Оптимизация ключевых операций складского технологического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 07:13, доклад

Описание работы

В данной публикации мы рассмотрим методы оптимизации четырех взаимосвязанных стадий складского технологического процесса: идентификацию поступившей продукции, размещение товаров на хранение и комплектацию заказов.

Файлы: 1 файл

Оптимизация ключевых операций складского технологического процесса.docx

— 65.87 Кб (Скачать файл)

 
Рис. 5. Зональное деление склада при комплексной сборке заказов

III. Комплектация  заказов. На большинстве складов оптовых торговых и производственных предприятий, а также на складах логистических центров данная операция является ключевой, так как именно от нее зависит уровень логистического обслуживания (скорость выполнения заказа, отсутствие ошибок при сборе и т.д.). При этом данная операция является одной из трудоемких в складском технологическом процессе.

Существует две системы  выполнения технологических операций по комплектации: ?человек к товару? и ?товар к человеку?.

Система ?товар к человеку? является полностью автоматизированной (см. рис. 3). Управление передвижением товара осуществляется оператором при помощи пульта управления, при этом сам оператор не производит никаких перемещений, товар поступает к окну выдачи автоматически. В настоящее время применение таких систем в России нашло небольшое применение.

Система ?человек к товару?. По результатам хронометража работы комплектовщика, проводимого на 23 складах предприятий оптовой торговли, были получены следующие усредненные результаты: 50 процентов времени комплектовщика расходуется на перемещение между местами отборки, 20 процентов - вынужденный простой (ожидание), 20 процентов - работа с документами, 10 процентов - изъятие с места отборки. Однако существуют методы оптимизации процедуры комплектации, при применении которых сокращается общее время сборки заказа за счет полного упразднения простоя и сокращения времени на перемещения между местами отборки.

Рассмотрим типовую схему  процесса комплектации заказов (см. рис. 4.)

1. Процедура комплектации начинается с получения накладной на отпуск товара (заявка, лист комплектации и т.д.), обязательным условием является расположение в документе товарных позиций в соответствии с размещением продукции на складе, иначе образуется ситуация, когда накладная составляется в таком порядке, в котором она существует в информационной системе, и комплектовщик вынужден совершать неэффективный путь, то есть неоднократно возвращаться к ранее пройденным местам и т.д.

2. Составление маршрутной  карты. В работе большинства  складов данная процедура не  используется совсем. Однако оптимальное  составление пути движения комплектовщика  позволяет существенно сократить  время на сборку заказа. Критерием  составления маршрутной карты  будет являться не только размещение  адресов нахождения товара в  соответствии с их расположением  на складе, но и, что более  важно, учет принципа ?товарного соседства?. Например, на складе компании, занимающейся оптовой продажей канцелярских товаров, комплектовщике платформенной тележкой отбирает в соответствии с заказом несколько видов ватмана, после чего у него в листе комплектации находится позиция ?Бумага для принтера ?Снегурочка?, это приводит к тому, что комплектовщик вынужден тратить значительное время на перекладку товара в тележке, кроме того, как правило, данная пересортировка производится в неподготовленных условиях (пыль от бетонного пола и пр.), что часто приводит к нарушению внешнего вида упаковки.

3. Отборка груза с мест  хранения.

4. Комплектация собранного  заказа, его упаковка и маркировка.

Дифференциация в выполнении последних двух операций будет зависеть от вида комплектации - индивидуальной или комплексной. Индивидуальная комплектация заказа заключается в последовательной отборке одного заказа одним сборщиком. Комплексная комплектация - сборка одного заказа по частям разными комплектовщиками в отдельных секторах склада. При  индивидуальной сборке комплектовщик  вынужден проходить значительные расстояния, а, следовательно, и затрачивать  большое количество времени при  перемещениях между местами отборки, кроме того, возрастает вероятность  пересечения потоков, а, следовательно, возникновения ситуаций ожиданий освобождения технологической зоны другими служащими.

Комплексный способ сборки заказов более эффективен. При  таком способе склад разделяется  на несколько зон в каждой, из которых работает один комплектовщик. При этом геометрические размеры  зон могут быть различны, важно  рассчитать одинаковое количество операций, приходящееся на каждую зону, а точнее время для их выполнения. Например, зона ? 7 по геометрическим параметрам будет значительно меньше, чем зона ? 1, однако она находится на значительном удалении от зоны приемки/разгрузки, а, следовательно, и время на выполнение операций по доставке заказа будет больше и т.д. Пример зонального деления приведен на рисунке 5.

Поступивший заказ разделяется  на части, соответствующие зонам  склада. После сборки в каждом участке  собранная часть передается на участок  приемки в квадрат, номер которого обозначен в листе комплектации у каждого комплектовщика, собирающего  единый заказ. После сборки всего  заказа кладовщик проверяет правильность собранного заказа, далее производятся предотгрузочные операции. Преимущества данного метода очевидны: во-первых, скорость выполнения заказа сокращается в несколько раз, за счет сокращения количества перемещений между местами отборки и упразднения вынужденного простоя; во-вторых, каждый комплектовщик, ?прикрепленный? к конкретной зоне, гораздо быстрее узнает номенклатуру, хранящуюся в ней и фактически имеет возможность работать без маршрутного листа; в-третьих, появляется возможность закрепления индивидуальной ответственности за состоянием каждой складской зоны. Минусом данной системы некоторые руководители складов называют возможность внезапного невыхода на работу части складского персонала и отсутствие в зоне комплектовщика. Однако это уже вопрос административно-организационный, большинство руководителей крупных складов, вводящие данную систему, смогли справиться с данным негативным фактором методами мотивации и административных взысканий. Во всяком случае, остается возможность ?аварийной? переброски персонала из другой зоны.


Информация о работе Оптимизация ключевых операций складского технологического процесса