Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:26, реферат
Межличностная коммуникация – процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами.
Теория межличностной коммуникации исходит из того, что межличностное поведение индивидов отличается от их поведения вне ситуации взаимодействия. Основной единицей анализа является взаимосвязь людей.
Понятие, теории и функции межличностной коммуникации
2.
Стили межличностной коммуникации
· Навыки самонастройки, саморегуляции в общении, включая умение преодолевать психологические барьеры в общении, снимать излишнее напряжение, эмоционально настраиваться на ситуацию, распределять свои усилия в общении.
Американскому психологу П. Вацлавику принадлежит заслуга в описании некоторых свойств коммуникации, имеющих большое прикладное значение в контексте межличностного взаимодействия и названных им аксиомами человеческой коммуникации. Знание данных свойств позволяет объяснить то, что исследователь назвал патологической коммуникацией, т.е. осложнения, способные привести к затруднениям или даже тупикам межличностного общения. Их содержание можно изучить самостоятельно по учебнику.[28]
Все процессы коммуникации происходят в определенном контексте. Переменными, формирующими определенный контекст коммуникации, могут быть место и время встречи, намерения или цели участников общения, наличие или отсутствие посторонних лиц, групповые нормы и т. д. Наша интерпретация чьих-то слов или действий в огромной степени определяется характеристиками социальной ситуации, в которой происходит межличностная коммуникация.
Важными характеристиками ситуации, воздействующими на поведение людей являются: знакомая - незнакомая; формальная - неформальная; ориентированная на выполнение дела - ориентированная на общение; поверхностная – глубокая (интимная) включенность. В соответствии с этими характеристиками можно выделить следующие типы ситуаций:
· Официальные события;
· Личностное взаимодействие с близкими друзьями или родственниками;
· Случайные эпизодические встречи со знакомыми;
· Формальные контакты в магазинах и на работе;
· Ассиметричные взаимодействия, связанные с социальными умениями ( например, обучение, руководство, интервьюирование);
· Конфликт и переговоры;
· Групповая дискуссия.
Данная классификация ситуаций не является единственной. Э. Берн рассматривает ситуации с позиции потребности в структурировании времени в ходе межличностного взаимодействия. Он предлагает рассматривать следующие способы структурирования времени: замкнутость; ритуалы; времяпрепровождение; совместная деятельность; игры; близость.[29]
Еще одна классификация социальных ситуаций различает три уровня общения в зависимости от степени личностной вовлеченности участников в преобразовании отношений: социально-ролевой; деловой; интимно-личностный.[30]
Каждый уровень
общения предполагает соответствующие
модели поведения, способы взаимодействия.
Важнейшим условием межличностной
коммуникации является способность
индивида выделять такие стандартные,
типичные социальные ситуации и знать
как себя вести в них. Люди, как
правило, обладают необходимыми знаниями,
которые позволяют им понять поведение
друг друга, согласовать свои цели и
действия, найти общий язык, договориться.
Это в большей степени
Среди общих закономерностей восприятия как одного из важнейших психических процессов обычно отмечают:
· Принцип избирательности;
· Принцип целостности;
· Принцип константности (устойчивости);[31]
Таким образом, чувства, которые вызывают в нас люди или ситуации лишь отчасти зависят от внешнего мира, но в значительной степени зависят от нас, воспринимающих этот мир.
Существуют некоторые правила, следование которым во многом организует процесс управления своим восприятием.
Правило 1. Процесс восприятия имеет личностную основу: разные люди по-разному воспринимают и интерпретируют одни и те же сигналы.
Правило 2. Если считать, что именно наши интерпретации наиболее точно отражают реальность, то у нас могут возникнуть трудности в ходе межличностной коммуникации.
Правило 3. Если позволять насущным интересам, эмоциям, потребностям “контролировать” наше восприятие, то можно пропустить направленные к нам важные сообщения от других людей.
Сформулированные правила позволяют в общем процессе человеческого восприятия выявить то, что относится к восприятию людьми предметов и что является восприятием друг друга.
Главным регулятором в построении общения является тот образ партнера, к которому обращены коммуникативные послания. При его формировании важным является первое впечатление о человеке. Множество ситуаций подтверждает драматическое воздействие первого впечатления на восприятие, что может повлиять на последующую коммуникацию между людьми.
Социальные стереотипы – основа формирования первого впечатления, а социальная стереотипизация – главный механизм этого процесса. Социальный стереотип – устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы.
При изучении коммуникативных навыков важным становится вопрос о том, можно ли утверждать, что восприятие одних людей более точно, чем восприятие других. Психологи считают, что среди людей, способных точнее судить и понимать поведение других, чаще встречаются те, кто:
· В своих заключениях опираются на наблюдение за поведением, а не на стереотипы;
· Менее авторитарные личности;
· Более объективно относящиеся к себе.
Таким образом, неудачи и провалы в межличностной коммуникации часто случаются потому, что, во-первых, люди неверно и неточно воспринимают друг друга; во-вторых, не понимают, что их восприятия неточны.
Важной характеристикой коммуникативной компетентности является понимание собственного коммуникативного стиля и умение распознавать стиль партнера по коммуникации.
Понятие коммуникативного стиля обозначает привычные, устойчивые способы поведения, присущие данному человеку которые он использует при установлении отношений и взаимодействии с другими людьми.
К анализу стилей межличностного взаимодействия обращались многие выдающиеся психологи: А. Адлер, К.Хорни, В.Сатир, Д. Луфт и Х.Ингхэм. В их исследованиях были выявлены типичные схемы поведения в межличностном взаимодействии: готовность сближаться с людьми (ориентация на людей, открытость); стремление избегать их (ориентация от людей, изоляция); установка на борьбу (ориентация против людей, доминирование); желание и готовность подчиняться (демонстрация слабости, самоунижение).
Описанные схемы поведения находят отражение в продуктивном или непродуктивном коммуникативном стиле.[32]
Таким образом, коммуникативные
стили проявляются как набор
определенных действий, умений и навыков,
соответствующих
В конечном счете, эффективность межличностной коммуникации будет определяться параметрами индивидов как коммуникативных личностей. Данный аспект будет рассмотрен нами в следующей теме.