Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 15:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение вопроса оптимизации организационной структуры склада.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретический аспект понятия оптимизации оргструктуры.
2. Проанализировать складскую деятельность предприятия ЗАО «Волынь».
3. Предложить логистическую оптимизацию организационной структуры склада ЗАО «Волынь».
В качестве объекта исследования рассматривались складские процессы предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретический аспект понятия Оптимизации оргструктур 5
1.1. Основные функции и классификация складов в логистической системе 5
1.2. Основные составляющие системы складирования и логистический процесс 10
1.3. Разработка и оптимизация организационной структуры 16
Глава 2. Анализ складской деятельности предприятия 20
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Волынь» 20
2.2.Порядок и особенности организации складской деятельности предприятия 22
Глава 3. Логистическая оптимизация организационной структуры склада ЗАО «Волынь» 26
3.1. Критерии оптимизации и показатели эффективности складских систем 26
3.2. Организация складских процессов с элементами логистики 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ЗАО «Волынь» – это компания, производящая и реализующая высококачественные (дорогие) колбасные изделия собственного производства.
Компания владеет двумя торговыми марками «Московские колбасы» и «Эксклюзив», каждая из которых имеет свой ассортимент колбасных изделий.
Компания быстро возрастает: с момента учреждения, когда в 2003 г. было продано колбасных изделий на сумму 900 млн. руб., объемы возросли до 24000 950 млн. руб. в 2013 году.
Миссия компании:
Удовлетворять вкусы российских потребителей наилучшими видами мясной продукции, путем постоянного усовершенствования качества, технологии производства, постоянных инноваций, партнерских отношений с поставщиками и клиентами.
Цели компании на 2014-2015 гг.:
Структура сбыта. Компания имеет 7 регионов продажи: Центральный, Северо-Западный, Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный.
Во всех регионах робота осуществляется через дистрибьюторов, количество которых доходит до 50. Кроме столицы, где компания самостоятельно осуществляет прямые продажи торговым сетям.
С 2008 года компания также начала экспорт в страны СНГ, на так называемых, «этнически» украинских и российских торговых точках.
Учитывая миссию и цели компании ЗАО «Волынь» можно прийти к выводу, что решение задач логистики имеет первостепенную важность для нее. Особенно вопрос организации единого технологического процесса функционирования баз и складов.
Товарная номенклатура компании составляет свыше 70 наименований и имеет широкий ассортимент высококачественных колбасных изделий.
Оценивается уровень обслуживания клиентов, количество неотправленной продукции, стоимость неотправленной продукции, стоимость запасов и отношение к ним устаревших позиций, сумма отклонений продаж, продуктивность склада, расходы на перемещение единицы продукции, средняя длительность погрузочно-разгрузочных работ, длительность простоев и их стоимость.
Перейдем ближе к экономическому анализу организации функционирования складов и ба ЗАО «Волынь».
Для оценки размеров производства организации в среднем и в динамике за последние три года приведем таблицу 2.1.
Таблица 2.1
Основное производство ЗАО «Волынь» за 2012-2014гг.
2012 |
2013 |
2014 | |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
185975 |
387217 |
448197 |
Себестоимость валовой продукции, тыс. руб. |
172621 |
357327 |
414997 |
Из данной таблицы можно сделать следующие выводы:
1. За 2013 год выручка от реализации возросла до 387271 тыс. руб., что на 108,2% больше по сравнению с 2012г; себестоимость валовой продукции составила 357327 тыс. руб.
2. За 2014 год выручка от реализации возросла до 448197 тыс. руб., что на 15,7% больше по сравнению с 2013г и на 141% больше по сравнению с 2012г; себестоимость валовой продукции составила 414997 тыс. руб. (рост по сравнению с 2013 г. на 16,1%, по сравнению 2012 на 140,4%).
Производственно-складская структура.
ЗАО «Волынь» имеет следующую структуру производства и логистики:
Заводы:
- г. Москва – производство ТМ «Московские колбасы».
- г. Новосибирск – производство ТМ «Эксклюзив».
Центральные склады и базы:
- г. Москва: ТМ «Московские колбасы» и «Эксклюзив», материалы компании «Food additives, Ltd.» (материальный, производственный, сбытовый).
- г. Новосибирск: ТМ «Эксклюзив» (материальный, производственный, сбытовый).
Региональные склады и базы.
- г. Ростов-на-Дону: ТМ «Московские колбасы», ТМ «Эксклюзив». (сбытовый).
- г. Екатеринбург: ТМ «Московские колбасы», ТМ «Эксклюзив» (сбытовый).
- г. Иркутск: ТМ «Эксклюзив» (сбытовый).
- г. Хабаровск: ТМ «Эксклюзив» (сбытовый).
Рассмотрим особенности организации складской деятельности регионального склада «ТМ Эксклюзив»» г. Москва.
Склад обеспечен круглосуточной охраной, подъездными путями для автомобильного и ж/д транспорта, имеется в наличии практически вся необходимая погрузочная техника. Это позволяет обеспечить работу всех участков предприятия.
Ангарная площадка с 4-мя складскими помещениями, которые оснащены холодильным камерами.
Общая площадь 4500 кв. м., в том числе.: 4000 кв. м., четыре складских помещения; 500 кв.м, открытая площадка.
На рисунке 2.1 представлена схема деления ангарной площадки склада «ТМ Эксклюзив» на рабочие зоны:
- Железнодорожная рампа (зона разгрузки);
- Зона приемки;
- Зоны основного хранения;
- Зона комплектации заказа;
- Автомобильная рампа (зона отгрузки).
Параметры рабочих зон, являются параметрами всего склада, что делает их особо значимыми. Оптимальная деятельность рабочих зон рассматривается, исходя из общей цели функционирования всего склада.
Рис. 2.1. Схема деления ангарной площадки склада «ТМ Эксклюзив» на рабочие зоны
2.3. Проблемы функционирования складов и баз ЗАО «Волынь»
Основными проблемами складирования данного предприятия являются:
- нарушение принципов размещения продукции на складе;
- неразделенность ассортимента, различных групп колбасных изделий;
- нарушение требований к планировке складских помещений, в частности недостаточность зон комиссионирования;
- недостаточность работников и устаревание оснащения;
- неудовлетворительная оптимизация погрузочно-разгрузочных работ;
- неправильная организация документооборота.
Из-за недостаточности работников и оборудования для объемов продукции при разгрузке и погрузке происходят простои, продолжительностью от 8 до 24 часов. Так, общая стоимость простоев за плановый период составила 3600 млн. руб., что в свою очередь негативно сказалось на экономике предприятия.
К нему прибавляется недостаточность зон комиссионирования и плохая оптимизация погрузочно-разгрузочных работ, что обуславливает простои и на этапе формирования и доставки заказов, нарушает нормальное сотрудничество с клиентами, способствует увеличению устаревших позиций на складах и базах.
В неудовлетворительном состоянии пребывает и взаимосвязь складской деятельности с заготовительной, распределительной, производственной, посреднической и транспортно-экспедиционной.
Важной проблемой ЗАО «Волынь» является отсутствие отдела логистики, что серьезно затрудняет управление процессами планирования закупок, запасов и хранения.
Систему показателей, отражающих эффективность процесса на складе, можно разделить на пять групп:
1. Показатели, характеризующие
степень удовлетворения
2. Показатели, отражающие качество работы склада.
3. Показатели количественные, временные.
4. Показатели затрат.
5. Показатели, отражающие финансово-
К первой группе относят оценку потребителями уровня выполнения заказа, возврат товаров потребителями, связанный с неправильной комплектацией, нарушениями упаковки и др., число задержек отгрузки товаров, жалобы потребителей, показатели, характеризующие уровень сервиса, и др.
Вторая группа показателей отчасти дополняет первую, но содержит показатели, характеризующие непосредственно качество работы склада. Их, в свою очередь, можно условно разделить на показатели, отражающие точность выполнения параметров заказа (соблюдение сроков, объем, качество, ассортимент комплектации заказа и т. д.), обеспечение выполнения заказов (точность поддержания уровня запасов, наличие запасов, соблюдение условий хранения и т. п.), соблюдение внутреннего режима работы склада (случаи потерь, порчи, хищений и др.).
Третья группа показателей отражает время логистических циклов: время пополнения запасов, обработки заказов потребителей, доставки заказов, подготовки и комплектации заказа, закупки товаров и др.
Четвертая группа включает издержки по управлению складскими запасами, затраты на внутрискладскую транспортировку, грузопереработку, хранение, упаковку и другие логистические издержки.
Показатели пятой группы отражают финансово-экономические результаты, представляют собой совокупность производных показателей от первых четырех групп. К ним относят: оборачиваемость запасов (срок и число оборотов), средний уровень запасов на складе, использование объема склада, складскую мощность, число отправок на единицу складской мощности, число операций грузопереработки в день, логистические издержки на единицу товарооборота на заданном временном интервале, оборачиваемость инвестированного капитала в основные средства склада, срок окупаемости основных средств и инвестиций, затраты на комиссионирование, упаковку и другие услуги на единицу товарооборота, рентабельность и др. (Таблица 3.1)
Таблица 3.1
Показатели эффективности и результативности логистического процесса на складе
Ключевые факторы |
Показатели эффективности и результативности |
Качество складского сервиса и удовлетворение потребностей |
- Обеспечение выполнения заказа точно к указанному сроку - Полнота удовлетворения заказа - Точность параметров заказа - Точность поддержания уровней запасов - Количество возвратов заказов - Ошибки в выполнении заказов - Случаи потерь, хищений, порчи и т. п. - Возврат товаров покупателями - Претензии потребителей - Оценка потребителями
степени удовлетворения |
Использование инвестиций |
- Скорость и количество - Использование оборотного капитала - Средний уровень запасов на складе - Возврат на инвестиции в основные фонды - Использование инвестиций в технологическое (подъемно-транспортное ) оборудование |
Логистические издержки |
- затраты на управление - Затраты на внутрискладскую транспортировку - Затраты, связанные с
качеством продукции и сервиса
(ущерб от недостаточного - Затраты на складскую грузопереработку и хранение - Общие логистические издержки на единицу инвестированного в складские запасы капитала - Общие логистические издержки на единицу складского товарооборота |
Время логистических циклов |
- Время обработки заказов - Время доставки заказа - Время подготовки и комплектации заказа - Время выполнения заказа |
Производительность |
- Количество отработанных - Грузовые отправки на
единицу складских мощностей
и грузовместимости - Использование складского пространства - Количество операций грузопереработки в час |
Как показывает таблица 3.1, к ключевым факторам, влияющим на эффективность логистического процесса, следует отнести: качество складского сервиса и удовлетворение запросов потребителей, использование инвестиций, уровень логистических издержек, продолжительность логистических циклов, производительность складских операций.
На различных участках склада выполняются определённые логистические операции. Так, на участке разгрузки осуществляется механизированная и ручная разгрузка товаров из транспортных средств, в приёмочной экспедиции, которая размещается в отдельном помещении склада, осуществляется приёмка прибывшего в нерабочее время груза по количеству мест и его кратковременное хранение до передачи в основной склад.
На участке приемки (размещается в основном помещении склада) – приемка товаров по количеству и по качеству (грузы на участок приемки могут поступать из участка разгрузки и из приемочной экспедиции).
На участке хранения (главная часть основного помещения склада) ведётся размещение груза на хранение, отборка груза из мест хранения.
На участке комплектования (размещается в основном помещении склада) формирование грузовых единиц, содержащих подобранный в соответствии с заказами покупателей ассортимент товаров.
В отправочной экспедиции – кратковременное хранение подготовленных к отправке грузовых единиц, организация их доставки покупателю.
На участке погрузки – погрузка товаров на транспортные средства (ручная и механизированная).
Общая схема технологического процесса на складе представлена на рис. 3.1.
В основе технологии складского процесса лежит рациональное построение, четкое и последовательное выполнение складских операций, постоянное совершенствование организации труда и технологических решений, эффективное использование подъемно-транспортного и технологического оборудования.
Рис.3.1. Общая схема технологического процесса на складе
Правильно организованный технологический процесс работы оптового
предприятия должен обеспечивать: четкое и своевременное проведение количественной и качественной приемки товаров; эффективное использование средств механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ; рациональное складирование товаров, максимальное использование складских объемов и площадей, сохранность товаров и других материальных ценностей; выполнение требований по рациональной организации работы зала товарных образцов, складских операций по отборке товаров с мест хранения, комплектованию и подготовке их к отпуску; четкую работу экспедиции и организацию централизованной доставки товаров покупателям; последовательное и ритмичное выполнение складских операций, способствующее планомерной загрузке работников склада, и создание благоприятных условий труда.
Информация о работе Оптимизация оганизационной структуры склада