Межличностные коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:26, реферат

Описание работы

Межличностная коммуникация – процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами.
Теория межличностной коммуникации исходит из того, что межличностное поведение индивидов отличается от их поведения вне ситуации взаимодействия. Основной единицей анализа является взаимосвязь людей.

Содержание работы

Понятие, теории и функции межличностной коммуникации
2.
Стили межличностной коммуникации

Файлы: 1 файл

межличностные комунткации.docx

— 32.97 Кб (Скачать файл)

Тема 8. Межличностная  коммуникация 

  1.  
    Понятие, теории и функции межличностной коммуникации
  2.  
    Стили межличностной коммуникации

 
 
 

  1.  
    Понятие, теории и функции межличностной коммуникации

 
Межличностная коммуникация – процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами.  
 
Теория межличностной коммуникации исходит из того, что межличностное поведение индивидов отличается от их поведения вне ситуации взаимодействия. Основной единицей анализа является взаимосвязь людей. 
 
Правила межличностной коммуникации: 

    •  
      Невозможность отсутствия коммуникации
    •  
      Любая коммуникация имеет уровень содержания и уровень отношения
    •  
      Пунктуация последовательности событий
    •  
      Симметричное (копирование поведения партнёра) и комплементарное (дополнение поведения партнёра) взаимодействие
    •  
      Коммуникация может быть как намеренной, так и ненамеренной, эффективной и неэффективной
    •  
      Коммуникация необратима

 
Функции межличностной  коммуникации 

  1.  
    Информационная
  2.  
    Экспрессивная
  3.  
    Прагматическая
  4.  
    Социальная

 
Теоретические обоснования межличностной  коммуникации: 

  1.  
    Теория речевой деятельности. Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев.

 
Ключевыми факторами речевой коммуникации они считают мотив и цель. Мотив  выполняет функцию побуждения субъекта к активности. Цель почти всегда является осознанной, а мотив может  осознаваться, но может быть и неосознанным. Мотив и цель при достижении замысла  могут совпадать. В процессе осуществления  межличностной коммуникации важно  уметь разгадать мотив собеседника, особенно, если смысл его высказываний неясен. 

  1.  
    Теория когнитивного баланса. Ф. Хайдер, Т. Ньюком. 

 
Они изучали влияние групповой  жизни на поведение людей. Они  рассматривали взаимодействие в  системе «я-другой- третий». Третий – это кто-либо или что-либо.  

  1.  
    Когнитивная теория диссонанса. Л. Фестингер, Д. Креч, Р. С. Кретчфилд

 
Данная теория рассматривает несогласованность  когнитивных структур коммуникантов. Для согласования межличностных отношений рекомендуются специальные коммуникативные действия, направленные на локализацию или даже устранение конфликтной ситуации. 

  1.  
    Теория социодрамы. И. Гофман, К. Берк, Х. Данкен.

 
Согласно этой теории социальные ситуации, в которых происходит общение, напоминают драматические спектакли, где имеются  «актёры», «маски», «сцена», «сценарии», с помощью которых люди в обществе стремятся создавать и поддерживать благоприятное впечатление. Такое сравнение вызвано тем, что межличностная коммуникация актуализируется в диалогических дискурсах, представляющих собой нечто наподобие мини-сценария.  
 

  1.  
    ^ Стили межличностной коммуникации

 
 
Стили межличностного взаимодействия (коммуникативные стили) 

      1.  
        Типология А. Адлера, австрийского психолога. В своей типологии он использует в качестве переменных две движущие силы развития личности – социальный интерес и степень активности. Социальный интерес проявляется в сотрудничестве с другими людьми ради общего успеха. Степень активности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем.
  •  
    ^ Управляющий тип. Люди самоуверенные, напористые, с незначительным социальным интересом. Они активны, но их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их в агрессивной, антисоциальной манере;
  •  
    ^ Берущий тип. Относятся к внешнему миру паразитически, удовлетворяют большую часть своих потребностей за счёт других. У них нет социального интереса, но, обладая низкой степенью активности, маловероятно, что они причинят вред другим;
  •  
    Избегающий тип. Нет достаточного социального интереса и активности. Для него характерно социально-бесполезное поведение;
  •  
    Социально-полезный тип. Высокая степень социального интереса и социальной активности .
      1.  
        Типология К. Хорни, немецкого психолога. Основной мотив – достижение чувства безопасности в окружающем мире, снижение тревоги.
  •  
    Уступчивый тип. Для него характерна зависимость, нерешительность. Подобные люди завязывают отношения с целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности, однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно;
  •  
    Обособленный тип. Для данного типа характерно стремление к уединённости, независимости и самодостаточности. Для этого типа характерна установка не дать себя увлечь, идёт ли речь о любовном романе, работе или отдыхе;
  •  
    Враждебный тип. Этот стиль характеризуется доминированием, враждебностью, тягой к эксплуатации. Враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими, повышение собственного статуса.

 
По мнению Хорни каждый из нас когда-либо применял эти стратегии в межличностных отношениях.  

      1.  
        ^ Типология В. Сатир (женщина), американского психолога. Она сделала акцент на описании паттернов коммуникации, т. е используемых вербальных и невербальных знаков, приёмов.
  •  
    Плакатор (угодливый тип). Его внутренняя установка: «я – ничножество». Он говорит, заискивая, извиняется, никогда не выражает несогласия. Ведёт себя так, как будто ничего не может сделать сам и должен иметь наставника.
  •  
    Блеймер (обвиняющий тип). Внутренняя установка этого типа: «я одинок, я неудачник». Блеймер – это диктатор, хозяин. Он ведёт себя как человек, превосходящий всех. Голос его грозен, напряжён, часто пронзителен и громок.
  •  
    Компьютер (безэмоциональный тип). Внутренняя установка такого типа: «я уязвим». Он всегда очень корректен, разумен, спокоен, хладнокровен и собран, в нём не заметна ни одна эмоция. Голос его невыразителен, глух, монотонен; словарь насыщен абстракциями.
  •  
    Дистрактор (неуместный тип). Его внутренняя установка: «я никому не нужен». Дистрактор никогда не отвечает по существу. Его голос может быть певучим, ударения в словах неправильны, интонации могут повышаться и понижаться совершенно без причин.

 
Альтернативой этим типам, по мнению Сатир, является конгруэнтное поведение, при  котором все составляющие сообщения  соответствуют друг другу: голос  произносит слова, соответствующие  выражению лица, положению тела, интонациям. Взаимоотношения протекают  легко, свободно и честно, и чувство  собственного достоинства не подвергается таким испытаниям, как с описанных  четырёх случаях. 

      1.  
        ^ Типология Джозефа Луфта и Харри Ингхэма («окно Джохари»).

 
Она основана на демонстрации зависимости  между знаниями человека о самом  себе и предположением о том, как  другие воспринимают его.

 

 

 
Я знаю о себе

 
Я не знаю о себе

 
Другие знают обо мне

 
Открытая зона

 
Слепая зона

 
Другие не знают обо мне

 
Скрытая зона

 
Неизвестная зона


 
 
Открытая  зона отражает общую открытость человека миру, его потребность быть узнанным, она включает все аспекты о нём, известные ему самому и другим; 
 
Слепая зона включает то, что другие воспринимают в человека, но что ему самому недоступно. Например, человек считает, что ведёт себя уверенно, но другим заметна напряжённость в его поведении; 
 
Скрытая зона включает то, что индивид предпочёл бы не раскрывать кому-либо ещё; 
 
Неизвестная зона включает всё, что ещё не познано ни самим человеком, ни другими людьми, его потенциал. 
 
Все зоны взаимозависимы: изменения в одной вызывают изменения в другой. Авторы модели считают, что увеличение открытой зоны – наиболее желательная стратегия межличностной коммуникации. В зависимости от доминирования той или иной зоны выделяют следующие коммуникативные стили: 

  •  
    Стиль А. Характеризует людей, которые демонстрируют безличный подход в отношениях. У них доминирует неизвестная зона, они обычно уходят от контактов, избегают личностного самораскрытия, участия в делах других и тем самым создают образ некоммуникативного человека.
  •  
    Стиль Б. Характерен для людей, которые стремятся к общению, но одновременно боятся раскрывать себя и в целом не доверяют другим. У них доминирует скрытая зона.
  •  
    Стиль В. Характерен для крайне самоуверенных людей. Здесь доминирует слепая зона.
  •  
    Стиль Г. Характерен для людей, демонстрирующих откровенность, открытость, понимание потребностей и настроения других. Здесь доминирует открытая зона.

 
Вывод по рассмотренным типологиям: авторы представленных концепций, выделяя различные коммуникативные стили, вместе с тем определяют типичные схемы поведения в межличностном взаимодействии: 

    •  
      Готовность сближаться с людьми (ориентация на людей, открытость);
    •  
      Стремление избегать людей (ориентация от людей, изоляция);
    •  
      Установка на борьбу (ориентация против людей, доминирование);
    •  
      Желание и готовность подчиняться (демонстрация слабости, самоунижение).

 
Данные схемы поведения находят  своё проявление в продуктивном или непродуктивномкоммуникативных стилях. В основу различения этих двух стратегий контакта может быть положенаценностная ось «отношение к другому как к ценности – отношение к другому как к средству» (см. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Межличностная коммуникация – это процесс обмена сообщениями и их интерпретация  двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с  другом.

В межличностной  коммуникации психологический аспект общения существенно обогащает  процесс двустороннего обмена информацией, оказывает регулирующее воздействие  на ход общения. Поскольку межличностная  коммуникация реализуется путем  непосредственных контактов между  субъектами общения, то они должны находиться в пространственной близости друг от друга. Только в этом случае есть возможность  осуществления обратной связи.

Межличностная коммуникация в противовес массовым формам носит  более стандартный, рациональный и  инструментальный характер. Это находит  отражение в ее функциях: информационной, экспрессивной, прагматической и социальной.

Основой для теоретического обоснования межличностной коммуникации является теория речевой деятельности, поскольку вербальные средства общения  играют главную роль в процессе межличностного взаимодействия. Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев рассматривали эту деятельность с точки зрения психологических основ поведенческой теории. Ключевыми факторами речевой коммуникации они определили мотив и цель. Мотив соотносится с коммуникативной деятельностью, он выполняет функцию побуждения субъекта к активности. Цель почти всегда является осознанной, в то время как мотив может осознаваться, но может быть и неосознанным. Мотив и цель при достижении замысла могут совпадать. В процессе осуществления межличностной коммуникации важно уметь разгадать мотив собеседника, особенно если смысл его высказываний неясен.

Межличностная коммуникация может способствовать изменению  мнений, социальных установок индивидов, участвующих в обмене информацией.

Социальным основанием мотивов являются общественные отношения. Мотивационная основа межличностной  коммуникации может быть изучена  на основе разработанных мотивационных  теорий. Их можно разделить на мотивационные  теории равновесия и мотивационные  теории удовлетворения потребностей.[27]

Анализ межличностной  коммуникации предполагает изучение того, при каких условиях и с помощью  каких средств представления, идеи, знания, настроения, т. е. субъективный опыт одного субъекта может быть сообщен  другому и более или менее  точно истолкован им. Таким образом, необходимо выявить и описать  различные предпосылки и условия  успешной (или, напротив, неуспешной, затрудненной) коммуникации.

Межличностная коммуникация может быть успешной, эффективной, если цели, поставленные коммуникаторами, достигаются  в наибольшей степени. Безусловно, достижению такой коммуникации способствует коммуникативная  компетентность коммуникаторов. Общее  понятие и особенности коммуникативной  компетентности специалиста нами уже  были рассмотрены в первой лекции. В данной теме необходимо конкретизировать исходное понятие применительно  к межличностной коммуникации. Коммуникативная  компетентность в процессе межличностной  коммуникации проявляется в следующем:

·        Способность прогнозировать коммуникативную ситуацию, ориентироваться в ней;

·        Умение найти адекватную теме общения коммуникативную структуру и реализовать коммуникативный замысел;

·        Способность анализировать свой собственный психологический потенциал и потенциал своего партнера;

Информация о работе Межличностные коммуникации