Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 14:36, контрольная работа
Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие
им финансовые и информационные потоки. Эти потоки на своем пути от
первичного источника сырья до конечного потребителя проходят различные
производственные, транспортные, складские звенья
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Моделирование в логистике…………………………………………………...4
2. Экспертные системы в логистике……………………………………………..9
3. Определение и основные принципы системного подхода………………....10
4. Сравнительная характеристика классического и системного подходов к
формированию систем…………………………………………………………..12
5. Пример классического и системного подходов к организации
материального потока…………………………………………………………...13
6. Моделирование бизнес-процессов в логистике……………………………16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список используемой литературы…
К недостаткам экспертных систем следует отнести ограниченную возможность использования "здравого смысла". Логистические процессы включают множество операций с разнообразными грузами. Учесть все особенности в экспертной программе невозможно. Поэтому для того, чтобы не поставить коробку весом в сто килограммов на коробку весом в пять килограммов, "здравым смыслом", дополняющим знания экспертной системы, должен обладать пользователь. [6, с.176]
Экспертные системы применяются на различных стадиях логистического процесса, облегчая решение проблем, требующих значительного опыта и затрат времени. Например, на складе, при принятии решения о пополнении запасов, когда менеджеру необходимо оценить большой объем разнообразной информации: ожидаемые цены с учетом закупаемых товаров, тарифы на доставку, необходимость одновременного пополнения запасов по разным позициям ассортимента и т.д. Использование здесь экспертных систем позволяет принимать не только правильные, но и быстрые решения, что зачастую не менее важно.
3. Определение и основные принципы системного подхода
Природа материального потока такова, что на своем пути к потреблению он проходит производственные, складские, транспортные звенья. Организуют и направляют материальный поток разнообразные участники логистического процесса.
Методологической основой сквозного управления материальным потоком является системный подход, принцип реализации которого в концепции логистики поставлен на первое место. [7, с.233]
Системный подход — это направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, что позволяет исследовать трудно наблюдаемые свойства и отношения в объектах.
Системный подход означает, что каждая система является интегрированным целым даже тогда, когда, она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Системный подход позволяет увидеть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.
Функционирование реальных логистических систем характеризуется наличием сложных стохастических связей как внутри этих систем, так и в их отношениях с окружающей средой. В этих условиях принятие частных решений, без учета общих целей функционирования системы и предъявляемых к ней требований, может оказаться недостаточным, а возможно и ошибочным.
В качестве примера вновь обратимся к схеме движения сахарного песка от завода-изготовителя до магазинов. Допустим, что руководство завода без согласования с оптовым и розничным звеном приняло решение о внедрении мощного оборудования для фасовки сахарного песка в бумажные пакеты. Возникает вопрос: как воспримет это нововведение вся товаропроводящая система, приспособленная к транспортированию, хранению и выполнению остальных технологических операций с сахарным песком, упакованным именно в мешки? Не исключено, что в ее работе произойдет сбой.
В соответствии с требованиями системного подхода решение о фасовке сахарного песка на заводе-изготовителе должно приниматься во взаимной связи с остальными решениями, общей целью которых является оптимизация совокупного материального потока. [8, с.312]
Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции. Это своего рода совокупность познавательных принципов, соблюдение которых позволяет определенным образом сориентировать конкретные исследования.
При формировании логистических систем должны учитываться следующие принципы системного подхода:
принцип последовательного продвижения по этапам создания системы. Соблюдение этого принципа означает, что система сначала должна исследоваться на макроуровне, т. е. во взаимоотношении с окружающей средой, а затем на микроуровне, т. е. внутри своей структуры;
принцип согласования информационных, надежностных, ресурсных и других характеристик проектируемых систем;
принцип отсутствия конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы.
4. Сравнительная характеристика классического и системного подходов к формированию систем
Существо системного подхода отчетливо проявляется при его сравнении с классическим индуктивным подходом к формированию Систем.
Классический подход означает переход от частного к общему (индукция). Формирование системы при классическом подходе к этому процессу происходит путем слияния ее компонентов, разрабатываемых отдельно.
На первом этапе определяются цели функционирования отдельных подсистем. Затем, на втором этапе, анализируется информация, необходимая для формирования отдельных подсистем. И, наконец, на третьем этапе формируются подсистемы, которые в совокупности образуют работоспособную систему.
В отличие от классического системный подход предполагает последовательный переход от общего к частному, когда в основе рассмотрения лежит конечная цель, ради которой создается система.
Последовательность формирования системы при системном подходе также включает в себя несколько этапов.
Первый этап. Определяются и формулируются цели функционирования системы.
Второй этап. На основании анализа цели функционирования системы и ограничений внешней среды определяются требования, которым должна удовлетворять система.
Третий этап. На базе этих требований формируются, ориентировочно, некоторые подсистемы.
Четвертью этап. Наиболее сложный этап синтеза системы: анализ различных вариантов и выбор подсистем, организация их в единую систему. При этом используются критерии выбора. В логистике один из основных методов синтеза систем — моделирование. [9, с.197]
5. Пример классического и системного подходов к организации материального потока
Различные подходы к организации материального потока проиллюстрируем на примере снабжения магазинов бакалейными товарами со складов предприятия оптовой
торговли. Участники этого процесса: предприятие оптовой торговли, транспортное предприятие и сеть обслуживаемых продовольственных магазинов
Рассмотрим два варианта организации материального потока, имеющих принципиальное отличие друг от друга. Первый вариант носит традиционное название “самовывоз” второй — “централизованная доставка”.
Вариант 1 (самовывоз)
Анализ характерных признаков "самовывоза" показывает, что у участников логистического процесса отсутствует единая цель — рациональная организация совокупного материального потока. Каждый из участников организует материальный поток лишь в пределах участка своей непосредственной деятельности.
Очевидно, что здесь имеет место классический способ формирования системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального потока. Действительно, мы видим здесь т р и самостоятельно сформированные п о д с и с т е м ы:
Эти подсистемы соединены между собой в значительной степени механически. Несмотря на это, в целом они образуют работоспособную систему, обеспечивающую прохождение совокупного материального потока по всей цепи:
предприятие оптовой торговли → транспорт → магазины
Вариант 2 (централизованная доставка) характеризуется следующими признаками:
Анализ характерных признаков второго
варианта opгaнизации
предприятие оптовой торговли → транспорт → магазины
Не останавливаясь на доказательстве, отметим, что второй вариант организации материального потока, т. е. системный подход к товароснабжению розничной торговой сети, позволяет:
6. Моделирование бизнес-процессов в логистике
Моделирование, как целенаправленное
представление анализируемого реального
или гипотетического бизнес-процесса,
служит в управлении, прежде всего, двум
целям.
Во-первых, это сохранение знаний о структуре,
законах функционирования и управления
организации в формальном виде (структурное
моделирование).
Во-вторых, наполнение модели реальными
данными и проведение компьютерной симуляции
(имитации реального поведения объекта
за отрезок времени) позволяет получить
фактографическую основу для принятия
решений.
Проведение имитационного моделирования,
низвергающего постулат о “невозможности
эксперимента в экономике”, стало возможным
благодаря развитию возможностей вычислительной
техники, изучению процессов принятия
решения человеком, и развитию дисциплины
реинжиниринга.
Особенности моделирования в логистике
определяются содержанием самой логистической
концепции. Логистика предполагает системный
подход к интегрированному и динамическому
управлению материальными, финансовыми,
информационными потоками в организации,
сквозь функциональные границы подразделений.
Это во многом перекликается с принципами
системной динамики и понятием о бизнес-процессах.
Поведение организации, в терминах системной
динамики, определяется ее информационно-логической
структурой как системы, представляется
в терминах потоков, а не функций, рассматривается
в развитии и динамике.
Бизнес-процесс может быть определен как
целенаправленно преобразуемый и управляемый
поток ресурсов.
Таким образом в поисках ответов на вопросы:
как формируются затраты и доходы по логистической
цепи, каковы ее критические параметры,
факторы развития, узкие места и возможности,
в чем причины возникшей проблемы, каковы
будут результаты планируемых решений
– менеджеру логистики помогает компьютерное
моделирование бизнес-процессов.
Управление в логистике характеризуется
учетом большого числа параметров, функциональных
и корреляционных зависимостей, влияния
стохастических факторов. Все они анализируются
при построении модели, но не все включаются
в нее.
Для принятия решения, модель должна отражать сущность проблемы, давая обоснование, по словам А.Эйнштейна, “…по возможности очень простое, но не проще”. Полное отражение всех реальных зависимостей в модели невозможно или экономически неоправданно.
Как сказал основатель подхода тотального качества Э. Деминг: “Все модели неправильны, но некоторые модели полезны”. Полезными модели становятся тогда, когда при их построении выполняются на практике несколько методических правил.