Оценка возможностей различных информационных систем управления складированием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 00:27, курсовая работа

Описание работы

Современную логистическую инфраструктуру невозможно представить без современных инструментов управления, в основе которых лежат информационные технологии. Наибольшим спросом в России сегодня пользуются системы управления складами (WMS – Warehouse Management Systems), относящиеся к системам исполнения цепочек поставок (SCE – Supply Chain Execution, являются подклассом систем SCM).
За последние четыре года рынок складской логистики в России побил несколько рекордов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Российский рынок систем управления складами...........................4
Классификация систем WMS…………..………………………………....4
Внедрение WMS в России………………………………………………..7
Внедрение по типу склада…………………………………………………7
Прогнозы………………………………………………………………… .10
Важнейшие тенденции……………………………………………………12
Глава 2. Компании и продукты……………...…………...…………………..15
Глава 3. Внедрение систем WMS……………………………………………18
Внедрение WMS: экспертный опрос .……………………………………18
Актуальность автоматизации………………………………………....…18
Ориентированность клиентов на рынке………………………………..19
Происхождение решений……………………………………………….20
Модуль или полноценная WMS………………………………………..21
Стоимость продукта…………………………………………………….22
Внедрение WMS: Оценка затрат и экономический эффект…………….24
Оценка затрат на внедрение WMS………………………………..……..25
Экономический эффект от внедрения WMS……………………………28
Заключение……………………………………………………………………..31
Список литературы………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 321.63 Кб (Скачать файл)

 

Рис.11 Мнение о «корнях» решений

 

Из 16 (51,6%) респондентов, считающих, что  эффективность решения не зависит  от «корней» фирмы-разработчика, 31,3% уже  автоматизировали свои склады с помощью WMS. 12,5% готовятся это сделать в  ближайшем будущем и 31,3% – в  перспективе. Для 18,7% в этой группе вопрос автоматизации склада не стоит. И  один респондент не определился в  выборе решений.

      1. Модуль или полноценная WMS

На вопрос, что для вас лучше: внедрить WMS как модуль ERP или же полноценную (отдельную) WMS, эксперты ответили так (рис. 5).

 

Рис.12 Что лучше внедрить: WMS как модуль ERP или полноценную WMS

 

ERP с модулем WMS – 32,3%.

Полноценную WMS – 41,9%.

Мы не планируем внедрять WMS – 12,9%.

Два эксперта не ответили на этот вопрос. И еще два готовы рассматривать  и тот, и другой варианты.

20% из выбравших ERP с модулем  WMS уже автоматизировали свои  склады, 20% собираются это сделать  в ближайшее время, 50% – в перспективе.  Один эксперт из выбравших  ERP с модулем WMS ответил: «Будем  использовать для автоматизации  другие решения».

Из группы выбравших полноценную WMS ее уже внедрили 23,1%. Столько же планируют сделать это в ближайшее  время, 30,7% – в перспективе. Перед  одним экспертом из этой группы задача автоматизации склада не стоит. Один «проголосовавший» в пользу полноценной WMS ответил так: «Мы будем использовать для автоматизации другие решения».

      1. Стоимость продукта

Стоит отметить, что ценовые предпочтения потенциальных потребителей WMS сильно разнятся даже с данными о средней стоимости внедрения, которая сейчас составляет около $200 тыс. Так, большинство опрошенных (22,6%) готовы заплатить за WMS решение до $100 000, 12,9% – до $200 000, 6,5% – до $300 000, 6,5% – до $500 000, 3,2% – до $1 000 000 (рис. 6). Более $1 000 000 никто из опрошенных платить не готов. В то же время для 16% цена не принципиальный критерий. И для 25,8% вопрос о цене WMS не актуален в принципе.

Рис.13 Сколько вы готовы платить за WMS-решение

 

Двое экспертов отказались отвечать на этот вопрос, причем один из них работает на уже автоматизированном складе, другой, выбравший полноценную WMS, ожидает  внедрения в ближайшее время.

Из самой большой группы (тех, кто готов заплатить за WMS до $100 000) у одного респондента (14,3%) склад находится в процессе автоматизации, на вопрос о выборе решения эксперт ответил: «Полноценная WMS». Один респондент (14,3%) работает на уже автоматизированном складе. Еще один (14,3%) собирается автоматизировать склад в ближайшее время, трое – в перспективе (42,8%). Один (14,3%) не определился с выбором решения. Из тех, кого устраивает цена до $200 000, 50% ожидают автоматизацию склада с помощью WMS в ближайшее время; 25% планируют внедрить систему в перспективе; 25% собираются использовать другие решения.

Ценовой диапазон до $300 000 приемлем для 6,5% респондентов, из них 50% собираются автоматизировать склад в ближайшее время и столько же – в перспективе.

Цена до $500 000 приемлема для одного респондента, склад которого уже автоматизирован, и для еще одного, ожидающего автоматизации в ближайшее время.

До $1 000 000 в перспективе готов заплатить за внедрение WMS один респондент.

Мнения респондентов, считающих  цену не принципиальным критерием, разделились  следующим образом:

  • 40% уже автоматизировали склад;
  • 40% собираются автоматизировать в перспективе;
  • 20% находятся в состоянии выбора решений.

Из тех опрошенных, для которых  этот вопрос не актуален, один уже автоматизировал  склад с помощью WMS, один собирается это сделать в будущем, один предпочитает другие решения.

3.2 Внедрение WMS: Оценка затрат и экономический эффект

 

WMS помимо чисто учетной  функции выполняет и активную  роль, анализируя все задачи, стоящие  в очереди на выполнение, и  выдавая сигнал складскому персоналу  о необходимости выполнить наиболее  приоритетную задачу. В частности, WMS-система должна обеспечивать  оптимизацию маршрутов движения  погрузочно-транспортного оборудования, а также формировать задания  для персонала с учетом его  оптимальной загрузки. Иными словами,  правильно настроенная WMS сама  должна давать складскому персоналу  задания – кому, что и когда  нужно сделать, где и какой  товар разместить, в какой последовательности  производить сбор и отгрузку  заказов. При этом должны учитываться  и ограничения по срокам годности, по весу, по совместимости отдельных  товарных позиций и т. п.

Еще одной важной функцией WMS является биллинг, т. е. автоматизированный расчет стоимости (себестоимости) хранения, основанный на текущем учете загрузки ячеек. Эта функция особенно актуальна  для компаний, предоставляющих услуги временного хранения товаров сторонним  грузовладельцам. Кроме того, с помощью  этой функции можно подсчитать стоимость  оказанных грузовладельцам услуг  по обработке товаров (механизированная и ручная погрузка-разгрузка, обмотка  стретч-пленкой, дозаморозка и т. п.).

Очевидно, что без грамотно разработанной бизнес-модели функционирования склада станет невозможной эксплуатация подобного аппаратно-программного комплекса. И поскольку бизнес-модель разрабатывается, естественно, на основе глубокого анализа специфики  процессов деятельности предприятия, WMS должна обладать достаточной гибкостью  в настройке, чтобы максимально  учитывать специфику процессов. Речь идет о западных и отечественных  системах, предлагаемых на рынке подобных решений, поскольку понятно, что  «самописная» система изначально создается адаптированной под бизнес-модель предприятия.

Существование более или  менее единого подхода к организации  хранения на распределительных складах (наличие четырехкоординатной системы  с проходами, стеллажами, полками  и местами, зоны приемки, отгрузки, комплектации, стандартные размеры поддонов, конечное число стандартов штрихового кодирования) наводит на мысль о принципиальной возможности адаптации любой  универсальной WMS-системы к бизнес-модели конкретного склада. А поскольку  сам подход позаимствован у Запада, идея об адаптации именно западной системы приходит в первую очередь; вместе с тем возникает вопрос об экономической целесообразности и оценке эффективности внедрения

 

3.2.1 Оценка затрат на внедрение WMS

Условную классификацию WMS-систем на малые, средние и большие  можно провести по признаку стоимости  одного рабочего места пользователя. Предлагаемые на сегодняшний день системы  имеют достаточно большой разброс  по стоимости: от 300 USD (отечественные  программные пакеты) до 5 тыс. USD (дорогие  западные системы) за одно рабочее место. Обычной практикой является сравнение WMS не по стоимости одного рабочего места (она зачастую не является объективным  показателем), а по затратам на внедрение  в целом, которые складываются из следующих величин:

• затраты на анализ и  оценку предлагаемых решений;

• стоимость приобретаемых  лицензий на программное обеспечение (ПО), которая зависит от числа  пользователей и функционального  состава системы;

• стоимость дополнительно  приобретаемого аппаратного обеспечения (рабочие станции, серверы, лицензии на операционные системы и вспомогательное  программное обеспечение);

• стоимость дополнительно  приобретаемого складского оборудования (сканеры штрих-кода, термопринтеры, ВЧ-считыватели, ВЧ-метки и т. п.);

• затраты на внешний  консалтинг (проведение обследования, разработка технического проекта, доводка  системы под бизнес-процессы заказчика, настройка и пилотное тестирование системы, обучение пользователей, поддержка  в проведении тестовой и промышленной эксплуатации);

• затраты на внутренний консалтинг (оплата труда и материальное стимулирование сотрудников рабочей  группы);

• затраты на интеграцию WMS с существующими программными продуктами (с ERP-системой, с ПО поставщиков  товара, с которыми ведется обмен данными в режиме онлайн).

При подсчете суммы совокупных затрат и принятии решения о внедрении  следует помнить о следующих  правилах, которые являются результатом  обобщения практики внедрения систем управления консультантами.

Правило первое. Соотношение  стоимости приобретаемых лицензий на ПО и затрат на внешний консалтинг для систем среднего класса можно  примерно оценить как 1 к 1,5...2 для  систем среднего (по стоимости) класса.

Правило второе. В большинстве  случаев первоначально запланированный  бюджет проекта по факту превышается  на величину до 15%. Это может быть связано с неправильной оценкой  сроков внедрения, выявлением в ходе тестовой эксплуатации дополнительных требований к функциональности системы, инертностью персонала при переходе на новую систему. Внедряя подобную систему впервые, правильно оцените  риски и учтите их в бюджете  проекта.

Правило третье. Нельзя пренебрегать зависимостью успешности внедрения  от подготовленности и уровня мотивации  в рабочей группе, создаваемой  в рамках проекта. Хорошо подготовленная и мотивированная рабочая группа – не только залог успешного внедрения, но и основа дальнейшего правильного функционирования системы на предприятии. По этой причине необходимо включить в бюджет проекта затраты на поощрение собственных сотрудников, входящих в состав рабочей группы.

Правило четвертое. Приобретая универсальную систему, придется смириться  с мыслью о том, что часть приобретенной  функциональности вы никогда не будете использовать.

Правило пятое. Средний срок внедрения систем среднего по стоимости  класса с учетом адаптации под  бизнес-модель предприятия составляет 4...5 месяцев. Если поставщик решения  предложит более короткие сроки  внедрения, для этого должны быть веские основания (допустим, подобное решение уже было внедрено на предприятии  со схожей бизнес-моделью, что представляет собой уже своего рода тиражирование  продукта).

Правило шестое. Цена и самой  системы, и услуг по ее внедрению  является предметом переговоров. Это  неотъемлемая часть того, что поставщики подобных продуктов называют «индивидуальным  подходом к клиенту».

Для внесения ясности в  порядок цифр рассмотрим следующий  пример. Пусть в наличии имеется  склад площадью 2000 м2 с числом ячеек 4000, количеством номенклатурных единиц в товарном перечне 1500 и численностью персонала 50 человек, 8 из которых являются пользователями системы. Состав рабочей группы – 3 сотрудника. Средняя месячная заработная плата одного сотрудника – 1200 USD.

Затраты на подготовку внедрения  и четырехмесячное внедрение  могут выглядеть следующим образом:

    • Анализ коммерческих предложений 1200 USD.
    • Приобретение лицензий на ПО 32 000 USD.
    • Внешний консалтинг 60 000 USD.
    • Внутренний консалтинг 1200 USD x 3 x 4 = 14 400 USD.

Итого 107 600 USD.

Полученная сумма не включает затраты на приобретение новой вычислительной техники, модернизацию сети и сервера, которые могут очень сильно варьироваться  в зависимости от текущего уровня оснащенности предприятия. Как правило, стоимость сервера для клиент-серверного предложения WMS, рассчитанная на обслуживание склада с вышеприведенными параметрами, составит 4...6 тыс. USD, стоимость рабочей  станции – 700...900 USD. Дополнительное оснащение персонала 4...5 терминалами  сбора данных, дающими возможность  работы со штрих-кодами, обойдется предприятию  еще в 4000 USD. Суммарная величина затрат позволяет сделать вывод о  применимости рассматриваемого решения  только к достаточно большому складу с богатым ассортиментом товаров, каковым по сути и является склад, рассмотренный в качестве примера.

Консультанты-практики оценивают  порог применимости, по меньшей мере, 1000 паллето-мест, минимум 100 наименований номенклатуры и 5 работников на складе в одной смене. Естественно, что в каждом конкретном случае для принятия решения оцениваются индивидуальные особенности логистической модели предприятия и физические характеристики склада.

 

3.2.2 Экономический эффект от внедрения WMS

Для оценки эффективности  вложений в проект внедрения WMS (как  и для любых других ИТ-инвестиций) чаще всего используют показатели возврата инвестиций (ROI – return on investment) и совокупной стоимости владения (TCO – total cost of ownership).

Практика внедрения и  эксплуатации WMS в России показывает, что срок окупаемости подобных вложений не превышает 1,5-2 года. Кроме того, на этапе выбора системы может быть использован показатель анализа выгодности затрат CBA (Cost Benefits Analysis), который основывается на сравнении двух альтернативных вариантов – работа склада с использованием системы и без нее.

Практический анализ результатов  успешных внедрений WMS указывает на достижение следующих количественных показателей:

• сокращение времени, затрачиваемого на приемку/ комплектацию/ отгрузку заказов, в 1,5...2 раза;

• увеличение точности выполнения заказов до 99%;

• сокращение численности  персонала в 2...2,5 раза;

• значительное снижение потерь, связанных со сроком годности или  условиями хранения;

• увеличение ассортимента товара за счет повышения точности работы;

• возможность управления складом на 4000...10 000 паллето-мест одним  или двумя операторами;

• значительное сокращение издержек, связанных с простоями, ввиду сокращения продолжительности  последних до минимума;

Информация о работе Оценка возможностей различных информационных систем управления складированием