Надежность в логистических системах. Страхование рисков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 22:14, реферат

Описание работы

Логистическая система – это относительно устойчивая совокупность звеньев (структурных/функциональных подразделений компании, а также поставщиков, потребителей и логистических посредников), взаимосвязанных и объединенных единым управлением корпоративной стратегии организации бизнеса.
Логистическая система обладает определяющими свойствами, характерными для любой системы, но конкретизированными применительно к задачам логистики.

Файлы: 1 файл

реферат надежность в логистических системах.docx

— 35.19 Кб (Скачать файл)

При использовании логистической концепции "точно в срок", как было отмечено выше, страховые запасы у получателя не создаются. Но, принимая во внимание закономерность наличия сбоев в процессе транспортировки, следует заметить, что без создания дополнительных методов регулирования поставок по системе "точно в срок", сглаживающих такие отклонения, в результате "очередного" сбоя, например, опоздания транспортного средства, у производителя может остановиться производство или нарушиться технологический процесс.

Выход в данной ситуации видится следующий. Зная надежность процесса транспортировки и расчетную величину необходимых страховых запасов, следует не пренебрегать этими данными, но обязательно их учитывать при организации поставки. При работе по концепции "точно в срок" учет "страховых" объемов поставляемых товаров должен производиться при планировании поставок не получателем, как в стандартных ситуациях, а поставщиком, который обязан обеспечить "стопроцентную" надежность поставок.

Многозвенность логистической системы изначально предполагает высокий уровень потенциального риска. Поэтому логистическая система должна предусматривать определенный комплекс мероприятий, направленных на  поддержание надежности на требуемом уровне.

Риск функционирования логистической системы должен быть сведен к минимуму или вообще нейтрализован, особенно риск возврата финансовых средств, инвестированных в логистическую систему.

Под риском понимается вероятность наступления страхового случая, а также возможный размер ущерба от него.

Риск логистической системы как составной части предпринимательства включает следующие элементы:

• коммерческий риск, выражающийся в срыве поставок или недопоставке продукции, нарушениях сроков поставки, невыполнении финансовых обязательств, потере части дохода (прибыли) вследствие нерациональности закупок, транспортировки, хранения ит. п.;

• риск утраты имущества из-за неблагоприятных природных условий, включая стихийные бедствия;

• риск, обусловленный хищениями и кражей товарно-материальных ценностей, включая угон транспортных средств;

 • экологический риск, выражающийся в ущербе окружающей  среде, например при транспортировке  или хранении продукции;

• риск возникновения гражданской ответственности за ущерб, наносимый юридическим и физическим лицам в процессе логистической деятельности;

• технический риск, связанный с эксплуатацией технических средств логистической системы.

Риски и связанный с ними материальный ущерб в значительной мере могут быть сведены к минимуму путем дополнительного страхования этих рисков. Таким образом, риск – это основное понятие страхования, которое представляет собой систему обеспечения интересов физических и юридических лиц, подверженным тем или иным рискам.

Профилактические мероприятия, за счет которых можно предотвратить ущерб и избежать наступления страхового случая: 

1) разработка требований  к надежности и качеству технических  средств логистических систем, обязательных  при проектировании и изготовлении  этих средств;

2) надзор и инспекция  за эксплуатацией;

3) профилактика в рамках  технического обслуживания;

4) аттестация персонала, занятого в логистическом процессе;

5) комплексное развитие  логистической инфраструктуры.

В такой системе страхования риск сведен к минимуму, а его возможность обусловлена форс-мажорными обстоятельствами.

Страхование надежности функционирования логистической системы достигается также и за счет ее обеспечивающих подсистем, т. е. за счет ее инфраструктуры. Под логистической инфраструктурой понимается совокупность видов деятельности, с помощью которых осуществляется и обслуживается процесс движения материальных и финансовых потоков или процесс товародвижения.

Логистическая инфраструктура, как и любая другая инфраструктура, подразделяется на три вида: техническую (производственную), институциональную и социальную. Техническая инфраструктура предусматривает наличие и функционирование транспорта, дорог, зданий и сооружений, складов, терминалов и др. Институциональная инфраструктура — это деятельность банков, таможни, органов сертификации и др., непосредственно связанная с обслуживанием процесса товародвижения. Социальная инфраструктура охватывает персонал, занятый в процессе движения материальных потоков. В современных условиях инфраструктура играет определяющую роль в экономике в целом и в логистике в частности. Наличие развитой инфраструктуры — необходимое условие эффективного функционирования логистической системы, а поэтому при формировании системы страхования следует обратить внимание на состояние логистической инфраструктуры, параметры которой должны соответствовать требованиям конкурентоспособности.

Логистическая система дает огромное множество и разнообразие форм практической реализации. Одной из таких форм является система, состоящая из следующих блоков (подсистем): закупки, транспортировка, хранение, материально-техническое снабжение, внутрипроизводственное движение материальных ресурсов. Для каждой из этих подсистем имеет место определенный риск, и соответственно ему выбираются способы страхования

Страхование логистических рисков осуществляется с помощью: системы управления непосредственно процессом товародвижения (логистической системой);  системы страхования специализированными страховыми компаниями.

В первом случае в системе страхования центральное место занимает управление, целью которого является обеспечение высокой надежности функционирования логистической системы. Управляющие воздействия включают в себя:

- ускорение продвижения  материальных ресурсов от поставщиков  к потребителям,

- замену одних материальных  ресурсов другими,

- изменение траектории  движения материальных потоков,

- использование резервов  оптово-торговых фирм – страхование  поставок за счет товарных  запасов.

В последнем случае взаимоотношения между участниками логистического процесса и страховыми компаниями регулируются договором страхования.

Договор страхования предусматривает две стороны: страхователь - участник логистического процесса, например, владелец грузов или транспортных средств, и страховщик - юридическое лицо, принимающее на себя те или иные риски. Согласно договору страхования, страхователь уплачивает так называемые премии страховщику, а последний возмещает ущерб в случае наступления страхового события.

В страховании логистических систем особое место занимают транспортные средства: страхование транспортных средств является самостоятельной отраслью страховой деятельности.

Здания и сооружения, будучи статичными системами, подвержены минимальному риску, за исключением зданий высокой пожароопасности. Для остальных объектов, которые являются динамическими системами, риск обусловлен степенью надежности их функционирования.

Для транспортных средств надежность их эксплуатации, а, следовательно, и риск обусловлены не только внутренними факторами (например, износом), но и внешними (например, природными явлениями, ситуациями на путях передвижения, взаимодей Особо важную роль страхование играет во внешнеэкономической деятельности. В международной логистике, т.е. при внешнеэкономических  товаропотоках, базисными условиями поставки определяются время и пункт перехода ответственности за риск ущерба или убытков в торговой сделке, а в некоторых условиях точно указывается, какая из сторон данной внешнеторговой сделки отвечает за заключение договора страхования.

Объективно из всех участников международного логистического процесса максимально рискует покупатель, и этот риск значительно возрастает при закупках ценных или дорогостоящих товаров.

Транспортные предприятия, как правило, предлагают страхование ответственности при перевозках.

Это означает, что в тех страховых случаях, когда ущерб причинен по вине самого транспортного предприятия – перевозчика, страховая компания перевозчика возмещает убытки от повреждения, случайной гибели, порчи или уничтожения товаров. Но при этом максимальный предел возмещения соотнесен с определенными базовыми нормами исчисления компенсации на единицу массы груза, например, в долларах на 1 кг груза. В большинстве случаев такая система компенсации ущерба не соответствует реальной стоимости товара.

Для покупателя целесообразным является страхование товара (груза). В этом случае объектом страхования является груз, а договор страхования со страховщиком заключается по инициативе самого владельца груза. Страхование грузов можно организовать следующим образом:

1. по каждой отдельной перевозке;

2. для каждой партии поставки;

3. на годовой период – по годовому договору страхования.

Условие «от всех рисков» предусматривает покрытие тех убытков, которые могут быть понесены во время перевозки груза. На условиях «от аварии» покрываются только те убытки, которые были понесены в результате причинения грузу ущерба вследствие уничтожения или повреждения транспортных средств при дорожных (в том числе морских или воздушных) происшествиях с другими транспортными средствами и иными объектами.

Особо важную роль страхование играет во внешнеэкономической деятельности. В международной логистике, т.е. при внешнеэкономических  товаропотоках, базисными условиями поставки определяются время и пункт перехода ответственности за риск ущерба или убытков в торговой сделке, а в некоторых условиях точно указывается, какая из сторон данной внешнеторговой сделки отвечает за заключение договора страхования.

Объективно из всех участников международного логистического процесса максимально рискует покупатель, и этот риск значительно возрастает при закупках ценных или дорогостоящих товаров.

Транспортные предприятия, как правило, предлагают страхование ответственности при перевозках.

Это означает, что в тех страховых случаях, когда ущерб причинен по вине самого транспортного предприятия – перевозчика, страховая компания перевозчика возмещает убытки от повреждения, случайной гибели, порчи или уничтожения товаров. Но при этом максимальный предел возмещения соотнесен с определенными базовыми нормами исчисления компенсации на единицу массы груза, например, в долларах на 1 кг груза. В большинстве случаев такая система компенсации ущерба не соответствует реальной стоимости товара.

Для покупателя целесообразным является страхование товара (груза). В этом случае объектом страхования является груз, а договор страхования со страховщиком заключается по инициативе самого владельца груза. Страхование грузов можно организовать следующим образом:

1. по каждой отдельной перевозке;

2. для каждой партии поставки;

3. на годовой период – по годовому договору страхования.

Условие «от всех рисков» предусматривает покрытие тех убытков, которые могут быть понесены во время перевозки груза. На условиях «от аварии» покрываются только те убытки, которые были понесены в результате причинения грузу ущерба вследствие уничтожения или повреждения транспортных средств при дорожных (в том числе морских или воздушных) происшествиях.

Следует иметь в виду, что никакое страховое возмещение не в состоянии  полностью возместить ущерб, обусловленный тем или иным риском, ибо, кроме прямого, неизбежен и косвенный ущерб. А поэтому задача состоит в недопущении наступления страхового случая – решение этой задачи возлагается на персонал, занятый в данной логистической системе.

Страхование может осуществляться и обязательной и добровольной формах. Обязательное страхование осуществляется в силу закона. Виды, условия и порядок такого страхования определяются соответствующими законами России. Вместе с тем страхование не является универсальным и абсолютным средством, помогающим от всех бед: оно не может приходить па помощь во всех случаях, когда причиняется имущественный ущерб. Должен наступить именно страховой случай, как следствие существовавшего страхового риска. Рисков  много, но далеко не все они являются страховыми.

 

 

 

 


Информация о работе Надежность в логистических системах. Страхование рисков