Методы определения номенклатурных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 01:53, контрольная работа

Описание работы

Процедура проведения АВС-анализа содержит следующие шаги:

Определение цели анализа;
Определение объектов анализа;
Определение факторов для дифференциации объектов анализа;
Формирование информационного массива для анализа;
Оценка объектов анализа по выделенным факторам;
Ранжирование показателей;
Разделение объектов на группы;
Интерпретация результатов анализа.

Файлы: 1 файл

логистика.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

2.При принятии  управленческих решений важно  учитывать, что номенклатура группы  С имеет невысокую стоимость,  но при этом требует очень  больших человеческих и временных  затрат.

 

Группа С может быть детализирована на подгруппы С1 и С2. Например, существуют товары, доля которых в обороте или прибыли менее 1% - С1. Товары, доля которых в обороте или прибыли равна нулю - С2. Такие товары также целесообразно выделять, поскольку они показывают «мертвый» товарный запас. Это не означает, что эти товары не нужны - возможно, они являются частью экспозиции или запасными деталями. Но в любом случае эти товары подлежат отдельному анализу. Возможно, они только введены в ассортимент и являются новыми растущими позициями. Поэтому, было бы ошибочно механически убирать из ассортимента все товары, которые попали в аутсайдеры - возможно, их роль в ассортименте оправдана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2

 

В табл. 2.1 представлены поквартальные данные о количестве реализованных единиц товара за три года. Необходимо осуществить прогноз на четвертый год поквартальную реализацию товара с помощью аддитивной и мультипликативной моделей.

Таблица 2.1

 Данные о  реализации товара

№ Вар-та

1 год

2 год

3 год

Квартал

Квартал

Квартал

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

301

321

326

296

309

324

341

304

314

334

349

309

2

302

322

327

297

302

322

342

302

312

332

342

302

3

303

323

328

298

303

323

343

303

313

333

343

303

4

304

324

329

299

304

324

344

304

314

334

344

304

5

305

325

330

300

305

325

345

305

315

335

345

305

6

306

326

331

301

306

326

346

306

316

336

346

306

7

307

327

332

302

307

327

347

307

317

337

347

307

8

308

328

333

303

308

328

348

308

318

338

348

308

9

299

329

334

304

309

329

349

309

319

339

349

309

10

310

330

335

305

320

335

350

315

324

345

360

320

11

311

331

336

306

321

124

141

104

114

134

149

109

12

312

332

337

307

322

224

241

204

214

234

249

209

13

313

333

328

308

323

327

344

308

317

338

352

313

14

314

334

339

309

324

339

354

319

329

349

364

324

15

315

335

340

310

325

340

355

320

330

350

365

325

16

316

336

341

311

326

341

356

321

331

351

366

326

17

317

337

342

312

337

342

357

322

332

352

367

327

18

318

338

343

313

338

343

358

323

333

353

368

328

19

319

339

344

314

339

344

359

324

334

354

369

329

20

320

340

345

315

340

345

360

325

335

355

370

330

21

321

341

346

316

341

346

361

326

336

356

371

331

22

322

342

347

317

342

347

362

327

337

357

372

332

23

323

343

348

317

343

348

363

328

338

358

373

333

24

324

344

349

318

344

349

364

329

339

359

374

334

25

325

345

350

319

345

350

365

330

340

360

375

335

26

326

346

351

320

346

351

366

331

341

361

376

336

27

327

347

352

321

347

352

367

332

342

362

377

337

28

328

348

353

322

348

353

368

333

343

363

378

338

29

329

349

354

323

349

354

369

334

344

364

379

339

30

330

350

355

325

340

355

370

335

345

365

380

330

31

331

351

356

326

341

356

371

336

346

366

381

341

32

332

352

357

327

342

357

372

337

347

367

382

342

33

333

353

358

328

343

358

373

338

348

368

383

343

34

334

354

359

329

344

359

374

339

349

369

384

344

35

335

355

360

330

345

360

375

340

350

370

385

345

36

336

356

361

331

346

361

376

341

351

371

386

346

37

337

357

362

332

347

362

377

342

352

372

387

347

38

338

358

363

333

348

363

378

343

353

373

388

348

39

339

359

364

334

349

364

379

344

354

374

389

349

40

340

360

365

335

350

365

380

345

355

375

390

350


 

 

По данным табл. 2.1 построим график рис. 2.1

Рис. 2.1 График данных о размере реализации за три года и линия тренда

 

Из графика  видно, что периодичность сезонных колебаний равна 4, существует тенденция увеличения размера реализации. На основе имеющихся данных выполним прогноз на четвертый год.

Сначала следует оценить тренд. Для  этого к данным табл. 2.1 и рис. 2.18 подберем линию тренда методом наименьших квадратов.


Опуская расчет коэффициентов линейной модели, покажем  только результат. Уравнение линейного тренда по данным табл. 2.1 имеет вид

 

                   (2.1)

 

Для ,

Для ,

 

Аналогично  производится вычисление трендовых  значений размера реализации для остальных периодов. Результаты расчета представлены в пятом столбце табл. 7.16.

Оценим сезонную составляющую аддитивной модели (формула 2.2) как разность между фактическим размером реализации и значением тренда.

 

                    (2.2)

 

где - среднее значение прогноза (тренд); - коэффициент (индекс), учитывающий сезонные колебания; - коэффициент (индекс), учитывающий циклические колебания; - коэффициент (индекс), учитывающий другие важные для конкретного прогноза факторы (фаза жизненного цикла, эффект от маркетинговых мероприятий и др.); - случайная величина отклонения прогноза.

 

Для t = 1, оценка сезонной компоненты равна = 300 - 308,5 = -8,5 ед.

Для t = 2, оценка сезонной компоненты равна  = 320 - 310,4 = 9,6 ед.

Рассчитанные  аналогично оценки сезонной компоненты аддитивной модели представлены в шестом столбце табл. 2.2.

Произведем  оценку сезонной составляющей для мультипликативной модели (формула 2.3) как отношение фактического размера реализации к значению тренда.

 

                          (2.3)

 

где - среднее значение прогноза (тренд); - коэффициент (индекс), учитывающий сезонные колебания; - коэффициент (индекс), учитывающий циклические колебания; - коэффициент (индекс), учитывающий другие важные для конкретного прогноза факторы (фаза жизненного цикла, эффект от маркетинговых мероприятий и др.); - случайная величина отклонения прогноза.

Для t = 1, оценка сезонной компоненты равна .

Для t = 2, оценка сезонной компоненты равна  .

Результаты  определения сезонной составляющей для мультипликативной модели представлены в последнем столбце табл. 2.2.

Таблица 2.2 Расчет оценок сезонной компоненты

 

Полученные  оценки сезонной компоненты пока еще не пригодны для построения прогнозов, поскольку они показывают сезонное отклонение от тренда для конкретного периода времени в исходном ряду.

Для того чтобы  оценки сезонности можно было использовать в целях получения более точного  прогноза, скорректированного с учетом сезонных изменений, необходимо найти средние оценки сезонной компоненты.

Рассмотрим  аддитивную модель.

Средняя оценка сезонной составляющей для первого квартала равна

Для второго  квартала сезонная компонента может быть оценена как

Для третьего и  четвертого кварталов  = 18,2 ед. и = -18,7 ед.

В моделях с  сезонной компонентой предполагается, что сезонные воздействия за период взаимопогашаются. В аддитивной модели это выражается в том, что сумма значений сезонной компоненты по четы рем кварталам должна быть равна нулю. Определим сумму средних оценок сезонной компоненты:


-7,9 + 8,6+18,2-18,7-0,2.

Определим корректирующий коэффициент:

Скорректированные значения сезонной компоненты рассчитываются как разность между ее средней оценкой и корректирующим коэффициентом .

Для первого квартала скорректированное значение сезонной компоненты равно

= -7,9 - 0,05 = -7,95 ед.

Для второго  квартала

= 8,6 - 0,05 = 8,55 ед.

Для третьего квартала

= 18,2- 0,05 = 18,15 ед.

Для четвертого квартала

= -18,7 - 0,05 = -18,75 ед.

Проверим условие  равенства нулю суммы значений скорректированной сезонной компоненты:

-7,95 + 8,55+18,15-18,75 = 0.

Таким образом, полученные значения сезонной компоненты рассчитаны верно, и они могут использоваться в аддитивной модели прогноза.

Найдем  прогноз на один год по трендовой  модели и скорректируем его с учетом сезонности. Продолжим тренд на 13-й, 14, 15 и 16-й кварталы и рассчитаем значение размера реализации на основе выявленной тенденции, для этого в уравнение (2.1) вместо t подставим значения 13-й, 14, 15 и 16-й. Затем к полученным значениям прибавим оценку сезонной компоненты. Для первого квартала (t = 13) прогнозное значение равно

= 306,6 + 1,9 х 13 + (-7,95) = 331,3 - 7,95 = 323,35 ед.

Для второго  квартала

= 306,6 + 1,9 х 14 + 8,55 = 333,2 + 8,55 = 341,75 ед.

Для третьего квартала

= 306,6 + 1,9 х 15 + 18,15 = 335,1 + 18,15 = 353,25 ед.

Для четвертого квартала

= 306,6 + 1,9 х 16 + (-18,75) = 337,0 - 18,75 = 318,25 ед.

Расчет ошибки, которую дает рассмотренная модель прогноза, показан в табл. 2.3.

Ошибка модели прогноза рассчитывается по формуле (2.4):

 

     (2.4)

 

где - расчетные (теоретические) значения; - фактические значения; - число степеней свободы, определяемое  в зависимости от числа наблюдений (N).

 

 

 

 

Таблица 2.3

Расчет ошибки аддитивной модели прогноза

 

Рассмотрим  мультипликативную модель прогноза. Рассчитаем средние индексы сезонности. Для первого квартала индекс сезонности равен

 

Для второго  квартала индекс сезонности

 

Для третьего квартала

 

Для четвертого квартала

 

Взаимопогашаемость  сезонных воздействий в мультипликативной  модели выражается в том, что сумма  значений сезонной компоненты по отдельным  периодам должна быть равна числу  периодов в цикле.

В нашем примере число периодов в цикле равно четырем. Найдем сумму средних оценок сезонной компоненты:


 

0,975 + 1,027 + 1,057 + 0,942 = 4,002.

 

Определим корректирующий коэффициент:

 

 

Скорректированные значения сезонной компоненты или индексы сезонности равны произведению средних оценок и корректирующего коэффициента. В нашем примере индексы сезонности не претерпят существенных изменений, поскольку корректирующий коэффициент практически равен 1. Полученные значения индексов сезонности могут использоваться в моделях прогнозов.

Найдем  прогноз на четвертый год с  помощью мультипликативной модели.

Для первого  квартала (t = 13) прогноз размера реализации равен

= (306,6 + 1,9 х 13) х 0,975 = 331,3 х 0,975 = 323,018 ед.

Для второго  квартала

= (306,6 + 1,9 х 14) х 1,027 = 333,2 х 1,027 = 342,196 ед.

Для третьего квартала

= (306,6 + 1,9 х 15) х 1,057 = 335,1 х 1,057 = 354,201 ед.

Для четвертого квартала

= (306,6 + 1,9 х 16) х 0,942 = 337,0 х 0,942 = 317,454 ед.

 

 

Задание 3

 

Рассчитать  оптимальную партию заказа ( ), определить минимальные суммарные затраты за рассматриваемый период ( ), количество ( ) и время (период) между заказами в товаропроводящей системе ( ).

 

Имеются следующие  данные по складу:

 

A=18000 ед. в год

 

Cp=50 руб./заказ

 

Cн= 100 руб/ед. в  год.

 

W = 27 ед.

 

Способом решения  является нахождение EOQ по формуле:

 

Q* =

 

В данном примере EOQ составит Q* == 135 единиц товара. Формула  оптимального размера заказа показывает также оптимальное время между  заказами.

 

Оптимальная периодичность  пополнения запасов:

 

TBO = Q*/ W = 135/27 = 5 недель,

 

где W - среднее  недельное использование,

 

Q* - оптимальный  размер заказа (EOQ)

 

Показатель  ТВО может быть использован для  определения экономичного времени  между заказами или периодом просмотра запасов.

 

Общие затраты  на восполнение запасов:

 

TIC = (18000/Q)*50 + (Q/2)*100 = (18000/135)*50 + (135/2)*100 = 13416.67 руб.

 

Суммируя, укажем на некоторые важные принципы, связанные  с определением оптимального размера  заказа:

 

-   общая сумма издержек для данного размера заказа является наименьшей тогда, когда расходы по исполнению заказа равны издержкам по содержанию соответствующего запаса;

 

-   в некоторых  пределах (±20 %) общая сумма издержек  по заказам различного объема  изменяется весьма незначительно. Однако вне этих пределов издержки резко растут или снижаются;

 

-   в большинстве  случаев обходится гораздо дороже  заказывать слишком мало, чем  заказывать слишком много;

 

-   изменение  стоимости содержания запаса  оказывает гораздо большее влияние на оптимальный объем заказа, чем изменение в издержках по возобновлению заказов (математически оптимальный объем заказа изменяется пропорционально издержкам по содержанию запаса и прямо пропорционален квадратному корню от издержек повторного заказа).

 

В данной модели использован целый ряд упрощений:

 

-   модель  применяется для одного вида  товара, количество которого непрерывно  измеряется;

 

-   уровень  спроса на товар известен, постоянен  в течение времени и независим;

 

-   товар  производится или закупается партиями;

 

-   каждый  заказ приходит отдельной поставкой;

 

-   время  доставки постоянно;

 

-   стоимость  хранения запасов определяется  из среднего размера  запасов;

 

-   затраты  по заказу постоянны;

 

-   не рассматривается  случай дополнительной поставки товара;

 

-   не рассматривается  случай скидки за объем поставки.

 

Вывод:  показана теоретическая зависимость между спросом, издержками и размером запаса.

Список  использованной литературы

  1. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 432 с.
  2. Модели методы теории логистики: Учебное пособие. 2-е изд. / Под. ред. В.С. Лукинского. – СПб.: Питер, 2007. – 448 с.
  3. Миротин Л.Б. и др. Эффективность логистического управления. - Учебник для вузов / Под общ. ред. д. т. н., проф. Л.Б. Миротина. - М.: Экзамен, 2004.
  4. Коммерческая логистика. Аникин Б.А., Тяпухин А.П. -  М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 432 с.

Информация о работе Методы определения номенклатурных групп