помощи воздействия на различные объекты управления, конечно, наибольший результат даст комплексное воздействие. Например, снизить запасы на складе компании можно следующими путями:
а) пересмотреть объем/интервал заказа по товарам группы А, объект анализа - ассортиментные позиции.
б) пересмотреть условия работы или сменить поставщиков группы А, объект анализа - поставщики компании.
в) пересмотреть условия работы с покупателями группы А, объект анализа - покупатели компании,
г) проанализировать складской запас и принять решение об активизации продаж по позициям со сверхнормативным остатком, объект анализа - опять ассортиментные позиции, но фактор будет иным.
На третьем этапе АВС-анализа необходимо определить факторы, на основе которых будет происходить дифференциация объектов анализа. Данный этап неразрывно связан со вторым: факторы определяются выбранными для анализа объектами. В рамках предыдущего примера можно обозначить следующие факторы:
а) объект анализа - ассортиментные позиции, возможные факторы: объем продаж по себестоимости, объем продаж в количественном выражении, доход от позиции, величина текущего или среднего остатка на складе.
б) объект анализа - поставщики компании, возможные факторы: величина текущего или среднего остатка на складе в разрезе поставщиков; объем оборотных средств, вложенных в работу с тем или иным поставщиком (а так же размер кредита, предоставляемого поставщиком); доходность средств, вложенных в работу с поставщиком.
в) объект анализа - покупатели компании, возможные факторы: объем продаж в разрезе покупателей, доход по каждому покупателю; объем дебиторской задолженности.
Следует отметить, что второй и третий этап являются творческими. Необходимо экспериментировать, анализировать различные объекты по всевозможным факторам, только тогда АВС-анализ станет мощным инструментом для принятия решений. Например, большинство людей, управляя запасами, проводят АВС-анализ по одному объекту (ассортиментная позиция) и одному фактору (объем продаж), в то же время, очевидно, что многофакторный анализ позволит принять более взвешенное решение.
В случае проведения
многофакторного АВС-анализа
- при очень широком круге номенклатуры (десятки и сотни тысяч) хороший результат дает механизм последовательного использования критериев. Первоначально классификация выполняется по наиболее существенному критерию. Затем для группы А проводится классификация по второму критерию и т.д. Последовательная классификация приводит к относительно немногочисленному составу группы А, которая дает возможность сконцентрировать усилия управленческого персонала на повышении эффективности решений применительно к этой наиболее важной группе номенклатуры запасов.
- возможно проведение АВС-классификации для каждого из критериев отдельно (параллельно), а затем методом парных сравнений определение совокупностей номенклатурных позиций, входящих в группу А, АВ, ВС и С во всех проведенных классификациях. Параллельная классификация более трудоемка и не позволяет значительно сузить численность выделяемых групп, но дает обширную информацию об особенностях каждой из групп номенклатуры.
- третий подход заключается в формировании синтетического критерия классификации. Для каждого из выбранных критериев классификации определяется удельный вес, соответствующий значимости данного критерия в реализации стратегии предприятия.
Четвертым этапом является формирование информационного массива для анализа. Современные информационные системы позволяют без проблем сформировать требуемый массив информации и даже выполнить все последующие действия автоматически. Однако и на этом этапе можно столкнуться с трудностями, например: определение временного интервала данных для анализа, несоответствие данных реальному положению вещей (например, отсутствие продаж по позиции в результате дефицита) и т.п.
На пятом и шестом этапах производится оценка вклада каждого объекта в общий результат, ранжирование объектов в порядке убывания выделенного фактора, а также расчет нарастающего итога доли объектов в общем количестве в процентах и вклада этих объектов в общий результат в процентах.
Следующим этапом является разделение объектов анализа на группы. В настоящее время нет общепринятого подхода определения границ номенклатурных групп, существует множество методов выделения групп: эмпирический, метод суммы, дифференциальный метод, метод многоугольника, метод касательных, метод петли.
На восьмом этапе АВС-анализа результаты анализа интерпретируются и на основе этого предпринимаются действия, направленные на решение поставленной на первом этапе цели.
Рассмотрим общий пример проведения классификации товаров по группам А, В и С. Исходные данные приведены в таблице 1.
Таблица 1 Исходные данные для анализа АВС
Код товара |
Наименование товара (пример) |
Средний товарный запас, паллет |
1 |
Товар 1 (стиральные машины) |
33 |
2 |
Товар 2 (газовые плиты) |
13 |
3 |
Товар 3 (термосы) |
2 |
4 |
Товар 4 (утюги) |
9 |
5 |
Товар 5 (посудомоечные машины) |
16 |
6 |
Товар 6 (холодильники) |
39 |
7 |
Товар 7 (микроволновые печи) |
10 |
8 |
Товар 8 (электрочайники) |
7 |
9 |
Товар 9 (миксеры) |
3 |
10 |
Товар 10 (пылесосы) |
14 |
В данном случае объектом анализа являются товары; параметром, по которому проводится анализ - средний товарный запас за месяц в паллетах.
Алгоритм анализа:
Полученные результаты приведены в таблице 2.
Код товара |
Наименование товара |
Товарный запас, паллет |
Доля запаса товара в общем запасе,% |
Доля с накопительным итогом,% |
Группы | |
6 |
Товар 6 |
39 |
27 |
27 |
50% |
А |
1 |
Товар 1 |
33 |
23 |
49 |
А | |
5 |
Товар 5 |
16 |
11 |
60 |
30 % |
В |
10 |
Товар10 |
14 |
10 |
70 |
В | |
2 |
Товар 2 |
13 |
9 |
79 |
В | |
7 |
Товар 7 |
10 |
7 |
86 |
20% |
С |
4 |
Товар 4 |
9 |
6 |
92 |
С | |
8 |
Товар 8 |
7 |
5 |
97 |
С | |
9 |
Товар 9 |
3 |
2 |
99 |
С | |
3 |
Товар 3 |
2 |
1 |
100 |
С | |
Итого средний запас : 146 |
На рассмотренном простейшем примере из 10 товаров видно, что АВС - анализ позволяет разбить весь набор данных на группы в зависимости от степени влияния на конечный результат, что значительно облегчает работу с большим ассортиментом. Это дает возможность более эффективно распределить усилия и рабочее время, которые требуются для контроля и управления наиболее важными с точки зрения конечного результата объектами.
Таким образом, АВС - анализ позволяет сделать первый эффективный шаг в оптимизации товарного запаса на складе.
Практические рекомендации по управлению группами А, В и С
Группа А - товары, сумма долей с накопительным итогом которых составляет первые 50% от общей суммы параметров. Эти объекты требуют тщательного планирования, постоянного (возможно, даже ежедневного) и скрупулезного учета и контроля. Эти товары составляют 50% вашего оборота или прибыли, и соответственно, чем выше стоимость товара, тем дороже обходятся ошибки в их анализе. Рекомендации:
1.Необходим периодический подсчет запасов с жесткими допусками.
Полная инвентаризация по этим группам должна проходить не реже раза в квартал.
2.Возможн так же по этим товарам проводить выборочную инвентаризацию с периодичностью раз в месяц.
Недопустимо сколько-нибудь существенное отклонение данных о запасах, зафиксированных в базе данных, от данных, полученных при проведении инвентаризации.
По группе А необходимо постоянное отслеживание спроса, объемов заказываемых партий и размера страхового запаса;
Необходимо тщательное отслеживание и сокращение сроков оборачиваемости товара. Чем короче длительность цикла, тем ниже потребность в оборотных средствах.
Группа В - следующие за группой А товары, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 50% до 80% от общей суммы параметров. Эти объекты в меньшей степени важны для компании и требуют обычного контроля, налаженного учета (возможно, ежемесячного). Для них применяются те же меры, что и для категории A, но они осуществляются реже и с большими приемлемыми допусками.
Группа С - остальные товары, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 80% до 100% от общей суммы параметров. Эти товары характеризуются упрощенными методами планирования, учета и контроля. Однако, несмотря на, их кажущуюся малоценность, они составляют 20% оборота (или прибыли) и требуют периодического контроля.
По товарам группы С объемы партий заказов и страхового запаса могут быть большими, так как хранение крупных партий товаров категории C не влечет за собой существенных затрат. А сокращение группы С или нехватка номенклатуры по группе С приведет к тому, что через некоторое время оставшиеся товары распределятся по тому же закону. При этом общий результат деятельности может снизиться на 30-50%. Рекомендации:
1.Инвентаризацию запасов группы С можно производить раз в полгода, при этом с большими приемлемыми допусками.