Межличностные коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:26, реферат

Описание работы

Межличностная коммуникация – процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами.
Теория межличностной коммуникации исходит из того, что межличностное поведение индивидов отличается от их поведения вне ситуации взаимодействия. Основной единицей анализа является взаимосвязь людей.

Содержание работы

Понятие, теории и функции межличностной коммуникации
2.
Стили межличностной коммуникации

Файлы: 1 файл

межличностные комунткации.docx

— 32.97 Кб (Скачать файл)

·        Навыки самонастройки, саморегуляции в общении, включая умение преодолевать психологические барьеры в общении, снимать излишнее напряжение, эмоционально настраиваться на ситуацию, распределять свои усилия в общении.

Американскому психологу  П. Вацлавику принадлежит заслуга в описании некоторых свойств коммуникации, имеющих большое прикладное значение в контексте межличностного взаимодействия и названных им аксиомами человеческой коммуникации. Знание данных свойств позволяет объяснить то, что исследователь назвал патологической коммуникацией, т.е. осложнения, способные привести к затруднениям или даже тупикам межличностного общения. Их содержание можно изучить самостоятельно по учебнику.[28]

Все процессы коммуникации происходят в определенном контексте. Переменными, формирующими определенный контекст коммуникации, могут быть место и время встречи, намерения  или цели участников общения, наличие  или отсутствие посторонних лиц, групповые нормы и т. д. Наша интерпретация  чьих-то слов или действий в огромной степени определяется характеристиками социальной ситуации, в которой происходит межличностная коммуникация.

Важными характеристиками ситуации, воздействующими на поведение  людей являются: знакомая - незнакомая; формальная - неформальная; ориентированная  на выполнение дела - ориентированная  на общение; поверхностная – глубокая (интимная) включенность. В соответствии с этими характеристиками можно выделить следующие типы ситуаций:

·        Официальные события;

·        Личностное взаимодействие с близкими друзьями или родственниками;

·        Случайные эпизодические встречи со знакомыми;

·        Формальные контакты в магазинах и на работе;

·        Ассиметричные взаимодействия, связанные с социальными умениями ( например, обучение, руководство, интервьюирование);

·        Конфликт и переговоры;

·        Групповая дискуссия.

Данная классификация  ситуаций не является единственной. Э. Берн рассматривает ситуации с позиции  потребности в структурировании времени в ходе межличностного взаимодействия. Он предлагает рассматривать следующие  способы структурирования времени: замкнутость; ритуалы; времяпрепровождение; совместная деятельность; игры; близость.[29]

Еще одна классификация  социальных ситуаций различает три  уровня общения в зависимости  от степени личностной вовлеченности  участников в преобразовании отношений: социально-ролевой; деловой; интимно-личностный.[30]

Каждый уровень  общения предполагает соответствующие  модели поведения, способы взаимодействия. Важнейшим условием межличностной  коммуникации является способность  индивида выделять такие стандартные, типичные социальные ситуации и знать  как себя вести в них. Люди, как  правило, обладают необходимыми знаниями, которые позволяют им понять поведение  друг друга, согласовать свои цели и  действия, найти общий язык, договориться. Это в большей степени относится  к типичным ситуациям. Однако и среди  них следует выделить так называемые трудные или стрессовые: ситуации неодобрения или критики со стороны  других; ситуации публичного выступления  и социальной активности; ситуации конфронтации и выражения недовольства; ситуации сексуального контакта; ситуации интимности и теплоты. Отнесение  той или иной ситуации к трудной  стрессовой обуславливается не только объективными параметрами самой  ситуации, но и субъективным состоянием участников коммуникации, т.е. как индивид  воспринимает такую ситуацию. В связи  с этим важным аспектом анализа межличностной  коммуникации является восприятие, как процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных.

Среди общих закономерностей  восприятия как одного из важнейших  психических процессов обычно отмечают:

·        Принцип избирательности;

·        Принцип целостности;

·        Принцип константности (устойчивости);[31]

Таким образом, чувства, которые вызывают в нас люди или  ситуации лишь отчасти зависят от внешнего мира, но в значительной степени  зависят от нас, воспринимающих этот мир.

Существуют некоторые  правила, следование которым во многом организует процесс управления своим  восприятием.

Правило 1. Процесс  восприятия имеет личностную основу: разные люди по-разному воспринимают и интерпретируют одни и те же сигналы.

Правило 2. Если считать, что именно наши интерпретации наиболее точно отражают реальность, то у  нас могут возникнуть трудности  в ходе межличностной коммуникации.

Правило 3. Если позволять  насущным интересам, эмоциям, потребностям “контролировать” наше восприятие, то можно пропустить направленные к  нам важные сообщения от других людей.

Сформулированные  правила позволяют в общем  процессе человеческого восприятия выявить то, что относится к  восприятию людьми предметов и что  является восприятием друг друга.

Главным регулятором  в построении общения является тот  образ партнера, к которому обращены коммуникативные послания. При его  формировании важным является первое впечатление о человеке. Множество ситуаций подтверждает драматическое воздействие первого впечатления на восприятие, что может повлиять на последующую коммуникацию между людьми.

Социальные стереотипы – основа формирования первого впечатления, а социальная стереотипизация – главный механизм этого процесса. Социальный стереотип – устойчивое представление  о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы.

При изучении коммуникативных  навыков важным становится вопрос о  том, можно ли утверждать, что восприятие одних людей более точно, чем  восприятие других. Психологи считают, что среди людей, способных точнее судить и понимать поведение других, чаще встречаются те, кто:

·        В своих заключениях опираются на наблюдение за поведением, а не на стереотипы;

·        Менее авторитарные личности;

·        Более объективно относящиеся к себе.

Таким образом, неудачи  и провалы в межличностной  коммуникации часто случаются потому, что, во-первых, люди неверно и неточно  воспринимают друг друга; во-вторых, не понимают, что их восприятия неточны.

Важной характеристикой  коммуникативной компетентности является понимание собственного коммуникативного стиля и умение распознавать стиль  партнера по коммуникации.

Понятие коммуникативного стиля обозначает привычные,  устойчивые способы поведения, присущие данному человеку которые он использует при установлении отношений и взаимодействии с другими людьми.

К анализу стилей межличностного взаимодействия обращались многие выдающиеся психологи: А. Адлер, К.Хорни, В.Сатир, Д. Луфт и Х.Ингхэм. В их исследованиях были выявлены типичные схемы поведения в межличностном взаимодействии: готовность сближаться с людьми (ориентация на людей, открытость); стремление избегать их (ориентация от людей, изоляция); установка на борьбу (ориентация против людей, доминирование); желание и готовность подчиняться (демонстрация слабости, самоунижение).

Описанные схемы  поведения находят отражение  в продуктивном или непродуктивном коммуникативном стиле.[32]

Таким образом, коммуникативные  стили проявляются как набор  определенных действий, умений и навыков, соответствующих психологической  направленности личности. 

В конечном счете, эффективность  межличностной коммуникации будет  определяться параметрами индивидов  как коммуникативных личностей. Данный аспект будет рассмотрен нами в следующей теме.


Информация о работе Межличностные коммуникации